Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Барышников Евгений Николаевич. Ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : СПб., 1999 154 c. РГБ ОД, 61:00-13/519-6


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основания становления

воспитательной системы образовательного учреждения 12

1.1. Основные характеристики и логика развития современного процесса воспитания 12

1.2. Воспитательная система как объект и субъект педагогической действительности 25

1.3. Становление воспитательной системы образовательного учреждения как совокупного субъекта воспитания 51

Глава 2. Научно-методические основания и предпосылки

ценностно-смыслового самоопределения воспитательной системы

образовательного учреждения 61

2.1. Сущность ценностно-смыслового самоопределения воспитательной системы образовательного учреждения 61

2.2. Анализ пространства самоопределения воспитательных систем

образовательных учреждений Санкт-Петербурга 69

2.3. Освоение сущности воспитательной системы как совокупного субъекта специалистами по воспитанию в процессе повышения квалификации 96

2.4. Ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения в процессе ее моделирования 100

Заключение 117

Список литературы 119

Приложения 133 



Введение диссертации:

Актуальность диссертационного исследования обусловлена противоречием, сформировавшимся на фоне социально-педагогической значимости воспитания как феномена, определяющего перспективы развития общества, и смещением в период перестройки образования проблематики воспитания в деятельности образовательных учреждений на задний план. Эта ситуация противоречит отечественной историко-культурной традиции. Тема воспитания исторически органична для российской педагогики (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, К.М. Вентцель, СИ. Гессен, В.В. Зеньковский). В советский период теорию и практику воспитания обогатили работы Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского, СТ. Щацкого, В.А. Сухомлинского. Начиная с 60-х годов сформировался ряд фундаментальных концепций воспитания, которые представлены в работах Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, Л.М. Лузиной, В.М, Коротова, Л.И. Новиковой, Г.Н. Прозументовой, Н.М. Таланчу-ка, Н.Е. Щурковой и других.. В образовательном пространстве Санкт-Петербурга (Ленинграда) традиции воспитания связаны с именами Т.К. Аха-ян, З.И. Васильевой, И.П. Иванова, М.Г. Казакиной, Т.Е. Конниковой, К.Д. Радиной и др. В последние годы российские педагоги проявляют также интерес к гуманистическим идеям воспитания, пришедшим из зарубежной педагогики и развивающим подходы к работе с ребенком, предложенные Д. Дьюи, М. Монтессори, А. Маслоу, К. Роджерсом, Р. Штайнером и др.

Вместе с тем, в нашей стране отказ на уровне государства от единой идеологии, отсутствие четких установок в области философии образования привели к ситуации смысловой множественности, в том числе, в области целей, задач и содержания воспитания. Все это затрудняет деятельность практических работников в выборе концепций, направлений деятельности в области воспитания. В этих условиях, рассматривая образовательное учреждение как совокупный субъект воспитательной работы, целесообразно поста вить проблему обеспечения единства воспитательного процесса, прежде всего, через поиск и согласование смыслов воспитательной деятельности.

Анализ и соотнесение различных подходов к воспитательному процессу, представленных в литературе 90-х годов, позволяет выделить следующие особенности воспитания и его организации в современных условиях:

- осознание аксиологической направленности воспитательного процесса (Б. Битинас, Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, В.А. Караковский, Н.Е. Щурко-ва), что позволяет строить воспитание на основе определенных ценностей;

- ориентация на достижение целостности воспитательного процесса (Б. Битинас, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский; Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников, Е.Н. Степанов, Н.Д. Хмель), предполагающая развертывание воспитательного процесса путем построения воспитательной системы;

- стремление к межсубъектному взаимодействию в воспитательном процессе (Б. Битинас, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.И. Новикова, A.M. Сидоркин), что позволяет учителям, учащимся, родителям стать его полноправными субъектами , обеспечивая ситуацию их ценностно-смыслового равенства (И.А. Колесникова), вариативность оснований дня создания воспитательной системы образовательного учреждения, как «механизма» реализации педагогических смыслов участников воспитательного процесса.

Анализ деятельности образовательных учреждений в регионах страны

(Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Тула, Пермь, Ульяновск, Псков, Ярославль) показал, что, как правило, при создании воспитательных систем возникают следующие противоречия:

- между процессами самоопределения субъектов воспитательного процесса (педагогов, учащихся, родителей);

- между процессом управления воспитательной системой образовательного учреждения и самоорганизацией воспитательной системы;

- между стремлением к открытости воспитательной системы образователь

ного учреждения и встречным влиянием на нее социальных систем с раз

личными ценностными ориентациями.

Наличие указанных противоречий и необходимость поиска путей их разрешения определяют актуальность данного исследования, которое выполнялось на основе идей Программы воспитания (Петербургская концепция) (авторы И.А. Колесникова, Л.С. Нагавкина, Е.Н, Барышников), где воспитание понимается как «целенаправленное порождение в педагогическом взаимодействии динамики смыслов и способов бытия человека, актуализирующих его человеческое качество».

Объект исследования: становление воспитательной системы образовательного учреждения.

Предмет исследования: ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения.

Цель исследования: выявление педагогических предпосылок, обеспечивающих становление воспитательной системы образовательного учреждения в рамках гуманитарной педагогической парадигмы на основе ценностно-смыслового самоопределения.

Гипотеза исследования:

Если ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения обусловлено способностью его коллектива:

- к осознанному моделированию ценностно-смыслового ядра воспитательной системы;

- к анализу ценностной направленности и типа возникающей воспитательной системы;

- последовательному созданию условий для самоопределения субъектов воспитательной системы (учителей, учащихся, родителей) и согласования их ценностей и смыслов, то это обеспечивает становление воспитательной системы гуманитарной направленности.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решение следующих задач исследования:

1. Исследование сущности, особенностей воспитательной системы и процес

са ее становления в условиях смысловой множественности современной

педагогической реальности;

2. Обоснование феномена ценностно-смыслового самоопределения воспитательной системы;

3. Определение типов воспитательных систем образовательных учреждений на основе анализа особенностей их становления;

4. Выявление и обоснование педагогических предпосылок ценностно-смыслового самоопределения воспитательной системы образовательного учреждения, разработка механизмов их осуществления в воспитательном процессе;

5. Апробация разработанных механизмов создания педагогических предпосылок ценностно-смыслового самоопределения воспитательной системы образовательного учреждения и анализ их эффективности;

6. Разработка программы подготовки специалистов, способных обеспечить процесс становления воспитательной системы образовательного учреждения в рамках системы повышения квалификации.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- учение о человеке в пределах философии всеединства С.Л. Франка, философии персонализма Н.А. Бердяева; идеи педагогической антропологии (К.Д. Ушинский); философской и педагогической аксиологии (В.Г. Воронцова, Н. Гартман, М.С. Каган, Г.М. Тульчинский, М. Шелер); философии поступка и диалогичности гуманитарного знания М.М. Бахтина, диалога культур B.C. Библера;

- положения культурно-исторической психологии (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко), психологии субъективности (Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков);

- идеи гуманизации педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, Б.М. Бим-Бад, ВТ. Воронцова, И.А. Колесникова, Н.И. Элиасберг);

- теории систем и синергетики (В.И. Аршинов, И.В. Блауберг, В.П. Бес-палько, В.И. Гинецинский, Е.Н. Князева, И. Пригожий, В.Н. Садовский);

- теория воспитательных систем (Л.К. Балясная, А.В. Гаврилин, О.В. Заславская, В.А. Караковский, Л.И. Новикова, A.M. Сидоркин, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов).

- подходы, связанные с педагогическим проектированием, (B.C. Безрукова, Ю.В. Громыко, Е.С. Заир-бек, И.И. Ильясов, Е.И. Казакова, М.В. Кларин, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, В.Е. Радионов, П.Г. Щедровицкий);

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовались следующие методы:

- теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы и диссертационных исследований по проблемам: ценностно-смыслового самоопределения человека; построения, развития и управления воспитательными системами образовательных учреждений;

- анализ воспитательных систем образовательных учреждений Санкт-Петербурга;

- изучение документации и материалов деятельности образовательных учреждений (концепции и программы ОЭР, планы воспитательной работы, отчеты о воспитательной работе);

- моделирование воспитательных систем образовательных учреждений С-Петербурга;

- опрос;

- групповая рефлексия;

- экспериментальное обучение в системе повышения квалификации. База исследования.

Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, лаборатория методологии и технологии воспитания (1992-1996), кабинет воспитания (1996-1998), годичные курсы зам. директоров по воспитательной работе, где была апробирована учебная программа «Воспитание и воспитательные системы».

- 95 образовательных учреждений Санкт-Петербурга, предложивших описания своих воспитательных систем.

- школа № 580 Приморского района, на базе которой осуществлялась реализация концепции «Школа духовного общения и самоопределения личности».

- школа № 416 Петродворцового района, где проходила экспериментальная работа по моделированию воспитательной системы.

Этапы исследования.

Исследование проводилось в период с 1992 по 1998 год.

- 1992-1993 - участие в разработке Программы воспитания (Петербургская концепция), обучение кадров;

- 1994-1995 - сбор и анализ описаний воспитательных систем образовательных учреждений Санкт-Петербурга, создание типологии воспитательных систем;

- 1994-1997 - опытно-экспериментальная работа на базе школ № 580 Приморского района и № 416 Петродворцового района;

- 1995-1996 - изучение смыслового поля категории «воспитание», обоснование, описание понятия «ценностно-смысловое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения» и разработка его содержания;

- 1994-1998 - апробация учебной программы «Воспитание и воспитательные системы»;

- 1996-1998 - систематизация теоретических и практических результатов,

оформление текста диссертации.

На защиту выносятся:

1. Понятие воспитательной системы, как совокупного субъекта, возникающего в процессе ценностно-смыслового самоопределения и согласования ценностей и смыслов ее субъектов (учителей, учащихся, родителей); структурирующего, на основе согласованных смыслов и ценностей все происходящее в образовательном учреждении (виды деятельности, характер отношений); порождающего в жизнедеятельности образовательного учреждения динамику смыслов и способов бытия человека, актуализирующих человеческое качество участников воспитательного процесса.

2. Понятие ценностно-смыслового самоопределения воспитательной системы как возникновения системы смыслов и ценностей, определяющих пространство действия воспитательной системы.

3. Механизм ценностно-смыслового самоопределения воспитательной системы образовательного учреждения, состоящий из следующих этапов:

- ценностно-смысловое самоопределение субъектов воспитательной системы (учителей, учащихся, родителей) в пространстве образовательного учреждения;

- согласование смыслов и ценностей субъектов воспитательной системы;

- систематизация согласованных ценностей и смыслов;

- создание точки бифуркации;

- возникновение аттрактора эволюции воспитательной системы.

4. Основания для типологии воспитательных систем образовательных учреждений, связанные с направленностью ее ценностно-смыслового ядра. °

5. Комплекс педагогических предпосылок ценностно-смыслового самоопределения воспитательной системы образовательного учреждения, включающих:

- деятельность педагогического коллектива по построению воспитательной системы образовательного учреждения на основе понимания сущности феномена ее ценностно-смыслового самоопределения;

- анализ ценностной направленности и типа воспитательной системы образовательного учреждения;

- моделирование ценностно-смыслового ядра воспитательной системы;

- создание условий для самоопределения учителей, учащихся, родителей как субъектов воспитательной системы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- разработано и теоретически обосновано понятие воспитательной системы образовательного учреждения как совокупного субъекта, актуализирующего человеческое качество;

- в научно-педагогический контекст введено понятие «ценностно-смысло -вое самоопределение воспитательной системы образовательного учреждения» и разработано его содержание;

- разработана типология воспитательных систем, включающая: воспитательные системы рационально-познавательной, культурно-нравственной, социальной и индивидуально-личностной ориентации;

- обоснованы и описаны педагогические предпосылки ценностно-смыслового самоопределения воспитательных систем образовательных учреждений.

Практическая значимость исследования:

разработаны методические рекомендации по созданию педагогических предпосылок для ценностно-смыслового самоопределения воспитательной системы образовательного учреждения,

- создан механизм описания воспитательной системы образовательного уч

реждения и определение типа воспитательной системы,

- предложена программа «Воспитание и воспитательные системы» для сис

темы повышения квалификации работников образования.

Апробация результатов исследования осуществлялась на методологических семинарах и заседаниях кафедр педагогического мастерства и педагогики социального творчества СПбГУПМ, на заседаниях Проблемного Совета РАО «Теория и практика воспитательных систем» в Москве, Перми, Туле, Санкт-Петербурге, Владимире, Твери, в процессе обучения зам. директоров по воспитательной работе в СПБГУПМ, на научно-практических конференциях, а также путем публикаций материалов исследования.

Достоверность результатов исследования определяется:

- междисциплинарным характером методологических основ исследования,

которые позволили получить непротиворечивое целостное представление об изучаемом предмете;

- широкой апробацией концептуальных положений в регионах страны и в странах СНГ;

- многократной экспертизой со стороны органов управления образованием и педагогической общественности Санкт-Петербурга;

- подтверждением результативности предполагаемых научно-методических подходов в реальной практике образовательных учреждений;

- успешной практической деятельностью специалистов по воспитанию, прошедших обучение по данной программе.

Структура исследования:

- диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литера

туры, приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций