Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Голованов Олег Рудольфович. Социально-педагогические условия организации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Кострома, 1999 224 c. РГБ ОД, 61:00-13/51-8


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Досуговая деятельность как комплексная

социально-педагогическая проблема 13

1.Социально-педагогическая характеристика

досуговой деятельности 13

2. Разнообразие подходов к содержанию и формам

организации досуговой деятельности старшеклассников 43

3. Региональная модель организации досуговой
деятельности старшеклассников 72

Глава II. Реализация комплекса педагогических условий

организации досуговой деятельности старшеклассников

в сельском социуме 94

1.Процесс создания культурно-досугового пространства

на селе 94

2. Педагогические средства включения

старшеклассников в досуговую деятельность 126

3. Пути саморегулирования старшеклассниками участия

в досуговой деятельности 148

Заключение 160

Список используемой литературы 162

Приложения 180



Введение диссертации:

Актуальность исследования обусловлена .существенными изменениями, происходящими в воспитании современной молодежи, внедрением в социально-педагогическую практику новых подходов, соответствующих тенденциям развития российского общества, в котором наблюдаются процессы социального расслоения, разрушения традиционных нравственных ориентиров, роста преступности, маргинализации населения, обострения межнациональных конфликтов, снижения общенародной доступности сфер культуры, дополнительного образования, досуга и спорта. Обострение социально-политической, экономической и демографической ситуации в стране привело к появлению кризиса в молодежной среде, исход из которого может быть как благоприятный (личность при этом приобретает новый жизненный опыт),так и неблагоприятный (получают распространение различного рода психические заболевания, происходит фиксация на неадекватных способах реагирования — алкоголи-зация,наркомания,правонарушения,суициды).

Одним из вариантов педагогической помощи молодым людям в этих сложных обстоятельствах следует признать целесообразную организацию их свободного времени, позволяющую в этот период решать широкий комплекс воспитательных и реабилитационных задач, направленных на обогащение духовного облика, содействующих самообразованию и развитию молодых людей, помогающих им находить выходы из сложных жизненных проблем.

Анализ научных исследований и статистических материалов свидетельствует, что в настоящее время общий уровень обеспечения досуга вступил в явное противоречие с требованиями жизни и запросами молодого поколения. Все это приводит к существенным изменениям в подходах как к его организации, так и содержанию, и в силу этого ста-

вит теорию и практику перед необходимостью поиска оптимальных путей организации и проведения досуга для разных категорий молодежи и ее возрастных групп, переосмысления проблемы досуговой деятельности с точки зрения ее общечеловеческой и социально-педагогической значимости.

В разные годы вопрос о целесообразности использования свободного времени в деле становления и развития личности рассматривали М.Г.Бушканец, Б.А.Грушин, Г.А.Евтеева, Г.Е.Зборовский, Г.П.Орлов, Г.А.Пруденский, Э.В.Соколов и другие. Важность педагогической организации свободного времени в жизни детей, в процессе их социализации подчеркивали С.Н.Иконникова, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, И.В.Саркисова, В.Я.Суртаев, В.АСухомлинский, С.АШмаков и другие. А.Ф.Воловик, В.АВоловик, И.Е.Романова, БАТитов, Б.АТрегубов, К.Д.Ушинский отнесли досуг к той сфере деятельности, которая предоставляет широкие возможности для наиболее полного проявления индивидуальных качеств человека, обеспечивает реализацию способностей, духовно-нравственное развитие личности и,вследствие этого,имеет особую значимость для юношества.

Впоследние десятилетия теория и практика досуга обогатились исследованиями Ф.ЭАхмедова, Р.И.Изатуллоева, В.В.Кирсанова, В.В.Нефедова, Т.В.Рябовой,И.Н.Чередниченко,Н.И.Южаковой,в которых акцентируется внимание на педагогических потенциалах досуга городской молодежи, выделяются основы культурно-досуговой деятельности в условиях малых деревень и поселков, делается попытка разведения понятий «детского» и «молодежного» досуга, выдвигается идея возрастания его роли в социализации подрастающих поколений в условиях нестабильности общественной жизни. Стали разрабатываться отдельные аспекты содержания и форм организации досуга жителей села,роли и места в нем образовательных учреждений (Л.В.Байбородова,Е.Н.Лекомцева,С.Л.Паладьев и другие).

В то же время при таком значительном внимании к проблемам свободного времени в молодежной среде со стороны отечественных исследователей, сегодня нет еще четкости в разведении понятий «свободное время», «досуг», «досуговая деятельность», характеристики особенностей организации досуговой деятельности современных старшеклассников в сельском социуме, не выявлены социально-педагогические условия организации досуговой деятельности в пригороде областного центра. Таким образом,можно констатировать наличие явных противоречий между:

разработанностью проблемы рационального использования культурно-досуговой деятельности в жизни человека, в социальном становлении молодого поколения в теории и истории культуры и ее недостаточной изученностью по отношению к старшему школьному возрасту и специфическому сельскому социуму в педагогике;

формальным признанием значимости досуговой деятельности в социализации личности и фактическим сведением ее организации к набору дел и мероприятий;

активно-деятелъностной природой ребенка и отводимой ему пассивной ролью в досуге;

коллективистической направленностью досуговой деятельности и стремлением школьника к личностной автономии в ней;

наличием предпосылок для оформления методики воспитания старшеклассников в досуговой деятельности и неразработанностью условий ее успешности.

В результате к настоящему времени в современной отечественной педагогической теории оказались подробно изученными многие частные проблемы досуга, методы и формы его организации, но остаются недостаточно ясными условия, факторы, механизмы его осуществления в конкретном социуме с определенной возрастной группой.

Все это позволило нам выделить проблему исследования: при каких социально-

педагогических условиях организации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме она будет соответствовать их индивидуальным потребностям, личным интересам и обеспечивать успешность их социального становления?

На основании данной проблемы нами сформулирована цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации досуговой деятельности старших школьников в сельском социуме.

Объект исследования: процесс организации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие эффективности организации досуговой деятельности старших школьников в сельской местности.

Гипотеза исследования: процесс организации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме будет эффективнее способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей, личных интересов старшеклассников, если:

во-первых, организуемая досуговая деятельность строится на принципах полифункциональности, культуросообразности, субъектности, региональности; единства рекреации, релаксации и творческой самостоятельности человека; сочетания организованности и стихийности, общечеловеческой культуры и молодежной субкультуры; взаимосвязи личностного развития старшеклассников с коллективными преобразованиями в социуме;

во-вторых, программируемое содержание досуга ориентировано на консолидацию всех ресурсов и потенциалов личности, среды, интеграцию средств воздействия, способствующих созданию культурно-досугового пространства;

в-третьих.процссс досуговой деятельности обеспечивает:

а) содействие в духовно-нравственном, физическом, интеллектуаль
ном,социальном развитии личности;

б) создание условий для реализации любого уровня творческих спо
собностей школьника;

в) включение в социальное обустройство и преобразование жизнен
ной среды (социума),самосовершенствование;

г) приобщение к общечеловеческим ценностям, позитивным аспектам
молодежной субкультуры, духовному наследию своего народа, жизненно
необходимым социальным умениям и навыкам.

Всоответствии с целью были определены задачи исследования:

Проанализировать процесс организации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме и на его основе сконструировать эффективную модель этой деятельности.

Выявить и обосновать педагогические условия организации досуговой деятельности старших школьников в сельской местности.

Разработать и экспериментально проверить педагогические средства организации эффективной досуговой деятельности старших школьников на селе.

Методологической основой данного исследования являются положения системного и деятельностного подходов, раскрытые в отечественной педагогике (В.П.Беспалько, В.В.Давыдов, В.АКараковский, Ф.Ф.Королев, АТ.Куракин, Л.И.Новикова, Н. Л .Селиванова, Ю.П.Сокольников, Л.Ф.Спирин).

Теоретической основой исследования стали концепции социализации личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, АВ.Мудрик, М.И.Рожков, В.А Фокин), вариативно-программированного подхода (А.В.Волохов, М.И.Рожков), педагогики досуга (А.Ф.Воловик, В.А.Воловик, А.С.Макаренко, В.Я.Суртаев, В.А.Сухомлинский, Б А.Титов,

С.А.Шмаков), педагогики среды (В.Д.Семенов, С.Т.Шацкий), идеи воспитания старшеклассников города и села во внеурочной деятельности (Л.В.Байбородова, В.М.Басова, Б.З.Вульфов, А.Г.Кирпичник, И.С.Кон, Б.В.Куприянов, Н.М.Рассадин, В.В.Рогачев, А.И.Тимонин, А.Л.Уманский,А.Д.Шилик и другие).

Исходя из вышеназванных теоретико-методологических позиций был определен такой комплекс методов исследования: теоретические (анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, документации и продуктов деятельности; понятийно-терминологический анализ; моделирование), эмпирические (включенное наблюдение, ретроспективный анализ собственного опыта, анкетирование, изучение индивидуального педагогического опыта,опытно-экспериментальная работа).

Базой исследования являлись 14 полных средних и 6 основных школ Костромского района, средняя школа №11 г, Костромы. Опытно-экспериментальная работа проводилась автором на базе Никольской муниципальной общеобразовательной школы, в тематические смены «Город Надежда»,«Школьная Академия Менеджмента «Радуга» для старшеклассников этого района. Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа,в которых принимало участие 1154 человека.

На первом этапе (1990-1994 гг.) изучалась научная и методическая литература, определялись теоретико-методологические подходы к данной проблеме, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы, проводилось пилотажное исследование.

На втором этапе (1995-1998 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой уточнялась рабочая гипотеза, апробировались педагогические средства организации досуго-вой деятельности старшеклассников в сельском социуме, вносились коррективы в авторскую программу организации досуга, выделялись условия его эффективности.

На третьем этапе (1999 гг.) анализировались, обобщались и оформлялись результаты проведенного исследования, уточнялись основные моменты методических рекомендаций.

Достоверность и обоснованность научных выводов и полученных результатов исследования обеспечивались исходными методологическими и теоретическими положениями, их непротиворечивостью и комплексом взаимодополняющих методов изучения.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

на заседаниях школы молодых ученых в Костромском государственном университете им. Н.А.Некрасова (1996,1997 гг.);

на международном конгрессе «Учителя в борьбе за мир» (г. Светлогорск Калининградской области, 1995 г.);

в ходе курсовой подготовки и переподготовки руководящих кадров для учреждений основного и дополнительного образования (КОИПКРО, 1996-1998 гг.);

на научно-практических конференциях преподавателей и сотрудников КГУ им. Н.А.Некрасова (1997—1999 гг.);

на августовских конференциях и семинарах директоров школ Костромского района (1998-1999 гг.).

Научная новизна исследования состоит в том,что:

обоснованы принципы эффективности организации досуговой деятельности (полифункциональность, культуросообразность, субъектность,региональность,сочетание рекреации,релаксации с творческой самостоятельностью детей, сочетание организованности и стихийности, общечеловеческой культуры с молодежной субкультурой,личностного развития с позитивными преобразованиями окружающей среды);

представлен сравнительный анализ потенциала и ограничений образовательных и культурно-просветительских учреждений в сфере

организации досуга старшеклассников в сельской местности;

- уточнено понятие досуговой деятельности.
Теоретическая значимость исследования, заключается в следующем:

результаты исследования дополняют и систематизируют представления о процессе организации досуговой деятельности, ее потенциалах в социальном воспитании старшеклассников;

определены основные педагогические средства и выделены необходимые педагогические условия эффективности организации досуговой деятельности старшеклассников;

разработаны критерии, позволяющие решать проблему эффективности организации досуговой деятельности;

охарактеризован процесс включения старшеклассников в до-суговую деятельность в условиях сельского социума;

разработана методика создания авторской программы как средства организации целостного культури о -досугового пространства в сельском социуме.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы при составлении региональных культурно-досуговых программ для различных категорий молодежи; в процессе подготовки и переподготовки заместителей директоров по учебно-воспитательной работе и социальных педагогов; в процессе разработки отдельных аспектов досуговедения.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Досуговая деятельность при определенных условиях обладает значительным воспитательным, развивающим, образующим, стабилизирующим, интегрирующим и компенсирующим потенциалом. Она в состоянии обеспечивать содействие в духовно-нравственном, физическом, интеллектуальном, социальном развитии личности, создание условий для реализации школьником любого уровня творческих способностей, включение его

в социальное обустройство и преобразование жизненной среды, самосо
вершенствование; приобщение к общечеловеческим ценностям, позитив-
^ ным аспектам молодежной субкультуры, духовному наследию своего на-

рода,жизненно необходимым навыкам социального поведения.

2. Организуемая досуговая деятельность будет эффективной, если
опирается на такие принципы, как полифункциональность, культуро-
сообразность,субъектность,региональность, единство рекреации, релак
сации и творческой самостоятельности; диалектику организованности
и стихийности; сочетание общечеловеческой культуры и молодежной

» субкультуры; взаимосвязь личностного развития старшеклассников с

^ позитивными изменениями социума.

3. Досуговая деятельность должна иметь программируемое содержа
ние, ориентированое на создание культурно-досугового пространства в
социуме с присущими ему устойчивостью и подвижностью, позволяя со
четать возможности личностной автономности, свободы выбора, коллек
тивистического самоопределения с педагогически целесообразным вме
шательством.

4. Процесс включения старшеклассников в досуговую деятельность
^ предполагает ряд последовательных и взаимосвязанныхэтапов:

диагностический, выявляющий характер интересов, потребностей старшеклассников, предпочтительную направленность их деятельности, окружающего социума, его возможности в удовлетворении запросов школьников;

стартово-мотивационный, предполагающий пробное включение старших школьников в досуговую деятельность под руководством педа-

i * гога через предоставляемые пробы деятельности;

содержателъно-деятельностныйу обеспечивающий возможности W для самореализации,самосовершенствования;

рефлексивный, ориентирующий на оценку и осмысление всего того,

что происходит вокруг старшего школьника и в нем самом;

- коррекционно-компенсирующий, призванный вносить обоснованные, целесообразные изменения в характер организации и содержание досуговой деятельности в связи с изменениями в социуме, старшекласснике.

Диссертация имеет определенную структуру: введение,две главы,заключение, список используемой литературы, включающий 233 наименования,и 6 приложений.

Во введении раскрывается актуальность избранной темы, дается обоснование ее выбора, определяются цель, задачи, объект и предмет изучения, характеризуется комплекс методов исследования, формулируются рабочая гипотеза, научная и теоретическая новизна, практическая значимость работы, предлагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Досуговая деятельность как комплексная социально-педагогическая проблема» представлены основные теоретические положения, анализируются понятия «свободное время», «досуг», «досуговая деятельность», характеризуются подходы, сложившиеся в различных отраслях науки, обобщается отечественный опыт организации досуговой деятельности, выстраивается региональная модель формирования культурно-досугового пространства, описывается процесс реализации досуговой деятельности старшеклассников в сельском социуме.

Во второй главе «Реализация комплекса педагогических условий организации досуговой деятельности» представлены результаты опытно-экспериментальной работы, выявляются и характеризуются педагогические условия, необходимые для успешности данного процесса.

В заключении подводятся общие итоги, формулируются основные выводы, определяются направления дальнейшей разработки данной проблемы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций