Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Алабжин Сергей Вениаминович. Педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассника в общеобразовательной средней школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Челябинск, 2000 160 c. РГБ ОД, 61:00-13/1366-0


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ З

Глава! НРАВСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ И

ЛИЧНОСТИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНИКА

1. Понятие духовности и нравственности 11

в философской литературе.
2. Проблема нравственного формирования 36

личности в психолого-педагогической литературе.
3. Построение системы нравственного воспитания 64

старших школьников в условиях реализации

идей системно-оптимизационного подхода.

Глава П. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ 76

ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА

1. Анализ педагогических условий формирования 76

нравственных качеств у старшеклассника
2. Построение центра воспитательной работы 91

как средства реализации идей системно-
оптимизационного подхода в практике
нравственного воспитания.
3. Анализ результатов педагогического 99

эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115

БИБЛИОГРАФИЯ 118

ПРИЛОЖЕНИЕ 129



Введение диссертации:

Актуальность проблемы исследования. Происходящие в обществе социально-педагогические преобразования потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в области образования и воспитания. Особое внимание в связи с этим следует уделять формированию у школьников общечеловеческих нравственных норм поведения.

Сложный период в жизни российского народа, связанный с переходным этапом в развитии государства, обостряется проявлениями нигилизма и бездуховности, которые опасны как для общества в целом, так и для системы образования в частности. Вот почему сегодня, когда общество подвергается серьёзным испытаниям, необходимо сохранить и приумножить духовный потенциал нравственных качеств у школьников. Важно достичь того, чтобы хорошо осознаваемые нравственные нормы стати мотивами поведения старших школьников.

Вместе с тем, отказ от прежней системы воспитания и недостаточный в этом плане уровень новой наносят значительный ущерб воспитательному процессу в школе. В связи с этим меняется основная задача школы, направленная на создание педагогических условий для преобразования воспитания в самовоспитание.

Актуальность исследования определяется и недостаточной разработанностью проблемы формирования и развития общечеловеческих нравственных качеств личности как в современной философской, так и в психолого-педагогической литературе. В современной педагогической деятельности при организации учебно-воспитательного процесса традиционные формы работы преподавателей и воспитателей не приводят к желаемым результатам в связи с тем, что в педагогической практике не уточнены теоретико-методические подходы к нравственному формированию личности старшеклассника в новых соцальных условиях.

і. Такш* образом, актуальность нсслдоваиня вьггекает из:

і ! ' '' ' і"

; 1. || Потребностей общеобразовательной школы в разработке системы

[і., чр

реализации педагогических условий нравственного формирования личности старшеклассника,

2r : Недостаточной теоретической и методической разработанностью

проблемы нравственного формирования личности в современных условиях.

Проблема нравственности является предметом большого числа исследований как в нашей стране, так и за рубежом. Изучение этой проблемы в рамках философской, психологической и педагогической отечественной и зарубежной науки, в частности трудов Сократа, Платона» Аристотеля, Ф, Аквин-ского, И.Канта, Г.Гегеля, ПЯЛаадаева» И.В.Киреевского, А.С.Хомякова, К.С. Аксакова, КНЛеотъева, Н.ГЛернышевского, А.И.Герцена, Ф.М. Достоевского, ААХригорьева, НЛ.Страхова, Л.Н.Толстогоэ Н.Макиавелли, ШМонтескЬе, Я-А-Коменского, А.И.Илыша, К.Д. Ушинского, А,С. Макаренко, B.C. Сухомлинского, А.В. Барабанщиков^ НИ. Губанова, и других позволило рассмотреть сущностные признаки нравственности как социального явления и качества личности. В то же время имеющийся материал по пробле-ме; формирования и развития нравственности необходимо подвергнуть осмыслению с точки зрения современных условий.

Нравственным аспектам общественного поведения и активности личности посвящены исследования С.Ф. Анисимова, ТЖ. Ахаян, Л.П Буевой, Р.И.

і _

Жёлбановой, В.Н, Щердакова и других. Проблемы формирования нравственных понятой и убеждений у старших школьников рассмотрены в трудах И.М Краснобаева, А.М. Леонова, И.С- Марьенко, В.И. Петрова.

Основные теоретико-методологические подходы к исследованию взаимосвязи культуры и морали заявлены в работах :Н.С. Злобина, В.М Межуева, Э,В- Соколова, Б.Д. Яковлева.

Проблему взаимосвязи коллектива и личности исследуют Л.И. Новиков, В.Я. Пилиповский, М.И. Шилова и другие. Взаимосвязь нравственного и ду-

б ховного становления личности рассмотрена в работах В.А. Черкасова, ТА.

Фоминой, Ш1ІІ Хайрулина, АН. Сопочкина н других. Вопросам диагностики нравственного воспитания посвящены исследования ЕВ. Бондаревской, З.И. Васильевой, Н.В. Кузьминой, Г.Ф. Лысенко, М.И. Шиловой и других.

Механизм нравсгвеного становления личности» основанный на систем-ном подходе к воспитанию освещают в своих работах A J1. Буева» И.С, Марь-енко, В.А. {Саратовский и другие; с позиций комплексного подхода - А.М. Архангельский, КХК. Бабанский, ГЛ. Побеноносцев и другие; с позиций снстемно-отимшационного подхода - А.И. Сопочкин, Т.А. Фомина, ІШІ Хайрулин и другие-Основы философского анализа проблемы духовности заложены в работах В.С.Барулина, В.А, Блюмкина, В.Н. Жерданова и других. Психологический анализ проблемы нравственного развития личности осуществлен в работах JLC Выготского, А.Н- Леонтьева, Ю.М Орлова, Л,М. Фридман и других-. Развитие духовности личности как педагогическое явление, ее взаимосвязь с процессом воспитания в современных услових освещена в диссертационных исследованиях Д.И, Дубровского, Р.И.ЖелбановоЙ, Л.М. Леотьева, Н. М Трофимовой и других,;

На основании анализа философской, психолого-педагогической литературы, изучения опыта воспитательной работы в ряде школ ЮУЖД была сформулирована проблема исследования.

ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ определяется противоречием между необходимостью и потребностью в воспитании нравственных качеств у школьников с одной стороны, отсутствием разработанной системы реализации этого процесса на практике в совреенных условиях - с другой стороны.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, её недостаточная теоретическая и практическая разработанность в современных условиях послужили необходимым основанием для определения темы исследования.

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: "Педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассника в общеобразовательной школе".

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: исследовать проблему нравственного воспитания школьников, обосновать я разработать систему по формированию нравственных качеств у школьников.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе и его оптимизация.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассника в образовательной школе.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что форміфование нравственной личности старшеклассника в образовательной школе будет осуществляться более успешно, если в практике воспитательного процесса будут реализовать следующие педагогические условия:

направленность содержания образования в его инвариантной вариативной и ивдивидуальной составляющей на формирование потребностей в творчестве, сопереживании, самореализации в воспитательном процессе;

реализация преемственности и индивидуализации воспитательной работы по формированию нравственных качеств личности страшеклассника;

- организация взаимосвязи и координирование усилий всего педагоги
ческого коллектива на формирование нравственных качеств личности стар
шеклассника до уровня духовно-практической деятельности, т.к. это обеспе
чит целостность процесса нравственного воспитания.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

  1. Проанализировать философскую и психолого-педагогическую литературу по проблеме нравстаенного формирования личности.

  2. Выявить взаимосвязь развития нравственных качеств личности старших школьников с элементами образовательного процесса.

  3. Определить педагогические условия развития нравственности личности школьника средствами образования. ;

  4. Осуществить экспериментальную проверку выводов, полученных в теоретическом исследовании, разработать практические рекомендации по--

формированию нравственных качеств старших школьников,

j.

Общей основой теоретико-методологического исследования является системный подход как форма проявления положения диалектики во взглядах на личность, на процесс исследования педагогических явлений и построение теоретических основ нравственного воспитания обучаемых в современных условиях, деятельностный подход к исследованию развития личности, разрабатываемый в психологии и известный в педагогических исследованиях как личностно-деятельностный, системно-оптимизационный подход в исследовании педагогических явлений, как взаимосвязь ценностного, программно-целевого и комплексно-деятельного подходов.

Поставленные задачи исследования решались следующим комплексом
методов: анализ философской и психолого-педагогической литературы по
теме исследования и обобщение опыта педагогического и практики школ по
нравственному воспитаншо, анализ документов по развитию образовательной
школы с целью выявления эффективности процесса нравственного воспита
ния школьников, а также анкетирование и тестирование школьников, учите-
лей, методы экспертных оценок, метод научного сравнения, прямые и кос
венные наблюдения за реальной деятельностью воспитателей и воспитанни
ков в школе, интегрирование и педагогические беседы, метод математической
статистики. \

з На защиту выносятся следующие положения:

  1. В условиях современного постиндустриального информационного , общества человек становится основной ценностью, а нравственное становление личности выпускника школы - предметом исследования многих наук, прежде всего педагогики. В понимании нравственности человека в современных условиях правомерно включить такие признаки , какпотребность и способность к творчеству (не только в решении учебных задач), способность к сопереживанию, стремление к развитию своих сущностных сил посредством их активной самореализации в деятельности познания,

  2. Воспитательный процесс в средней общеобразовательной школе должен быть ориентирован на объединение усилий всего педагогического кол-, лектива в рамках центра воспитательной работы на формирование нравственных качеств личности старшеклассника,

  3. К педагогическим условиям, способствующим формированию у выпу- ' скника школы таких обязательных нравственных качеств как мировоззрение, ' коллективизм, патриотизм, совесть5^сопереїшвйійе, дисцигшиї^овакнбсть, самовоспитание, самосознание отгітгбится:

- направленность содержания образовании в его инвариантной, вариа
тивной и индивидуальной составляющей на формирование потребно
сти в самореализации сущностных сил как признаков нравственности
личности;

- реализация приемственности» индивидуализации воспитательной ра-
боты по формированию нравственных качеств личности старше
классника;

- организация взаимосвязи и координировании усилий всего педкол
лектива на формирование нравственных качеств личности старшего
школьника до уровня духовно-практической деятельности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

всвязи с меняющимися социальными условиями, уточнено понятие «нравственность» как педагогическое явление, которое проявляется в потребности человека в самореализации;

выявлены и обоснованы педагогические условия формирования нравственности с позиций системно-оптиміізационного подхода.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

  1. Разработана система по нравственному' воспитанию старших х^ школьников, основанная на идеях системно-оптимизационного подхода, в рамках центра воспитательной работы,

  2. На основании материалов данного исследования можно научно обосновать и определить некоторые новые формы и методы нравственного формирования личности выпускника средней школы. Достоверность результатов исследования обеспечивается опорой на труды философов, классиков

педагогики и психологии, современных дидактов, использованием методов, адекватных задачам исследования, воспроизводимостью результатов исследования (эксперимента), качественным и количественным анализом экспериментальных данных.

3. Результаты исследования могут быть использованы при проведе-

нии семинаров, на курсах повышения квалификации работников образования.

* F I \

Апробация работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

выступления на XXI межвузовском семинаре 18-20 мая 1993г, (Челябинск), на научно-практической конференции (Всероссийской) 11-13 мая 1994г, (Челябинск), XXV межвузовском научно-практическом семинаре 15-17 мая 1995г. (Челябинск), на республиканской научно-практической конференции 13-15 мая 1996г. (Челябинск), на международной научно-практической конференции 12-14 мая 1997г. (Челябинск);

выступления на республиканской конференции «Россия на пути реформ: «Механизмы интеграции современного общества» (секция «Реформы образовательных систем России: проблемы и перспективы») 26-27 марта 1999 г. (Челябинск);

выступления на Всероссийской научно-практической конференции «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школы и студентов вузов» 11-13 мая 1999 г. (Челябинск);

выступление на научно-практической конференции «Традиции и новаторство в развитии образования» 18-19 мая 1999 г. (Тюмень);

выступление на Всероссийской научно-практической конференции «Инновационные процессы в системе современного образования» 16-20 августа 1999 г. (Горно-Алтайск);

выступления перед руководителями школ ЮУЖД (1993-1997г.г.);

использования в учебно-воспитательном процессе школ ЮУЖД прак-

тических рекомендаций, разработанных автором исследования;

НЙІ^ИІфщий в журналах «Вестник ЧГПУ», сер- №1, 1995 г.; «Вестник ЧГПМ мр. №2, 1995 г.; «ВестникЧГПУ», сер. № 2/1997 г.; «Наука и шко-*

ла», Москва, № 3,1998 г,

J? -1

Творетческое и экспериментальное исследование проводилось в три эта-

па. jVj/

^рвы^ уіап (19р? - 1994 г.г.) включал изучение философской, психоло-го-педагогической литературы по проблеме формирования нравственных качеств у старших школьников» накопление эмпирических данных, формирование темы исследования, разработку гипотезы, цели и задачи исследования.

Второе этап (1994 - 1997 г.г.) - экспериментальный. Его целью было проведение опытно-экспериментальной работы по выявлению и оценке эффективности влияния педагогических условий на формирование устойчивого нраэственного поведения старшеклассника, В ходе учебной и воспитательной работы были привлечены шестнадцать учебных классов (369 учащихся), учителя, педагоги дополнительного образования,

Ад третьем этапе (1997 - 1999 тт.") осуществлялись анализ и обработка полученных данных, формировались выводы и практические рекомендации, апробировались и внедрялись результаты исследования, проводилось оформление в законченном виде диссертации.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций