Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Аксенов Юрий Михайлович. Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Москва, 1999 197 c. РГБ ОД, 61:00-13/246-4


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ :. 3

ГЛАВА I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ

СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ 21

1.1. Концептуальное обоснование деятельно стного подхода

в социально-воспитательной работе

с трудными подростками 21

1.2. Социально-воспитательные возможности
коллективной деятельности

в условиях подросткового объединения 45

ГЛАВА И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДЕЯТЕЛЪНОСТНОГО ПОДХОДА В РАБОТЕ
С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ. 67

2.1. Подростковый коллектив как фактор

социального воспитания личности 73

2.2. Реализация социально-воспитательных функций

коллективной деятельности 86

2.3. Социально-педагогический потенциал

внутригруппового межличностного общения 138

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

ЛИТЕРАТУРА 168

ПРИЛОЖЕНИЯ 184



Введение диссертации:

Происходящие в нашей стране социоэкономические" изменения оказывают глубокое влияние на все сферы социальной жизни российского общества. Обострение кризисных явлений в политике и экономике нашей страны создают напряжение в социальной среде подростков и молодежи. Преобразования в направлении рыночных отношений сопровождаются кризисом ценностной системы, института семьи, взаимоотношений в различных слоях общества. Процесс изменения хозяйственных укладов и моделей экономического обустройства приводит к все большему усложнению социальной структуры общества. Существенно изменилась не только социальная, но и культурная среда человеческой жизнедеятельности, поскольку между людьми реально возникает множество сосуществующих друг с другом культурно-ценностных миров. А множественность институтов социализации, развивающихся по своим собственным законам, позволяет формирующемуся человеку иметь различные варианты для выбора своего жизненного пути, своих ориентации в современном мире. И то, что главные институты социализации не складываются в единую иерархическую систему, существенно повышает автономию личности от каждого из них в отдельности. Хотя эта автономия и необходима для формирования гибкой, творческой личности, способной самостоятельно принимать решения, но в ней заложена также и возможность социальных аномалий, отклоняющегося поведения.

При переходе к взрослой жизни в условиях острых социальных перемен подросток или молодой человек неотвратимо сталкивается с двумя противоположными тенденциями. Первая из них состоит в усилении требований к социализированности личности, а другая представляет увеличение вариативности выбора среди множества альтернатив при вхождении в новый виток современной жизни.

Социальные преобразования общества отразились и на характеристике современного социального типа личности, который стал довольно размыт, что в свою очередь способствует расширению области незрелой идентичности, увеличению возможности ее негативной, отрицательной стороны.

Увеличиваются масштабы асоциального поведения, корни которого уходят в систему социально-культурных ценностей, превозносящую превыше всего определенные символы успеха, в то время как социальная структура общества жестко ограничивает или полностью устраняет доступ к средствам овладения этими символами для большей части населения. Отсюда - рост корыстных и корыстно-насильственных преступлений среди несовершеннолетних и молодежи. По данным пресс-службы МВД России и Главного управления обеспечения общественного порядка «На территории Российской Федерации за период с 1991 по 1998 год подростковая преступность выросла на 17%. Каждое десятое преступление в России совершается подростком или при его участии. Снижается возраст несовершеннолетних преступников. В частности, ежегодно более девяноста тысяч детей совершают опасные деяния до достижения возраста привлечения к уголовной ответственности, которые не учитываются действующей государственной статистикой».

В наши дни процесс демократизации явно опережает регулирующую нормативную деятельность органов законодательной и исполнительной власти, в связи с чем обостряется противоречие между большим воспитательно-педагогическим потенциалом социума и реализацией его в деятельности с подростками и молодежью девиантного поведения. По данным, приведенным в докладе депутатом Государственной Думы Российской Федерации, членом Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и молодежи А.В.Апариной, из насчитывающихся в 1998 году в России 37 миллионов подростков каждый девятый был беспризорным (более 4 миллионов человек), 1,5 миллиона не посещали школу, а 2000 суицидов

стоят на третьем месте среди причин подростковой и детской смертности, отдавая первенство лишь туберкулезу и травматизму.

В этих условиях развития нашего общества все большее значение приобретают проблемы дальнейшего совершенствования системы социовоспитательной работы в молодежной и подростковой среде. Это связано с рядом обстоятельств:

сверхзанятость родителей в сфере основного и дополнительного труда заметно снизила педагогический потенциал семьи;

налицо непозволительное дистанцирование общеобразовательной школы от детей с трудными судьбами;

« последовательное сокращение по материально-техническим причинам социокультурной инфраструктуры ведет к опасному снижению уровня удовлетворения потребностей, запросов, интересов детей и подростков;

явно усиливается влияние на подростков асоциально-крими-нальных
групп;

углубляется разрыв между ценностями старшего и младшего поколения.

Кроме вышеизложенного асоциальное поведение подростков, противостояние между их субкультурой и взрослой является симптомом конфликта между потребностями подрастающего поколения в разнообразной кулътурно-досуговои деятельности и предлагаемыми со стороны общества средствами обеспечения этой деятельности. Ориентируясь на западные образцы, в стране формируется особая молодежная субкультура, главной ценностью которой является свободное времяпрепровождение, а употребление наркотиков нередко превращается в его символ, смысл жизни. Престижные дискотеки, рок-тусовки и концерты становятся наркоопасными местами, а модный стиль «рев» (сумасшествие) включает наряду с употреблением наркотиков и сексуальную расторможенность и бездумные коммуникации.

Об актуальности рассматриваемых проблем можно в определенной мере судить и ло отражению их в целом ряде принятых за последние годы государственных документов. Среди них Законы «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Федеральная программа «Дети России» и др. При этом социально-педагогическое исследование проблем профилактики негативных явлений среди подростков и молодежи, переживающих становление взрослой идентичности на фоне кризисных явлений в обществе, остается важным при отсутствии Всероссийской программы профилактической воспитательной работы. Ученые и научно-исследовательские институты, занимающиеся воспитанием и образованием, уже сегодня должны всерьез заняться разработкой такой программы и противопоставить ее опасной во всех отношениях «уличной» и «рыночной» психологии.

Успешное решение обозначенных проблем в немалой степени зависит от уровня постановки социально-педагогической деятельности и особенно от подготовленности педагогических кадров, их профессионального мастерства и умения решать, наряду с общими, специальные задачи социального воспитания и перевоспитания трудных подростков. В этом отношении у нас в стране уже накоплен определенный практический опыт и есть несомненные успехи в его научно-теоретическом осмыслении. В работе по коррекции отклоняющегося поведения довольно широко используются общепедагогические технологии, принципы и правила. Однако специфичность объекта с необходимостью предполагает их определенную трансформацию и модификацию, а в целом ряде случаев и создание принципиально новых методик.

Методологию нашего исследования составили философские и педагогические концепции о противоречивом развитии личности в процессе разнообразной деятельности, отношений и общении, идеи целостности и системности процесса социального воспитания, единство человека и

социальной среды. Для исследования была особенно важна опора на личностно-деятельностный подход в процессе гармонизации отношений личности и общества.

Основной теоретической базой исследования обозначенной проблемы послужили положения, выдвинутые в трудах П.П.Бяонского, Н.К,Крупскойэ А.В.Луначарского, А.С.Макаренко, ВА.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, получившие дальнейшее развитие в трудах современных специалистов.

В общей системе социального воспитания детей и подростков важное место занимают разнообразные объединения внешкольного типа. Это обстоятельство ставит перед педагогической наукой задачу углубленной разработки теоретических и технологических проблем организации и формирования таких объединений. Определенные шаги в данном направлении уже делаются.

Поистине уникальным является современный социально-педагогический опыт создания объединений трудных подростков, работы с ними по месту жительства, в летних лагерях труда и отдыха, многодневных походах. (С.А.Алексеева, ЮІСБерезкин, Е.ГХВолков, Ю.ШСатаев, Г.Н.Нечаев, Р.В.Соколов, С.Е.Хозе и др.).

Серьезный вклад в научное осмысление и обобщение этого опыта внесен такими учеными-исследователями как В.Г.Баженов, СА.Беличева, А.С,Белкин, В.ПБочарова, Я.И.Глинский, Ю.А,Клейберг, Р.В.Овчарова, Е.Г.Слуцкий, А.А.Сукало, Г.Н. Филонов, В.А.Фокин, Е.Н.Шиянов, Ю.И.Юричка и др.

Многообразные стороны и аспекты развития детских и молодежных общественных объединений, их социально-педагогические и психологические возможности, раскрытые в работах вышеперечисленных авторов, позволяют найти ответ на вопрос: почему так нужны внешкольные подростковые объединения сегодня и в чем они дополняют общеобразовательные учреждения. Наша современная школа делает много

полезного в плане социального обучения и воспитания учащихся. И тем не менее, работа с трудными подростками остается до сих пор ее самым слабым звеном. (Е.А.Горшкова, Г.Л.Исурина с соавт., И.В.Павлов и др.) Попробуем, разобраться, почему это происходит.

На современном этапе школа как основное пространство духовного развития подростка еще не в должной мере способствует социальному формированию личности. Учебный процесс зачастую строится так, что школьники оказываются слабо вовлеченными в реальную повседневную жизнь общества, а иногда и просто оторванными от насущных проблем социальной практики (А.Н.Билинский, Г.Г.Бочкарева, Б.Т.Лихачев и др.). Организуя разнообразные подростковые объединения, педагоги получают реальную возможность взять под контроль наименее доступную для этого сферу жизни подростков - их свободное время. Применительно к развитию социализирующих процессов последнее означает возникновение соответствующего контроля и над так называемой «стихийной» (термин социологов) дворово-уличной социализацией, которая часто носит весьма нежелательный характер (В.САгеев, Б.Н.Алмазов, С.А.Беличева, Ю.В.Гербеев, Ю.А.Клейберг, А.И.Кочетов, А.Е.Личко,. И.А.Невский, М.И.Рожков, Л.Ю.Садыкова, А.А.Сукало и др.). Современные подростковые объединения выполняют по отношению к школе роль продуктивного, дополнительного и даже компенсаторного фактора. В них лучше учитываются и удовлетворяются потребности, интересы и запросы ребенка, формируются его новые устремления. Здесь больше возможностей для развития самоуправления, самодеятельности, для самореализации подростков. Это своеобразная отдушина, уход от заформализованных учебных структур и назойливой дидактичности. Исходя из результатов исследований российских ученых, культурно-спортивное объединение подростков может стать отличной нишей свободного творческого развития личности. Вместе с тем, даже такое объединение не может и не должно быть своеобразным бегством от жизни и, прежде всего, от трудовой деятельности.

Задача социальных педагогов - сделать общественное объединение не виртуальным (зачастую придуманным педагогам, как, например, у В.П. Крапивина его «Каравелла»), а вполне адекватным реальным потребностям подростков, в том числе и трудновоспитуемым. Возможно, вначале сами ребята попытаются найти здесь средства и формы, необходимые для реализации своих жизненных устремлений. Разумеется, это не всегда получится. Вот тогда, собственно, и возникает необходимость подключения взрослых в лице более опытных социальных педагогов (Т.ПХолубкова, И.П.Иванов, В.Д.Семенов, И.Ю.Сундиев и др.). Вероятность создания неординарных систем государственного направления актуальна.

При работе над диссертацией у нас возникла необходимость ознакомиться еще с несколькими массивами литературных источников. Проблематика первого из них была связана с изучением и обоснованием деятельностного подхода к развитию личности.

Особенно интересными для соискателя оказались здесь работы таких исследователей как К.Г.Абульханова-Славская, Б.Г.Апаньев, В.Г.Афанасьев, ЛП.Буева, М.В.Демин, М.СКаган, А.Н,Леонтьев, А.С.Макаренко, Б.Д.Парыгин, С.Т.Шацкий, Г.И.Щукина. Изученная литература по деятельностному подходу позволила нам лучше сориентироваться в вопросах субъективного и объективного потенциала деятельности по отношению к формированию личности ее участников, организации деятельности, ее основным типологиям, деятельностного опосредования межличностных коммуникаций и др.

В состав второго массива научных материалов входила литература, на
страницах которой исследовались проблемы социовоспитательного
потенциала разных видов детских, подростковых и молодежных
объединений. Много полезного для себя в рамках этого массива мы нашли в
публикациях Л.И.Божович, В.Г.Бочаровой, Б.З.Вульфова, ЛЮ.Гордина,
А.И.Донцова, И.П.Иванова, М.Г.Казакиной, В.А.Караковского,

А.В.Киричука, А.Т.Куракина, В.И.Максаковой, Л.И.Новиковой, А.В.Петровского, М.И.Рожкова, Л.И.Уманского, Г-Н.Филонова и др.

Третий из изученных нами массивов литературных источников был посвящен проблемам межличностного общения и его роли в социальном формировании личности. Большую помощь оказали нам тут публикации В.САгеева, А.И.Арнольдова, Э.Берна, А.А.Бодалева, В.Г.Бочаровой, МБуянова, Л.С.Выготского, Е.А.Горшковой, В.А.Кан-Калика, Е.В.Клюева, Ю.С.Крижанской и В.П.Третьякова, Б.Н.Ломова, С.И.Львовой, Ф.СМахова, АЗ.Мудрика, А.Ф.Никитина, Б.Д.Парыгина, Ю.А.Стрельцова, П.С.Таранова, А.Ф.Тимоховец и др. Их идеи, подходы, выводы по близким нам и более общим проблемам стали для диссертанта исходными моментами в осмыслении концептуальной разработки механизма коррекционно-воспитательной деятельности через межличностное общение, которое выполняет ряд важнейших функций. Информационно-коммуникативная в той или иной форме и степени связана со всеми формами деятельности подростков- Регуляционно-коммуникативная межличностного взаимодействия способствует выработке правил поведения, усвоению принятых норм, целей, средств, мотивов. Благодаря этой функции, как показывают исследования, складывается своеобразная иерархия ценностей, школа социализации индивида. Следующая ведущая функция общения связана, по мнению ученых, с регулированием уровня эмоциональной напряженности, формированием того эмоционального фона, на котором протекает организуемая деятельность.

В литературе по проблемам общения мы нашли также ответы на такие важные для нашего изыскания вопросы, как социально-воспитательный потенциал межличностных коммуникаций; типология трансакций, содержания, структура коммуникативного процесса; роль общения в социальном ориентировании личности и регуляции ее практического поведения; пути и способы повышения коммуникативной культуры человека и многие другие.

Большое значение для нашего изыскания имели труды ученых, исследовавших вопросы, относящиеся к профилактике отклоняющегося поведения подростков. В отечественной науке на сегодняшний день выполнено определенное число работ по данной тематике. Так, изучение статусных характеристик и особенностей подросткового возраста, ценностей и норм молодого поколения занимались М.А.Алемаскин, Д.ПБукреева, Л.С.Выготский, Э.Дюркгейм, С.А.Завражин, С.А.Захаров, В.П.Кащенко, М.Кле, Ю.А.Клейберг, И-С.Кон, А.И.Кочетов, А.Е.Личко, Д.Майерс, Э.Г.Маритросов, А.А.Маркосян, К.К.Платонов, А.Д.Реан, В.Г.Степанов, А.А.Сукало, В.А.Сухарев, Д.И.Фельдштейн и др.

В отечественной научной социологической, психологической и социально-педагогической литературе проблемы, посвященные отклоняющемуся поведению, связаны, главным образом, с детско-юношеским возрастом, и более конкретно с «педагогически запущенными», «трудновоспитуемыми» детьми и подростками (С.А.Беличева, П.П.Блонский, С.М.Фокин и др.). В них авторы исследований выделяют такие черты поведенческой психологии трудных подростков как гиперидентификация со своей спонтанной группой, подверженность эмоциональному заражению, определенная жестокость, желание выделиться, привлечь внимание (одеждой, прической, жаргоном, манерой поведения). Их поведение ситуативно, а социальные нормы не являются регулятором.

В исследованиях Ю.А.Клайберга выявлены сложные взаимосвязи различных форм отклоняющегося поведения, когда одно негативное явление усиливает другое (алкоголизация - хулиганство и некоторые насильственные преступления, наркотизм - корыстные, бюрократизм - должностные и т.п.). Выявлена зависимость различных форм девиантного поведения от экономических, социальных, демографических, культурных факторов среды.

В работах российских педагогов более изученной и разработанной в методическом плане, по мнению автора, является проблема норм и девиаций. Изучению вопросов, связанных с определением сущности социальных норм,

механизма их действия, функционирования посвящены исследования М.Н.Бобневой, В.Н.Кудрявцева, Е.МЛенькова, В.Д.Плахова, А.А.Ручки и других. Особенно активно такая работа ведется в рамках современной социальной педагогики В.Г.Бочаровой.

Из публикаций этих авторов мы почерпнули для себя много полезного по вопросам теории и методики превентивной и кондуктивной педагогики, сущности и форм отклоняющегося поведения, способов профилактики социальных отклонений, основных методов коррекционной работы, научно обоснованной организации социореабилитационной работы.

Исследования А.Н.Бшшнского, В.А.Зисса, Ю,А.Клейберга, Е.В.Лариной, В.Л.Назарова, В.А.Родионова, Г.А.Селиванова, А,А.Сукало и других способствовали типологизации асоциальных личностей, объединений, дефектов социального отношения и их влиянию на отклоняющееся развитие личности, в них сделаны попытки конструирования процесса коррекционно-воспитательной работы и создания диагностических и воспитательных программ социализации для разных возрастных групп.

Изучение литературных источников, диссертационных исследований, относящихся к профилактике асоциального поведения подростков, говорит о том, что на сегодняшний день уже выполнено определенное число изысканий. В целом мы можем говорить об активно формирующейся на этой базе новой специальной отрасли педагогической науки - превентивно-коррекционной педагогики.

Вместе с тем, в этой области еще остается множество слабо изученных проблем. На наш взгляд, к ним, прежде всего, относятся такие проблемы как взаимосвязь различных звеньев системы профилактической работы в социуме; разносторонность раскрытия социокультурного обеспечения превентивной практики; технологические основы профилактической работы.

Наряду с этим, надо признать и слабую разработанность вопросов проектирования и создания благоприятной социализирующей среды для

становления и развития личности подростка в современных общественно-экономических условиях.

Актуальность проблемы, потребность ее дальнейшей научно-теоретической и практической разработки в современной социальной ситуации, потребность практики в создании эффективных социально-профилактических механизмов работы с трудными подростками обусловили выбор темы исследования «Деятельностный подход в социально-воспитательной работе с трудными подростками».

Объект исследования: подростки с отклонениями в социальном поведении.

Предмет исследования: деятельностный подход в профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков.

Цель исследования: определить условия эффективной социально-воспитательной работы по предупреждению отклоняющегося доведения на основе деятельностного подхода.

Гипотеза исследования. Профилактика отклоняющегося поведения подростков рассматривается нами как процесс (в котором подростки является группой повышенного риска, нуждающейся в специальной социально-психологической поддержке), опирающийся на использование в социально-воспитательной работе деятельностного подхода, предполагающего освоение подростками позитивных потребностей, мотивов, норм поведения через деятельность, межличностное общение, организованное воспитательное воздействие.

Реализация деятельностного подхода в социально-воспитательной работе с трудными подростками становится эффективной, если социальные педагоги и воспитатели:

опираются на педагогический потенциал подросткового коллектива и, прежде всего, на его общественное мнение, установившиеся нормы и правила, на коллективные традиции, на феномен лидерства, социогруппирующуюся силу коллектива как референтной группы;

реализуют формирующий потенциал предметных компонентов деятельности, связанных с овладением в процессе ее выполнения новыми знаниями, умениями, навыками; субъектных компонентов, дающих возможность сделать фактором социального воспитания систему возникающих на основе деятельности, межличностных взаимодействий и отношений; организационных компонентов процесса. деятельности, помогающих формировать такие качества, как дисциплинированность, ответственность, обязательность, способность к продуктивному сотрудничеству;

- полноценно используют возможности делового и неформального общения через направленное регулирование его содержания и структуры; оптимизацию таких функций, как межличностные трансакции, обмен информацией, действиями, переживаниями; через квалифицированную помощь подросткам в повышении их коммуникативной культуры на уровне восприятия человека человеком (перцептивная сторона общения), взаимодействия людей друг с другом (интерактивная сторона общения), на уровне передачи информации (информационная сторона общения).

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования.

  1. Обосновать сущность деятельностного подхода как принципа и метода социального воспитания подростков.

  2. Раскрыть основные механизмы влияния разнообразных видов деятельности подростков на профилактику их девиантного поведения.

  3. Определить пути совершенствования социально-воспитательной работы с трудными подростками на основе деятельностного подхода.

  4. Разработать научно обоснованные методические рекомендации по использованию деятельностного подхода в профилактике отклоняющегося поведения подростков.

Исследование проводилось с 1983 по 1999 гг. на базе ряда разноведомственных социально-воспитательных; учреждений Калининского

района г. Тюмени и Тюменской области (поселок Метелево); в летний период - на базе лагерей труда и отдыха. Опытно-экспериментальным исследованием были охвачены 300 подростков, из которых 120 были с выраженными проявлениями девиантного поведения; 25 социальных педагогов и социальных работников, 20 преподавателей физической культуры и тренеров.

В ходе опытно-экспериментальной работы была развернута более широкая апробация идей в ряде территорий Российской Федерации (Воронеж, Тула, Липецк, Ростов-на-Дону, Краснодар, Адыгея, Абхазия, Архангельск, Нижний Новгород, Псков, Новгород, Самара, Саратов, Астрахань, а также Москва и Санкт-Петербург).

Для решения намеченных в диссертации задач использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: теоретический анализ литературных источников; педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, анализ документации, беседа; опытно-экспериментальная работа; изучение личности методом педагогического консилиума, обобщение независимых характеристик, рейтинг, изучение оценочной деятельности педагога в процессе применения им технологий коррекционно-воспитательной деятельности.

Особенностью нашей опытно-экспериментальной работы является ее органическое сочетание с непосредственной практической деятельностью соискателя.

Опытно-экспериментальная работа началась с обследования подростков 14-18 лет, состоящих на учете в органах милиции и на внутришкольном контроле, с целью выявления личностных и поведенческих особенностей, доминирующих причин девиантного поведения, а также внутренних, и внешних противоречий, осложняющих их социализацию.

Дальнейший ход исследования привел к необходимости проектирования условий, которые могли бы нейтрализовать выявленные причины девиантности и, одновременно, путем применения другой группы частных

методов вырабатывать технологию длительного воспитательного воздействия.

Исследование включало в себя три взаимосвязанных этапа:

  1. Были изучены теоретические, эмпирические и методические материалы по теме исследования. Проведено первичное диагностирующее обследование «трудных» подростков. Разработана концептуальная основа для экспериментальной работы и развертывания исследования.

  2. Была создана матричная форма новой социально-корректирующей среды - несколько типов подростково-молодежных объединений; выявлены социально-педагогические условия оптимального функционирования этой среды. В результате определилась теоретическая гипотеза исследования.

  3. Конструирование, совершенствование и анализ эффективности процесса профилактической воспитательной работы.

Итогом стала разработка, апробация и внедрение программы социально-воспитательной работы по коррекции девиантного поведения подростков на основе использования деятельностного подхода. Обоснованы результаты исследования. Оформлена диссертация.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании организационно-педагогических условий и путей эффективной социально-воспитательной работы с трудными подростками на основе деятельностного подхода (социально-психологическая поддержка личности в новом, современном типе подросткового объединения, коллектива, в индивидуальной и коллективной, многоплановой по содержанию деятельности; активизация субъектной позиции трудного подростка, его социального участия в решении собственных проблем; сопряжение личностно значимых ценностей с общепринятыми нормами и ценностными ориентациями и др.).

Практическая значимость исследования заключается в создании и апробации современных технологий использования деятельностного подхода в социально-воспитательной работе с трудными подростками; разработке

методических рекомендаций по профилактике отклоняющегося поведения подростков.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались путем использования совокупности методов, адекватных целям и задачам, объекту и предмету исследования; всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретических позиций; целенаправленным анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы по организации многоплановой деятельности и общения подростков в социально-воспитательной работе.

Достоверность результатов исследования подтверждается также позитивными изменениями в содержании и направленности деятельности взятой для исследования популяции трудных подростков, ростом их активности в социально и личностно значимых видах деятельности, снижением правонарушений и других негативных явлений в подростковой среде.

Апробация результатов исследования осуществлялась при обсуждении основных положений, хода и предварительных результатов научного поиска на заседаниях Тюменского клуба молодых педагогов «Макаренковцы», в Тюменском государственном университете на отделении подготовки работников подростковых клубов, на семинарах для директоров школ и СПТУ г. Тюмени, педагогических советах в Индустриально-педагогическом техникуме и школе № 38 г. Тюмени, в Центре реализации молодежных идей «Импульс», в Борковском детском доме; на научно-практических конференциях в Омске, Санкт-Петербурге, Москве (1996-1999 гг.), на страницах периодической печати, в процессе организации трех подростковых объединений бывшими воспитанниками, а также в научных публикациях соискателя.

Конкретное личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, заключается в непосредственной организации и проведении опытно-экспериментальной работы, разработке идей и основных

положений диссертации на всех этапах исследования. На защиту выносятся следующие положення:

  1. Теоретико-методологическим обоснованием эффективной социально-воспитательной работы с трудными подростками является разработанная концепция, согласно которой воспитание понимается прежде всего как педагогически целесообразная организация жизни человека. На этом пути педагог (как социальный педагог) становится своего рода посредником, аниматором, менеджером, старшим другом, а сама организация жизни подростков принимает форму социально-психологической поддержки личности для вхождения в систему изменившихся социальных и межличностных отношений через соответствующее влияние на социум, непосредственную деятельность, формирующееся общение и конкретные социальные группы, сообщества, в которые индивид включается как субъект многоплановой деятельности.

  2. Основой постановки социально-воспитательной работы с трудными подростками является сопряженная . реализация двух важнейших педагогических принципов - природосообразности и культуросообразности в воспитательном процессе, что предполагает необходимость учета физиологических, психологических особенностей подросткового возраста и целенаправленную ориентацию на определенный смыслообразующий культурный образец, в соответствии с которым формируется и корректируется совокупность личностных качеств воспитуемого.

  1. Воспитательные и корректирующие возможности различных видов деятельности, в которые включается подросток в рамках подросткового объединения, базируются на том, что они связаны с удовлетворением исключительно важных для воспитанника социальных, материальных и духовных потребностей; являются полноценными носителями ценностей, зафиксированных и определенных в целях, содержании деятельности, а также в социальных ролях, нормах, правилах поведения и ведут к их более глубокой личностной интериоризации; способны в силу своей значимости

вносить существенные коррективы в систему прежнего, привычного для трудного подростка поведения, приводя его в соответствие с общепринятыми социальными нормами и ценностными ориентациями.

4. Социально-воспитательная работа в условиях подросткового объединения достигает должной эффективности, если она;

включает все компоненты целенаправленной социально-воспитательной работы (цели, задачи, содержание, средства, организационные формы);

направлена на разрешение совокупности противоречий (между общепринятыми формами социального взаимодействия и отклонениями от них в поведении трудных подростков; между стремлениями подростков к максимальной самостоятельности, самодеятельности и недостаточной подготовленностью их к этому; между расширяющимся сегодня расхождением во взглядах на достойное и недостойное у старшего и младшего поколений; между возможностями задействованных в работе с подростками разноведомственных социальных институтов и слабой согласованностью их усилий; между признанием исключительной важности молодежной социокультурной инфраструктуры по месту жительства и ее свертыванием на практике и др.);

охватывает все основные функции социально-воспитательной работы и, прежде всего, - формирование новых качеств личности и форм социального поведения; коррекцию имеющихся деформаций в сознании и поведении подростка;

строится на таких основополагающих принципах социовоспитательной работы, как гуманизм, природосообразность, культуросообразность, опора на инициативу и самодеятельность воспитанников, коллективно-деятельностная организация жизни объединения, единство процессов рекреации и развития личности, дифференцированный подход к воспитуемым.

6. Деятельностный подход предполагает опору всей согласованной организационно-педагогической работы на систему квалифицированно выстроенных целенаправленных влияний на личность воспитанника^ предусматривающих;

- их совокупную направленность на дальнейшее совершенствование уже имеющихся позитивных качеств личности, на определенную педагогическую коррекцию не вполне адекватных нормам и правилам форм социального поведения;

проведение диагностики и мониторинга динамики социального поведения каждого из воспитанников с соответствующим корректированием на этой основе содержания и форм социально-воспитательной работы;

опору на саморазвитие и самокоррекцию формирующейся личности,. самореализацию ее собственного потенциала в активной социальной деятельности;

реализацию принципа параллельного действия, обеспечивающего согласованную направленность действий коллектива педагогов и коллектива воспитанников с учетом особенностей современной социальной ситуации;

обеспечение в ходе воспитательной работы органического единства
убеждения, рассчитанного на стимулирование целевых осознанных
социальных действий, и приучения человека к моделям поведения,
реализуемым в соответствии с поведенческим алгоритмом, в силу привычки,
в силу того, что «так принято».

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций