Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Вдовенко Татьяна Викторовна. Теория и методика социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.06 : Москва, 1999 279 c. РГБ ОД, 71:01-13/8-0


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4

Глава I.

НАУЧНО-ПЕДАГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ДОСУГА

В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 24

  1. Историко-педагогический анализ становления и развития социальной работы в сфере досуга в зарубежных странах 25

  2. Досуг как сфера социальной работы

в странах Западной Европы 58

1.3. Социально-демографический портрет клиентов

социальной работы в странах Западной Европы 73

Глава II.

ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СФЕРЕ ДОСУГА

В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 82

  1. Технологии социальной работы с разными категориями населения Великобритании в сфере досуга 91

  2. Индивидуальные социальные службы

сферы досуга Ирландии 124

2.3. Технологии социальной работы в сфере досуга

в сельской местности Франции 142

і

2.4. Полифункциональный характер содержания социальной работы

в сфере досуга в других странах Западной Европы 146

Глава III.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В СФЕРЕ ДОСУГА В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 159

3.1. Профессиональный и волонтерский уровни социальной

работы в сфере досуга в зарубежных странах 159

3.2. Институты подготовки специалистов социальной работы

в сфере досуга 164

3.3. Современные технологии и организационные формы
подготовки специалистов социальной работы в сфере досуга

в странах Западной Европы 199

3.4. Научно-исследовательская деятельность специалистов социальной

работы в сфере досуга 211

Заключение 222

Приложения 233

Использованная литература 240



Введение диссертации:

!#

і Актуальность проблемы исследования определяется целым рядом

! обстоятельств. Теоретические интерпретации связаны в первую очередь с

| тем, что структура социальных ценностей чрезвычайно сложна: одни ее

і элементы способствуют революционизации сознательных процессов,

стимулируя движение к новым общественным идеалам, другие

обусловливают консервацию социально значимых стабильных состояний

общества.

Двадцатое столетие близится к концу. Его исторический опыт

огромен и неоднозначен. Оно дало великие открытия в науке и технике.
і Человечество овладело ядерной энергией, вырвалось в космос, проникло в

, w свое генетическое начало, осуществило ранее невиданный рост экономики,

выработало либерально-демократические принципы государственного

устройства, осознало великую значимость гуманитарных прав. Оно

1 постоянно ищет оптимальные формы сосуществования внутри себя и во

,1

взаимоотношениях с природой. Но для XX века были характерны и

непрерывная цепь кровавых войн, беспрецедентная гонка вооружений,

. вспышки социальной, расовой, национальной и религиозной

! нетерпимости, насильственные революции и контрреволюции, невиданный

j разгул терроризма, убийств, насилия, грабежа, обмана и экологических

бедствий.

Изменение социально-экономической ситуации в Российской

Федерации в последнее десятилетие обусловило появление и обострение

разноплановых проблем, решение которых так или иначе связанно с

технологиями социальной работы. Социологическая наука выдвигает

свою точку зрения и набор вопросов для изучения сферы свободного

;

времени, значение которой увеличивается по мере возрастания
^ экономического и культурного потенциала общества. Рационализация и

повышение культуры досуга органически связано с совершенствованием всей системы жизнедеятельности, в том числе и социальной работой, которая выступает как явление, способствующее процессам социализации представителей всех слоев общества, социальной интеграции групп и индивидов, а также поддержанию стабильности общества.

Историческое развитие общества способствовало возникновению
института социальной работы. Определенные потребности различных
социальных групп и отдельных индивидов выдвинули на первый план
вопросы организации социальной помощи и поддержки.
^ Объект исследования — процесс социальной работы в сфере досуга в

развитых странах Западной Европы.

Предмет исследования — педагогически ориентированное содержание, организация и технологии социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы.

Цель исследования — исследовать возможности использования в
условиях России педагогического потенциала социальных технологий
W европейских стран в социальной работе в сфере досуга в России.

Достижение цели определяется необходимостью постановки и решения следующих исследовательских задач:

  1. Изучить и выявить педагогический потенциал досуга как сферы социальной работы с населением стран Западной Европы.

  2. Исследовать исторические предпосылки становления и развития социальной работы в сфере досуга в странах Западной Европы.

3. Проанализировать и обобщить основные педагогически
ориентированные технологии и содержание социальной работы с

населением стран Западной Европы в сфере досуга.

  1. Исследовать систему профессионализации специалистов-организаторов досуга в странах Западной Европы.

  2. Обосновать возможности и механизмы использования зарубежного опыта социальной работы в сфере досуга населения в российских условиях.

  3. Разработать научно-методические рекомендации в адрес разноведомственных структур по использованию зарубежного опыта социальной работы в сфере досуга.

^ Гипотеза исследования основывается на том, что теоретические

концепции, а также опыт, накопленный в социальной работе стран Западной Европы в сфере досуга, могут быть использованы в отечественной социальной практике при условии детального анализа их содержания и обобщения возможностей и путей адаптации к российским социокультурным и экономическим условиям, что позволит внести определенный вклад в развитие теории и методики социальной работы в

W России и будет способствовать гармонизации отношений личности и

общества.

Таким образом, проблематика исследования заключается в определении педагогического и рекреационно-досугового потенциала социальной работы на основе опыта западноевропейских стран и рассмотрении его во взаимосвязи с национально-культурными традициями России.

Актуальность данного исследования рассматривается в свете
взаимообогащающего влияния различных существующих ныне культур. В

последнее десятилетие в Западной Европе утвердила себя достаточно эффективная система организации культурно-досуговой и социальной деятельности разных групп населения, в том числе людей, оказавшихся в кризисных ситуациях.

Разрешение многих проблем социальной работы связано с рациональной организацией свободного времени, расширением сферы образования, культуры и искусства, использованием рекреативного и развивающего потенциала досуга.

В исследовании раскрываются средства, методы и формы приобщения человека к культуре, определяются механизмы создания условии для реализации потенциала личности.

Целевые установки и методология социальной работы позволяют
создать примерную модель, отражающую, с одной стороны, механизм
взаимосвязи, с другой — степень включения отдельной личности и разных
групп населения в релактивно-оздоровительную и культурно-досуговую
деятельность в условиях свободного времени.
^ Документальным материалом исследования послужили:

  1. Документы ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, Декларация о правах и свободах человека, документы Всемирных конгрессов ЮНЕСКО, посвященные анализу состояния и путей совершенствования организации свободного времени разных групп населения;

  2. Материалы департаментов здравоохранения и социальных служб, исполнительных органов управления стран Западной Европы;

*

~~~~"*

  1. Законодательные акты Конгресса США, палаты общин Великобритании и органов законодательной власти других зарубежных стран, касающиеся организации социальной работы и государственной политики в сфере досуга;

  2. Отчеты и доклады различных комиссий Великобритании, Франции, Германии и других стран, связанных с социальными службами;

  3. Бюллетени департаментов культуры, образования, здравоохранения и социальной защиты США, Канады, Великобритании, Германии, Франции по проблемам культуры и социальной работы;

  4. Материалы международных и региональных съездов, симпозиумов, научных конференций по проблемам философии, социологии, психологии, социальной работы, педагогики досуга;

  5. Научная периодика России и зарубежных стран, вестники, обзоры, различные публикации, посвященные проблемам социальной работы и культурно-досуговой деятельности.

  6. Материалы наблюдений, анкетирования, опросов, осуществленных в научных командировках.

Проблемы позитивной социализации личности становятся особенно острыми в периоды политического и социального переустройства общества, смены общественных установок, кризиса ценностных, моральных и нравственных структур общественного сознания. В этих условиях особую актуальность приобретают вопросы социальной защиты, поддержки и помощи человеку как со стороны государственных органов, так и со стороны общественных организаций гуманитарной направленности.

Проблема социального воздействия актуальна на государственно-общественном уровне, особенно для России с ее вековыми традициями человеколюбия, сострадания и гуманности. Именно здесь на рубеже XIX и

~-—— -

І XX веков в связи с развитием социальной и специальной педагогики

і w появилось понятие "социальное воспитание".

В этот же период возникает социальная работа за рубежом. В странах Западной Европы накоплен большой опыт, и хотя механически нельзя перенести его в Россию, некоторые идеи и разработки, используемые в социальной работе Запада, могли бы быть полезны в нашей стране.

Следуя в развитии социальной работы за странами, которые уже
прошли многолетний путь в этом направлении, Россия, разумеется, не
может и не должна копировать их модели. В то же время мировой опыт —
один из важнейших источников роста и развития этой работы в нашей
стране. Дальнейшее плодотворное совершенствование социальной работы
в России возможно лишь на путях конструктивного слияния
ф отечественного опыта и мировой практики в целом, на путях внедрения

инновационных идей, выведенных из достижений различных стран, на
основе совершенствования методологии и методики социальной работы с
і учетом местных условий и возможностей [203].

В международных документах зафиксированы вопросы о социальной
защите права каждого на социальное развитие, социальное воспитание,
социализацию. Из этих документов и практики социальной работы за
^ рубежом также явствует, что основными направлениями и средствами

социального воспитания и развития личности в цивилизованном обществе наряду с трудом, учением, общением является и досуг, то есть широкие связи с социальной средой.

Научные разработки проблем, связанные с изучением свободного времени в условиях социальной работы в странах Западной Европы, дают возможность определить влияние социокультурной среды на

— —— _ . _—„ . _._ ._

формирование личности. В отечественных исследованиях предлагаемый принцип остается за рамками рассмотрения конкретных проблем.

В зарубежных публикациях превалирует рассмотрение процессов групповой динамики в оценке механизмов влияния на личность. Вместе с тем в западной социальной психологии тридцать и даже более лет назад встречались публикации, анализирующие именно влияние социокультурной среды на личность. Это были, например, исследования В. Заззер и М. Уртич (Франция), Р. Аргайло (Англия), Д. Смит (США) и некоторые другие, в основном касающиеся детей и подростков.

Особая актуальность данного исследования определяется необходимостью разработки методов социальной поддержки людей, особенно в кризисной ситуации. Проблема свободного времени в сочетании с социализацией личности также относится к числу остроактуальных. Она должна решаться за счет обеспечения каждого члена общества достаточным и гарантированным количеством свободного времени и создания на этой основе многофункциональной культуры досуга, отвечающей потребностям личности.

Анализ эмпирических данных свидетельствует, что социальная работа за рубежом представляет собой институт, активно способствующий процессам социализации, социальной интеграции групп и индивидов, а также поддержанию стабильности общества в целом. Одним из факторов, стабилизирующих социально-политическую обстановку в этих странах, несмотря на присущие им противоречия, являются высокий потенциал и сложившиеся традиции социальной работы, главной особенностью которой является ее гуманистическая направленность. Эта мысль подтверждается ведущими зарубежными учеными в области социальной работы, такими как А. Браун, А. Твелветриз, А. Треневе, В. Кулшед,

Дж. Дизегу^ Л. Доннели, Л. Клинтон, М. Паин, О. Стивенсон, П. Виллис, Т. Расель, Ф. Парслоу, Ш. Шпиро, и др. В условиях существования системы социальной поддержки незащищенных групп населения социальная работа за рубежом выступает как профессиональная деятельность, в основе внимания которой находится человек. Досуг в сфере социальной работы — это серьезный стабилизирующий фактор, который способствует сохранению и развитию духовных культурных ценностей.

Создается своеобразная педагогическая ситуация, при которой социальная работа выступает как эффективное средство формирования социально активной личности. Это своеобразие вызывает необходимость разработки особой методики социального вмешательства в соответствии с социальными потребностями общества и индивида.

Вместе с тем особо значимая сфера жизнедеятельности личности — досуг — нередко оказывается вне поля зрения социальных работников в силу различного рода причин, главной из которых представляется отсутствие профессиональной компетентности в этой области.

Одна из важнейших задач социальной работы — активизация собственных ресурсов человека. Социальный патронат повседневного бытия является неотъемлемой составной частью жизни западного общества, а образ социального работника присутствует в сознании западного человека как связующее звено — медиатор в системе отношений "личность — общество". Данная профессия обладает характеристиками, которые, с одной стороны, определяют ее устойчивость, а с другой — обусловливают ее внутреннюю противоречивость. Квалифицированная помощь людям может быть оказана социальным работником лишь в том случае, если он имеет высокий уровень профессионализма и определенную мотивацию на оказание социальной помощи и поддержки.

Рассматривая социальную работу как особую профессию, которая

W формировалась под воздействием представлений о сущности

профессионализма в их неоднозначных отношениях с современным

государством и философией прав человека, Теодор Шанин ("Социальная

работа как культурный феномен современности") отмечает, что именно

она, социальная работа, дает богатый фактический материал относительно

структуры и самосознания современных обществ в их кризисных точках.

Отечественные исследования проводились в русле общей психологии

(Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Е. С Кузьмин, А. Н. Леонтьев,

С. Л. Рубинштейн), возрастной психологии (Е. А. Климов, В. И. Коваль,

Б. Д. Парыгин, К. К. Платонов) и определили не только соотношение

понятий благотворительности и социальной работы, но и выявили

сущность и характерные черты каждой.

Российские ученые А. И. Антонов, А. И. Арнольдов, А. А. Асмолов,
Ю. К. Бабанский, В. Г. Бочарова, С. А. Беличева, Б. 3. Вульфов,
С. И. Григорьев, М. П. Гурьянова, Н. А. Давыдов, В.И. Жуков,
Н. М. Иовчук, И. А. Липский, В. Т. Лисовский, Б. Т. Лихачев,

А. В. Мудрик, Л. Е. Никитина, Ю. П. Платонов, Н. М. Платонова,
М. И. Рожков, Ю. В. Савин, А. А. Северный, В. А. Сластенин,

ф Е. А. Суслова, Е. П. Тонконогая, В. С. Торохтий, Г. Н. Филонов,

С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков, Т. Ф. Яркина внесли существенный вклад в становление социальной работы в нашей стране.

Создание системы социальной поддержки незащищенных групп населения является результатом усилий государства по соблюдению прав человека. Социальная работа в сфере досуга — мощный стабилизирующий фактор, который способствует сохранению и развитию духовных и

'

культурных ценностей. Сфера досуга, в свою очередь, объединяет людей, группы, сообщества, нации.

В современном мире социальная работа получила широкое признание. Вместе с тем прошедший в июле 1998 года в Иерусалиме Всемирный конгресс социальных работников подтвердил озабоченность специалистов социальными проблемами современного общества. Именно поэтому актуальность данного исследования рассматривается в свете взаимообогащающего влияния различных существующих ныне культур.

В последнее десятилетие в Западной Европе утвердила себя достаточно эффективная система организации культурно-досуговой и социальной деятельности разных групп населения, оказавшихся в кризисной ситуации.

Анализ литературных источников (как-то: о социальной работе в Англии — Бенсона "Working Creatively With Groups", в США — Биррена "The Psychology of Aging", во Франции — Моро "Des vacances des personner agees aux Baleorres", в Испании — Покара "Derecho Comunetario del Trabajo Madrid Cevitas" и др.) и исследование зарубежной практики социальной работы (автор был участником международных конференций, симпозиумов, семинаров, экспериментов) подтвердили вывод о том, что разрешение многих проблем социальной работы за рубежом связано с рациональной организацией свободного времени, расширением сферы образования, культуры и искусства, использованием рекреативного и развивающего потенциала досуга.

Российские ученые (М. А. Ариарский, С. Н. Артановский, Г. М. Бирженюк,
И. М. Болотников, Б. Я. Зазерский, А. С. Запесоцкий, С. Н. Иконникова,
Т. Г. Киселева, Ю. И. Кротова, А. П. Марков, В. Н. Орлов,

И. А. Новикова, Э. В. Соколов, Ю. А. Стрельцов, Б. А. Титов,

— — - - . . _ .

В. Е. Триодин и др.) внесли большой вклад в разработку принципов
Ш организации досуга.

Теоретическими и методическими предпосылками для исследования послужили взгляды и научные концепции о человеке как объекте и субъекте социального развития и саморазвития (Б. Г. Ананьев,

B. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. Л. Дранков, И. С. Кон и др.). Общие
принципы, содержание и методика воспитания личности взяты из работ
Н. К. Гончарова, Г. Е. Конниковой, Н. В. Кузьминой и др.

Теория деятельности как основа общекультурного развития личности разработана М. С. Каганом, Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским,

C. Л. Рубинштейном, Д. Б. Элькониным. Сущность и специфика различных
проблем культурологии, культуры как синтеза всех видов человеческой

W деятельности обоснованы М. А. Ариарским, Д. М. Хыкиным,

С. Н. Артановским, С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовским, А. П. Марковым, С. Т. Махлиной, Э. В. Соколовым, В. Е. Триодиным и др.

Существенный вклад в раскрытие рекреативного, познавательно-образовательного, эстетического потенциала досуга, в обоснование взгляда на культурно-досуговую деятельность как существенный резерв развития личности, внесли Б. А. Грушин, В. А. Ядов, Э. В. Соколов, И. В. Бестужев-Лада, В. Д. Патрушев, Г. А. Евтеева, Л. А. Гордон, Э. В. Клопов, Г. Е. Зборовский.

Большой вклад в научный анализ проблемы социального воспитания за рубежом внесли отечественные ученые Ю. Н. Кротова, И. А. Новикова, Б. А. Титов, Н. А. Кострова, Н. А. Горбунова, зарубежные ученые А. Адерраба, С. Байданп, Д. Белл, Дж. Брунер, Д. Миллер, Ж. Пиаже, К. Роберте и др.

Все вышеназванные работы отвечают на частные вопросы, затрагивают лишь отдельные аспекты социокультурной, культурно-досуговой деятельности, решают, к сожалению, ограниченный круг проблем. Большое значение для данной работы имело исследование А. С. Запесоцкого, особенно определение потенциала гуманитарной культуры в решение проблем индивидуализации и социальной интеграции молодежи, а также разработка теоретико-методологических основ и условий реализации возможностей гуманитарной культуры в сферах образования и досуга.

Определенный интерес представляют исследование

М. Ю. Горбуновой, посвященное социокультурной мотивации в структуре профессиональной деятельности социальных работников, а также ряд диссертаций, защищенных в Институте педагогики социальной работы Российской академии образования (1998—1999 г.г.) — разработка содержания, методов организации профессиональной деятельности социального педагога общеобразовательной школы; определение условий эффективной социально-воспитательной работы с подростками в городском парке культуры и отдыха; разработка теоретических и методических основ социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями; изучение социальных ценностей россиян и характер их воздействия на процесс преобразований современного российского общества.

Тем не менее сложность объекта исследования, отсутствие сложившихся теоретико-методологических оснований анализа и

сравнительного изучения социальных ценностей, неразработанность эффективного методического аппарата обусловливают необходимость углубленных системных исследований на концептуально новых основах.

Теоретическая и практическая значимость и недостаточная
W разработанность проблемы социальной работы в сфере досуга обусловили

выбор темы и проблемы исследования, которая еще не была предметом специального научного анализа.

Настоящая работа представляет собой результат исследования западноевропейского опыта социальной практики в сфере досуга и направлена на определение возможности использования такого опыта в развитии социальной и досуговой педагогики в России с целью сокращения разрыва в уровне отечественных и зарубежных социальных технологий.

Методологическую основу исследования определяет диалектический
подход, раскрывающий сущность педагогического анализа, с учетом того,
W что социальная работа в сфере досуга обусловливается социально-

экономическими условиями жизни общества, уровнем его социокультурного развития и духовно-нравственного состояния. Важным также являются положения науки о всеобщей связи явлений окружающего нас мира; о творческой и деятельной сущности человека, познающего и преобразующего мир и себя; системный и комплексный подход в изучении явлений; приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми и х сословными.

В исследовании применялись принципы объективности и научности, общие методы сбора эмпирической информации.

Научная новизна исследования состоит в следующем: 1. Раскрыта сущность и целевые установки социальной работы в сфере досуга как одного из механизмов социальной поддержки населения.

  1. Определены понятие досуга и роль педагогики в организации досуговой деятельности как специфических форм социопсихологической реабилитации людей, находящихся в кризисной или проблемной ситуации.

  2. На основе обобщения и систематизации западноевропейского опыта социальной работы в сфере досуга определены новые для отечественной социальной практики критерии, принципы и подходы к реабилитационной досуговой педагогике.

  3. Методологические позиции и методический инструментарий социальной работы в сфере досуга разработаны на основе использования методов социально-демографического анализа, что позволяет дифференцировать формы социального патроната в зависимости от социальных, возрастных и социокультурных особенностей объектов воздействия.

  4. Информационная база исследования в значительной мере представлена малоизвестными в отечественной науке и социальной практике сведениями о феномене досуга и его роли в жизни человека, что существенно дополнит научные представления и расширяет научный лексикон в этой области.

  5. В исследовании представлен инновационный подход к проблеме трансформации зарубежного опыта в сфере досуга в соответствии с особенностями социально-экономической ситуации в России и ментальным статусом россиян.

Целевые установки социальной работы, методология, принципы и методика позволяют создать примерную модель, отражающую, с одной стороны, механизм взаимосвязи и взаимозависимости социальной работы государства и общественных организаций, с другой — степень включения отдельной личности и разных групп населения в релактивно-

^^*

оздоровительную и культурно-досуговую деятельность в условиях свободного времени.

Участвуя в деятельности социально-досуговых центров, человек преодолевает одиночество, отстаивает свое достоинство, поскольку досуг, как сфера сверхнормативной и нерегламентированной деятельности, представляет широкие возможности, с одной стороны, для индивидуализации, с другой — способствует социальной интеграции. Сфера досуга содействует расширению социальной базы, политической деятельности, включению личности в решение общенациональных, региональных и местных проблем; обеспечивает систему условий, способствующих социальной востребованности и продвижению личности на всех этапах ее жизненного развития; иными словами, является определенной гарантией социальной занятости и осуществления прав в решении программ социально-экономического развития различных групп населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Представленный социально-демографический портрет объекта воздействия социально-досуговых центров раскрывает особенности различных социально-демографических групп населения. Анализ социально-досуговой деятельности различных категорий населения, нуждающихся в поддержке, подтверждает, что эта деятельность способствует укреплению творческого и духовного потенциала.

Практика социальной деятельности состоит в применении ее ценностей, принципов и технических приемов, возможности обеспечивать консультации специалистов различного характера. Социальная работа I требует познания человеческого поведения, социальной экономики и деятельности культур но-досуговых институтов. Это оплачиваемая профессиональная деятельность, которая помогает людям преодолеть

.—~ —

серьезные трудности в жизни, она предполагает заботу, поддержку и
W квалифицированную консультацию по самым различным вопросам.

С момента возникновения социальной работы существуют
разногласия по поводу того, что же она собой представляет. В основном
возражения и споры возникают между теми, кто считает, что это — та
деятельность, которая должна стремиться изменить структуры общества,
которые подавляют определенные группы людей, и которые считают, что
необходимо помочь приспособиться к условиям окружающей жизни и в
том случае, если эти люди не могут или не желают принимать
существующие нормы жизни общества — например, жестокое поведение
по отношению к детям — в таких случаях необходимо использовать
законодательную власть, чтобы пресечь такое поведение.
W Существует точка зрения, что социальная работа возникла из той

работы, которая проводилась различными благотворительными
организациями, начиная с 1875 года. Говоря об истоках этой работы,
ученые и практики нередко считают, что современная социальная работа
— это лишь свежий вариант религиозной благотворительности, уходящей
корнями в средневековье. Однако их объединяет лишь общая
альтруистическая установка. По всем прочим параметрам — целям,
методам и структуре, а также по тому, что связано с особой подготовкой
работников — они весьма существенно отличаются. Акцент в
благотворительной деятельности был сделан на творящего добро, а его
вклад измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи.
Задача современного социального работника в том, чтобы человек,
которому он помогает, смог в результате обходиться без этой помощи и
без самого социального работника, т.е. главная цель здесь — вернуть
Щ человеку способность действовать самостоятельно.

"

С самого начала эта работа основывалась на личных контактах между добровольцами, предлагавшими практическую помощь, совет и поддержку, и теми, кто нуждался в этой помощи: сироты, брошенные или избиваемые родителями дети, немощные пожилые люди, неполные или конфликтные семьи, бездомные, лишившиеся дома и семьи в результате быстрого развития промышленности и общей индустриализации общества.

Таким образом, социальная работа формировалась как составная часть того общества, которое в итоге реформирования и урбанизации оставляло за бортом жизни большую группу населения. Первые добровольцы — социальные работники — были прикреплены к госпиталям, судам, тюрьмам. Некоторые из них оказывали благотворительную помощь нуждающимся на дому. Эта деятельность, по сути дела, явилась фундаментом сегодняшней социальной работы в более совершенном и осмысленном виде. Сейчас широко используется метод систематического интервью, чтобы выявить проблемы, стоящие перед человеком, группой, семьей; запись, план работы и другие методы по улучшению ситуации.

l v4jK середине XX века социальная работа получила значимую поддержку психологов и других специалистов, и это стало приносить ощутимый результат. Используя приемы психоанализа, социальные работники стали обращать больше внимания на зарождение и создание семьи; изучать и по возможности контролировать мотивацию и корни неадекватного поведения. Это практическое взаимодействие между социальным работником и клиентом заложило в большинстве случаев прочные добрые отношения между ними.

В конце 1960 — начале 1970-х годов социальная работа и все, кто был в нее вовлечен, начали выражать свою солидарность с рабочим классом.

Так, например, началась активная деятельность в центре для безработных. Безработные объединялись в сообщества (комьюнити) для того, чтобы быть солидарными в своих действиях, ознакомиться со своими правами и получить необходимые советы для выхода из кризисной ситуации. При работе с отдельными индивидуумами социальные работники прилагали максимум усилий, знаний и опыта, чтобы помочь преодолеть трудности. Каждая фаза этой работы в своем развитии, естественно, порождала критику как с внешней стороны, так и изнутри.

Вместе с тем изучение историографии вопроса, анализ имеющейся по данной проблеме литературы свидетельствуют, что данная тема не нашла должного освещения и достаточной научно-теоретической разработки.

Автор данного исследования является координатором международной программы ТАСИС по социальной работе от Гуманитарного университета профсоюзов в Санкт-Петербурге, что предоставило возможность исследовать и изучать накопленный зарубежный опыт социальной работы в сфере досуга. Автор надеется, что это может быть полезным при решении социальных проблем в нашей стране. Автор прочел ряд лекций за рубежом и в России, в СП6ГУП, участвовал в проведении семинара по программе обучения социальных работников Ленинградской области, организованного Комитетом по труду и социальной защите населения совместно с Международным институтом "Женщина и управление" и шведским международным агентством по развитию сотрудничества "SIDA".

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы содержит богатый педагогический потенциал, так как ее определяющая

сущность — активизация внутренних ресурсов человека и создание
Ф оптимальных условий для их реализации.

  1. Социальный патронат — сложившаяся в обществе система социальной поддержки населения со стороны государства, общественных и религиозных организаций, а также частных лиц в досуговой деятельности рассматривается как способ реализации социальной политики государства в релактивно-оздоровительной сфере. \

  2. Рационально и целенаправленно организованный досуг выполняет функцию компенсации стрессовых состояний и способствует снижению уровня социального и психоэмоционального дискомфорта. Культурно-досуговая деятельность рассматривается как форма социальной адаптации человека в условиях изменившихся параметров среды обитания.

4. Эффективность культурно-досуговой деятельности в системе
Ф социальной работы определяется следующими условиями:

— репрезентативностью информации о характере социального
запроса на культурно-досуговую деятельность в регионе с учетом

[ направленности интересов и уровня интенсивности потребностей

I представителей различных социальных групп и слоев населения;

— адекватностью представлений об особенностях социально-
экономической и демографической ситуации в регионе;

а — гуманистически ориентированной идеологией социальной работы,

основанной на культурно-историческом опыте и духовных традициях конкретной страны, народа, социальной общности;

— наличием кадровой структуры в системе социальной работы,
профессиональный потенциал которой гарантирует оптимальное качество
услуг в сфере досуга;

-— степенью развития информационных каналов обратной связи между субъектом социального патроната и его объектом для оперативной

экспертизы эффективности деятельности аниматоров и провайдеров и внесение в нее необходимых корректив.

  1. Досуг в системе социальной жизни рассматривается, с одной стороны, как создающие новые возможности личностной самореализации, с другой — как обеспечивающие саморазвитие культуры посредством изменения норм, систем ценностей, стилей жизни и образцов поведения, гарантирующие культурную трансмиссию и компенсирующие негативные последствия нарушений культурного баланса в обществе.

  2. Образование и досуг определяются как важнейшие сферы личностной самореализации и социальной интеграции, что с необходимостью должно найти отражение в соответствующих положениях государственной политики.

  3. Основу профессиональной подготовки аниматоров и провайдеров составляет высшее гуманитарное образование, включающее широкий спектр человековедческих и общественных наук.

— — — ---— .

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций