Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Аль Раггад Раид. Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Волгоград, 2000 176 c. РГБ ОД, 61:01-13/219-X


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В СПРИНТЕРСКИХ ВИДАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ 11

1.1. Основные направления исследований, проводимых в области совершенствования процесса подготовки легкоатлетов-спринтеров 11

1.2. Особенности периодизации многолетней подготовки спортсменов , .:,'...' 21

1.3. Разновидности двигательных способностей человека как основа отбора и спортивной ориентации занимающихся легкой атлетикой 27

1.4. Современные методические подходы, используемые в процессе воспитания скоростно-силовых способностей спортсменов 42

1.5. Резюме 54

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 56

2.1. Задачи исследования 56

2.2. Методы исследования 56

2.3. Организация исследований 64

ГЛАВА 3. СТРУКТУРА СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВ ЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮ-ЩИХСЯ В ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКИХ СПРИНТЕРСКИХ ДИСЦИПЛИНАХ 68

ЗЛ. Специфика проявления скоростно-силовых способностей у спортсменов, занимающихся легкоатлетическим спринтом и прыжками в длину 69

3.2. Особенности проявления силы отдельных мышечных групп у легкоатлетов-спринтеров и прыгунов . 75

3.3. Влияние занятий спринтерскими видами легкой атлетики на темпы полового созревания юных спортсменов 84

3.4. Специфика взаимосвязи между спортивным результатом и морфометрическими признаками у ведущих легкоатлетов-спринтеров Украины 87

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПРИНТЕРОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ХАРАКТЕРИСТИКИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 95

4.1. Информативность тестов, используемых для оценки подготовленности спортсменов, специализирующихся в спринтерских видах легкой атлетики 95

4.2. Зависимость структуры соревновательной деятельности бегунов-спринтеров от уровня развития основных сторон их специальной подготовленности 100

ГЛАВА 5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПРИНТЕРОВ 108

5.1. Соотношение различных по направленности скоростно-силовых нагрузок в годичном тренировочном цикле у бегунов-спринтеров 108

5.2. Причины, определившие итог педагогического эксперимента 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 127

ВЫВОДЫ 134

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 138

ЛИТЕРАТУРА 140

ПРИЛОЖЕНИЕ 161 



Введение диссертации:

Актуальность. Высокая социальная, прикладная и спортивная значимость спринтерских дисциплин лёгкой атлетики предопределяет интерес к научным исследованиям по всему спектру проблем многолетней подготовки занимающихся (В.Г.Алабин, 5; В.Ф.Борзов, 29; И.П.Вилков, 40; Г.Н.Максименко, 80; Т.А.Рябинина, 119; Т.П.Юшкевич, 166). Необходимость интенсификации и специализации тренировочного процесса (Г.Н.Максименко, 77; Н.В.Манжос, 82; Э.С.Озолин, 102), являющихся условиями дальнейшего роста результатов, заставляет вести поиск всё новых эффективных тренировочных средств. Общепризнанно, что в основе подготовки бегунов на короткие дистанции, как и прыгунов в длину, лежит использование разнообразных упражнений скоростного, скоростно-силового и силового характера (В.Ф.Александров, 10; Е.Е.Аракелян, 18; М.Л.Ткаченко, 144). Вместе с тем, еще не до конца решен вопрос о преимуществах одних тренировочных средств над другими, особенно на начальных этапах занятий. Одни специалисты отдают предпочтение беговым и прыжковым упражнениям, сходным по своей биодинамической структуре с основным соревновательным (В.Г.Алабин, 2; А.С.Горлов, 51; В.Г.Никитушкин, 96; С.А.Орещук, 103). Другие авторы склоняются к необходимости планирования объёмной работы на разнообразных тренажёрных устройствах, позволяющих, в частности, избирательно и более акцентированно воздействовать на формирование необходимого силового и скоростно-силового потенциала ведущих мышечных групп (Р. В. Жор дочко, 59; В.В.Мехрикадзе, 91; А.В.Скляров, 129; Т.П.Юшкевич, 166). Аргументированное решение о преимуществах того или иного подхода затрудняется противоречивостью экспериментальных материалов, связанных с построением моделей физической, технической и соревновательной подготовленности юных спортсменов, занимающихся легкоатлетическим спринтом. В таких публикациях (Н.Н.Жук, 60; И.П.Жуков, 61; В.В.Ивочкин, 68; Р.Макух, 81; О.Л.Мор-гушенко, 90) отсутствует или выглядит недостаточно обоснованным дифференцирование рекомендаций для занимающихся на различных этапах многолетней подготовки. Редки и обрывочны попытки увязывания показателей скоростно-силовой подготовленности юных спринтеров с ключевыми характеристиками их соревновательной деятельности. Последнее обстоятельство особенно препятствует адекватному выбору вариантов использования тренировочных средств, поскольку при этом в управлении становлением мастерства юных спортсменов становится возможным неоправданное смещение целевых ориентиров.

Всё вышеизложенное предопределило плоскость настоящего исследования, результаты которого должны были внести ясность в вопрос выбора целесообразной направленности специальной скоростно-силовой подготовки начинающих спортивную карьеру юных бегунов на короткие дистанции.

Объект исследования - формирование специальной скоростно-силовой подготовленности спортсменов в процессе многолетних занятий спринтерскими видами лёгкой атлетики.

Предмет исследования - педагогически и биологически оправданное акцентирование преимущественной направленности средств специальной скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов-спринтеров на ранних этапах многолетнего совершенствования.

Цель исследования - разработка и экспериментальное обоснование способа формирования специальной скоростно-силовой подготовленности юных легкоатлетов, занимающихся спринтерскими?

дисциплинами на этапах начальной специализации и углублённой тренировки.

Гипотеза.

Адекватный выбор преимущественной направленности средств скоростно-силовой подготовки юных легкоатлетов-спринтеров, в значительной мере обуславливающий динамику спортивной результативности на ранних этапах многолетнего совершенствования, возможен, если:

- объективизировать этапное деление многолетнего тренировочного процесса;

- установить характерные особенности физического развития и структуры скоростно-силовой подготовленности занимающихся бегом на короткие дистанции и прыжками в длину на тех или иных этапах;

- выявить взаимосвязь основных показателей скоростно-силовой подготовленности юных спортсменов с важнейшими характеристиками их соревновательной деятельности.

Методологической базой исследования являются основные положения теории уровневого построения движений Н.А.Бернштейна, теории функциональных систем П.К.Анохина, системный подход к исследованию проблем спортивной тренировки В.Н.Платонова, Л.П. Матвеева, А.А.Сучилина, а также ключевые положения современной теории управления подготовкой спортивных резервов, в наиболее концентрированном виде сформулированные в трудах В.П.Филина, В.Г.Алабина, В.Г.Никитушкина.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена методологической базой исследования, разнообразием и адекватностью использованных методов поставленным задачам, достаточным объёмом и репрезентативностью экспериментальных материалов, корректной статистической обработкой данных на компьютере.

Научная новизна исследования состоит в обосновании целесообразности приоритетного использования в специальной скоростно-силовой подготовке юных легкоатлетов-спринтеров комплексов тренировочных заданий, состоящих из беговых и прыжковых упражнений, биодинамически сходных с соревновательным, по сравнению с объёмной работой на современных тренажёрах с целью избирательного воздействия на сократительные характеристики основных для бега мышечных групп. При этом раскрыты педагогические и биологические предпосылки, лежащие в основе выбора такого варианта подготовки.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в конкретизации теоретического положения о необходимости планомерной интенсификации специальной скоро стно-силовой подготовки в многолетнем тренировочном процессе легкоатлетов-спринтеров установлением целесообразного вектора в долговременном программировании занятий за счёт выявления предпочтительного исходного варианта использования скоростно-силовых упражнений;

- в пересмотре теоретических воззрений о безусловно повышенной по сравнению с использованием традиционных средств эффективности тренажёрной подготовки;

- в дополнении теории и методики спортивной тренировки легкоатлетов положениями диссертации, обосновывающими универсальный критерий для деления многолетней подготовки на отдельные этапы, а

также в уточнении границ этапов в многолетнем совершенствовании бегунов и прыгунов.

Практическая значимость результатов исследования состоит.

- в разработке рекомендаций по целесообразному использованию средств специальной скоростно-силовой подготовки на ранних этапах многолетних занятий юных легкоатлетов спринтерским бегом и прыжками в длину, которые могут напрямую использоваться тренерами, разработчиками программно-нормативной документации для спортивных школ, в учебном процессе со студентами физкультурных вузов и на курсах повышения квалификации тренеров;

- в повышении эффективности работы по подготовке спортивного резерва в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах ДЮСШ и СДЮШОР при использовании предложенного в диссертации способа формирования специальной скоростно-силовой подготовленности юных легкоатлетов-спринтеров.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Предложенное в диссертации этапное деление многолетней подготовки спортсменов в спринтерских видах лёгкой атлетики более оправдано, чем существующие варианты периодизации.

2. Предпочтительность использования на ранних этапах многолетнего совершенствования разнообразных беговых и прыжковых упражнений по сравнению с тренажерной подготовкой и локальными нагрузками на ведущие для бегунов и прыгунов мышечные группы вытекает из объективных педагогических и биологических предпосылок, которые установлены в настоящем исследовании.

3. Приведённые в работе комплексы стандартизированных тренировочных заданий могут быть положены в основу специальной скоро-стно-силовой подготовки юных легкоатлетов-спринтеров.

Внедрение в практику. Рекомендации по использованию средств специальной скоростно-силовой подготовки на ранних этапах спортивного совершенствования внедрены в учебно-тренировочный процесс юных легкоатлетов-спринтеров, занимающихся в системе ДЮСШ и СДЮШОР Волгоградской области, а также в ГВУФК №1 и ДЮСШ №3 г. Харькова.

Апробация исследования. Основные положения диссертации докладывались на заседаниях кафедр легкой атлетики ХаГИФК и ВГАФК, на научно-практических конференциях разного уровня. По материалам исследования опубликовано 5 печатных работ.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературных источников и приложения. Общий объем диссертационной работы составляет 177 страниц машинописного текста. В работе содержится 19 таблиц и 12 рисунков. Список литературы включает 216 источников.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций