Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Горбова Марина Алексеевна. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Москва, 1999 187 c. РГБ ОД, 61:00-13/30-5


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Анализ современного состояния

туристско-краеведческой деятельности

в воспитании патриотизма у старшеклассников

1.1. Психолого-педагогические аспекты воспитания патриотизма у старшеклассников 15

1.2. Туристско-краеведческая деятельность как средство воспитания патриотизма у старшеклассников 37

1.3. Краеведческие интеллектуальные игры как одно из наиболее эффективных средств воспитания патриотизма у старшеклассников ч 51

ГЛАВА 2. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристско-краеведческой деятельности

2.1. Разработка комплекса интеллектуальных игр туристско-краеведческой деятельности, содействующих воспитанию патриотизма у старшеклассников 65

2.2. Апробация разрботанного комплекса игровых форм воспитания патриотизма

средствами туристско-краеведческой деятельности 92

2.3. Пути и условия эффективности воспитания патриотизма

игровыми средствами туристско-краеведческой

деятельности 109

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 131

ПРИЛОЖЕНИЯ 149 



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельной .самореализации на благо Отечества. Патриотизм представляет собой своего рода сЬундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности Функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

- Актуальность патриотической проблематики присуща не только современности. Она привлекает большое внимание мыслителей-философов, ученых, политических деятелей, писателей, поэтов фактически на протяжении всей истории человечества.

Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, -объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Именно поэтому в современных условиях необходимо усилить внимание к краеведению как методу патриотического воспитания. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

Одной из важнейших задач современной школы и является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые

объединяются понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу класса, школы, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, ШИРОКОМ знакомстве с социальными условиями жизни народа. Такое общение при систематической туристско-краеведческой деятельности осуществляется непрерывно.

З ТКД не только формируются патриотические убеждения, она позволяет осуществлять тренировку навыков патриотического поведения. Знания патриотического характера, полученные в процессе военно-исторической, поисковой работы, но не закрепленные походными трудностями, конкретными патриотическими делами, как бы оторваны от жизни.

ТКД - это комплексное средство всестороннего развития личности. Она объединяет и включает в себя многообразие сЬорм и методов, Формирующих растущую личность. Специфические особенности ТКД способствуют познанию социальной и природной среды и самопознанию старшеклассника в окружающем его мире. То есть, если туристско-краеведческая деятельность направляет школьников на активное познание родного края, его природных богатств, культуры и истории, то, следовательно, педагогически правильно организованная ТКД обеспечивает комплексный подход в воспитании, положительно воздействует на все сферы личности: интеллектуальную, эмоциональную, Физическую, волевую и нравственную, способствуя всестороннему и гармоничному развитию личности. В настоящий момент возникла насущная необходимость

педагогической практики в разработке новых моделей и программ ТКД, объединяющих познание окружающего мира с воспитанием и оздоровлением школьников в целостный процесс Формирования цивилизованной, нравственной личности патриота-гражданина.

Однако, несмотря на большие возможности использования ТКД в воспитании патриотизма у старшеклассников, ее потенциал не используется достаточно широко. Это объясняется отчасти слабой научно-методической и педагогической разработкой проблемы воспитания патриотизма у старшеклассников в ТКД на современном отрезке времени. А проблема воспитания патриотизма у стаошеклассников игровыми Формами ТКД в таком ракурсе не рассматривалась вовсе. В связи с этим в ходе работы над исследованием большое внимание уделялось изучению научной литературы по ведущим направлениям проблемы: патриотическому воспитанию, туристско-краеведческой деятельности и игровым

тдуипппгмацл

Изучение научной литературы по военно-патриотическому воспитанию показало, что этот вопрос в советский период исторического развития страны подвергался всестороннему изучению.

Общетеоретическое значение для исследования комплекса вопросов патриотического и военно-патриотического воспитания имеют работы педагогов З.А. Блюмкина, А.Н. Вырщикова, В.М. Зарванского, Г.В. Средина, П.М.Рогачева, М.А. Свердлина и др.

Общее содержание и организация патриотического и военно-патриотического воспитания обусловили особую значимость работ специалистов по общим и частным вопросам патриотического воспитания Д.А. Алгазина, А.А. Аронова, Г.П. Белоконева, И.И. Залеева, О. Володина, Р.А. Полуяновой и др.

Большая часть перечисленных исследователей-специалистов по патриотическому воспитанию учащихся рассматривали в своих работах

различные аспекты воспитания учащихся на героических традициях народа.

В поле зоения оказались также диссертационные работы последних лет по формированию патриотизма у различных возрастных групп школьников Н.П. Аксеновой, Р.Н. Овчинникова.

Исследование воспитания патриотизма у старшеклассников игровыми формами ТКД опирается на труды таких ученых педагогов: 5.Т. Лихачёва, \А.Ф. Харламова, ПИ. Щукиной и др.

Организация опытно-экспериментальной работы потребовала обращения к трудам педагогов-методистов, стоявших у истоков отечественного туризма и краеведения П.Ф. Каптерева, Н.А. Гейнике, В.А. Райкова, В.Г. Розепина, 5. Всесвятского, №. Рождественского, 5.П. Брюлова, И.М. Гревса, более современных исследователей Г.Н. Матюшина, А.Е. Ставровского, В.Н. Ашуркова, Д.В. Кацюба и др.

Воспитательное значение ТКД рассматривается в работах И.И. Бескоровайного, Н.М. Головина, СВ. Клецена, Ю.А. Князева, Н.А. Надеждиной, К.Ф. Строева и др.

Возможности ТКД в патриотическом воспитании исследовали А.Д. Солдатенков, А.". Шипко.

Наиболее значимой работой в области школьного краеведения остается исследование П.В. Иванова «Педагогические основы школьного краеведения», в котором впервые в педагогической науке указывалось на неразрывную связь туризма и краеведения.

Особое значение для нашего исследования имеют труды А.А. Остапца-Свешникоза, разработавшего методологию, концепцию, педагогические основы ТКД.

Исследовательская работа потребовала также обращение к диссертационным работам последних лет, посвященных туристско-краеведческой - тематике М.М. Кракова, \А.Н. Пилата, В.И. Смирнова, СП. Фокина, М.Н. Ямницкого, В.П. Фомина.

По теории игры также были изучены работы теоретиков Э.Берна, П.\А. Пидкасистого, В.М. Букатова, Р.И. Жуковской, Е.А. Покровского, Д.Н. Кавтаоадзе, О.С. Газмана, С.А. Шмакова, И.П. Иванова и др. Так как игоа - это особая ссЬеоа человеческой деятельности, способ его

пг в»г теиг»троваыма м г-аллпеиіпамлзима гло мгппвоа пватопкилгтц

WW W Vf«r « Wl w WWWWil . rfi i wGitY. WW 3l M/lW . #» t, f- w W J WWM/ gCtf) WS • W Si t w W . W

отличается добровольностью, высокой активностью и

взаимозависимостью ее участников, особое значение для нашего исследования имели труды педагогов-методистов И.Г. Абрамовой, И.КЭ. Ермоленко, О.А. Казанского, Н.Е. Щуоковой, КВ. Самоукиной и ДР. Большое значение для исследования имела диссертационная работа В.М. Григорьева.

Однако перечисленные исследователи не ставили своей целью изучить влияние игоовых сЬоом ТКД на воспитание патоиотизма у старшеклассников.

В период коренных социальных, экономических преобразований, происходящих в нашем обществе, разработке педагогической проблемы воспитания патриотизма у старшеклассников игровыми формами ТКД будет способствовать становление «зоны устойчивого патриотизма», влияющего на сЬормировакие личности, способной к восприятию высших ценностей бытия, способной любить свою Родину, сознающей долг перед ней и ответственность за ее судьбу.

Все изложенное выше позволило определить тему исследования: «Воспитание патоиотизма у старшеклассников ИГРОВЫМИ сЬормами туоистско-краеведческой деятельности».

Объект исследования: туристско-краеведческая деятельность старшеклассников.

Предмет исследования: особенности патриотического воспитания старшеклассников игровыми сЬоомами ТКД.

Целью исследования является создание перспективообоазующей игровой модели ТКД, способствующей воспитанию чувства патриотизма у старшеклассников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить

1. Проанализировать состояние разработки проблемы воспитания патриотизма у старшеклассников в современной психолого-педагогической литературе;

2. Определить содержание, формы и методы ТКД, способствующие воспитанию патриотизма у старшеклассников и разработать модель-матрицу воздействия игровых Форм ТКД, ориентированных на воспитание патриотизма у старшеклассников.

3. Проверить педагогическую эффективность разработанной пеоспективообразующей модели игровых ФОРМ ТКД, способствующей воспитанию патриотизма у старшеклассников и обосновать оптимальные условия и определить эффективные пути воздействия ИГРОВЫХ ФОРМ ТКД на воспитание патриотизма у старшеклассников.

Гипотеза исследования: туристско-коаеведческая деятельность может стать эффективным средством формирования патриотизма у старшеклассников, если

- будет учитываться и совершенствоваться направленность личности и мотивационная сфера, особенности самооценки и уровня притязания, особенности умственной деятельности старшеклассников.

- при смещении акцента на краеведение она станет краеведо-туристской и будут системно включены игровые интеллектуальные Формы в ее краеведческие и туристские составляющие в определенной циклической последовательности.

- циклы будут СТРОИТЬСЯ по ПРИНЦИПУ постепенного перехода от созерцания и ознакомления к последующему изучению, а на последней стадии и к активному творческому исследованию природной и социальной среды старшеклассников.

Методологической основой исследования явилась совокупность научных положений о социально-деятельностной сущности личности, ее индивидуально-психологических особенностях, о роли природной и социальной среды в воспитании личности, о духовном оазвитии в процессе ее активной деятельности. А также — основные идеи

П ATIMJATIJI ІАЛМЛГЛ П \Г П ІЛ Л II 1Л П ЛТАПІ I ISI/П АЛЛиМІ/Л " М "» Г ЄьУТ Р t" _

па і упО і n evftvi О DVOI m і еягігіл ч і CIVIJUCKJ icJVxV rSn iKUo, ігісиїоКі гїКч/ материалистичєская трактовка развития личности.

8 своем исследовании автор описалась на труды психологов: Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, П.П. Вронского, Д.Б. Зльконина, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьева, Е.А. Заики и др.; на тоуды классиков отечественной педагогики, внесших свой вклад в создание теории сЬоомиоования всестооонне оазвитой личности и системно-деятельносткого и комплексного подходов в воспитании: К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, С.Т. Щацкого, А.С. Макаренко, S.A. Сухомлинского, Ю.К. Бабанского и др.

Существенное значение для нашего исследования имеют работы педагогов-методистов, стоявших у истока краеведения и туризма в России: 8.Ф. Зуева, Д.Д. Семёнова, Д.Н. Кайгородова.

Теоретико-методологической и методической основой нашего исследования являются тоуды А.А. Остапца-Свешникова, разработавшего систему туристско-краеведческой деятельности общеобразовательной школы, ее педагогической основы, влияние туризма и краеведения на всестороннее развитие личности учащихся. А.А. Остапец-Свешников разработал методологию и концепцию детско-юношеского туризма, ввел понятие уровней туоистско-краеведческой деятельности и дал им характеристики, ввел понятие комплексного освоения окружающего мира от своего родного края до различных краев своего Отечества.

В соответствии с целью и задачами был использован следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ литературных источников, обобщение передового и массового педагогического опыта.

опытно-экспериментальная работа средствами самой ТКД, целенаправленное педагогическое наблюдение, индивидуальное и

ГЛІ/ППЛВЛЛ I АПО Э UUTAnnLI/MiinAnOUIJIft КЯйТЛ п лі// гтлл ЛТІ ІОТЛО оиопм і у/і її iwouw L€J ICDVV; rin І Ch/DOrvriK/ Dcarli iC, iviCiu f\ui iyco v і -iC і V/D, апшкы

независимых характеристик на основе рейтинговой системы оценок при подведении итогов каждого цикла ТКД и другие методы. Вся исследовательская работа построена на системно-структурном и систємнс-деятельностном подходах и теоретическом моделировании.

Исследование проводилось на базе краеведческих клубов и объединений городского детско-юношеского центра г. Волгограда, школ города, как задействованных так и не участвующих в городской экспериментальной краеведческой программе, городском

краеведческом лагере «Товарищ».

Достоверность результатов обеспечивалась применением комплекса теоретических, эмпирических и математическом методов исследования, широкой педагогической экспертизой получаемых результатов, математической обработкой данных исследования, апробацией теоретических выводов, обеспечивалась применением комплекса взаимодополняющих методов адекватных предмету исследования, достигнутым положительным изменением уровня краеведческих знаний у старшеклассников, внедрением полученных выводов в качестве рекомендаций в педагогическую практику. А так же подтверждается данными опытно-экспериментальной работы, которые свидетельствуют о достаточно высоком уровне ссЬормированности патриотизма у старшеклассников, включенных в ТКД.

Различными аспектами исследования были охвачены 112 •учителей, 14 методистов по краеведению районных Домов творчества г. Волгограда, 17 руководителей краеведческих коллективов школ и ИКО ГДЮЦ, более 2-х тысяч школьников 3-11 классов. Планомерное длительное наблюдение проводилось более чем в 30 городских интеллектуальных краеведческих играх, 15 экскурсиях по городу, с 1995-1338г. г. в работе городского краеведческого лагеря, в

исследовательская работа и т.д. Было проанализировано за 1336-1338 г.г., более 1322 анкеты, зафиксированы ответы во время дискуссионных форм и краеведческих диспутах «Что значит быть патриотом сегодня» и

ДР.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в разработке новой теоретически обоснованной и экспеоементалько проведенной

перспективообразующей модели игровых средств ТКД, влияющих на воспитание патриотизма у старшеклассников. А также - в системном подходе к рассмотрению вопроса использования игровых сЬоом ТКД по патриотическому воспитанию в условиях гуманизации и демократизации современной школы; в комплексном взаимосвязанном рассмотрении основных направлений патриотической работы с современными старшеклассниками средствами ТКД; в теоретическом обосновании педагогических условий эйхЬективной реализации разработанной модели, заключающихся з целостном ее использовании с учетом единства и взаимосвязей между ооганизационно-методическими и содеожательными блоками. В диссеотации содержатся данные о наиболее приемлемой и эффективной форме организации патриотического воспитания старшеклассников, в их взаимосвязи и преемственности дается обоснование путей совершенствования этой работы в новых довольно сложных и противоречивых условиях. В структуру модели впервые заложены методы ИГРОВОГО воздействия ТКД влияющего на эффективность воспитания патриотизма у старшеклассников. Разработан один из возможных оптимальных вариантов модели системы патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования.

Аргументированность и достоверность научных результатов, выводов и предложений обеспечиваются методологической

обоснованностью исходных позиций, применением комплекса взаимодополняющих психологических, педагогических и

социологических методов исследования, репрезентативностью экспериментальных данных, их всесторонним анализом, сочетанием количественного и качественного анализов результатов длительной работы, ПРОВОДИМОЙ в реальных условиях деятельности педагогических коллективов школ, учреждений дополнительного образования.

Практическая значимость исследования. Автором обоснованы действенные пути повышения зсЬфективности патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования и

образовательных учреждениях, выявлены и обоснованы условия приобщения старшеклассников к патриотической деятельности через игровые формы. ТКД, обеспечивающие единство цели, содержания, сЬорм и методов воспитания. Созданная модель патриотического воспитания у старшеклассников игровыми средствами ТКД, применима для разоаботки модели-аналога в практической работе учреждений дополнительного образования и образовательных учреждениях.

Апробация основных положений и выводов исследования осуществлялась на районных и городском методическом объединении учителей ИСТОРИИ и граждановедения, на городском методическом объединении учителей, работающих по экспериментальной краеведческой программе, городском методическом объединении методистов по краеведению районных ДЮЦ г. Волгограда, ГОРОДСКОЙ конференции «Дополнительное образование: опыт, проблемы, перспективы» (руководитель секции «Педагогические основы воспитания патриотизма у старшеклассников в процессе игровой деятельности через краеведческую работу»), на курсах повышения квалификации при ИПК, на Всероссийском семинаре-совещании историко-культурного наследия «Помоги памятникам России» (г. Самара, 1393г), на Всероссийской научно-практической конференции по проблемам школьного краеведения (г. Калуга, 1334г.), на

Всероссийской методологической конференции по проблемам школьного краеведения (СПБ, 1995г.), на IV Всероссийских педагогических чтениях (Москва, 1337г.), на заседании научно-методического совета по проблемам школьного краеведения (г. Москва, 1337-1338Г.Г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе опытно-экспериментальной работы и создания трехгодичной авторской ГОРОДСКОЙ экспериментальной краеведческой программы, в школы города, работающие в рамках программы (всего 111 школ, что составляет 74% всех школ города), при составлении и проведении программы краеведческого объединения старшеклассников «Искоа», ГОРОДСКОГО краеведческого лагеоя, где автоо проверила эсЬсЬективность выдвинутой гипотезы, выступая в качестве руководителя, преподавателя и исследователя. Исследование проводилось в той этапа с 1932 по 1338 годы.

На первом этапе (1332-1335), в основном поисково-эмпиоическом, шли поиски ведущих направлений ТКД, ПРОХОДИЛО изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания, ИГРОВЫМ технологиям, сЬоомам ТКД, анализ передового практического опыта воспитания учащихся средствами ТКД в России, а так же опыт работы отечественных и зарубежных педагогов в разработке игровых технологий и их роли в комплексном воспитании детей. Были определены цели и задачи исследования, ссЬормулирована гипотеза.

Второй этап (1995-1397) - корректирующего эксперимента, выявились основные составляющие стратегии и модели воспитания патриотизма у старшеклассников ИГРОВЫМИ средствами ТКД, была развернута опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялась научная достоверность гипотезы, продолжалось изучение литературы.

Третий этап (1337-1998) - контрольного эксперимента, был ПОСБЯЩЄП обработке полученных результатов опытно-экспериментальной работы и их обобщению, а так же оформлению текста диссертации исследования, разработке и экспериментальной проверке структуры и методики патриотического воспитания игровыми сЬоомами ТКД в клубной и коужковой деятельности, экспериментальной проверке модели и авторской нроираммы, внедрению материалов и идей исследования в практику школ и учреждений дополнительного обогзования.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций