Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Андреева Элла Васильевна. Воспитание мотива самообучения у младших школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Пермь, 1999 115 c. РГБ ОД, 61:99-13/439-5


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение

Глава 1. Проблема воспитания мотива самообучения в

педагогической науке и практике 9

1.1. Мотив самообучения младших школьников как предмет педагогического исследования

1.2. Изучение практики воспитания мотива

самообучения у детей 7-9 лет 39

Глава 2. Процесс воспитания мотива самообучения у

учащихся начальной школы 54

2.1. Педагогическая система воспитания мотива самообучения у младших школьников

2.2. Критерии сформированное™ мотива самообучения у детей 7-9 лет 66

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по внедрению педагогической системы в практику начальной школы 75

Заключение

Список литературы

Приложение 



Введение диссертации:

Современный этап развития российского образования характеризуется как переходный, сущность которого состоит в том, что наряду с традиционным складывается личностно ориентированное, направленное на развитие индивидуальности ребенка. Важнейшую роль в процессе обновления образования играет начальная школа, призванная заложить в ученике фундамент основных инструментов изменения себя как

субъекта учения, способного осуществлять самоуправление в обучении и саморазвитие. В связи с этим особое значение приобретает воспитание мотива самообучения у младшего школьника, наличие которого обеспечивает успех в дальнейшем продвижении субъекта в системе непрерывного образования.

Проблема мотивации в научной литературе рассматривается в разных аспектах. Философский аспект потребностно - мотивационной сферы жизнедеятельности человека представлен в трудах А.Г. Здравомыслова, Р.А. Злотникова, Н.В. Иванчук, М.Г. Кузьмина, Н.Н. Михайлова, А.В. Мялкина. Психологическая сущность мотивов раскрыта в исследованиях В.Г Асеева, Л.И. Божович, Я.А. Гордон, В.Г. Лежнева, А.Н. Леонтьева, B.C. Магун, B.C. Мерлина, С.Г. Москвичева, В.Н. Мясищева, К.Обуховского, А.В. Петровского, Г.А. Фортунатова.

Воспитание мотива самообучения как педагогическая проблема нашла свое отражение в работах, посвященных самообразованию взрослого человека /А.Я. Айзенберг, А.П. Владиславлев, Г.А. Гнездилова, Н.Ф. Голованова, Л.Л. Кондратьева./, самообразованию педагога / И.Л. Наумченко, К А. Нефедова, И.П. Раченко, В А. Сластенин /, самообразованию учащихся старших классов /А.К. Громцева, Н.Д. Иванова, Б.Ф Райский, ИА. Редковец /. Специальные исследования, направленные на

решение проблемы воспитания мотива самообучения у учащихся начальной школы, не проводились.

Из сказанного вытекает противоречие между необходимостью воспитания мотива самообучения у младших школьников и неразработанностью адекватных педагогических мер по воспитанию данного мотива. Имеющееся противоречие позволяет констатировать, что в теории и практике существует проблема, требующая научного разрешения: какой должна быть педагогическая система, позволяющая воспитывать у учащихся начальной школы мотив самообучения. Все изложенное выше определило актуальность и выбор темы исследования : «Воспитание мотива

самообучения у младших школьников».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования - процесс воспитания мотива самообучения у учащихся начальной школы.

Цель исследования - выявить научные основы и определить эффективность педагогической системы, направленной на воспитание мотива самообучения у младших школьников.

Гипотеза исследования - у учащихся начальной школы можно воспитать мотив самообучения, если :

• выявить сущность мотива самообучения и представить его как конечный результат деятельности педагогов;

• разработать педагогическую систему воспитания мотива самообучения у младших школьников ;

• ввести в педагогическую инструментовку такой источник

самообучения, как справочная литература, отобранная в соответствии с младшим школьным возрастом.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования :

1. Изучить состояние проблемы воспитания мотива самообучения у младших школьников в педагогической теории и практике.

2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность предложенной нами системы воспитания мотива самообучения.

3. Разработать практические рекомендации по проблеме воспитания у детей мотива самообучения для учителей начальных классов.

Методологической и теоретической основой исследования явились :

философские учения о познании (И.Д. Андреев, Н.А. Бердяев, П.В. Копнин, A.M. Коршунов, Г. Леве);

• идеи гуманистической педагогики (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, В.Д. Семенов);

• ведущие положения психолого-педагогической науки по проблемам саморазвития и самовоспитания (В.И. Андреев, А.Я. Арет, Н.Ф. Голованова, Д.М. Гришин, А.Г. Ковалев, А.И. Кочетов, ВТ. Куценко, Л,И. Рувинский);

• основные положения возрастной педагогики и психологии, особенностей младшего школьного возраста (Л. И. Божович, В .В. Давыдов, М. Ф. Манохина, Т.С. Михальчик, К.Т. Патрина, Д.Б. Эльконин, С.А. Аничкин);

• психологические положения о взаимосвязи мотивов и потребностей, потребностей и познавательных интересов (Л.И. Божович, Л.А. Гордон, А.Н. Леонтьев, B.C. Магун, М.В. Манохина, B.C. Мерлин, А.В. Петровский, Г.И. Щукина);

педагогические исследования по проблемам самообразования и самообучения (А.Я. Айзенберг, А.П. Владиславлев, С.А. Днепров, Л.С. Колесник, Л.Л. Кондратьева, И.Л. Наумченко, К.А. Нефедова, И.П. Раченко, В.А. Сластенин).

Решение поставленных в исследовании задач опиралось на следующие методы: анализ, обобщение и систематизация научной литературы с целью определения теоретических основ решения проблемы ; изучение

педагогического опыта учителей начальной школы, моделирование мотива младшего школьника в самообучении, опытная и экспериментальная работа, направленная на выявление эффективности педагогической системы. Исследование проводилось в три этапа:

• На первом этапе (1990-1991) определялись границы проблемы, изучалась

литература по теме исследования, обобщался опыт работы учителей

младших классов.

На втором этапе (1991-1994) отбиралось содержание, разрабатывалась педагогическая система, проводилась опытно-экспериментальная работа.

• На третьем этапе (1994-1998) выявлялась эффективность педагогической системы, осуществлялась ее проверка в практике школ г. Перми и Пермской области.

Научная новизна работы состоит в том, что :

раскрыта специфика исследуемого понятия для младшего школьного периода развития личности, обоснована возможность воспитания мотива самообучения у детей 7-9 лет ;

• выявлены качественные и количественные критерии степени проявления мотива самообучения и уровни его сформированности ;

разработана педагогическая система по воспитанию данного мотива в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Теоретическая значимость заключается в дополнении теоретических исследований структуры личности младшего школьника мотивом самообучения, а также в определении подходов к его воспитанию в начальной школе.

Практическое значение работы состоит в том, что на основании выявленной сущности мотива самообучения разработана педагогическая

система, которая может быть использована в практике начального обучения и воспитания. Разработанная педагогическая система находит свое применение в школах № 129, № 135, № 142 г. Перми.

Достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, применением комплекса методов, адекватных природе исследуемого объекта с опорой на аналогичные положения и выводы других исследователей. В опытно-экспериментальной работе была проверена педагогическая система воспитания мотива самообучения у младших школьников.

Апробация результатов и внедрение их в практику. Основные результаты исследования были доложены на научных и научно-практических конференциях преподавателей Пермского областного института повышения квалификации работников образования в 1991 и 1992 году, Пермского государственного педагогического университета в период с 1993 по 1998 год ; на практических конференциях учителей школ № 135, № 142 г. Перми ; на конференциях молодых ученых Пермского

государственного педагогического университета. Материалы исследования используются в процессе преподавания курсов "Методология и методы педагогических исследований", "Экспериментальная педагогика" на факультете начальных классов, при организации практики студентов этого факультета, а также в научно-исследовательской работе студентов. Педагогическая система воспитания мотива самообучения внедрена в учебно-воспитательный процесс школ №№ 129,135,142 г. Перми.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

На зашиту выносятся следующие положения :

• в младшем школьном возрасте можно воспитать мотив самообучения ;

• воспитание данного мотива происходит при условии систематического

педагогического влияния, построенного с учетом уровней его сформированное™;

• наиболее эффективно воспитание мотива самообучения протекает в

процессе реализации специально организованной педагогической

системы, основными компонентами которой являются : нацеленность педагогов на воспитание мотива самообучения у своих питомцев ; опора на принцип индивидуализации ; отбор понятий, связанных с мотивом самообучения, и справочной литературы как источника самообучения в соответствии с младшим школьным возрастом ; использование всех форм учебной, внеклассной и внешкольной работы, а также форм семейного воспитания; выделение в качестве основной формы специального занятия, на котором дети знакомятся со справочной литературой и учатся пользоваться ею; актуализация как наиболее действенных таких методов воспитания, как методы примера, пробы и поощрения; выявление

условий, необходимых и достаточных для успешного воспитания мотива самообучения.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций