Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Анисимова Надежда Ивановна. Организационно-педагогические основы социальной работы с населением малого промышленного города : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Москва, 1999 242 c. РГБ ОД, 61:99-13/1320-3


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Стр.
Введение 3

Глава I. Социальная работа с населением как объект органи
зационно-педагогической деятельности 19

1.1. Назначение, требования, принципы социальной работы с
населением в условиях реформирования социально-экономической

системы в России 20

  1. Педагогические аспекты в социальной работе с населением 36

  2. Функции управления социальной работой с населением в

условиях малого промышленного города 66

Выводы по I главе 94

Глава П. Опыт конструирования модели социальной работы с
населением малого промышленного города 99

  1. Условия и критерии оценки эффективности системы социальной работы с населением малого промышленного города 100

  2. Содержание и формы социальной работы с населением в современных условиях, адекватные потребностям конкретного социума 121

  3. Организация рационального взаимодействия в социальной

работе с населением и работа с кадрами 150

Выводы по главе 171

Заключение 176

Список использованной литературы 179

Приложения 195



Введение диссертации:

Проблема исследования и ее актуальность.

Реформирующееся общество требует принципиальных изменений в социально-воспитательной деятельности не только образовательных учреждений, но и учреждений социальной сферы, обновления всех элементов воспитательной системы на принципах гуманизма и демократии, преобразования разрозненных социально-воспитательных элементов в работе с населением в единую общественно-государственную систему, ориентированную на поддержку и развитие инициативной, творческой личности, способной не только выжить, но и самореализоваться в современных условиях. Наибольшие возможности для этого объективно имеются на "нижнем этаже" вертикали управления социальной работой с населением - муниципальном. Это уровень, на котором все ведомственные сектора социальной сферы "выходят" непосредственно на социальные проблемы населения.

Одной из задач педагогической науки является разработка теоретических основ управления социальной и воспитательной работой с населением, иными словами - организационно-педагогических основ. В педагогической науке смысл понятия "управление процессом воспитания" предполагает двойственное толкование обозначенного явления, так как воспитание - процесс двусторонний, включающий в себя как деятельность воспитателей, так и деятельность воспитуемых. Следовательно, это понятие может обозначать и управление деятельностью воспитателей, то есть административно-управленческий аспект, и управление деятельностью воспитуемых, то есть воспитательный аспект. В исследовании нашли отражение оба этих аспекта.

В своем исследовании мы опирались на достижения педагогичес-

кой науки по проблеме исследования. С появлением новой должности социального педагога появилось много трудов и диссертаций, посвященных разработке научно-методических основ его профессиональной деятельности (В.Г.Бочарова. А.В.Мудрик, В.А.Сластенин и др.). Актуализировалась потребность в разработке организационно-педагогических основ деятельности этих специалистов. Э.Г.Аболевич, Т.Г.Киселева. Ю.Д.Красильников, Г.А.Новокшонова, А.Г.Прохорова. Н.Ф.Шинкаренко и др., касаясь проблемы проектирования деятельности социального педагога, рассматривали аспекты работы учреждений социальной сферы в новых социально-экономических условиях.

В разработку педагогических основ социальной работы с населением значительный вклад внесли многие исследователи (В.Г.Бочарова, Л.П.Буева, П. П. Блонский. Б.З.Вульфов. В. В. Колков, В.Т.Лисовский. В.Д.Семенов. Т.Шанин. Г.Н.Филонов, Т.Ф.Яркина и др.). Мы опирались также на исследования, в которых рассматривались: историко-философские (Н.Г.Алексеев, Л.В.Бадя, Т.Г.Деревягина, В.А.Журавлев. Т.М.Михайлов, А.П.Окладников. Н.В.Соловьева), государственно-правовые (В.А.Болотов. Ю.В.Громыко, Е.В.Ткаченко), психолого-педагогические аспекты социальной педагогики и социальной работы, теории воспитания (Б.Г.Ананьев, Ю.К.Бабанский. С.А.Бели-чева, Л.С.Выготский. В.Н.Гуров, Р.Г.Гурова. В.В.Давыдов. В.М.Ко-ротов, Б.Т.Лихачев. Л.Е.Никитина. М. И. Рожков, В. А. Сластенин, В.С.Торохтий, Д.И.Фельдштейн и др.). Теоретико-методологические основы формирования организационных структур управления различными системами раскрываются в работах А.А.Афиногенова, А.И.Евенко, М.В.Мельник, В.З.Мильнера, В.С.Раппопорта. Общие вопросы управления образованием широко рассматривались в трудах Ю.А.Конаржевско-го, М.И.Кондакова. В.С.Лазарева. О.С.Лебедева. М.Л.Левицкого,

Ф.Г.Паначина, М.М.Поташника, П.И.Третьякова, П.В.Худоминского, Ф.Е.Штыкало и др. В диссертационных исследованиях последних лет стали чаще освещаться различные аспекты регионального управления образованием (В.Н Аверкин, А.3.Андрейко, Н.И.Бутенко, Г.Г.Воробьева, И. Н. Закатова, О.С.Лебедев, С. Д. Намсараев, Т.А.Полунина, Л.М.Потолова, А. И. Таюрский, Л.Д.Рагозина, В. М. Скворцов, Е.М.Ям-бург и др.). Вопросы межведомственного подхода в решении социальных проблем освещены в работах Н.А.Катаевой, Е.М.Калашниковой, В.Я.Михайлова и др.

Однако в этих работах рассматриваются лишь отдельные проблемы управления деятельностью учебно-воспитательных учреждений различного типа. Слабо использованы социально-педагогические подходы в разработке основ управления социальной работой как целостной системой, определяющие педагогический фон, несущие личностно-сре-довый контекст, способствующие созданию такой практики общественного развития, в которой содержание, методы, структура направлены навстречу развивающейся личности, на помощь в ее самоорганизации, самообразовании.

В последние годы в большинстве регионов России происходят структурные изменения в органах региональной власти и местного самоуправления, перегруппировка их полномочий и ответственности. Меняются наименования региональных и местных органов самоуправления, проектируются новые типы организационных структур. Однако далеко не всегда осуществляемые нововведения приводят к качественным изменениям, позитивным результатам. Отсутствие серьезного научного (и, прежде всего, - социально-педагогического) обоснования реформирования управления в социальной сфере - как на уровне конкретного муниципального сообщества, региона, так и в стране в

целом сдерживает эффективность и последовательность процесса осуществления каждым социальным институтом своей социально-обусловленной миссии, функций и назначения. Недостаточная разработанность научно-теоретических и методологических основ управления социальной сферой приводит к тому, что эта проблема зачастую отождествляется с классическим учрежденческим подходом и ограничивается рамками отдельных учреждений, нередко слабо связанных между собой. Фактически отсутствуют руководство и координация социально-воспитательным процессом, соответственно этой деятельностью занимаются люди, не получившие профессиональной подготовки в этой области и не имеющие единого концептуально обоснованного методического инструментария, подчас выдающие свою профессиональную некомпетентность за дальновидность. Поэтому актуальность проблемы и недостаточная степень научно-теоретической и практической разработки организационно-педагогических основ социальной работы с населением, основ управления системой социальной сферы - социального воспитания и оказания социальных услуг - обусловили выбор темы нашего исследования, которую мы сформулировали следующим образом: "Организационно-педагогические основы социальной работы с населением малого промышленного города".

Объект исследования - система социальной работы с населением малого промышленного города.

Предмет исследования - управление системой социальной работы с населением малого промышленного города.

Цель исследования - разработать организационно-педагогические основы управления деятельностью социальных институтов в условиях малого промышленного города.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исс-

ледования:

  1. Определить сущность, назначение и особенности социально-воспитательной работы с населением, уточнить основные требования и принципы этой работы, а также охарактеризовать основные функции управления ею в условиях малого промышленного города на современном этапе развития российского общества.

  2. Раскрыть и обосновать педагогическое содержание социальной работы с населением малого промышленного города в условиях реформирования социально-экономической системы.

  3. Выявить условия и сформулировать критерии оценки эффективности социальной работы с населением малого промышленного города.

  4. Разработать уровневую модель управления социальной работой с населением для определенного типа административно-территориальных образований - малый промышленный город без районного деления.

Осуществляя исследование, мы исходили из гипотезы, что качество социального воспитания и социальной работы с населением малого промышленного города и их эффективность существенно повысятся, если вся эта деятельность будет строиться на основе научно и педагогически целесообразно разработанных функций управления с учетом специфики муниципального уровня, а также на основе создания необходимого комплекса условий и внедрения рациональных способов взаимодействия учреждений секторов социальной сферы.

Совершенствование и развитие управления в социальной сфере соотносится с повышением роли социальной педагогики в современных условиях. Учреждения социальной сферы выступают основными носителями функций социального воспитания. Управление их деятельностью

в этом контексте будет эффективным, если оно направляется на то, чтобы заложить основы педагогического мышления в различных субъектах социума, сформировать способности и умения принимать в социальной практике (и политике) наиболее эффективные с точки зрения педагогической целесообразности решения, адекватные конкретным личностно-средовым ситуациям и позволяющие привести в движение реальные механизмы развития социальных инициатив, полноценно использовать возможности семьи, других социальных институтов, микросреды личности и социума в целях воспитания и образования подрастающих поколений, социальной заботы о правах и благосостоянии личности. Это принципиально меняет функции и содержание деятельности органов местного самоуправления, требуя от них соответствующей функциональной социально-педагогической компетентности.

В ходе исследования были использованы нормативные и инструктивно-методические документы Правительства РФ, Администрации Пермской области, федеральные законы "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об образовании", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "Об общественных объединениях", материалы научно-практических конференций и симпозиумов.

Методологической основой исследования явилась совокупность философских концепций: положение о социально-исторической обусловленности процессов воспитания и развития личности; об активной роли среды в личностном развитии, усиливающейся по мере взросления личности, ее вхождения в систему семейных, общественных, товарищеских и других отношений; положения системного подхода к изучению социальных явлений; основные положения теории управления

и принцип демократизации системы управления; психолого-педагогические концепции развития личности, а также социально-педагогические идеи об управляемом потенциале социума и "открытости" социально-воспитательных институтов. Теоретическими и методическими предпосылками исследования послужили взгляды и научные концепции о человеке как субъекте социального развития и саморазвития (Б.Г. Ананьев, В.Н.Мясищев, С.П.Рубинштейн, В.А.Дранков, И. С.Кон, И.А.Абульханова-Славская, С.С.Батенин, Л.П.Буева, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, В.П.Иванов, Ю.К.Плетников, А.М.Раки-тов, Ю.М.Рачинский, Н.Н.Трубников, М.Г.Ярошевский и многие другие).

В процессе решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, предусматривающий сочетание изучения и анализа теоретических источников, а также опытно-экспериментальной практики управления социально-педагогической работой учреждений социальной сферы Верхнекамского региона. Первостепенное внимание было уделено изучению и обобщению практического опыта согласованной социально-педагогической деятельности образовательных учреждений, учреждений дошкольного и дополнительного образования, культуры и спорта, здравоохранения, социальной защиты, коммунального хозяйства, применялись методы наблюдения, анкетирования, интервьюирования, анализ документов управленческого характера. В соответствии с программой и исследовательскими задачами целенаправленно изучалась динамика взаимосвязей качественного улучшения содержания социально-образовательно-воспитательного процесса, а также определялись устаревшие, неперспективные структуры, тормозящие и отрицательно влияющие на процесс социального воспитания. Были выявлены позитивно влияющие и реально действующие модели уп-

равления учреждениями социальной сферы в регионе. При этом учитывались предложения воспитателей, педагогов, психологов, юристов, экономистов, социальных педагогов, работников структур социальной защиты. Одновременно с анализом качественных изменений в содержании деятельности учреждений социальной сферы осуществлялась попытка создания целостной межведомственной структуры, обоснования кадрового, финансового и материально-технического обеспечения социально-воспитательной деятельности ее различных субъектов. Постепенно формировалась теоретическая модель социально-воспитательного комплекса в регионе и управления его деятельностью, в условиях рационального взаимодействия учреждений социальной сферы.

Базой решения исследовательских задач стали около 70-ти учреждений социальной сферы 6-ти микрорайонов г.Березники Пермской области. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе микрорайона N 9 г.Березники, муниципальной образовательной школы N 5, городского Центра социальной помощи семье и детям, Центра научно-технического творчества детей и молодежи, профессионального лицея N 47, коррекционно-образовательного комплекса.

Исследование осуществлялось по тематике Института педагогики социальной работы Российской Академии образования, включенной в Комплексную программу РАО "Социальная педагогика" в течение 1996-1999 гг. с привлечением преподавателей и студентов Березни-ковского отделения Института социальной работы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников России.

В исследовании можно выделить несколько этапов решения поставленных задач с присущими каждому этапу специальными методами исследования.

На первом этапе (1984-1986 гг.) большое значение для диссер-

танта имела его работа на руководящих постах в городских структурах, практическое знакомство с деятельностью организаторов внеклассной и внешкольной воспитательной работы образовательных учреждений, учреждений культуры, спорта и жилищно-эксплуатационных управлений по месту жительства. Диссертантом изучались и анализировались отечественные и зарубежные источники, передовой и массовый педагогический опыт и опыт работы по месту жительства городов Пермской области (Пермь, Березники, Соликамск, Чайковский) Санкт-Петербурга, Москвы и Московской области, решались кадровые вопросы, уточнялось состояние проблемы социального воспитания, формировались цель, объект, предмет исследования, отрабатывались основные элементы, теоретические подходы к проблеме.

На втором этапе (1986-1991 гг.) разрабатывалась концепция управления социально-воспитательной деятельностью учреждений социальной сферы в условиях межведомственного подхода. Отрабатывались нормативные документы, регулирующие социально-воспитательную деятельность, финансовую деятельность учреждений социальной сферы шести микрорайонов бывшего Советского района г.Березники Пермской области. Основное внимание на данном этапе было уделено проведению опытно-экспериментальной работы по апробации экспериментальной программы на базе шести микрорайонов г.Березники Пермской области.

На третьем этапе (1991-1997 гг.) в связи с введением института социальных педагогов и социальных работников, призванного обеспечить систему социальной помощи и защиты населения для решения социальных проблем на государственном уровне, опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе Центра социальной помощи семье и детям г.Березники Пермской области, его территориальных

отделений с различными категориями населения: пожилыми людьми, людьми с ограниченными возможностями, детьми-сиротами, молодежью, семьями военнослужащих, семьями заключенных, многодетными и неполными семьями, женщинами.

На четвертом этапе (1997-1999 гг.) осуществлялись анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы и результатов исследования, проводилась корректировка вариантов модели управления социально-воспитательной деятельностью учреждений социальной сферы, был обобщен опыт работы ряда учреждений, воспитателей, педагогов, социальных педагогов, социальных работников, психологов и прежде всего - управленцев - в условиях внедрения межведомственной программы. Разрабатывались методические рекомендации по проблемам управления социально-воспитательной деятельностью учреждений социальной сферы. Вопросы социальной работы с различными категориями населения, управления социально-педагогической деятельностью обсуждались на конференциях, "круглых столах", педагогических чтениях, проводимых Березниковским отделением Института социальной работы, Ассоциацией социальных педагогов и социальных работников г.Березники Пермской области и администрациями городов Верхнекамья.

Научная новизна исследования. В процессе исследования разработаны организационно-педагогические основы деятельности органов местного самоуправления по социальной политике и социальной работе с населением, модель их деятельности в условиях малого промышленного города. В диссертации теоретически обоснована целостная система управления социальной работой с населением малого промышленного города, определена перспектива ее дальнейшего совершенствования. Обоснованы центральная функция координации, рациональ-

ные способы взаимодействия социальных учреждений, выявлены условия и разработан критериальный аппарат для оценки эффективности управления социальной работой с населением малого промышленного города Российской Федерации.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании концепции и разработке уровневой модели управления социально-воспитательной деятельностью учреждений социальной сферы; в обновлении программирования и содержания работы воспитателей, учителей, социальных педагогов и социальных работников, управленческого аппарата; в' определении путей совершенствования .деятельности по управлению социальной работой на муниципальном уровне: системы воспитательно-образовательной, профессиональной и самообразовательной деятельности руководящих кадров и кадров учреждений социальной сферы; раскрыта сущность и специфика управления социально-воспитательным процессом в регионе при проектировании и прогнозировании процесса социального воспитания.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что на основе теоретических положений и выводов разработаны рекомендации и ряд методических материалов в помощь руководителям местного самоуправления по социальной политике с населением. Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы в системе повышения квалификации при разработке учебных планов и программ подготовки специалистов социальной сферы, при диагностировании и оценке эффективности управления социальной работой с населением, а также при разработке планов социального развития малого промышленного города.

Обоснованность и достоверность результатов исследования была достигнута путем сопоставления данных, полученных различными исс-

ледовательскими методами, апробирования методик в процессе пилотажных обследований в учреждениях социальной сферы, а также через сопоставление материалов, полученных в результате педагогического наблюдения в процессе изменения деятельности учреждений социальной сферы, изучения детей, подростков, взрослых, в том числе людей пожилого возраста и людей с ограниченными возможностями в процессе их деятельности и общения. Достоверность результатов подтверждается использованием совокупности методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования. Обоснованность выводов и рекомендаций подтверждается широкой апробацией работы, которая осуществлялась посредством внедрения разработанной модели и выступлений автора на областных, городских, международных научно-практических конференциях по социально-воспитательным проблемам в г.Березники и городах Верхнекамья Пермской области.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования внедрялись в социально-педагогическую практику через краткосрочные курсы Школы социальной работы на протяжении 1994-1996 гг. и семинары на базе Березниковского отделения Института социальной работы в 1996-1999 гг. Сам диссертант систематически выступал на курсах, семинарах, конференциях, на страницах печати с публикациями по теме исследования. Выводы и результаты использовались при подготовке материалов по проблемам социального воспитания для коллегии городского управления образованием (декабрь 1998 г.). Автор подготовил пакет нормативных и методических документов по вопросам межведомственного подхода в социально-педагогической деятельности и непосредственно участвовал в их внедрении в практическую социально-воспитательную деятельность более чем 20-ти учреждений социальной сферы. Внедрение

межведомственной программы помогло учреждениям социальной сферы внести изменения в штатное расписание, дополнив новыми должностями и корректируя функциональные обязанности ряда прежних должностей, расширить сеть учреждений, в которых организуется процесс общения детей и взрослых в соответствии с их интересами, появились многовариантные воспитательные программы, учитывающие возможности социума, возрастные и индивидуальные особенности, значительно расширился перечень услуг в обучении и воспитании детей, их социальной защите. За разработку и внедрение в практику социально-воспитательного направления в деятельности учреждений социальной сферы Российская квалификационная комиссия Ассоциации социальных педагогов и социальных работников РФ выдала автору сертификат с присвоением титула "Специалист по социальной работе (социальной педагогике) с сертификатом высшей категории". На защиту выносятся следующие положения:

Создание системы социальной работы с населением обусловлено историческим развитием России как федерального государства и объективно обосновано социально-экономическими, политическими, культурными условиями и факторами развития регионов. Управление социальной работой с населением совершенствуется посредством создания образовательно-воспитательного пространства с учетом регионального компонента, значительно обогащающего содержание и качество социального воспитания.

Теоретические основы управления социальной работы с населением в регионе синтезируют в себе совокупность дополняющих друг друга компонентов, имеющих наряду с общими, свои особенности и специфические условия организации процесса воспитания и образования. Наиболее значимой специфической характеристикой является со-

циально-педагогическая сущность перспективных и инновационных практических моделей и технологий социальной работы с населением.

Совершенствование процесса управления социальной работой с населением направлено на достижение изменений в содержании собственно практической деятельности специалистов и непрофессионалов (волонтеров) и преобразования традиционных социальных учреждений, оставшихся "в наследство" от предшествующей социально-экономической системы, в качественно новый вид учреждений "открытого" типа, инновационного моделирования структурно-функционального построения в соответствии с новой социально-экономической ситуацией, актуализацией деятельности воспитателей, учителей, социальных педагогов и социальных работников, а также самих клиентов - взрослых, детей, молодежи как субъектов управления.

Эффективность управления системой социальной работы с населением основывается на глубоком знании и компетентном решении социально-воспитательных проблем и обеспечении условий эффективности внедрения уровневой модели социальной работы с населением малого промышленного города в общее социально-политическое и образовательное пространство страны с его государственным, правовым, финансовым обеспечением, комплексности в содержании и организации социально-воспитательной деятельности учреждений социальной сферы разных типов и видов, в том числе и инновационных, единой направленностью процесса, включающего обучение, социальное воспитание и обеспечение социальной защиты личности на всех этапах ее развития.

Для решения комплекса проблем социального управления, правового регулирования, социально-педагогической и психологической помощи необходима интеграция и объединение усилий всех смежных

социальных служб, каждая из которых имеет свое ведомственное подчинение, что практически легко решается на муниципальном уровне при условии управленческой и социально-педагогической компетентности руководителей.

* Создание и обеспечение оптимального функционирования целостной системы социальной работы с населением малого промышленного города является основной целью деятельности руководителей местных администраций по социальной политике и основным содержанием их управленческой деятельности.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы 194 стр., 4 таблицы, 1 схема, 30 приложений. В списке использованной литературы 191 источник.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

  1. Мы из Прикамья // Социальная работа, 1994, № 3-4/6, с.26-28.

  2. Экологические аспекты социальной работы. Социально-экологические принципы гармонизации и активизации созидательной деятельности людей в промышленных центрах: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Березники: Изд.дом "Типография купца Тарасова", 1997. - С.<53~А5

  3. Некоторые вопросы формирования экологической культуры социального педагога, социального работника. - Березники: Изд.дом "Типография купца Тарасова", 1997. - С.71-72.

  4. Универсальность коммуникативной функции культуры и выбор системы ценностей. Пути сообщения, коммуникации, научные достижения народов Евразии: Материалы научно-практической конференции. -

Березники: "Типография купца Тарасова", 1997. - С.26-28.

  1. Какое будущее у России? Молодежь России на рубеже веков: Материалы Международной научно-практической конференции. - Березники: "Типография купца Тарасова", 1999. - С.5-8.

  2. Межведомственный подход в решении проблемы молодых инвалидов. Молодежь России на рубеже веков: Материалы Международной научно-практической конференции. - Березники: "Типография купца Тарасова", 1999. - С.62-65.

  3. Церковь и историко-культурное наследие. Сохранение, восстановление, использование исторического, культурного, природного наследия народов России: Материалы Международной научно-практической конференции. - Березники: "Типография купца Тарасова", 1998. - С.177-180.

  4. Отчет о социологическом исследовании интересов, жизненных планов, ценностных ориентации молодежи Верхнекамья. Профилактика девиантного поведения молодежи: Учебное пособие. - М.- С-Пб.- Березники: "Типография купца Тарасова", 1999. - С.177-213.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций