Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Баландин Владимир Иванович. Психолого-педагогические основы прогнозирования в спорте : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 : СПб., 2000 359 c. РГБ ОД, 71:00-13/178-5


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 5

Глава 1. Состояние и перспективы развития проблемы 19

1.1. Место и роль прогнозирования в системе подготовки спортсменов высокого класса 19

1.2. Анализ понятий «прогноз», «прогнозирование», «интуитивное предвидение» 22

1.3. Методы прогнозов, условия и объекты прогнозирования 25

1.4. Анализ основных элементов деятельности в единоборствах и спортивных играх 35

1.5. Соревновательная надежность, готовность спортсменов и эффективность их соревновательной деятельности 38

1.6 Здоровье как модельная характеристика спортсмена 58

Глава 2. Методы и организация исследования 66

2.1. Педагогические, медико-биологические, психологические и

математические методы и методики диагностики спортсменов 66

2.2. Авторские методики исследования 67

Глава 3. Оперативное прогнозирование в спорте 97

3.1. Разработка оперативного прогнозирования по показателям функциональной готовности спортсменов 97

3.2. Прогнозирование успешности выступления спортсменов-фехтовальщиков на первенстве мира среди юниоров 99

3.3. Прогнозирование успешности выступления спортсменов-фехтовальщиков сборной национальной команды страны

на чемпионате мира 103

3.4. Обсуждение результатов исследования 110

3.5. Выводы 115

Глава 4. Краткосрочное прогнозирование в спорте 117

4.1. Разработка методологии краткосрочного прогнозирования 117

4.2. Прогнозирование игровой успешности футбольных команд 118

4.3. Прогнозирование игровой успешности гандбольных команд 140 4.5. 4.4. Обсуждение результатов исследования 146

4.5. Выводы 158

Глава 5. Среднесрочное прогнозирование в спорте 161

5.1. Разработка методологии среднесрочного прогнозирования 161

5.2. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности кандидатов в молодежную команду страны по фехтова-

нию 164

5.3. Прогнозирование успешности соревновательной деятельности членов молодежной команды страны по фехтованию 169

5.4. Обсуждение результатов исследования 186

5.5. Выводы 192

Глава 6. Долгосрочное прогнозирование в спорте 195

6.1. Разработка методологии долгосрочного прогнозирования 195

6.2. Прогнозирование успешности совмещенной спортивной и учебной деятельности учащихся училищ олимпийского резерва 10R

6.3. Обсуждение результатов исследования 214

6.4. Выводы 219

Глава 7. Повышение надежности прогнозирования коррекцией

функциональной готовности и соревновательной надежности

спортсменов 222

7.1. Функциональная готовность и соревновательная надежность спортсменов - важнейшие компоненты эффективности соревновательной деятельности 222

7.2. Диагностика и коррекция функциональной готовности

спортсменов 226

7.3. Результаты исследования ментального тренинга на функциональную готовность 231

7.4. Диагностика, коррекция и прогноз соревновательной надежности спортсменов 242

7.5. Обсуждение результатов исследования 260

7.6. Выводы 262

Общее заключение ч 264

Общие выводы 266

Предложения 272

Список литературы 274

Приложение 311 



Введение диссертации:

Прогнозирование рассматривается как один из элементов системы подготовки спортсменов высокого класса, как одно из средств выработки стратегии управления этой подготовкой (В.В.Кузнецов, 1977; Г.П.Семенов, 1983; А.И.Колесов, 1997; В.К.Бальсевич, 1997 и др.). Считается, что планирование и прогнозирование - две важные функции управления, органически переплетающиеся друг с другом (В.Э.Шляпентох, 1975). Цель прогнозирования - мысленное предвосхищение желаемых результатов спортивной деятельности. Глобальные проблемы спортивного прогнозирования (соотношения сил на мировой арене, результаты вероятных победителей и т.п.) достаточно хорошо разработаны учеными ВНИИФК, ВИФК, ЛНИИФК и др. (В.И.Чудинов, 1975; Г.П.Семенов, Ю.М.Черкасов, 1980; Г.П.Семенов, 1980; А.А.Новиков, Г.П.Семенов, 1983 и др.). Значительно менее разработаны проблемы прогнозирования на уровне отдельных спортсменов и спортивных команд, особенно в единоборствах и спортивных играх (С.С.Грошенков, 1968; Р.Е.Мотылянская, 1979; Г.П.Семенов, 1980; В.А.Плахтиенко, 1980; С.В.Брянкин, Л.Н.Жданов, 1980; В.С.Фомин и др., 1984; В.И.Баландин, 1994 и др.). Сюда в первую очередь следует отнести проблемы прогнозирования состояний - функциональной и общей готовности, эффективности соревновательной деятельности, соревновательной надежности спортсменов и др. (Р.М.Найдиффер, 1979; А.А.Лалаян, 1980; В.А.Плахтиенко, Ю.М.Блудов, 1983; В.И.Баландин, 1987; С.Д.Неверкович, 1995; Б.Е.Лосин, 1998; В.Г.Игнатов, Г.Рыбаков, 1998; В.Мищенко, Е.Лысенко, 1998 и др.). Именно при решении этих задач (вопросов) резко возрастает роль психических процессов и свойств личности спортсменов (В.А.Плахтиенко, 1980; Н.А.Худадов, 1998 и другие).

Теория и методика физического воспитания имеет довольно стройную систему спортивного отбора (Л.П.Матвеев, 1977; В.В.Кузнецов, 1976, 1977; В.Н.Платонов, 1986; В.П.Филин, 1987; А.Бабаян, 1998 и др.). Отечественные ученые рассматривают систему спортивного отбора как основное условие успешности спортивной деятельности (Н.Ж.Булгакова, 1978; В.М.Волков, 1979; М.С.Бриль, 1980; А.А.Гужаловский, 1980; В.П.Филин, Н.А.Фомин, 1980; С.В.Брянкин, 1982; П.З.Сирис и др., 1983; В.М.Волков, В.П.Филин, 1983; В.Б.Шварц, С.В.Хрущев, 1984; В.А.Запоражанов, 1990 и др.). Однако ориентация в отборе на ранние спортивные достижения не всегда являются залогом достижения высшего мастерства в будущем (Н.Булгакова с соавт., 1998; В.И.Баландин с соавт., 1997; В.Лях, 1988; В.Заворин, 1998). Особые трудности возникают при отборе в училища олимпийского резерва из-за несовершенства методологии отбора, так как учащимся приходится не только получать профессиональные знания, но и профессионально тренироваться, совершенствуя свое спортивное мастерство. Недоучет физических, психических и интеллектуальных потенциальных возможностей организма спортсменов приводит к значительному отсеву учащихся УОР как по причине остановки роста спортивных результатов, так и по неуспеваемости (В.Г.Бауэр, 1994, 1997; В.И.Баландин с соавт., 1997, 2000; М.И.Комарова, 1999 и

др.) На значение интеллектуальных возможностей спортсменов для достижения высоких спортивных результатов в различное время указывали известные отечественные и зарубежные специалисты (В.В.Кузнецов, 1977; Б.Дж.Кретти, 1978; Р.М.Найдиффер, 1979; А.В.Родионов, 1973, 1983, 1998; Д.Я.Богданова, Е.М.Брянц, 1994; Г.Горская, 1998; О.Насонкин, 1981; С.Неверкович, Г.Варданян, 1999; Н.А.Худадов, 1999; Л.К.Серова, 1999; Л.Уляева, 1999 и др.). Однако

практически эта проблема далеко еще не решена.

Оценка общей готовности спортсменов к соревнованию является одним из важнейших компонентов успешности деятельности. Однако оценка функциональной готовности в основном только декларируется или подменяется определением функционального состояния одной из систем организма, что существенно снижает возможность объективного прогноза (Р.Д.Дибнер, 1985; В.И.Баландин, 1991; С.Е.Павлов, Т.Н.Кузнецова, 1998; А.Логинов, 1998 и др.).

Для повышения эффективности соревновательной деятельности используются различные методы и средства: гипербарическая оксиге-нация, фармакологические препараты, пребывание в среднегорье, специально направленные физические упражнения, аутогенная тренировка и другие средства психической регуляции (В.И.Баландин и др., 1984; В.И.Баландин, 1995; Н.Киршева, 1998; Т.Г.Селиванов, 1999; В.А.Троск, 1999; L.Pulos,1979; P.Parrell et al., 1980; L.Clejsen, 1992 и др.). В последние десятилетия за рубежом широко используется индивидуальный метод самостоятельной психологической подготовки так называемый ментальный тренинг. По мнению зарубежных специалистов (L.E.Unestahl, 1983, 1992; T.Orlic, 1991; T.Morris, S.Bull, 1992; W.F.Straub, 1992, 1995 и др.) ментальный тренинг рассматривается как процесс систематического воспитания и самовоспитания, как одно из средств достижения отличного выступления и развития позитивного отношения к соревнованиям. Одна из целей ментальной тренировки научить спортсменов максимально использовать резервы психики, управлять своим состоянием и поведением и дать возможность большему количеству спортсменов достичь или хотя бы приблизиться к состоянию идеального выступления.

Ментальный тренинг в России имеет свою историю и связан с разработкой методов самовнушения в спорте. Однако в современном

виде ментальный тренинг в России еще делает только первые шаги и этому во многом способствовала разработанная в НИИ физической культуры Санкт-Петербурга в 1990-91 гг. русская версия шведской модели ментального тренинга (П.В.Бундзен и др., 1994).

Диссертация выполнена в соответствии со сводными планами НИР Госкомспорта СССР на 1981 - 1985 гг. (направление 2, тема 2.1.2), на 1986 - 1990 гг. (направление 2, тема 2.3.4) и согласуется с НИОКР КГФТ Российской Федерации для институтов физической культуры на 1996 - 2000 гг. (направление 2, тема 2.4.12. «Психологическое обеспечение спортивной деятельности»).

Цель исследования - теоретически обосновать, экспериментально и практически проверить психолого-педагогические основы прогнозирования в спорте на уровне отдельного спортсмена и спортивной команды.

Объектом исследования явились учащиеся образовательных школ, абитуриенты института физической культуры, спортсмены различных видов единоборств, спортивные игровые команды, спортсмены училищ олимпийского резерва, особенности их уровня функциональных возможностей, функциональной готовности и психологических основ соревновательной надежности.

Предметом исследования является:

а) разработка концепции психолого-педагогических основ прогнозирования эффективности соревновательной деятельности спортсменов;

б) обоснование структуры эффективности соревновательной деятельности как производного общей готовности и соревновательной надежности спортсмена;

в) разработка структуры и методологии определения функциональной готовности и соревновательной надежности спортсменов;

г) разработка и обоснование современной системы отбора в училища олимпийского резерва на основании определения специфических и неспецифических способностей абитуриентов.

д) поиск нетрадиционных путей повышения функциональных возможностей организма спортсменов и их соревновательной надежности.

Гипотезы исследования. Предполагалось, что:

1. Разработка прогнозов по упреждению (оперативные или текущие, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные), по этапам и периодам подготовки спортсменов (на заключительных УТС к соревнованию года, перед спортивным игровым сезоном, на период перехода из молодежного состава сборной страны во взрослый, при отборе в УОР), по методикам оценки состояния спортсменов, верификация прогнозов позволит объективизировать процесс прогнозирования успешности соревновательной деятельности спортсменов.

2. Определение структуры функционального состояния организма и алгоритма определения функциональной готовности спортсменов выявит функциональные синдромы состояний и предупредит патологические состояния, которые могут развиться при интенсивной мышечной деятельности при подготовке к ответственным соревнованиям.

3. При прочих равных показателях готовности спортсменов побеждает тот, у которого лучше сбалансированы и выражены психические и психофизиологические процессы, лежащие в основе надежности деятельности в экстремальной ситуации, каковыми являются соревнования высокого ранга.

4. Обучение в училищах олимпийского резерва предъявляет к спортсмену повышенные требования не только к физическим конди

циям, но и к его интеллектуальному уровню, так как учащимся Училищ олимпийского резерва (УОР) приходится получать профессиональное образование, сочетая его с профессиональным тренировочным процессом и большим отрывом от учебного процесса в связи с частыми учебно-тренировочными сборами (УТС) и участием в соревнованиях.

5. Использование ментального тренинга (индивидуального самостоятельного вида психологической подготовки) позволит спортсменам научиться максимально мобилизовать свои психические процессы, управлять своим состоянием и моделировать такое поведение, которое приведет к желательному результату и повысит надежность положительного прогноза.

6. Разработка методологии количественной оценки компонентов здоровья квалифицированных спортсменов позволит повысить биологическую надежность организма спортсмена.

Задачи исследования:

1. Разработать концепцию психолого-педагогического прогнозирования на уровне отдельного спортсмена и спортивной игровой команды с учетом интервала упреждения и апробировать методы и методические подходы для проведения оперативного, краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного прогноза.

2. Обосновать и апробировать систему отбора в Училища олимпийского резерва как разновидность долгосрочного прогнозирования, на основе учета специфических и неспецифических способностей абитуриентов, обеспечивающих успешность совмещенной учебной и спортивной деятельности.

3. Определить структуру эффективности соревновательной деятельности спортсменов, вклад ее составляющих в общий успех деятельности. Подобрать математический аппарат для их оценки.

4. Рассмотреть структуру соревновательной надежности, функционального состояния организма и алгоритм определения функциональной готовности спортсмена.

5. Выявить компоненты состояния здоровья квалифицированных спортсменов, разработать систему их количественной оценки, определить взаимосвязь с эффективностью соревновательной деятельности.

6. Подобрать и экспериментально проверить эффективность нетрадиционного метода повышения функциональных возможностей и соревновательной надежности спортсменов как фактора, повышающего вероятность прогнозного решения.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые:

- на теоретическом, экспериментальном и практическом уровнях обоснована концепция психолого-педагогических основ прогнозирования в спорте (на уровне отдельного спортсмена и спортивной команды);

- предложена классификация прогнозов по упреждению, с адекватными методами прогнозирования и алгоритмом принятия прогнозного решения;

- дана структура эффективности соревновательной деятельности как производное общей готовности спортсмена к соревнованию и его соревновательной надежности, где общая готовность - резервный потенциал спортсмена, а соревновательная надежность - механизм мобилизации потенциала;

- определена структура функционального состояния организма, подобрана батарея тестов для оценки вегетативной, соматической и психологической сфер организма. Дан алгоритм оценки 9 синдромов функциональной готовности спортсменов, позволяющий предупреждать патологические состояния спортсмена, которые могут возникнуть

в процессе подготовки к ответственным соревнованиям;

- представлена структура соревновательной надежности, методы ее диагностики, коррекции и повышения; разработан аудио-курс ментального тренинга для повышения соревновательной надежности спортсменов, состоящий из шести аудио-программ;

- выявлена структура неспецифических способностей спортсменов к соревновательной деятельности, предложены апробированные методики оценки ее составляющих;

- предложена система отбора в Училища олимпийского резерва, базирующаяся на выявлении специфических и неспецифических способностей спортсменов к профессиональной спортивной деятельности, совмещенной с получением профессионального образования;

- показано значение интеллектуальных возможностей спортсмена (определенных комплексно) для достижения успеха в спорте и жизни, особенно для учащихся УОР. Дано экспериментально доказанное объективное разделение абитуриентов УОР по четырем категориям отбора;

- дана методика количественной оценки компонентов здоровья квалифицированных спортсменов.

Методологической основой исследования явились:

- теория функциональных систем и доминантного реагирования (А.А.Ухтомский, П.К.Анохин, А.Р.Лурия и другие);

общепсихологическая модель деятельности человека (А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов и другие);

- теория функциональных резервов организма (М.П.Бресткин, В.П.Загрядский, А.С.Мозжухин, Д.Н.Давиденко и другие);

- психофизиологический анализ деятельности специалистов (Б.Ф.Ломов, В.И.Медведев и другие);

- теория многоуровневого построения психической деятельности

человека (Д.Н.Узнадзе, К.К.Платонов и другие);

- гуманистические идеи отечественной теории физического воспитания и спорта, спортивной педагогики (А.Д.Новиков, Л.П.Матвеев, Н.И.Пономарев, В.М.Выдрин и другие);

система подготовки спортсменов высокого класса (В.В.Кузнецов, А.А.Новиков, Б.Н.Шустин, В.Н.Платонов и другие);

- теория надежности деятельности (Вендрих, В.А.Плахтиенко, Н.М.Блудов, Н.А.Худадов и другие);

- теория спортивных способностей (К.К.Платонов, А.В.Родионов, Е.П.Ильин, Ю.Я.Киселев и другие).

Теоретическое значение работы заключается в разработке научно- обоснованной концепции психолого-педагогических основ прогнозирования в спорте, базирующейся на системном и деятельностном подходах и предусматривающей психофизиологический (спортографический) анализ спортивной деятельности, определение иерархии спортивно-значимых качеств, биологической надежности деятельности (достаточного уровня здоровья), определение психической надежности деятельности (достаточные мотивация и уровень притязаний, соответствие возможностей организма требованиям, предъявляемым видом деятельности) Кроме этого важное значение для теоретического обоснования прогнозирования имеют определение специфических и неспецифических способностей к деятельности, соотношение субъективного и объективного в прогнозе, возможность коррекции спортивно-значимых качеств, верификация прогноза.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Разработаны научно-прикладные основы психолого-педагогичес-кого прогнозирования в спорте на уровне отдельного спортсмена и спортивной команды;

2. Определены пути построения прогнозных характеристик спортсменов с учетом концептуальных, методических и организационно-управленческих, психолого-педагогических основ прогнозирования.

3. Разработана вероятностная модель и модельные характеристики спортсменов для единоборств (на примере фехтования) и спортивных игр (на примере футбола).

4. Разработана и экспериментально апробирована методика диагностики функциональных возможностей организма и функциональной готовности спортсменов к ответственным соревнованиям.

5. Выявлена структура потенциальной ценности спортсмена с количественной оценкой ее составляющих подструктур.

6. Предложена схема прогнозирования потенциальных возможностей достижения высокого уровня спортивного мастерства в единоборствах (на примере спортсменов фехтовальщиков).

7. Доказана прогностическая ценность количественной оценки компонентов здоровья квалифицированных спортсменов.

8. Разработана методология отбора в Училища олимпийского резерва с акцентом на наиболее значимые психологические и психофизиологические свойства и качества личности, входящие в состав неспецифических способностей спортсменов.

9. Показана возможность комплексного определения интеллектуальных особенностей спортсменов. Выявлена их взаимосвязь с эффективностью соревновательной деятельности.

10. Даны показания к проведению коррегирующей ментальной тренировки. Разработаны аудио-программы для повышения соревновательной надежности спортсменов. Показан положительный эффект влияния курса ментальной тренировки на функциональные возможности организма спортсменов и их соревновательную надежность.

ф Основные положения, выносимые на защиту:

1. Концепция психолого-педагогического прогнозирования в спорте базируется на системном и деятельностном подходах и учитывает время упреждения прогнозов, адекватные методы прогнозирования в зависимости от цели прогнозирования, уровень общей готовности, соревновательной надежности и эффективность соревновательной деятельности спортсменов.

2. Эффективность соревновательной деятельности (ЭСД) спортсмена представляет собой производное его общей готовности (ОГ) к соревнованию и соревновательной надежности (СН). При этом ОГ - это потенциал спортсмена, заложенный тренировочным процессом, а СН - мобилизационный механизм утилизации этого потенциала. Каждый из составляющих ЭСД определяется по формуле, учитывающей весовые коэффициенты каждого показателя общей готовности и соревновательной надежности, а также нормативные оценки этих показателей:

ЭСД = ОГ-СН (1)

ОГ = 2 ,х, (2)

сн = ±ьіУі (3)

;-1

где at, bt - весовые коэффициенты каждого показателя готовности (а,) или соревновательной надежности (&,); ,, у, - нормативные оценки показателей готовности ( ,) или соревновательной надежности (у,).

Функциональное состояние организма - текущий уровень показателей физиологических функций и психофизиологических качеств, обеспечивающий эффективное выполнение спортсменом тренировочной и соревновательной деятельности. Функциональное состояние организма проявляется через вегетативную (энергетический, или обеспе

чивающий, уровень функционирования), соматическую, или мышечную (исполнительский уровень функционирования), и психофизиологическую (управляющий уровень функционирования) сферы функционирования. Указанные сферы функционирования имеют высокую корреляционную связь с эффективностью соревновательной деятельности. Функциональная готовность спортсмена - это определяемое в динамике оптимальное соотношение трех сфер функционирования организма. Данный подход позволяет диагностировать девять синдромов функциональной готовности и предупредить возможные патологические состояния.

4. Соревновательная надежность спортсмена - это совокупность тесно связанных с эффективностью соревновательной деятельности медико-биологических и психологических показателей, позволяющая спортсмену стабильно и эффективно выступать в ответственных соревнованиях на протяжении определенного времени: Она может быть повышена методом специально разработанной ментальной тренировки.

5. Разработанная методика оценки специфических и неспецифических способностей спортсменов-абитуриентов Училища олимпийского резерва и их соответствующего распределения по четырем категориям позволяет объективно провести отбор спортсменов, успешно осваивающих учебную программу училища и достигающих высоких спортивных результатов.

Личный вклад автора состоит в разработке, теоретическом и экспериментальном обосновании новых организационно-методических подходов к концепции психолого-педагогических основ прогнозирования в спорте на уровне отдельного спортсмена и спортивной команды, внедрению в практику научно-методических рекомендаций по спортивному отбору, по определению общей и функциональной го товности спортсменов к соревнованию. Автором разработаны новые методические подходы к диагностике, коррекции и прогнозированию соревновательной надежности высококвалифицированных спортсменов.

Внедрение полученных результатов. По теме диссертации опубликовано более ста работ, основные из которых представлены в автореферате. Монография «Прогнозирование в спорте» в 1987 году во Всесоюзном конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу в области физической культуры и спорта была удостоена почетной грамотой Спорткомитета СССР (соавторы Ю.М.Блудов, В.А.Плахтиенко). По материалам исследований подготовлены и изданы учебники «Физиология физической подготовки и военного труда» (ответственный редактор и автор 8 глав), «Теория и практика физической подготовки и спорта в СА и ВМФ (соавтор главы), а также 15 методических пособий.

Материалы диссертации доложены на 10-ти международных и 20-ти всесоюзных и всероссийских конгрессах и конференциях, опубликовано более 100 печатных работ, имеется 30 актов внедрения (от Спорткомитета СССР, федерации фехтования, Училищ олимпийского резерва Санкт-Петербурга № 1 и 2, диспансера ЦСКА и др.), 20 рационализаторских предложений.

Автор руководил или являлся ответственным исполнителем десяти тем НИР, выполненных в Военном институте физической культуры и Санкт-Петербургском НИИ ФК, в том числе хоздоговорная тема НИР со спорткомитетом СССР (1984 - 1987 гг., шифр «Ориентир» -Разработка системы отбора в фехтовании). Автором разработан читаемый с 1995 года в УОР-2 специальный курс «Технология спортивного успеха».

С 1978 по 1990 гг. курировал, организовывал и лично принимал

участие в обследовании спортивных игровых команд по футболу (ЦСКА, «Зенит», «Динамо» Санкт-Петербург), гандболу (ЦСКА, «Нева»), хоккею с шайбой (СКА) и другие. С 1974 по 1995 гг. руководил КНГ сборной команды Ленинграда по фехтованию, а с 1980 по 1992 гг. возглавлял КНГ молодежной команды СССР, с 1988 по 1992 гг. - КНГ национальной команды СССР (в 1991 г. сборная команда страны по фехтованию на чемпионате мира в г. Будапеште заняла первое общекомандное место и после пятилетнего перерыва вернула себе Приз Наций).

Автор на протяжении двух лет осуществлял и руководил психофизиологическим отбором абитуриентов в Военный институт физической культуры и в течение пяти лет (1995 - 1999 гг.) - отбором в Училище олимпийского резерва № 2 Санкт-Петербурга.

За разработку вопросов восстановления работоспособности спортсменов автор награжден медалью ВДНХ, за оказание научно-методической помощи ленинградским спортсменам трижды возглавлял список десяти ведущих специалистов Ленинграда; в 1998 году за вклад в развитие олимпийского спорта России награжден дипломом Спорткомитета России.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций