Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Байер Елена Александровна. Коррекция развития нравственно-волевой сферы личности подростков средствами физической культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Тула, 2000 145 c. РГБ ОД, 61:01-13/197-5


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ

ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 8

1.1. Проблема коррекции личности детей в педагогической теории 8

1.2. Влияние педагогического воздействия школы на формирование личности подростка 16

1.3. Физическое воспитание как одно из основных средств педагогической коррекции 23

1.4. Подходы к диагностике воспитанности школьников 30

1.5. Заключение к главе 36

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ 40

2.1. Задачи исследования , 40

2.2. Методы исследования 40

2.3. Организация исследования 64

ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПО

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ

t СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ 65

3.1 Структурная модель нравственно-волевых качеств личности подростка как выражение «социального

заказа» 66

3.2. Программа физического воспитания по коррекции

нравственно-волевой сферы личности подростков 73

ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОБОСНОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ, НАПРАВЛЕННОЙ НА КОРРЕКЦИЮ

НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ

ПОДРОСТКА 100

4.1. Результаты эксперимента 100

4.2. Апробация и экспертиза 114

4.3. Заключение к главе 118

ВЫВОДЫ 119

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 122

ПРИЛОЖЕНИЯ 135 



Введение диссертации:

Актуальность. Изменения социально-экономических условий жизни современного российского общества вызывают у людей страх перед будущим, а усиливающиеся процессы отчуждения порождают детское одиночество и безнадзорность, рост детской преступности и правонарушений. В стране разрушены социально-педагогические условия, необходимые для выживания и полноценного развития детей. Размывающиеся моральные принципы в обществе, нравственное состояние внешкольной и школьной среды не могут дать необходимого питания для духовного здоровья ребенка. Возникает реальная опасность дегуманизации личности и общества. Все это не может не сказаться на нравственном и физическом облике подрастающего поколения.

В то же время, жизнь уже показала, что в условиях рынка найдут себя люди способные, талантливые, предприимчивые, деловые, трудолюбивые, целеустремленные, волевые, владеющие нравственными нормами поведения, умеющие быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способные к риску, самостоятельному принятию ответственных решений и саморегуляции поведения. Поэтому для развития ребенка нужен новый дифференцированный подход к воспитанию, преодолевающий ту поверхностную форму воспитательной работы, которая закрепилась в массовой школе. При этом большинство исследователей ссылаются на возможность возникновения отклонений в развитии личности и их легко устранимый характер, именно, в детском и подростковом возрасте.

Таким образом, обозначается проблема отклонения от нравственных норм поведения среди детей раннего подросткового возраста, поиск разнообразных педагогических путей осуществления положительной коррекции и развития их личности с использованием разнообразных средств, методов физического и социального становления подростка.

Цель исследования - разработка механизма положительной коррекции и развития личности детей подросткового возраста в школе, направленного на воспитание морально-волевых качеств, средствами физической культуры.

Объект исследования - формирование личности подростков в процессе физического воспитания.

Предмет исследования - физическое воспитание в школе, средства, методы, методики физической культуры, используемые в качестве механизма положительной коррекции и развития личности детей подросткового возраста.

Методологической основой исследования является учение о личности П.Ф. Лесгафта, В.П. Кащенко, работы Л.И. Божовича, В.И.Блонского и других. Оно базируется на психолого-педагогических закономерностях развития личности:

- неравномерности и индивидуальности характера развития;

- сенситивных периодах интеграции психики, ее пластичности и возможности компенсации;

- обязательного присвоения подрастающим поколениям социального опыта старших;

- формирование личности в результате активного самопроявления и самоутверждения в деятельности, отношения и общения с окружающими;

- преимущественного развития волевых и нравственных качеств. Разработка модели и механизма системы коррекции личности детей

средствами • физической культуры базировалось на социально-педагогических подходах, изложенных в работах М.Я. Виленского, Л.И Лубышевой, П.А. Рудика, В.И. Баландина, В.К. Бальсевича и других.

Гипотеза исследования состоит в том, что применение, созданного варианта программы по физическому воспитанию в школе, направленного

на коррекцию и развитие нравственно-волевой сферы подростков 11-12 лет, позволит учащимся, не только выходить на необходимый уровень стандартов и норм, но и соответствовать модельным требованиям, предъявляемым к ним микросоциумом малого города.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что выявлен социальный "заказ", характеризующий личность подростка микросоциума малого города Юга России. Теоретически и

экспериментально обоснованы: средства физической культуры,

эффективно влияющие на положительную коррекцию личности ребенка; возможности применения разработанной программы по позитивной коррекции и развития личности детей подросткового возраста в школе с использованием средств физической культуры; критерии оценки морально-волевых качеств личности, дающие прогноз направления вероятной линии коррекции и повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе теоретических положений и экспериментальной проверки разработаны методические рекомендации по применению, как программы физического воспитания школьников с преимущественной

положительной коррекцией и развития личности детей подросткового возраста, так и программы контроля их нравственно-волевой сферы. Эти

программы и методические рекомендации могут быть применены в целях

совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах, школах-интернатах, детских домах, в летних оздоровительных лагерях и в системе дополнительного образования. В качестве спецкурсов и спецсеминаров возможно их использование на факультетах физического воспитания педагогических вузов и институтов физической культуры, а также в системе повышения квалификации учителей.

Созданные программы внедрены: в школы № 1;3 г. Азова и поселка Семибалки; в детский лагерь "Комсомольский" ВДЦ "Орленок". Основные положения, выносимые на защиту:

1. Подходы и механизмы воспитания, системы диагностики и средства физической культуры, направленные на коррекцию и развитие нравственно-волевой сферы личности подростка.

2. Модель морально-волевых качеств личности микросоциума малого города, как ориентир положительной коррекции и развития в школьном физическом воспитании учащихся 11-12 лет.

3. Программа по физическому воспитанию школьников, способствующая положительной педагогической коррекции и развитию нравственно волевой сферы личности подростков.

Эффективность разработанной программы по физическому воспитанию с преимущественной направленностью на положительную педагогическую коррекцию и развитие личности учащихся 11-12 лет.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций