Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Безбородкин Павел Владимирович. Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : СПб., 2000 239 c. РГБ ОД, 61:01-13/1571-2


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение. 4

Глава 1. Проблема формирования знаний по предмету

«Физическая культура» у младших школьников. 18

1.1. Предпосылки повышения требований к

образовательному компоненту в современных

программах физического воспитания школьников. 20

1.1.1. Изменение подходов к процессу формирования знаний у учащихся на уроках физической культуры. 31

1.1.2. Теоретические сведения в современных программах и методической литературе по физической культуре. 35

1.2 Формирование специальных знаний у учащихся

начальных классов на уроках физической

культуры. 56

1.2.1 Возрастные особенности младшего школьного возраста. 61

1.2.2 Особенности физического развития и двигательной активности учащихся начальных классов. 63

1.2.3 Психологические особенности младших школьников. 66

1.3 Особенности усвоения знаний учащимися начальных классов. 71

1.4 Требования к современному уроку физической культуры. 77

Глава 2. Организация и методы исследования. 80

2.1 Организация исследования. 80

2.2 Методы исследования. 86 2.2.1 Построение методики формирования знаний у учащихся начальных классов в

экспериментальных группах в отличие от контрольных. 96

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение. 109

Выводы. 134

Практические рекомендации по формированию

знаний у младших школьников на уроках

физической культуры. 137

Библиография. 146

Приложения. 172 



Введение диссертации:

В соответствии с социально-экономическими особенностями современного общества, его дальнейшим развитием, исходя из сущности общего среднего образования, основной задачей

физического воспитания в школе является, содействие формированию всесторонне развитой личности, используя физические упражнения. Достижение высоких результатов для решения этой задачи возможно при овладении школьниками основами личной физической культуры. При этом, наряду с решением традиционных задач по формированию собственно знаний, двигательных умений и навыков, укрепления здоровья следует вести работу по воспитанию ценностных ориентиров на физическое и духовное развитие личности, здоровый образ жизни, формирование потребности и мотивов (интересов) к регулярным занятиям физическими упражнениями, формирование гуманизма, радости и опыта общения, развитие волевых и нравственных качеств (В.И. Лях 1992 г.).

Следует отметить что, существует много расхождений при определении понятий. Понятие «Физическое воспитание» существует в разных редакциях. Многие московские авторы (ЛИ. Лубышева, В.К. Бальсевич и др. 1997-1999 г.) употребляют «Физкультурное воспитание» в отличие от физического, обосновывая это тем, что физкультурное обеспечивает воспитание через культуру. Физкультурное воспитание, по мнению названных авторов несет большую социальную нагрузку, чем физическое [127]. Мы в процессе своего исследования не ставили цель выявление истинного смысла словосочетания «Физическое воспитание». Нам важно было определить

ту область деятельности, в которой мы будем реализовывать задачи исследования. В данном случае, при определении физического воспитания мы присоединяемся к авторам учебника «Педагогика физической культуры» (Б.А. Ашмарин, Л.К. Завьялов, Ю.Ф. Курамшин, ЛГОУ: СПб 1999 г.,стр.5). Физическое воспитание - это деятельная сторона физической культуры, представляющаяся в виде педагогической системы физического совершенствования человека. Эта система включает в себя, во-первых, формирование специальных знаний и двигательных умений, во-вторых, развитие физических способностей, в третьих, воспитание личностных качеств в процессе занятий физическими упражнениями (Б. А. Ашмарин 1999 год). Данное определение дает установку о том, что мы понимаем под физическим воспитанием.

Расширение диапазона педагогического воздействия на школьника, более широкое использование форм и методов обучения становятся первоочередными задачами физической культуры. Авторы современных концепций физической культуры все чаще говорят об образовании по предмету «Физическая культура» [16, 140, 127,69].

Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни, труду и защите родины. Образование направлено на умственное, эстетическое, физическое развитие человека и др [22,54,65].

Изменения, происходящие сегодня в системе образования, дают возможность педагогу находить свой путь, модифицируя как классические, так и новейшие методики в зависимости от конкретных

условий. Педагогическое творчество перестает быть уделом единиц (Ю.Н., Вавилов 1990 г.).

На современном этапе развития общества прослеживается явный поворот образования к ребенку, уважение его личности, доверие к нему, приятие его личностных целей, запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для развития его способностей, учет особенностей социального и культурного контекста развития ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира, органическое соединение группового и личностного начал, делающее общественно значимое для ребенка личностно значимым. (Э.Д. Днепров, 1994 год).

Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности, гармоничность развития личности школьников невозможна без физического воспитания [81].

Актуальность исследования предопределяется необходимостью формирования знаний у учащихся начальных классов по предмету «Физическая культура» на современном этапе.

Реализация задач физического образования не возможна в полной мере без получения школьниками специальных знаний по предмету "Физическая культура" (Л.К. Завьялов, 1990 г,). По мнению авторов учебника теория и методики физического воспитания (Б.А. Ашмарин и др. 1990), физическое образование - это процесс и результат овладения систематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами их самостоятельного изучения и использования в жизни.

В.И. Лях и Г.Б. Мейксон (1998 г.) констатируют, что формирование знаний на уроке физической культуры зачастую

сводится к механической передаче готовой информации, а в большинстве случаев даже такой способ не используется, и урок сводится лишь к овладению двигательными навыками и минимально к развитию физических качеств. Передача теоретической информации не способствует формированию познавательного интереса у младших школьников как направленности личности на овладение всей совокупностью знаний [138].

Как подчеркивают Г.Б. Мейксон и В.Н. Шаулин (1986 г.), необходимость "расширять физкультурно-массовую работу и улучшать ее организацию по месту учебы" является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование у школьников стремления к физическому самосовершенствованию. Решение этой проблемы во многом зависит от умения использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий.

Реализация задачи привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, кружках, а также самостоятельным занятиям физическими упражнениями может успешно обеспечиваться с помощью вооружения их специальными знаниями [153]. При этом умения наравне со знаниями должны формироваться на каждом уроке. Это заставляет учителя пересматривать методы организации обучения в направлении усиления инструктивной функции урока [9].

При традиционном способе проведения уроков в школе его методическое оснащение остается практически невостребованным и, следовательно, не осознанным учениками. Внимание учащихся целиком поглощено овладением двигательными действиями. Если

такое положение дел в течение длительного периода могло удовлетворить школу, то на современном этапе решение задач физического воспитания школьников требует постоянного обращения внимания на то, какие задачи решаются с помощью того или иного приема. Следует активизировать и мысли, и действия учащихся. Для этого необходимо давать ученикам целевую установку, подводить к осознанию направленности любого упражнения, определять пути намеченного, побуждать делать обобщения, сопоставления. И

реализовываться это должно систематически (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Капылов, 1998 г.).

По мнению В.К. Бальсевича (1987 г.), знание своего организма, его возможностей, принципов развития природных данных и приобретения необходимых умений и навыков позволяет детям намного быстрее стать сильными, быстрыми, выносливыми, ловкими, физически совершенными. И формировать эти знания необходимо с самого раннего возраста [14].

Это предполагает научно обоснованную реорганизацию системы физического воспитания и содержательной направленности деятельности каждого учителя. Речь идет о необходимости привнесения в процесс обучения доступных учащимся знаний, накопленных в культуроведении, педагогике, истории, социологии физической культуре, психологии физического воспитания и спорта, теории управления, в естественных науках (В. Д., Гончаров, 1994 стр.).

В данном случае возникает необходимость создания целенаправленной системы формирования знаний у учащихся по физической культуре. Как указывает Л.К. Завьялов (1990 г.), сформированная у ребенка система знаний способствует решению

многих задач: повышает мотивацию к занятиям физическими упражнениями; увеличивает эффективность овладения программным материалом; дает основу для самостоятельных занятий физическими упражнениями; создает предпосылки для освоения программ по другим предметам.

За последние годы многие учителя стали повышать роль образовательной функции уроков физической культуры. Уже изданы учебники "Физическая культура" [124,125,134,135,136]. Главная тенденция, выраженная в проекте Государственного образовательного стандарта по физической культуре в школе, состоит в повышении требований к теоретическому содержанию предмета "Физическая культура". При чисто абстрактном подходе эта тенденция едва ли у кого из специалистов физического воспитания в школе вызвала возражения. У ученых тем более она получила поддержку. Но это лишь в идеальных условиях. В нынешней же реальности, когда на физическую культуру отводится лишь два урока в неделю, освоить намеченный в проекте объем теоретических сведений просто невозможно. А если возможно, то, как правило, в ущерб целесообразной двигательной активности учащихся [151].

Как известно, урок физической культуры имеет свою объективную логику, свои закономерности. По мнению Л.П. Матвеева (1996 г.), нецелесообразно, в частности, вводить произвольные интервалы между физическими упражнениями. Если, например, выполнена разминка во вводно-подготовительной части урока, которая обеспечивает оптимальную готовность к основным упражнениям, то нельзя после нее проводить длительную беседу на какую-либо тему: учащиеся не будут настроены на такой разговор и, кроме того, будет

упущено время положительного последействия разминки, и ее придется повторить, чтобы оптимально подготовить учащихся к последующим упражнениям. Не менее жестко ограничены интервалы между упражнениями в основной части занятия. Интервалы здесь нормируются в соответствии с закономерностями чередования физической нагрузки и отдыха, чтобы обеспечить направленное воздействие на определенные функциональные и

морфофункциональные свойства занимающихся. [151]. В данном случае возникает необходимость корректировки программы физического воспитания учащихся I-XI классов (1996 г.) и создания высокоэффективной методики формирования знаний.

Обобщенный опыт специалистов в области физической культуры, исследовавших проблему формирования знаний у учащихся на уроках физической культуры, доказывает важность дальнейших исследований в этом направлении и т.д. [6,84,190]. О целесообразности и необходимости осознанного отношения занимающихся к своему здоровью, физическому состоянию начал говорить еще П. Ф. Лесгафт [116,117,118,119]. Принципы на которых должен строится процесс физического воспитания и в частности процесс формирования знаний в настоящее время, сформулированы создателями современной теории физической культуры Н.И. Пономаревым (1975 г.), Л.П. Матвеевым (1979 г.), В.И. Столяровым (1984) и др. О значении формирования знаний по физической культуре у учащихся существует значительное количество публикаций (В.К. Бальсевич -1987-1999 г. Л.К. Завьялов — 1990-1999, Виленский М.Я. - 1990 г. и др.). Этой проблеме посвящены главы учебников [9,10,121,134,135,136]. Опубликованы статьи в

журналах "Физическая культура в школе", "Физкультура и спорт", "Теория и практика физической культуры".

Занимаясь данным направлением, на протяжении нескольких лет, обобщив большой материал теоретической и методической литературы, опыт учителей физической культуры, мы считаем, что проведена, большая работа, в частности, Е.Н. Литвиновым, В.К. Бальсевичем [14], В.И. Ляхом [140], Л.Д. Глазыриной [49-51] и др., по созданию доступного учащимся материала, необходимого для преподавания его в школе, обоснованию необходимости

формирования знаний в процессе физического воспитания уже у младших школьников [13,15,140,163 и др.]. В то же время, Т.В. Карюгина [84], М.Д. Рипа, В.П. Богусловский [178] и др. считают, что целенаправленно формировать знания нужно лишь с пятого класса.

Существуют разные подходы учителей физической культуры, которые предполагают проводить работу по формированию знаний за счет дополнительного времени (факультативы, дополнительные уроки физической культуры) [4,29], что не соответствует, нормативным документам, а самое главное, выходит за рамки программы. Мы не согласны, что необходимо вводить дополнительный теоретический урок по предмету «Физическая культура». Это, скорее всего, приведет к еще большему утомлению детей. Если увеличивать количество часов в учебном плане на предмет, то урок не должен быть теоретическим а практическим, что сегодня, к сожалению, невозможно из-за ряда причин (недостаток учителей, низкий уровень материальной базы школы, превышение требований СЭС по учебной нагрузке в младшем школьном возрасте).

В связи с рассмотренными подходами, проблемой в нашем исследовании является объективно существующее противоречие между реалиями учебно-педагогического процесса по физической культуре в начальной школе и требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом к знаниям учащихся. То есть существует потребность в формировании знаний у учащихся начальных классов, но нет системы средств и методов удовлетворения данной потребности. Суть проблемы в том, что современные программы физического воспитания и Государственный образовательный стандарт предъявляют высокие требования к уровню знаний учащихся. Однако, в существующих условиях, данным объемом знаний учащиеся овладеть не смогут. Это обусловлено недостаточной материальной базой школы, отсутствием методических рекомендаций по формированию знаний у учащихся начальных классов, плохой информационной обеспеченностью учителей физической культуры. Существующее противоречие не способствует повышению эффективности физического воспитания учащихся начальных классов.

Методологической основой исследования являются:

1. Концепция П.Ф. Лесгафта физического образования как составной части разностороннего развития детей.

2. Положения о единстве умственного, нравственного и физического развития человека и ведущей роли учебной деятельности в этом процессе Л.С. Выготского;

3. Совокупность теоретических положений о современных принципах физического воспитания. Одним из основных принципов современной теории физической культуры, которые сформулированы Л.П. Матвеевым, НИ.

Пономаревым, В.М. Выдриным, В.И. Столяровым и др.

является принцип деятельностного подхода в процессе

овладения знаниями;

4. Федеральный закон о физической культуре и спорте в

Российской федерации, предусматривающий повышение

качества физического воспитания, вовлечение граждан в

систематические занятия физическими упражнениями,

пропаганду знаний об эффективности использования

физических упражнений в профилактике заболеваний.

В качестве гипотезы допустимо предположить, что

использование методики, предусматривающей регулярное

проведение двух теоретико-методических уроков физической

культуры в четверть, непосредственно связанных с практическим

материалом и повседневной жизнью, использование системы

творческих домашних заданий, активное включение учащихся в

процесс приобретения знаний (систематическое привлечение к

показу упражнений, воспроизведение материала, пройденного на

уроке, показ домашних заданий и т. д.) повысит образовательную

функцию урока, а также, опосредовано повлияет на частоту

самостоятельных занятий физическими упражнениями,

посещение спортивных секций, уровень физической

подготовленности.

В нашем исследовании объектной областью является сфера физического воспитания учащихся начальных классов.

Объектом научного исследования принято считать то, что порождает проблемную ситуацию. Это могут быть и социальный

процесс, и область физической культуры, и общественные отношения, содержащие противоречия (В.Д. Гончаров, 1985 г.).

В данном диссертационном исследовании мы в качестве объекта избрали процесс формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.

Предметом исследования, то есть наиболее значимой стороной объекта, определяющей тенденцию его развития, является методика формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.

Целью диссертационного исследования является совершенствование методики формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.

Задачи диссертации:

1) Изучить современные позиции, сопредельные с проблемой формирования знаний, выявить отношение учителей физической культуры к целесообразности формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.

2) Проанализировать раздел программы физического воспитания учащихся I-XI классов 1996 года «Теоретические сведения» и определить структуру и содержание теоретических сведений для учащихся начальных классов.

3) Теоретически обосновать и экспериментально проверить методику формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры.

Научная новизна исследования заключается в том, что теоретически и практически представлено обоснование методики

формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры, согласованной с процессом овладения двигательными навыками и развитием двигательных способностей в рамках программы физического воспитания учащихся начальных классов.

Экспериментально доказана эффективность работы по формированию знаний у учащихся начальных классов с использованием разработанной методики. Показано, что при использовании системы формирования знаний, основанной на актином участии школьников в усвоении знаний, осуществляется рационализация двигательной деятельности учащихся в свободное время (самостоятельная двигательная активность), в значительной степени увеличивается объем знаний школьников по предмету «Физическая культуры». Определены и систематизированы наиболее эффективные средства и методы формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры. Установлена достоверная взаимосвязь применяемых методов, системы знаний и повышением уровня двигательной активности учащихся начальных классов.

Практическая значимость работы состоит в том, что использование разработанной методики формирования знаний у младших школьников повышает эффективность процесса обучения по предмету «Физическая культура». Также практическое применение системы передачи знаний на уроках физической культуры у учащихся начальных классов позволяет увеличить количество самостоятельных занятий физическими упражнениями, содействовать овладению каждым учащимся основами личной физической культуры.

Разработаны практические рекомендации по использованию системы знаний и применению методики их формирования у младших школьников.

Выявлены ведущие теоретические темы, оптимизированы уровни знаний по данным темам в сравнении с программными.

Предложенная методика апробирована в школах № 163, 167 Центрального района города Санкт-Петербурга и результативно подтверждена ее эффективность. Она может быть использована в контексте проведения уроков физической культуры в начальных классах общеобразовательных школ.

Результаты исследований внедрены на методическом совещании учителей физической культуры, школ Центрального района города Санкт-Петербурга 15 мая 2000 года, а также в школе № 575 Центрального района, Санкт-Петербурга 10 мая 2000 года.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Совершенствование процесса формирования знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры предполагает корректировку структуры и содержания раздела «теоретические сведения» в начальной школе, осуществляемого на основе конкретизации теоретических сведений и адаптирования их к восприятию младших школьников, а также выделения ведущих тем, усвоение которых способствует повышению двигательной активности детей в неурочное время.

2. Методика преподавания теоретических сведений, предполагающая: проведение двух теоретико-методических уроков в четверть; активное включение учащихся в процесс приобретения знаний за счет привлечения их к показу упражнений, воспроизведения рассказанного материала,

использования системы творческих домашних заданий, контроля за их выполнением, повышает образовательную функцию урока и положительно влияет на частоту самостоятельных занятий физическими упражнениями.

3. Использование разработанной методики не снижает темпов прироста показателей физической подготовленности школьников, несмотря на затраты времени, связанные с усвоением теоретических сведений.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОСНОВНЫХ ВЫВОДОВ

ДИССЕРТАЦИИ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ:

- опорой на теоретические основы физической культуры;

- применением комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных поставленным задачам;

- репрезентативностью выборки;

- применением математического анализа в обработке полученных данных;

- вариативностью эксперимента.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложений. Основная часть работы изложена на 171 странице. Список литературы насчитывает 223 наименований из них 6 на иностранных языках.

Результаты исследования докладывались на конференциях молодых ученых 1997, 1998, 1999гг., на конференциях «Герценовские чтения» 1998 гг., на методическом совещании учителей физической культуры Центрального административного района, города Санкт-Петербурга.

Тезисы докладов опубликованы в сборниках научных и научно-методических трудов.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций