Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Богус Мира Бечмизовна. Развитие операциональных структур мышления младших школьников в обучении : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Майкоп, 2000 212 c. РГБ ОД, 61:00-13/1279-6


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 2

Глава 1. Психолого-педагогические предпосылки развития операциональных структур мышления младших школьников

1.1 Проблема развития ребенка в обучении 11

1.2 Генезис проблемы развития теории мышления в педагогике

и психологии 27

1.3 Теория развития интеллекта Жана Пиаже 38

Выводы по главе 1. 69

Глава 2. Теоретические основы развития операциональных

структур мышления младших школьников

2.1 Теоретические основы выделения младшего школьного

возраста в развитии ребенка 72

2.2 Особенности умственного развития младших школьников 83

2.2.1 Теоретические основы дифференцированного подхода

в развитии интеллектуальных способностей 92

, 2.2.2 Операции в структуре общих умственных способностей 97

2.3 Методика разработки экспериментальной системы

упражнений 101

Выводы по главе 2. 113

Глава 3. Экспериментальное исследование эффективности > систем упражнений

3.2 Результаты педагогического эксперимента и их анализ 148

Выводы по главе 3. 155

Заключение. 156

Список использованной литературы. 160

Приложения. 177 



Введение диссертации:

В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. От того, как будет функционировать школа, зависят не только настоящие, но, в первую очередь, будущие условия жизни людей.

Общеизвестно, что в современных условиях интеллектуальный потенциал населения - наряду с демографическим, территориальным, технологическим параметрами того или иного общества - является важнейшим основанием его прогрессивного развития.

Не удивительно, что в обществах, ориентированных на прогрессивный сценарий развития, государственные вложения в сферу образования, как правило, весьма значительны. Ибо уже и сейчас ясно, что выигрывают и будут выигрывать в экономическом и культурном соревновании те страны, которые смогут создать наиболее совершенную систему образования, гарантирующую интенсивное развитие интеллектуальных способностей подрастающего поколения. Поэтому, вопрос о том, какой быть школе, отнюдь не относится к разряду риторических.

В последнее время в отечественных педагогических публикациях все чаще, хотя и в разной форме, проводится положение о том, что современная школа должна стать «антропоцентричной»: центром всех учебно-воспитательных воздействий должен стать конкретный ученик и,

соответственно, все способы и формы организации школьной жизни должны быть подчинены цели его всестороннего личностного развития.

В этой связи хотелось бы выделить один принципиально важный момент. Отправной точкой в выстраивании идеологических и организационных оснований антропоцентричной школы, по определению, должны стать права и интересы ребенка. В нынешних непростых социокультурных условиях школа, по-видимому, остается единственным социальным институтом, который может (и обязан) взять на себя защиту главного права каждого ребенка - права на такие условия школьной среды, которые обеспечивали бы ему полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста его индивидуальных психологических ресурсов.

Мир, в котором живет человек, становится все более сложным и противоречивым. Чтобы выработать разумную стратегию собственной жизни в этом мире, необходимо иметь достаточно высокий интеллектуальный потенциал. В частности, именно поэтому, а также исходя из соображений, изложенных выше, можно утверждать, что одной из важнейших задач антропоцентричной школы является интеллектуальное (умственное) развитие учащихся.

Общие проблемы, связанные с развитием мышления отражены в трудах многих отечественных педагогов-психологов: А.В.Брушлинского [32; 33], Л.С.Выготского [41], З.И.Калмыковой [72], А.Н.Леонтьева [86], ИЗі.Лернера [91], Н.А.Менчинской [102; 103], С.Л.Рубинштейна [149], О.К.Тихомирова

[168] и другие. Среди зарубежных авторов: Дж.Брунер [31], Р.Глязер [192],

Ж.Пиаже [126], Р.Стернберг [198], Л.Л.Терстоун [199].

Проблема развивающего обучения рассмотрены в работах Л.С.Выготского [45], В.В.Давыдова [53; 54], А.З.Зака [64], Л.В.Занкова [65], В.А.Сухомлинского [166], Д.Б.Эльконина [187].

Выявлению умственных действий, организации влияния на развитие умственных действий посвящены работы Г.А.Вайзера [137], П.Я.Гальперина [46], Я.А.Пономарева [131], Ю.А.Самарина [151], Н.Ф.Талызиной [167].

Анализ педагогических работ, посвященных проблеме развития мышления, подтверждает, что актуальность этой проблемы постоянно возрастает. Однако можно констатировать, что еще недостаточно изучены возможности развития операциональных структур мышления младших школьников.

Проблемой нашего исследования явилось определение психолого-педагогических условий целенаправленного развития операциональных структур мышления младших школьников. Под психолого-педагогическими условиями мы понимали следующее:

а) выбор метода развития операциональных структур мышления;

б) чье содержание и включение его в учебный процесс, должны быть построены с учетом психолого-педагогических особенностей детей начальной школы;

в) структура упражнений, направленных на развитие ОСМ, должна соответствовать целенаправленному и поэтапному решению поставленной задачи.

Цель исследования: создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной системы упражнений для младших классов, обеспечивающей развитие операциональных структур мышления учащихся.

Объектом исследования является процесс развития мышления младших школьников в ходе обучения.

Предмет исследования: процесс развития операциональных структур мышления младших школьников в обучении.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что:

а) развитие операциональных структур мышления младших школьников эффективно осуществляется при условии целенаправленного и поэтапного воздействия на эти структуры, с использованием методов, способов и средств, основанных на учете психолого-педагогических особенностей детей;

б) развитие ОСМ будет способствовать росту интеллектуальных способностей, успешному формированию способов умственного действия.

Необходимость проверки гипотезы потребовало решение следующих задач исследования:

1) проанализировать теоретическую разработанность проблемы развития мышления младших школьников в обучении;

2) выявить педагогические условия целенаправленного развития операциональных структур мышления младших школьников;

3) экспериментально обосновать эффективность системы упражнений по развитию операциональных структур мышления, что соответственно, окажет положительное воздействие на развитие интеллектуальных способностей учащихся младших классов, а также успешное овладение ими школьной программой.

Методологическую основу нашего исследования составили

философское учение об общих законах развития мышления, психологические теории мышления, единство педагогической теории, эксперимента, отражающий всеобщую связь, системный подход как общенаучный и дидактический принцип, теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов, занимающихся проблемами ориентации на личность как цель, субъект и результат учебного процесса, развитие творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий (Богоявленская Д.Б., Божович Е.Д., Выготский Л.С, Давыдов В.В., Стоуне Э.), теории развития мышления (Бильчугов С.Ю., Брунер Дж., Воробьев А.Н., Гилфорд Дж., Занков Л.В., Зак А.З., Лернер И.Я., Менчинская Н.А., Пиаже Ж., Пономарев Я.А., Рубинштейн С.Л., Сухомлинский В.А., Терстоун Л.Л.).

Решение поставленных задач, проверка исходных предположений осуществлялись с помощью комплекса методов, это:

- теоретический анализ;

- обобщение педагогического опыта (наблюдение, беседа, интервью, изучение письменных, творческих работ учащихся, педагогической документации);

- педагогический эксперимент;

- статистические методы.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (1995 - 1996 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической и другой специальной литературы.

На втором этапе (1996 - 1997гг.) продолжалось теоретическое исследование; выполнен констатирующий эксперимент, позволивший получить первичный материал; проверялись принципы организации и методы основного эксперимента, действенность разработанных критериев, на основании которых была уточнена программа исследования, составлен план формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1997 - 1999 гг.) был организован и проведен формирующий эксперимент, содержание которого составляла реализация педагогических условий, обеспечивающих развитие операциональных структур мышления младших школьников. Проводилась обработка полученных данных, обобщение результатов исследования, оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в нетрадиционном подходе к анализу работ Л.С.Выготского и Ж.Пиаже; в выделении и обозначении трех видов упражнений, направленных

на развитие операциональных структур мышления; в выделении этапов развития ОСМ, сопровождаемых соответствующими упражнениями.

Практическая значимость исследования заключается в предложенной системе упражнений, способствующей развитию операциональных структур мышления младших школьников, экспериментальном обосновании ее эффективности.

Достоверность научных результатов базируется на методологической основе, позволившей наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применение разнообразных и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, на проверке эффективности разработанных теоретических положений.

Апробация результатов исследования проведена в 1996 - 1997, 1997 -1999 годах в начальных классах Республиканской гимназии, Центра интеллектуального развития ребенка, средних школ №№ 22, 11, 9, г.Майкопа и СШ№ 15 а.Ассоколая.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1) эффективность целенаправленного развития операциональных структур мышления младших школьников может быть повышена за счет применения систем упражнений;

2) применение системы упражнений обеспечивает также развитие и интеллектуальных способностей обучаемого;

3) использование системы упражнений в младших классах способствует эффективному овладению ими школьной программой.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций