Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Басов Андрей Николаевич. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Кострома, 1999 150 c. РГБ ОД, 61:99-13/1087-5


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

В В Е Д Е Н И Е З

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЛИВАНИЯ 11

1. Понятие закаливания в системе наук о человеке . 11

2. Характеристика процесса социального закаливания 39

3. Особенности социального закаливания старшеклассников.. 47

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОГО ЗАКАЛИВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 62

1. Социальное закаливание имитационными средствами 62

2. Школьная среда как условие социального закаливания 89

3. Личностно-ориентированное взаимодействие как условие. 109

социального закаливания ...109

ЗАКЛЮЧЕНИ Е... ...122

ЛИТЕРАТУР А 125

ПРИЛОЖЕНИ Я 138

Социально-педагогический паспорт школы 138

Сферограммы видов деятельности и процента включенности в них школьников из различных школьных сред 143

Программа специального курса "Методика и технология социального за каливания старшеклассников..14б 



Введение диссертации:

Серьезные изменения в социально-экономической и политической жизни страны, которые наблюдаются со второй половины восьмидесятых годов, предъявили новые требования к результатам воспитания молодого поколения, поставили перед необходимостью переоценки ценностей. Сложившаяся ситуация потребовала сменить их иерархию и указала на значимость жизненного самоопределения, социальной мобильности, адаптивности, самодисциплины, независимости суждений, личностного роста и деловой карьеры, готовности и умения преодолевать жизненные затруднения. В этой связи для теории и практики воспитания стало представлять интерес изучение приемов и методов формирования социальной устойчивости, сохранения личностью своего "Я" в постоянно меняющихся условиях. Одним из возможных средств формирования, с одной стороны, устойчивости, а с другой - способности адаптации к различным жизненным ситуациям является социальное закаливание. В то же время эта проблема освещена в педагогике явно недостаточно. Таким образом, неразработанность теоретических и прикладных основ данного вопроса в педагогической и социально-педагогической литературе и потребность в личности, самостоятельной в принятии решений, способной к ответственному выбору своей позиции, определили тему: "Педагогические условия социального закаливания старшеклассников".

Проблема закаливания давно являлась предметом специального изучения физиологов, медиков, педагогов. Медицинский аспект этого феномена представлен в работах Н.М. Амосова, В.В. Воронцова, Ю.Ф. Змановского, Н.Б. Коростелева, И.П. Павлова. С педагогической точки зрения это явление характеризуется П.Ф. Каптеревы, Я. Корчаком, П.Ф. Лесгафтом, А.С. Макаренко, Б. и Л. Никитиными, Н.И. Пироговым, Ж.Ж. Руссо, В.Н. Сорока Российским и др. Именно здесь мы находим интересные сведения о назначении, сущности, приёмах и методах как физического, так и нравственного закаливания человека. В последние годы учеными стала рассматриваться про-блема социального закаливания, концепция которого разработана М.й. Рожковым. Большинство авторов (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, Б.В. Куприянов, А.В. Мудрик, В.В. Рогачёв, Л.Ю. Сироткин, А.Л. Уманский, А.Й. Тимонин и др.) касаются отдельных аспектов данной проблемы в контексте сущности социализации. Однако нераскрытыми при этом остаются механизмы социального закаливания, педагогические условия, необходимые для его осуществления на различных возрастных этапах, в различных социальных институтах, для разнообразных категорий детей. В результате возникло несколько противоречий: во-первых, между потребностью общества в социальнозакалённой личности, особенно в условиях социально-экономической нестабильности, смены идеологических ориентиров, социальных установок и нравственных ценностей, и готовностью современных выпускников школ к жизнедеятельности в такой ситуации; во-вторых, между потребностью практики, таких социальных институтов, как семья, школа, в формировании социальноустойчивой личности и недостаточностью использования ими своего потенциала из-за неизученности механизмов процесса социального закаливания; в-третьих, между потребностью педагогической практики в поиске новых способов осуществления воспитательного процесса, управляемой составляющей социализации, и неготовностью педагогов использовать социальное закаливание, как одно из эффективных средств формирования и обогащения социального опыта старшеклассников.

Данные противоречия и определили проблему нашего исследования: "Каковы педагогические условия социального закаливания старшеклассников?"

Объект исследования: процесс социального закаливания в старшем школьном возрасте.

Предмет исследования - комплекс педагогических условий и средств социального закаливания старшеклассников.

Цель исследования - определить сущность процесса социального зака-ливания и педагогические условия его реализации в работе с учащимися старших классов.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Определить сущность" особенности процесса социального закаливания в старшем школьном возрасте в школьной среде.

2. Обосновать комплекс педагогических средств и способов социального закаливания старших школьников.

3. Выявить педагогические условия, при которых процесс социального закаливания эффективен на данном возрастном этапе.

Анализ теоретических и практических аспектов изучаемой проблемы позволили сформулировать гипотезу исследования.

Исходя из сложности и многогранности процесса социального закаливания и неоднозначности его конечного результата для социального опыта человека, предполагается, что успешность этого процесса в старшем школьном возрасте возможна если:

• процесс социального закаливания будет происходить в гуманистической школьной среде, где атмосфера школьной жизни проникнута духом оптимизма;, учащиеся являются субъектами создания и совершенствования своего жизненного пространства, в котором имеется многообразие ниш для самореализации;

• успешность социального закаливания будет обеспечиваться комплексом педагогических средств и способов, на основе имитации;

взаимодействие педагога и старшеклассников в процессе социального закаливания будет строиться в виде личностно-ориентированного взаимодействия, техники группового решения через движение взрослых и детей , навстречу друг другу;

\» состояние эмоционального напряжения, возникающее в ходе социального закаливания, будет регулироваться с помощью рефлексии.

Методологической основой исследования явились научные положения о диалектическом характере социальных отношений (Г. Гегель), философско-медико-психологической концепции о природной, социальной и культурной обусловленности развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Ю.А. Азаров, Н.М. Амосов, Б.М. Кедров, И.С. Кон, С.К. Рубинштейн и др.), о нравственном закаливании, его роли и месте в социальном воспитании человека (Ж.Ж. Руссо, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Россинский, В.Т. Лисовский, С.Л. Рубинштейн и др.), концепции социализации личности (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, И.О. Кон, А.В. Мудрик), педагогики индивидуальности (О.С. Гребенюк), социальных проб и социального закаливания (М.И. Рожков).

Методологическое значение для данного исследования имели общенаучные идеи системно-социального (Н.М. Таланчук), синергетического, лич-ностно-деятельностного подходов и смыслового образования (Д.Н. Кавтарад-зе).

Для достижения цели и решения поставленных задач в исследовании использовался комплекс методов. Ведущими выступали теоретические методы: изучение и анализ философской; социологической, медицинской, психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, моделирование. Кроме того, опытно-экспериментальная работа. В дополнение к ним применялись наблюдение, анкетирование, метод незаконченных пред ложений, изучения документации и продуктов деятельности старшеклассников, сочинения, методика рисунка "Моя школа".

Исследование проводилось на базе средних школ № 13, № 29, № 41 г. Костромы, № 4 г. Нерехты, Караваевской средней школы Костромского и Андреевской средней школы Сусанинского районов Костромской области.

Исследование включало несколько этапов, взаимосвязанных между собой.

На первом этапе (1995-1996 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература, накапливался практический опыт, определялись методологические и методические подходы к данной проблеме. В этот период формировалась также теоретическая концепция исследования, разрабатывалась программа ее опытно-экспериментальной проверки, проводилось пилотажное исследование.

На . втором этапе (1997-1998 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза, апробировался комплекс педагогических средств социального закаливания старшеклассников, корректировались условия эффективности этого процесса для учащихся данной возрастной группы.

На третьем этапе (1999 г.) анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведенного исследования, разрабатывались научно-методические рекомендации по внедрению их в практику.

Достоверность научных выводов и полученных результатов исследования обеспечивалась:

• исходными методологическими и теоретическими положениями, всесто ронним анализом проблемы на междисциплинарном уровне;

• применением совокупности разнообразных, взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватных изучаемой проблеме, стоящим целям, задачам, гипотезе;

• сочетанием моделирования, количественного и качественного анализа данных;

• подтверждением показателей, свидетельствующих о позитивных изменениях в уровне. социализации старшеклассников в экспериментальных группах в сравнении с динамикой этих изменений в контрольных группах.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: !

• представлен сравнительно-педагогический анализ феномена закаливания на междисциплинарном уровне, и на этой основе раскрыта специфика социального закаливания, сконструирована и описана модель данного процесса;

• теоретически обоснован и эмпирически проверен комплекс средств и способов социального закаливания старшеклассников;

• выявлены и охарактеризованы педагогические условия, при которых данный процесс будет обеспечивать успешность социального становления современных старшеклассников;

• определены принципы организации учебно-воспитательного • процесса в школе, способствующие педагогически целесообразному использованию социального закаливания на данном возрастном этапе.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

• разработана и апробирована методика социального закаливания в старших классах;

• на основе теоретических выводов и фактического материала разработан специальный курс для студентов по теме: "Методика и технология социального закаливания старшеклассников";

• результаты исследования и научные рекомендации могут быть использованы в работе по подготовке и повышению квалификации социальных педагогов образовательных учреждений и социальных работников в курсах:

"Методика работы с разными категориями учащихся", "Методика и технология работы социального педагога".

Апробация. Основные положения исследования обсуждались на заседании кафедры педагогики и педагогических технологий Костромского государственного университета им. Н.А. Цекрасова, на ежегодных конференциях преподавателей, школе молодых ученых (Кострома, 1996), конференции молодых учёных "Педагогика и политика в образовании России конец XIX -начало XX веков" (Москва, 1997), международной конференции "Личность ребенка: развитие творческих способностей и формирование культуры мира" (Минск, 1998), научно-практической конференции "Феномены личности и группы в изменяющемся мире" (Кострома, 1998). На защиту выносятся следующие положения:

1. Воспитание человека духовного, социально мобильного, профессионально и социально компетентного, способного к сохранению своего "Я" в быстро меняющихся условиях современной жизни возможно при помощи социального закаливания, сущность которого в использовании точечных контрастных прикосновений к личному и социальному опыту старшеклассника с целью повышения его сопротивляемости негативному воздействию среды обитания, мобилизации потенциала для продуктивного решения жизненных затруднений, успешной адаптации в разнообразных ситуациях.

2. Воспитательными функциями социального закаливания являются ориента-ционная, регулятивная, компенсаторная.

3. К основным педагогическим условиям социального закаливания относятся гуманистическая школьная среда, имитационная деятельность, диалоговое взаимодействие педагога и старшего школьника через технику группового решения, групповую дискуссию, личностно-ориентированный подход в отборе средств и форм социального закаливания и снятие эмоциональной напряжённости, снижение тревожности с помощью рефлексии.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель, объект, предмет, задачи, гипотеза исследования, характеризуется его; теоретико-методологическая основа, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, база и методы, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Теоретические основы проблемы социального закаливания" на междисциплинарном уровне анализируются различные подходы к понятию закаливания, рассматриваются физическое, нравственное и социальное закаливание, определяется сущность. последнего, описываются его черты, потенциальные возможности в воспитании старших школьников, конструируется модель данного процесса.

Во второй главе "Реализация педагогических условий социального закаливания старшеклассников" обосновывается комплекс педагогических способов и средств обеспечения этого процесса, а также характеризуются педагогические условия, способствующие обогащению социального опыта старших школьников в ходе социального закаливания.

В заключении формулируются основные выводы исследования, намечаются перспективы дальнейшей исследовательской работы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций