Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Быкова Галина Ивановна. Воспитание языковой личности в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Екатеринбург, 1999 195 c. РГБ ОД, 61:00-13/149-2


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ з

ГЛАВАІ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-СЛОВЕСНИКОВ із

  1. Языковая личность как феномен культуры (историко-логический анализ) 13

  2. Сущность и структура языковой личности 31

  3. Педагогические условия воспитания языковой

личности студентов-словесников 49

Выводы 69

ГЛАВА П. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ

ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-СЛОВЕСНИКОВ 71

II. I. Методика и технология организации экспе
риментальной работы по воспитанию языковой
личности студентов-словесников 71

П. 2. Структурно-функциональный анализ

экспериментальной работы на занятиях

лингвистического и речевсдческого циклов

факультета русского языка и литературы 95

11.3. Интегративная характеристика результатов

исследования 120

Выводы J41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

ЛИТЕРАТУРА 151

ПРИЛОЖЕНИЯ 172



Введение диссертации:

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ Обращение к проблеме воспитания языковой личности студентов-словесников обусловлено социальными, психологическими и педагогическими причинами. С социальной точки зрения постановка данной проблемы вызвана демократическим обновлением нашего общества, гуманизацией всей системы обучения. Гуманизация образования и обучения представляет собой ориентацию на создание наиболее благоприятных условий для развития личности обучаемого, его самоопределения, самосовершенствования и самореализации.

Воспитание языковой личности приобретает особое значение в современных условиях, когда наблюдаются тенденции кризиса системы образования, выражающиеся в негативном отношении как к образовательным программам, так и результатам образования. Одним из путей выхода из кризиса является реализация принципов гуманизации системы обучения, что предполагает изменение отношения участника образовательного процесса из пассивного объекта в активного участника образовательной деятельности.

Накопленный опыт и новые социальные условия позволяют более четко определить ориентиры воспитания студентов-словесников как языковой личности.

Проблема, обозначенная в нашем исследовании, рассматривалась в работах Г.И.Богина, Н.Е.Богуславской, Р.А.Будагова, В.Д.Виноградова, Л.С.Выготского, И.Р.Гальперина, В.В.Давыдова, Ю.Н.Караулова, Т.А.Ладыженской И.Б.Тарасовой и других.

В последние годы появились научные труды, в которых разрабатывается такие аспекты проблемы воспитания языковой личности, как модель языковой личности (Г.И.Ьогин), выделение уровней организации языковой личности (ЮН.Караулов), взаимообусловленность культурного

состояния современного русского языка и формирования языковой личности (Н.А.Купина), коммуникативно-деятельностная сторона языковой личности (И.В.Сентенберг).

В педагогической науке были разработаны психолого-педагогические концепции: теория деятельностного подхода (A.HL Леонтьев, О.В.Данилевич и др.), личностный подход в образовании (А.В.Петровский, Л.И.Ьожович, А.Г.Асмолов и др), учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания (А.С.Белкин, Д.Ь.Эльконин, Н.ДЛевитов, А.В.Мудрик и др), положение о гуманизации образования (Ш.А,Амонашвили, А.А.Ьодалев, Ь.В.Ьондаревская, А.В.Сухомлинский).

На современном этапе перед школой встает одна из актуальных задач - задача воспитания языковой личности , что предполагает наличие таких способностей у человека, которые обусловливают уровень владения родным языком.

В психолингвистической литературе языковая личность трактуется как "целостный феномен" (Ю.II.Караулов), как "многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности" (Г.И.Ьогин), как "совокупность способностей человека", взаимосвязанных с уровнем овладения языком (Н.Е.Ьогуславская). Іаким образом, развитая языковая личность - это личность, свободно владеющая большим запасом языковых (лексических и грамматических) средств, правильно и эффективно использующая их в разнообразных видах общения (монолог, диалог и другие формы полилогического общения) с учетом реальной коммуникативной ситуации.

В нашем исследовании воспитание языковой личности студентов-словесников рассматривается на занятиях лингвистического и речеведче-ского циклов факультета русского языка и литературы, результатом которого должно стать формирование личности, способной свободно и правильно говорить, создавать устные и письменные тексты для решения

5 коммуникативных задач, эффективно извлекать информацию из чужой речи, соблюдать этические нормы речевого поведения. Вышеназванные черты языковой личности являются важнейшими компонентами общей культуры человека и особенно значимы для будущих педагогов.

Однако следует отметить, что вопросам воспитания языковой личности в совокупности способностей, обусловливающих уровень культурно-речевых навыков, в научной литературе в целом отводится недостаточное место. Высшая школа не владеет еще в полной мере ни содержательной, ни процессуальной сторонами воспитания языковой личности студентов-словесников. Несмотря на достаточно широкий круг исследований по вопросам воспитания личности студентов-словесников, проблема воспитания языковой личности требует дальнейшей разработки.

Очевидным становится противоречие между потребностью общества в выпускниках высшей школы с высоким уровнем владения языком и недостаточной разработанностью методики и технологии, обеспечивающих эффективность воспитания языковой личности студентов-словесников на занятиях лингвистического и речеведческого циклов.

В теории и практической деятельности обозначилась проблема, требующая научного разрешения и состоящая в необходимости разработки и апробации основных методико-технологических средств, обеспечивающих воспитание языковой личности студентов-словесников.

Разрешение этой проблемы возможно при условии разработки комплекса методико-технологических средств, способствующих достижению высоких результатов в процессе воспитания языковой личности студентов-словесников.

Актуальность исследования, выявленные противоречия и практическая потребность в разработке комплекса методико-технологических средств воспитания языковой личности позволили нам сформулировать тему исследования следующим образом: "ВОСПИТАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ

ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ И РЕЧЕВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ".

В соответствии с темой исследования были определены цель, объект, предмет и задачи.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - выявить, теоретически обосновать педагогические возможности комплекса методико-технологических средств в процессе воспитания языковой личности студентов-словесников.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - процесс преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - воспитание языковой личности студентов-словесников методико-технологичеекими средствами в процессе преподавания лингвистических и речеведческих дисциплин.

ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - состоит в том, что применение комплекса методико-технологических средств способствуег воспитанию языковой личности студентов-словесников за счет;

формирования у студентов-словесников субъектного состояния готовности включиться в учебно-воспитательный процесс на уровне индивидуальных познавательных возможностей;

применения комплекса методико-технологических средств воспитания языковой личности студентов-словесников на каждом этапе учебной деятельности (стимулирующе-мотивационном, олерационно-деятельностном и оценочно-результативном), что является условием позитивной динамики в процессе развития языковой личности студентов-словесников.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. На основе историко-логического анализа лингвистической и психолого-педагогической литературы определить сущность и структуру языковой личности студентов-словесников; выявить показатели и уровни развития языковой личности студентов-словесников.

2. Сформировать у студентов-словесников субъектное состояние го
товности включиться в процесс формирования языковой личности на
уровне индивидуальных познавательных возможностей.

3. Определить и обосновать содержание комплекса методико-
технологических средств воспитания языковой личности студентов-
словесников на занятиях лингвистического и речеведческого циклов фа
культета русского языка и литературы педагогического вуза.

4. Экспериментально проверить педагогические возможности методи-
ко-технологического комплекса в процессе воспитания языковой личности
студентов-словесников.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились классические и новейшие положения и выводы философии образования (теория воспитания личности), психологии и педагогики о социальной детерминированности процессов воспитания личности, учение о личности как субъекте общественных отношений, своеобразии личности как общественной ценности, диалектические положения о единстве общего, особенного и единичного.

ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили теория развития личности (Л.И.Ьожович, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев и др); теория возрастной педагогики (В.С.Безрукова, АС.Белкин и др); теория деятельностного подхода в формировании личности (М.Я.Басов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.И.Щукина и др.); концепция личностного подхода в образовании (К.А.Абульханова, А.С.Белкин, А.В.Мудрик и др); о гуманизации учебно-воспитательного процесса (В.И.Загвязижжий, А.А.Маркова, В.А.Сухомлинский Д.Д.Ушинский и др)

Для проверки гипотезы исследования и решения поставленных задач использовались следующие МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- теоретические: историко-логический анализ философской, психо-лого-педагогической, лингвистической литературы, системный подход;

8 - эмпирические: педагогический эксперимент, включающий прямое

и косвенное наблюдение; анкетирование, тестирование; анализ продуктов деятельности, количественный и качественный анализ полученной информации; создание особых педагогических ситуаций; графическая и математическая обработка результатов исследования.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Первый этап (1990 - 1993гг.) - изучение и анализ философской, психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературы по проблеме исследования; определение методологической и теоретической базы исследования; изучение опыта работы педагогов со студентами факультета русского языка и литературы; определение цели, гипотезы и задач исследования.

Второй этап ( 1994 - 1997гг.) - проведение педагогического эксперимента с целью проверки гипотезы исследования, разработка системы методико-технологических средств, применяемых на занятиях лингвистических и речеведческих дисциплин факультета русского языка и литературы; определение педагогических возможностей разработанного комплекса в процессе воспитания языковой личности студентов-словесников.

Третий этап (1998-1999) - теоретическая и статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы; осмысление и систематизация полученных результатов; формулировка выводов и рекомендаций,

БАЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ явились факультет русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета, средние общеобразовательные школы г.Екатеринбурга (№№ 11, 178, 67), школа-гимназия №99 (г.Екатеринбург), школа-лицей №40 (г.Екатеринбург).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Определены структура и содержание языковой личности студен
тов-словесников. Разработаны показатели и определены уровни ее разви
тия (недостаточный, достаточный и высокий).

2. Создан и апробирован комплекс методико-технологических
средств воспитания языковой личности студентов-словесников на занятиях
лингвистического и речеведческого циклов факультета русского языка и
литературы, к которым относятся:

а) методы и приемы воспроизведения и осмысления лингвистиче
ского и речеведческого материала: объяснение, рассуждение, рефлексия,
пример;

б) методы организации деятельности: упражнения, создание педа
гогических ситуаций, инструктаж, педагогическое іребование, создание
проблемных ситуаций, анализ ситуаций, деловая игра, интерактивное обу
чение;

в) методы стимулирования деятельности студентов-словесников:
поощрение и наказание, создание ситуаций успеха, опора на положитель
ное в человеке, выделение положительною в деятельности, соревнование;

г) методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и
поведения: самоконтроль и контроль, оценка и самооценка, рецензирова
ние и редактирование, проверка и оценивание адекватности воспроизведе
ния предложенного текста, анализ созданных речевых произведений (рече
вого идеала).

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ состоит в том, что определены понятие языковой личности студентов-словесников, ее структура и содержание, а также выявлены педагогические возможности комплекса методико-технологических средств воспитания языковой личности студентов-словесников.

На основе анализа философских, лингвистических, психолингвистических, педагогических теорий осуществлена попытка рассмотрения языковой личности как феномена культуры.

10 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ связана

с разработкой комплекса методико-технологических средств воспитания языковой личности студентов-словесников на занятиях лингвистического и речеведческого циклов факультета русского языка и литературы и их широким применением. Результаты исследования, разработанная технология воспитания языковой личности могут быть использованы в процессе преподавания русского языка в общеобразовательной школе, в классах с углубленным изучением русского языка, в высших учебных заведениях при подготовке и чтении спецкурсов, спецсеминаров, при подготовке лекций и практических занятий, при написании курсовых и дипломных работ.

г /

Повышение профессиональной подготовки студентов-словесников^обеспе-чить профессионально-методическую перспективу совершенствования его как языковой личности, стимулирует творческую и педагогическую деятельность, приобщает к научно-исследовательской деятельности по данному кругу проблем.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. Результаты исследования, отдельные теоретические и методические положения данного исследования были обсуждены и одобрены на Всесоюзной научно-методической конференции 17-19 октября 1990г. (г.Фрунзе), на лингвистических чтениях 3-5 февраля 1992 г.Екатеринбург), на научно-практической конференции 28-29 марта 1994г. (г.Екатеринбург), на международном симпозиуме 25-27 ноября 1996г. (г.Екатеринбург), на научно-практических конференциях в марте 1996г., 1997г., 1998г.,1999г. (г.Екатеринбург).Основные положения исследования обсуждались на заседании кафедры языкознания и методики преподавания русского языка и отражены в публикациях автора. Апробация и внедрение идей и результатов исследования осуществлялись в процессе обучения студентов факультета русского языка и литературы Уральского государственного педагогического университета, в школах г.Екатеринбурга, где студенты этого факультета проходили педагогическую практику.

ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования обеспечивалась применением теоретических и практических методов с опорой на философские и психолого-педагогические концепции, длительностью экспериментальной работы, повторяемостью, воспроизводимостью результатов, использованием комплекса методов и приемов, соответствующих предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью экспериментальных данных, использованием методов математической и статистической обработки полученных данных, личным участием автора в экспериментальной работе.

НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ следующие положения

L Языковая личность студентов-словесников характеризуется как совокупность способностей и качественных характеристик человека, которые обусловливают создание и восприятие речевых произведений, а в целом - уровень владения языком. К числу таких способностей мы относим осознание языка как феномена культуры, способность к анализу чужой и собственной речи, совершенствование собственных коммуникативных умений, умение анализировать свой коммуникативный опыт, умение корректировать собственную речевую практику, осознание необходимости расширения собственного языкового пространства.

2. Воспитание языковой личности студентов-словесников возможно при условии обеспечения системного использования предлагаемого комплекса методико-технологических средств на каждом этапе учебной деятельности (стимулирующе-мотивационном, операционно-деятельностном и оценочно-результативном).

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, выделены основные этапы

исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая

значимость работы, а также основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Теоретические основы воспитания языковой личности студентов-словесников" дается анализ педагогической, психологической и лингвистической литературы по исследуемой проблеме, раскрывается сущность и структура языковой личности студентов-словесников, рассматриваются показатели сформированное языковой личности студентов-словесников, а также проанализированы педагогические условия воспитания языковой личности студентов-словесников.

Во второй главе "Методика и технология воспитания языковой личности студентов-словесников" представлено содержание опытно-экспериментальной работы, в процессе которой апробируются теоретические положения, раскрываются содержание и технология применения методов и приемов воспитания языковой личности студентов-словесников на занятиях лингвистического и речеведческого циклов факультета русского языка и литературы; дается структурно-функциональный анализ экспериментальной работы; дается интегративная характеристика результатов исследования.

В заключении излагаются основные результаты и формулируются общие выводы исследования, определяются перспективы дальнейшего научного изучения проблемы.

В приложении представлены материалы экспериментальной работы.

Общий объем диссертации 195 страниц, в том числе основной текст - 150 страниц; библиографический раздел - 21 страницу и приложения - 24 страницы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций