Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Блинков Сергей Николаевич. Индивидуализация физического воспитания школьников 12-14 лет на основе учета структуры моторики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Москва, 2000 216 c. РГБ ОД, 61:00-13/743-1


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 10

1.1. Особенности морфо-функционального развития

мальчиков в период полового созревания 10

1.2. Возрастные особенности показателей центральной

гемодинамики подростков 14

1.3. Особенности развития двигательных качеств у подростков... 19

1.4. Основные направления совершенствования процесса физического воспитания школьников 22

1.5. Индивидуализация физической подготовки 27

1.6. Индивидуальный подход и проблема типологизации

в физическом воспитании 33

1.7. Заключение по главе 39

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

ИССЛЕДОВАНИЯ 41

2.1. Цель и задачи исследования 41

2.2. Общая организация исследования и контингент 41

2.3. Организация педагогического эксперимента 43

2.4. Методы исследования 45

2.4.1. Педагогические наблюдения 46

2.4.2. Методы исследования физического развития 46

2.4.3. Тестирование двигательной подготовленности 47

2.4.4. Методы исследования сердечно-сосудистой системы 49

2.4.4.1. Определение частоты сердечных сокращений

и артериального давления 49

2.4.4.2. Кардиоинтервалография 50

2.4.5. Методы оценки физической работоспособности 50

2.4.5.1. Велоэргометрия 50

2.4.5.2. Определение общей физической работоспособности

по тесту PWC170 51

2.4.5.3. Определение интенсивности накопления пульсового

долга 52

2.4.6. Оценка заболеваемости 53

2.4.7. Педагогический эксперимент 53

2.4.8. Математико-статистическая обработка данных 54

ГЛАВА 3. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, РАБОТОСПОСОБНОСТИ И

СОСТОЯНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

ПОДРОСТКОВ 55

3.1. Возрастная динамика физического развития мальчиков-подростков 11-15 лет 55

3.2. Возрастные изменения физической подготовленности мальчиков 11-15 лет 63

3.3. Возрастная динамика физической работоспособности мальчиков 11-15 лет 71

3.4. Возрастные изменения показателей центральной гемодинамики школьников 11-15 лет 77

3.5. Возрастные изменения регуляции сердечного

ритма подростков 11-15 лет 80

ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ, УЧИТЫВАЮЩИХ

СТРУКТУРУ МОТОРИКИ ПОДРОСТКОВ 12-14 ЛЕТ 85

4.1. Индивидуальные особенности структуры моторики

мальчиков 12-14 лет 86

4.2. Содержание экспериментальной программы 91

4.3. Динамика результатов двигательных тестов в экспериментальных группах 108

ГЛАВА 5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ

РЕЖИМОВ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА

ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ 12-14 ЛЕТ 135

5.1. Эффективность воздействия экспериментальных

методик на развитие двигательных качеств подростков 135

5.2. Влияние нагрузок различной направленности на

показатели физической работоспособности

подростков 141

5.3. Изменение регуляции сердечного ритма подростков

под воздействием нагрузок различной направленности 144

5.4. Изменения показателей центральной гемодинамики

подростков под воздействием нагрузок

различной направленности 147

5.5. Влияние нагрузок различной направленности на

заболеваемость учащихся 150

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153

ВЫВОДЫ 157

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 160

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 165

ПРИЛОЖЕНИЯ 195 



Введение диссертации:

Актуальность. Повышение функциональных возможностей организма учащихся является одной из основных задач школьного физического воспитания. Однако в последние годы стало появляться множество научных данных о низком уровне физической подготовленности большой части школьников нашей страны [51, 52, 120, 177 и др.]. Эти данные согласуются с резким ухудшением состояния здоровья учащихся в 90-е годы.

Переориентация школьного образования в целом и физического воспитания в частности, в направлении гуманизации и демократизации [24, 82, 83, 160] предполагает в качестве одной из основных задач сохранение и укрепление здоровья учащихся. Кроме последствий ухудшающейся экологической обстановки, результатов социально-экономических реформ, которые негативно сказываются на состоянии здоровья всего населения России, низкая физическая подготовленность является следствием значительного отставания теории и методики физического воспитания от требований школьной практики. Между тем хорошо известно, что именно в подростковом возрасте, когда идут интенсивно процессы роста и биологического созревания организма, особое значение имеет рационально организованный двигательный режим, закладывающий базу физического здоровья на всю последующую жизнь [201, 236].

Рекомендованные Министерством образования программы по физическому воспитанию в общеобразовательной средней школе ориентируют учителя на учет индивидуальных особенностей учащихся, связанных с темпами биологического созревания, особенностями телосложения, уровнем физического развития, двигательной подготовленности, личностными свойствами. Однако конкретных методических разработок в данном

направлении, особенно ориентированных на самый сложный подростковый возраст, крайне мало, а большинство из имеющихся либо односто-ронни, либо малоэффективны, либо трудно реализуемы на практике.

Большинство методик, используемых в физическом воспитании, школьников, направлены на развитие либо так называемых "отстающих" двигательных качеств [18, 109, 168 и др.], либо на их комплексное развитие физических способностей [85, 86, 151, 152, 184]. Однако, как показал ряд исследований, проведенных Д.М.Писковой [178], Д.А.Фильченковым [232], Н.И.Лукъянченко [148], В.В.Зайцевой [95] и др., свидетельствуют о том, что для эффективного повышения двигательных возможностей человека необходимо ориентироваться на развитие «ведущих» двигательных качеств.

Процесс совершенствования методических подходов к повышению функциональных возможностей организма школьников стимулирует поиск новых, более рациональных путей решения данной проблемы. Одним из основных направлений в этом является дифференцированный подход к учащимся, подразумевающий тщательное изучение индивидуальных особенностей каждого из них, с последующим распределением школьников по сходным типологическим признакам на определенные группы с учетом задач учебного процесса.

Цель исследования. Разработка усовершенствованной методики физического воспитания школьников-подростков 12-14 лет, обеспечивающей индивидуализацию физических нагрузок на основе учета структуры моторики.

Гипотеза исследования.

Методика физического воспитания, имеющая своей целью оздоровление и увеличение адаптивных возможностей школьников, должна строиться с учетом структуры моторики и быть направленной на совершен

ствование «ведущих» физических качеств. Это создаст условия для повышения уровня физической подготовленности, физической работоспособности и снизит заболеваемость учащихся.

Объект исследования. Мальчики 12-14 лет, занимающиеся и не занимающиеся спортом, имеющие различную структуру моторики.

Предмет исследования. Методика развития двигательных качеств подростков, учитывающая индивидуальные различия в структуре моторики.

Научная новизна.

Проведено комплексное лонгитудинальное обследование школьников 12-14 лет и прослежены особенности возрастной динамики физического развития, двигательной подготовленности, функционального состояния сердечно-сосудистой системы и физической работоспособности подростков в течение трех лет обучения в школе. Впервые выявлено влияние нагрузок различной направленности не только на развитие физических качеств, мышечную работоспособность подростков 12-14 лет, но и на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков. Проведен сравнительный анализ уровня и динамики физического состояния подростков-спортсменов и подростков-неспортсменов в течение двух лет. Впервые в рамках школьных занятий по физической культуре была разработана и использована методика, учитывающая особенности структуры моторики учащихся-подростков. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что тренировочный процесс, направленный на совершенствование «ведущих» двигательных качеств, способствует повышению уровня физической подготовленности, физической работоспособности и снижает заболеваемость учащихся.

Практическая значимость.

Разработана и экспериментально апробирована методика, учитывающая особенности структуры моторики подростков 12-14 лет и позволяющая

повысить функциональные возможности школьников данного возраста. Разработанная методика может быть применена в общеобразовательных школах в процессе физического воспитания подростков. Материалы исследований могут быть использованы в лекционных курсах и практических занятиях по теории и методике физического воспитания, по возрастной и спортивной физиологии. Материалы исследования внедрены в практику средней общеобразовательной школы № 83 г. Ульяновска и Октябрьской средней общеобразовательной школы Радищевского района Ульяновской области, что подтверждается соответствующими актами внедрения.

Выявленную высокую напряженность регуляторных механизмов сердечного ритма подростков 13-14-летнего возраста необходимо учитывать при организации учебного, трудового и тренировочных процессов в общеобразовательной школе и спортивных секциях.

Положения, выносимые на защиту:

1. При оптимизации физического состояния подростков 12-14 лет следует учитывать типологические характеристики их двигательной сферы, и на этой основе может базироваться индивидуальный подход в физическом воспитании.

2. Физическая нагрузка, направленная на совершенствование ведущих сторон моторики школьников 12-14 лет, в большинстве случаев более эффективна для повышения физической подготовленности и работоспособности в режиме учебных занятий с мальчиками-подростками, чем равномерно-пропорциональное воздействие и преимущественное развитие отстающих двигательных качеств.

Апробация материалов диссертации. Материалы диссертации доложены на 33 и 34 научно- практических конференциях врачей Ульяновской области "Современные вопросы теоретической и практической

медицины" (Ульяновск, 1998, 1999); на II региональной научно-практической конференции "Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона" (Ульяновск, 1999). По материалам исследования опубликовано 12 работ. Материалы диссертации используются в лекционном курсе и на практических занятиях по теории и методике физического воспитания, возрастной и общей физиологии, спортивной медицине Ульяновского государственного университета и Ульяновского государственного педагогического университета.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из Введения, пяти глав, включая Обзор литературы, Организации и методов исследования, Результатов исследования и их Обсуждения, Заключения, Выводов, указателя литературы, включающего 292 наименования (из них 255 отечественных и 37 зарубежных авторов), и Приложений. Диссертация изложена на 216 страницах машинописного текста и иллюстрирована 32 таблицами и 20 рисунками.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций