Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Белёвцев Владимир Александрович. Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06, 13.00.08 : Ставрополь, 2000 184 c. РГБ ОД, 61:01-13/168-1


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
12

  1. Развитие идеи патриотизма как социально-политического и духовно-нравственного феномена 12

  2. Организационно-педагогические основы проектирования системы военно-патриотического воспитания студентов университета 28

  3. Военная кафедра как системообразующий компонент военно-патриотического воспитания в университете 58

Глава 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УПРАВЛЕНИЯ

ПРОЦЕССОМ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА 84

  1. Военно-патриотическое воспитание студентов в процессе изучения общеобразовательных и специальных дисциплин 84

  2. Технология организации военно-патриотического

воспитания студентов университета во внеучебное время 108

2.3. Основные критерии и условия повышения эффективности
процесса военно-патриотического воспитания в
университете 123

* 2.4. Формирование готовности будущего педагога - офицера

запаса к патриотическому воспитанию школьников 143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 171



Введение диссертации:

Последнее десятилетие двадцатого века ознаменовалось заметными сдвигами в отношениях Запада и Востока, обоюдными шагами по сокращению их военного потенциала.

В тоже время влияние России на решение кардинальных вопросов международной жизни, затрагивающих интересы нашего государства, значительно снизилось. Нарушена прежняя система обороны страны, появились большие по протяженности неохраняемые участки государственной границы Российской Федерации. Негативные процессы в экономике усугубляют центробежные устремления субъектов Российской Федерации и влекут за собой угрозу нарушения территориальной целостности и единства правового пространства страны. Яркий пример тому - события последних лет в Дагестане и Чечне. Этноэгоизм, этноцентризм и шовинизм, проявляющиеся в деятельности ряда национальных общественных формирований, способствуют усилению национального сепаратизма, создают условия для возникновения конфликтов [85].

Положение ухудшается разобщением общества по экономическому и национальному признакам, по регионам, партиям и верам. В этих условиях значительной частью молодежи овладевает социальная апатия, нравственная опустошенность, цинизм и эгоцентризм.

Наиболее устойчивыми ценностями общества в этой ситуации оказались любовь к своему Отечеству, взаимная симпатия на основе гражданства и единой судьбы. Несмотря на значительные потери, идея патриотизма зарекомендовала себя как одна из наиболее устойчивых мировоззренческих позиций россиян. Значительная часть молодежи по-прежнему считает себя патриотами. Вместе с тем, под негативным влиянием окружающей социальной среды это чувство скрывается молодыми людьми, так как выглядит «несовременным», «непрестижным».

В условиях «пограничности» Ставропольского края, являющегося форпостом России на Северном Кавказе, в условиях сложившихся социальных и межнациональных отношений, не прекращающихся проявлений экстремизма и терроризма, усложнения военно-политической обстановки в регионе, особую актуальность приобретает проблема гражданского и героико-патриотического воспитания молодежи. Назрела серьезная потребность в обобщении и сохранении передового опыта военно-патриотического воспитания молодежи, в создании таких педагогических концепций и технологий, которые могли бы обеспечить формирование патриотизма в образовательной среде.

В современной системе высшего образования целенаправленную работу в области военно-патриотического воспитания студенческой молодёжи, обеспеченную в кадровом, материально-техническом, научно-методическом отношениях, способны обеспечить преимущественно государственные вузы. В связи с этим наше обращение к проблеме военно-патриотического воспитания в университете - не только закономерный, но и современный шаг.

Учёные, практические работники - специалисты в области патриотического воспитания - неоднократно подчёркивали, что сегодня патриотизм в стране востребован недостаточно, а пять - шесть лет назад даже подвергался серьёзным нападкам. Неприязнь к своему, российскому стала доминантой психики немалой части нашего населения. Беспечность определённой части общества, особенно в молодёжной среде, выросла до такого предела, что стремление избежать службы в армии стало едва ли не главным делом жизни значительной части юношей призывного возраста и, что особенно тревожно, - их родителей.

Для многих молодых людей понятия «Родина», «Отечество», «государство», «государственная власть и закон» превратились в инструменты манипулирования сознанием, что в определённой степени провоцируется недальновидной политикой власти, законодательных структур. И только со-

бытия в Косово, Чечне, Дагестане и других «горячих точках» планеты и нашего Отечества способствовали прозрению, заставили вспомнить, что есть понятие «воинский долг», закреплённый соответствующей статьёй закона, что есть такая профессия - защищать Родину.

Вместе с тем, следует признать, что, несмотря на известные просчёты в области воспитания, начиная с середины 90-х годов, когда негативная роль антипатриотизма в нашем государстве стала очевидной, отношение к военно-патриотическому воспитанию стало меняться. В 1994 году вышел Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи». Указом Президента РФ № 1922 от 15 сентября 1994 года одобрена Федеральная программа «Молодёжь России», в которой есть раздел «Развитие гражданственности и патриотизма молодёжи». В 1998 году с учётом Концепции национальной безопасности Российской Федерации разработана Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи.

Совершенствованию работы по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения способствовали также научно-практические конференции, проведённые в ряде регионов России: в Тюмени и Санкт-Петербурге в 1996 г., в Челябинске и Волгограде в 1997 г., в Екатеринбурге и Пятигорске в 1999 г. Они положили начало процессу реформирования военно-патриотического воспитания в соответствии с новыми требованиями и задачами, заложив важнейшие теоретико-методологические основы данного процесса.

В ряде образовательных учреждений патриотическое и гражданское воспитание выведены за пределы педагогического процесса. Реформы образовательной системы в недостаточной мере предусматривают усиление патриотического воспитания молодежи.

В последние десятилетия вопросам повышения эффективности военно-патриотического воспитания в системе образования нашей страны посвятили свои труды А. А. Аронов, В. П. Александровская, Е. Г. Андрющен-

ко, В. В. Артёменко, А. В. Барабанщиков, О. А, Бельков, Л. А. Бублик, Ю. С. Васютин, А. П. Волков, Д. А. Волкогонов, А. Н. Вырщиков, Ю. И. Дерюгин, А. Д. Джаббаров, Н. Н. Ефимов, А. А. Коминцев, Г. П. Кондратенко, Н. М. Конжиев, П. С. Кувшинов, В. И. Кузнецов, Г. К. Мосолов, А. И, Сидоров, Д. Д. Ситловой, Л. Н. Ульянов, Г. В. Средин, А. А, Черкасов, С. В. Чернеев.

Среди работ по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения можно выделить сравнительно не много исследований, посвященных военно-патриотическому воспитанию студентов. Это книга Н. Н. Ефимова, С. В. Чернеева, кандидатские диссертации А. Н. Вырщикова, А. Д. Джаббарова, СВ. Домбровского, Д. Д. Ситлового, А. А. Черкасова. Работ, специально посвященных проблеме военно-патриотического воспитания студентов в условиях классического университета, нами обнаружено

НЄ быЛО. ;

Актуальность проблемы, а также ее недостаточная изученность определили выбор темы исследования: «Военно-патриотическое воспитание студентов университета в условиях профессиональной подготовки на военной кафедре».

Цель исследования: обоснование условий повышения эффективности процесса военно-патриотического воспитания студентов как будущих офицеров запаса.

Объект исследования: система профессиональной подготовки офицера запаса в университете.

Предмет исследования: процесс военно-патриотического воспитания студентов в условиях обучения на военной кафедре.

Гипотеза исследования. Процесс военно-патриотического воспитания студентов на военной кафедре будет успешным, если:

- строится на основе новых методологических подходов к его организации;

является частью целостного процесса формирования личности специалиста, обладающего высокой общей и профессиональной культурой;

целью воспитания является формирование у студентов готовности к выполнению не только воинского, но и гражданского долга;

содержание воспитания отбирается с учетом военно-политической обстановки в государстве, региональных особенностей, педагогических возможностей университета и военной кафедры;

- внедряются интерактивные технологии развития идейно-поли
тических и морально-психологических качеств личности будущих офице
ров запаса в учебной и внеучебной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены его основные задачи:

раскрыть сущность, основные задачи, принципы функционирования системы военно-патриотического воспитания в университете, охарактеризовать ее,основные структурные компоненты;

определить критерии и основные условия повышения эффективности процесса военно-патриотического воспитания студентов в университете;

определить сущность, основные компоненты, критерии оценки и показатели готовности выпускника университета к военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

изучить возможности учебного процесса и внеаудиторной деятельности для организации военно-патриотического воспитания студентов университета;

обосновать системообразующую роль военной кафедры в функционировании системы военно-патриотического воспитания вуза;

выявить роль государственного вуза в формировании региональной системы военно-патриотического воспитания.

Методологической основой исследования стали положения Указа Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объе-

динений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (1994), Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997), Концепция военно-патриотического воспитания молодежи (1998).

Методологическую основу исследования составили принципы гуманизации и демократизации образования, его организации в контексте будущей профессиональной деятельности, обеспечения целостности образовательного процесса и усиления его воспитательных функций, позволяющих преодолеть стихийность социализации, а также положения концепций об укреплении государственности, теорий деятельностного (С. П. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева), праксилогического (Т. Томашевского), аксиологического (А. В. Кирьянова, А. И. Титаренко) подходов.

В ходе исследования мы использовали следующие методы:

теоретического уровня: анализ философской, педагогической, психологической и военной литературы; сравнительный анализ психолого-педагогических исследований по проблеме; обобщение передового опыта, систематизация, классификация;

эмпирического уровня: наблюдение; индивидуальные и групповые беседы; опросы; анкетирование; интервьюирование; тестирование; анализ продуктов практической деятельности; констатирующий и формирующий эксперимент; анализ экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении современных методологических подходов к генезису понятия «патриотизм» в современной отечественной философской мысли и раскрытию на этой основе сущности и основных структурных компонентов системы военно-патриотического воспитания в университете. С общенаучной точки зрения и применительно к целостному педагогическому процессу вуза определено содержание понятия «эффективность военно-патриотического воспитания», показаны критерии и условия оптимизации военно-патриотического воспитания в университете. Обоснованы место и роль готовности выпускника университета к военно-патриотическому

воспитанию молодёжи, в формировании его собственной патриотической воспитанности. Обобщены критерии оценки и показатели готовности студента университета к осуществлению военно-патриотической деятельности. Разработан примерный объём знаний, умений и навыков, необходимых выпускнику вуза для успешной деятельности в данной сфере. Исследованы возможности целостного педагогического процесса университета для организации военно-патриотического воспитания студентов. Раскрыта роль военной кафедры в функционировании системы военно-патриотического воспитания вуза. Показана роль государственного вуза в формировании региональной системы военно-патриотического воспитания молодёжи.

Практическая значимость исследования состоит в направленности на решение важной государственной задачи - подготовку студентов университета к сознательному выполнению ими конституционного долга по защите Отечества, осознанию ими своей роли как гражданина - патриота России. Результаты исследования могут быть использованы в практике высшего образования, при изучении спецкурсов и спецсеминаров по военно-патриотическому воспитанию молодёжи, в ходе преподавания дисциплин военной кафедры государственного вуза, а также для занятий с аспирантами по курсу «Педагогика высшей школы». Материал диссертации может оказать существенную помощь преподавателям социально-экономических, гуманитарных и специальных дисциплин университетов России для реализации военно-патриотической направленности читаемых ими курсов. Практические рекомендации по организации и совершенствованию военно-патриотического воспитания студентов имеют значение не только для преподавателей университетов, но и руководителей вузов, а также лиц, ответственных за организацию учебно-воспитательного процесса высшего учебного заведения.

Этапы исследования. Первый этап (1995-1996 гг.) преимущественно был посвящен изучению и сравнительному анализу философской и психо-

лого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. В этот период были выявлены противоречия, суть проблемы, цель и задачи работы.

На втором этапе (1997 - 1998 гг.) уточнялась гипотеза и задачи исследования, изучался опыт работы государственного вуза по организации системы военно-патриотического воспитания, проводились экспериментально-диагностические исследования среди преподавателей и студентов, корректировалось содержание работы и технология получения экспериментальных данных.

Третий этап исследования (1999 - 2000 гг.) связан с систематизацией и обобщением результатов исследования, разработкой практических рекомендаций по организации и совершенствованию системы военно-патриотического воспитания студентов университета. На данном этапе осуществлялось внедрение результатов исследования в практику и уточнение перспектив продолжения исследования.

Обоснованность и достоверность полученных выводов и результатов обеспечиваются объективным и всесторонним исследованием обширной источниковедческой базы; исходными методологическими положениями; применением комплекса теоретических и опытно-экспериментальных методов, адекватных цели и задачам исследования; апробацией его результатов.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в целостном педагогическом процессе Ставропольского государственного университета и, в частности, его военной кафедры; на ежегодных научно-практических конференциях СГУ (1999, 2000 гг.), на Всероссийской научно-практической конференции по патриотическому воспитанию молодёжи в г. Пятигорске (1999г.), на региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование» (г. Ставрополь, 2000г.), на городской научно-практической конференции, посвященной 300-летию Российской регулярной армии (г. Ставрополь, 1999 г.), в процессе участия в работе краевого

семинара по военно-патриотическому воспитанию учащейся молодёжи (апрель, 2000 г.); на заседаниях военной кафедры и кафедры педагогики и психологии высшей школы СГУ (1997 - 2000 гг.).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Концепция системы военно-патриотического воспитания студентов университета в процессе профессиональной подготовки на военной кафедре.

  2. Условия, критерии оценки эффективности процесса военно-патриотического воспитания студентов.

  3. Содержание комплекса педагогических средств, обеспечивающих морально-психологическую готовность будущих офицеров запаса к выполнению гражданского и воинского долга.

; 4. Системообразующая роль государственного вуза, имеющего военную кафедру, в развитии региональной системы героико-патриотического воспитания детей и молодежи.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций