Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Абрамовских Наталья Викторовна. Педагогический мониторинг воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Екатеринбург, 1999 183 c. РГБ ОД, 61:00-13/1087-4


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3-11

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МОНИТОРИНГА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНО
СТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В
ШКОЛЕ
1Л. Проблема мониторинга в психолого-педагогических ис
следованиях 12-22

1.2. Формирование готовности детей к обучению в теории и
практике дошкольного воспитания 23-37

1.3, Определение понятия «познавательная готовность к
школьному обучению» 38-51

1А Функции и этапы педагогического мониторинга позна
вательной готовности детей к школе 52-68

Выводы по первой главе 69-70

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

  1. Нормативно-установочный этап определения уровня познавательной готовности детей к школьному обучению., 71-93

  2. Прогнозирование дидактических условий воспитания познавательной готовности к школе у старших дошкольников 94 -105

  3. Деятельностно-технологический этап организации опытно-поисковой работы 106 - 125

  4. Итогово-диагностический этап применения педагогического мониторинга в процессе воспитания познавательной готовности детей к обучению в школе 126 - 144

Выводы по второй главе 145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ : 146-149

БИБЛИОГРАФИЯ 150-163

ПРИЛОЖЕНИЕ 164 183



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Проблема готовности дошкольников к предстоящему обучению в школе отнюдь не нова, она всегда находилась в центре внимания педагогов и психологов с тех пор, как появились общественные учебные заведения. Однако ее решение неизменно меняется в зависимости от новых тенденций в самой системе образования, которые в свою очередь отражают изменения, происходящие в общественном сознании.

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке проблема готовности детей к школьному обучению исследовалась в различных аспектах. Выдающимися педагогами прошлого было выдвинуто немало интересных идей о том, что детям нужно давать не только знания, но и развивать их активность, самостоятельность, приучать к умственному труду (ПВержерио, Я.А.Комен-ский, Т.Мор, И.Г.Песталоцци, Ф.Рабле, Ж.Ж.Руссо, Э. Роттердамский.).

В дальнейших психолого-педагогических исследованиях разрабатывались многочисленные проблемы, связанные с решением вопроса формирования готовности дошкольников к обучению в образовательных учреждениях. Среди них ведущая роль отводилась определению путей обеспечения преемственности в воспитательно-образовательной работе смежных звеньев процесса воспитания (З.Н.Борисова, НХКрупская, АЛ.Усова, В.А.Ситаров и др.); изучению границ и потенциальных возможностей детей дошкольного возраста в овладении знаниями, умениями, навыками, способами разносторонней деятельности и эмоционально-волевой регуляции своего поведения (Л.И.Божович, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Т.В.Тарунтаева и др.); выявлению общих психо-физиологических особенностей развития старших дошкольников (П.ПБлонский, Л.С.Выготский, Ю.Ф.Змановский, А.А.Любинская, С.Л.Рубин-штейн и др.).

Большинство современных педагогов и психологов подготовку детей к школе рассматривают с позиций формирования их интеллектуальной готовности к обучению, обеспечивающей полноценную адаптацию дошкольников к школе

(А.В.Запорожец, ПЯ.Гальперин, Н.НЛоддъяков, Т.В.Тарунтаева, Ю.В.Карпов, Э.В.Хачатрян, Т.СЯковлева). В качестве системообразующего ядра данной готовности выступает понятие интеллекта. Мы в целом разделяем позиции данных авторов, но, вместе с тем, вынуждены констатировать, что структура дефиниции «личностная готовность к обучению в школе» в рамках данной теоретической концепции в настоящее время остается недостаточно изученной, что вызывает необходимость дальнейшего исследования ее отдельных компонентов и прежде всего познавательного. Задача перехода от обучения знаниям к обучению самой возможности приобретать их и использовать в жизни делает проблему формирования познавательной готовности весьма актуальной. Познавательную готовность мы определяем, как целостную систему свойств и качеств личности ребенка, которая должна обеспечить успешное освоение будущим школьником учебно-познавательной деятельности. Мы выделяем мотйвацион-— -но-потребностный, интеллектуально-операционный и волевой компоненты.

Необходимо отметить, что в отечественной педагогике и психологии старший дошкольный возраст рассматривается как переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте — игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности — учебно-познавательной. Поэтому одной из основных целей образовательной работы дошкольного учреждения является обеспечение плавности этого перехода. Этому способствует воспитание у старших дошкольников познавательной готовности к обучению.

Вместе с тем, структурный анализ содержания понятия «познавательная готовность к обучению в школе» специально не проводился, не изучался и вопрос о тої^как строить процесс формирования познавательной готовности.

Поэтому, несмотря на значительные достижения в этой области воспитания, качество познавательной готовности детей к школе еще не достаточно отвечает возросшим требованиям социального развития общества.

Сложившаяся современная ситуация обуславливает необходимость поиска актуальных методов и средств, способствующих организации процесса воспи-

тания познавательной готовности детей к обучению. В этих условиях особую значимость приобретают педагогические средства, способствующие отслеживанию как позитивных, так и негативных тенденций в образовательном процессе, что, безусловно, поможет усилить положительной влияние и преодолеть негативное воздействие в образовательном процессе.

Поэтому одним из важнейших условий, обеспечивающих качество дошкольной готовности детей, в том числе и познавательной, за счет неиспользованных возможностей педагогического процесса, является система непрерывного, научно-обоснованного, диагностико-прогностического, планово-деятельностного слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях наиболее оптимального выбора образовательных целей, задач и средств их решения (А.С.Белкин), то есть педагогический мониторинг.

Анализ научно-педагогической литературы доказывает, что разработка и применение педагогического мониторинга в работе образовательных учреждений позволяет внедрить научную организацию труда в педагогическую практику работников образования (А.С.Белкин, В.Г.Горб, Г.А.Карпова, А.А.Орлов, В.А.Кальней, С.Е.Ши адов).

Однако наиболее обстоятельно исследованы различные аспекты применения педагогического мониторинга в образовательном процессе школы и в высших учебных заведениях. Между тем необходимость своевременного, полноценного анализа эффективности работы дошкольных учреждений осознается теоретиками и практиками педагогики (Л.МДенякина, А.И.Васильева, Л.В.Поздняк, Л.Ф.Спирин, А.Н.Троян, В.И-Ядэшко). В настоящее время большое внимание уделяется разработке методов диагностики и выявления реального уровня подготовленности детей к школе (Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин), Для того, чтобы сформировать процедуру педагогического мониторинга познавательной готовности, необходимо свести эти разрозненный явления в целостную систему, которая позволит отслеживать результаты процесса воспитания позна-

вательыой готовности, выявить тенденции ее развития и на этой основе вносить необходимые коррективы.

На основании вышеизложенных положений можно сделать вывод о том, что в педагогической практике возникло противоречие между возрастающими требованиями общества к уровню познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе и отсутствием целостной, научно-обоснованной, инструментально подтвержденной системы педагогического мониторинга воспитания познавательной готовности.

Поиск эффективных путей разрешения данного противоречия, теоретическая и практическая значимость ее для современного образовательного процесса выявили проблему данного исследования; «Каковы особенности педагогического мониторинга воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе?»

На основании противоречия и проблемы тема нашего исследования была сформулирована следующим образом: «Педагогический мониторинг воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе».

Объект исследования: процесс воспитания познавательной готовности старших дошкольников к школьному обучению.

Предмет исследования: технологический процесс воспитания познаватель^ ной готовности дошкольников к обучению в школе на основе педагогического мониторинга.

Цель исследования заключается в разработке педагогического мониторинга, актуализирующего возможности воспитания познавательной готовности детей к обучению.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание познавательной готовности ребенка к школе будет наиболее эффективно в условиях педагогического мониторинга, если:

познавательную готовность детей к обучению рассматривать как сложную целостную систему, включающую мотивационно-потребностный, интеллектуально-операционный и волевой компоненты;

включить в образовательный процесс дошкольного учреждения разработанный нами теоретико-технологический алгоритм педагогического мониторинга, который включает в себя ряд последовательных этапов: нормативно-установочный, исходно-диагностический, прогностический, коррекционно-технологический, промежуточно-диагностический, деятельностно-технологиче-ский? итогово-диагностический;

— содержание теоретико-технологического алгоритма будет направлено на реализацию разработанных нами функций педагогического мониторинга в процессе воспитания познавательной готовности детей к школе (информационной, системообразующей, культурологической, формирующей, коррекционной),

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить состояние рассматриваемой проблемы в педагогической теории и практике.

  2. Определить основные структурные компоненты познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

  3. Разработать функции, содержание теоретико-технологического алгоритма педагогического мониторинга познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

  4. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность разработанного теоретико-технологического алгоритма педагогического мониторинга познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Методологическую осцову и теоретическую базу исследования составляют положения современной психологии о закономерностях психического развития в дошкольном детстве, о природе психической деятельности- При разработке стратегии исследования мы опирались на теорию развития личности в деятель-

ности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.), на исследования познавательной деятельности дошкольников (Н.И.Ганошенко, А.В.Запорожец, В.И.Логинова, Р.И.Щукина, В.С.Юркевич и др.), на гуманистические идеи о формировании готовности детей к обучению в школе (Л.И.Божович, Р.С.Буре, Н.К.Крупская, Т.В.Тарунтаева, А.П.Усова и др.). Важное значение для исследования имели научные работы по проблеме педагогического мониторинга | (А.С.Белкин, В.Г.Горб, ГАКарпова, С А.Равичев, А.А.Орлов, С Л.Силина).

Для решения поставленных задач использовался следующий комплекс__л*е-тодое исследованиях теоретический анализ философской, психологической, лингвистической, педагогической литературы по проблеме исследования; теоретический и практический анализ используемых в образовании методов педагогического мониторинга; анкетирование воспитателей, родителей, беседы с детьми; изучение продуктов детской деятельности; качественный и количественный анализ экспериментальных данных; педагогическое наблюдение за деятельностью детей в учебно-воспитательном процессе детского сада.

Опытно-экспериментальную базу исследования составили детские сады №№ 36, 21, 5/18 г. Шадринска Курганской области. Исследованием было охвачено 111 детей старшего дошкольного возраста, 36 педагогов, 60 родителей.

Основные этапы исследования.

Первый этап (1996-1997 гг.) — поисково-теоретический: изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература по теме исследования; определялась методология и проблема исследования. Были сформулированы цель, задачи, гипотеза, разрабатывалась методика опытно-экспериментального исследования.

Второй этап (1997-1998 гг.) — опытно-экспериментальный: осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в соответствии с разработанными этапами педагогического мониторинга познавательной готовности старших до-

школьников к школьному обучению. По ходу работы уточнялась гипотеза, анализировался полученный материал.

Третий этап (1998-1999 гг.) — заключительно-обобщающий; был посвящен систематизации и обобщению результатов исследования, уточнению теоретических положений, оформлению диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

—- разработаны структура и содержание педагогического мониторинга воспитания познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе;

— доказана эффективность использования педагогического мониторинга в
процессе формирования познавательной готовности старших дошкольников к
обучению в школе, содержание которого направлено на реализацию выделен
ных нами функций (информационной, системообразующей, культурологиче=_
ской, формирующей, коррекционной).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

выделено содержание понятия «познавательная готовность», под которой мы понимаем целостную систему свойств и качеств личности ребенка, которые должны обеспечить успешное освоение будущим школьником учебно-познавательной деятельности, направленной на достижение социально значимого результата учебного труда.

структурированы основные компоненты познавательной готовности, в которой выделяются: мотивационно-потребностный (познавательный интерес и познавательная активность), интеллектуально-операционный (мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и обобщения) и волевой (произвольность деятельности и произвольное внимание) компоненты.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: материалы диссертационного изыскания имеют методический уровень практической значимости и могут быть использованы в работе дошкольных учреж-

дений, в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования.

Достоверность исследования обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой в диссертации проблемы, использованием взаимодополняющих методов исследования, сочетанием качественного и количественного анализа полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования докладывались на заседаниях кафедры дошкольной педагогики Шадринского государственного педагогического института, на научно-практических конференциях ШГПИ (1997, 1998 годы), на Российской научно-практической конференции (Уфа, 1998); на втором фестивале-конкурсе научно-исследовательского, технического и прикладного творчества молодежи и студентов (Курган, 1999); основные положения исследования были использованы при чтении спецкурса на факультете дошкольной педагогики и психологии ШГПИ, курсах повышения квалификации при ШГПИ. По теме исследования осуществлялось руководство курсовыми работами на очном и заочном отделениях.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Познавательная готовность к школе рассматривается как целостная система свойств и качеств личности ребенка, которая должна обеспечить успешное освоение будущими школьниками познавательной деятельности, направленной на достижение социально значимых результатов учебного труда. Она включает в себя три компонента: мотивационно-потребностный, интеллектуалbtio-операционный и волевой.

  2. Разработанный теоретико-технологический алгоритм педагогического мониторинга является важным фактором развития познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе. Он представляет целостный, по-' этапно организованный процесс, содержание которого направленно на реализа-

цию функций педагогического мониторинга в процессе воспитания познавательной готовности детей к школе.

Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, двух глав, пятнадцати таблиц, двух гистограмм, заключения, библиографического списка и приложений.

I 12

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций