Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Григоревский Лев Борисович. Разработка тематических классификаторов для повышения качества изучения студентами начертательной геометрии и инженерной графики : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : М., 2005 214 c. РГБ ОД, 61:05-13/1584


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ОПЫТА ОРГАНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ. ИНЖЕНЕРНАЯ

ГРАФИКА» 9

1.1 Поиск критериев оптимального содержания обучения на лекционном занятии 9

1.2 Исследование типовой модели и компонентов практического занятия 18

1.3 Анализ методов реализации основной идеи повышения качества самостоятельной работы студентов 27

1.4 Влияние информационных технологий на качество обучения «Начертательной геометрии. Инженерной графике» 33

ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ «НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ. ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКЕ» 39

2.1 Возможности качественного изменения технологии проведения лекционного занятия 43

2.2 Прогнозирование, диагностика и формирование методике проведения практического занятия 51

2.2.1 Особенности формирования структуры обучения основным разделам проекционного черчения 63

2.2.2 Создание и анализ системы функционирования модели обучения машиностроительному черчению 83

2.2.3 Алгоритм проведения практического занятия с использованием систем автоматизированного проектирования 104

2.3 Совершенствование качества выполнения домашней самостоятельной работы студентов 108

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ИЗУЧЕНИЯ «НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ. ИНЖЕНЕРНОЙ ГРАФИКИ» ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССИФИКАТОРОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 116

1 Определение времени выполнения аудиторных графических работ под руководством преподавателя 117

2 Проверка эффективности по результатам ответов на тестовые задания 122

3 Определение эффективности внедрения нетрадиционной методики по результатам экзаменов первого семестра после изучения раздела «Начертательная геометрия» 127

4 Проверка эффективности по результатам дифференцированного зачета после заключительного семестра обучения «Начертательной геометрии. Инженерной графике» 131

5 Результаты аудиторной самостоятельной работы студентов 134

6 Эффективность нетрадиционной методики при адаптации студентов первого курса на занятиях по дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» 138

Список используемых источников 145

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Сопровождение экспериментального обучения. комплект контрольных заданий 162

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Результаты обучения в экспериментальном и контрольном потоках 180

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Акты внедрения результатов научно-исследовательской работы в учебный процесс 197

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Классификаторы теоретической информации по отдельным темам курса 209 



Введение диссертации:

Проблема исследования и ее актуальность.

На современном этапе развития системы высшего образования одним из важнейших условий повышения эффективности обучения является формирование учебной деятельности, основанной на дидактическом принципе активности и самостоятельности обучающихся. Все более острой становится проблема преемственности знаний в обучении.

Преемственность в обучении дисциплине «Начертательная геометрия. Инженерная графика» предусматривает учет на более высокой ступени образования тех знаний, которые были достигнуты на предыдущей. Это особенно актуально в связи с тем, что все темы, изучаемые студентами в курсе начертательной геометрии и инженерной графики тесно взаимосвязаны: недочеты в подготовке по отдельным предыдущим темам курса, немедленно дают отрицательные результаты на последующих этапах обучения дисциплине.

Эта последовательность, системность, согласованность в содержании образования, формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности обучающихся в настоящее время базируется, как на использовании опыта работы ведущих специалистов педагогов (Архангельского СИ., Бабанского Ю.К., Беспалько В.П., Выготского Л.С., Гальперина П.Я., Талызиной Н.Ф. и др.), так и путем внедрения новых методик геометров прикладного направления: И.Н. Акимовой, О.В. Анякиной, Г.А. Иващенко, Г.Ф. Горшкова, В.И. Ниловой, Л.В. Павловой и др.

Разработка новых научно-обоснованных форм организации обучения в высшем учебном заведении невозможна без методологического анализа цели, структуры и связей системы обучения. В последнее время складывается тенденция к усложнению содержания образования, возрастанию объема необходимой информации при значительной ограниченности времени, отведенного для ее усвоения.

В связи с этим возникает необходимость поиска более совершенных методов обучения, при которых формируются интеллектуальные, творческие и познавательные способности студентов. Поиск таких приемов обучения, прежде всего, должен проявляться в отказе от принципа единообразия в образовании.

Высшему техническому учебному заведению необходима научно-обоснованная нормативная педагогическая модель целостной системы обучения. Эта модель в идеале должна обеспечивать интеграцию вузовского преподавания с производством и наукой. Фундаментом такой интеграции должен быть учебный процесс, построенный на основе нормативной модели и принципе взаимной заинтересованности преподавателя и студента.

Объектом исследования является учебная деятельность студентов в процессе изучения курса «Начертательная геометрия/Инженерная графика».

Предмет исследования: комплекс специальных дидактических средств - тематических классификаторов теоретической информации (ТКТИ), используемых при обучении студентов начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике.

Цели исследования: разработать оптимальную методику и комплекс специальных дидактических средств для преподавания дисциплины «Начертательная геометрия. Инженерная графика», в условиях дефицита времени. Проведение анализа эффективности разработанных методов и средств обучения.

Гипотеза исследования: Предполагается, что в процессе учебной графической деятельности студентов будут сформированы профессионально важные качества, соответствующие современным квалификационным требованиям, предъявляемым к выпускнику, если в основе системы обучения используются специальные дидактические средства обучения: тематические классификаторы теоретической информации и классификаторы последовательности действий.

Основой для выдвижения гипотезы исследования послужили труды известных ученых: СИ. Архангельского, М.Ф. Беляевой, Г.А.

Владимирского, В.И. Кагана, В.И. Максимовой, Ю.Л. Полевого, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной В.Н. Федоровой, Н.Н. Щуканиной, И.С. Якиманской, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, Н.Ф. Четверухина, А.А. Чекмарева, В.И. Якунина и многих других.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических и методических исследований, посвященных активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

2. Разработать комплекс специальных дидактических средств, направленных на активизацию учебной деятельности студентов в курсе «Начертательная геометрия. Инженерная графика».

3. Разработать методику обучения «Начертательной геометрии. Инженерной графике» и «Компьютерной графике» с использованием тематических классификаторов теоретической информации.

4. Выявить эффективность внедрения в учебный процесс предлагаемого комплекса дидактических средств.

Методологической основой исследования являются:

- психологические и педагогические закономерности процесса активизации учебно-познавательной деятельности;

- исследования по педагогике высшей школы;

- современные инновационные концепции образовательного процесса;

- исследования ведущих педагогов по вопросам методики обучения различным дисциплинам;

— педагогические концепции, раскрывающие сущность образования как интегрированную форму развития личности. Методы исследования:

- теоретический анализ психологической, методической и педагогической литературы по проблеме исследования (учебные программы, диссертации и т. д.);

- анализ практики обучения начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики в ведущих ВУЗах России;

- анализ учебной деятельности студентов на практических и лекционных занятиях;

- тестирование;

- анкетирование, интервьюирование;

- методы количественного и качественного анализа. Этапы исследования:

На первом этапе (1999-2000гг.) осуществлялось изучение педагогического опыта и анализ степени теоретической разработки проблемы исследования. Были определены исходные позиции исследования, его предмет, задачи, гипотеза, методы.

На втором этапе (2000-2003 гг.) разрабатывался комплект специальных дидактических средств обучения - тематических классификаторов теоретической информации (ТКТИ). Проводилось экспериментальное обучение с использованием ТКТИ и опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление уровня адаптации и качества подготовки студентов при использовании ТКТИ на практических и лекционных занятиях.

На третьем этапе (2003-2005 гг.) проводился анализ опытно-экспериментальной части исследования. На заключительном этапе был обобщен и систематизирован полученный материал, выполнялось оформление диссертации.

На защиту выносятся:

1. Комплект специальных дидактических средств - тематических классификаторов теоретической информации (ТКТИ), способствующих повышению качества изучения начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графики.

2. Методика использования ТКТИ на лекционных и практических занятиях по графическим дисциплинам.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- выявлены основные характеристики и содержание учебной деятельности в условиях малого количества учебных часов;

- экспериментально обоснованы условия, обеспечивающие эффективную теоретическую и практическую подготовку;

- создана модель обучения, включающая процессы образовательной, учебно-исследовательской и практической деятельности и позволяющая студентам самостоятельно выстраивать последовательность восприятия теоретической информации;

- разработан комплект дидактических средств оригинального изучения теоретического материала, предоставляющий возможность пользоваться обширными блоками теории не только одной темы, отдельного раздела, но и всей дисциплины.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что предложенный в данной диссертационной работе способ подачи теоретического материала, посредством экспериментально апробированных специальных дидактических средств обучения - тематических классификаторов теоретической информации (ТКТИ), может являться базой для дальнейших методических разработок процесса совершенствования изложения теоретического материала в процессе обучения начертательной геометрии и инженерной графике.

Практическая значимость исследования заключается в том, что специальные дидактические средства - тематические классификаторы теоретической информации могут быть использованы для обучения начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике в высшем техническом учебном заведении. Использование ТКТИ на лекционных и практических занятиях позволит преподавателю компактно и методически последовательно изложить теоретический материал большего объема и любой сложности, а также быстро повторить этот материал на занятиях в аудитории.

Достоверность исследования. Опытно-экспериментальной работой подтверждается эффективность использования ТКТИ при изложении теоретического материала дисциплины. Результаты анкетного опроса показывают высокий уровень адаптации студентов к изучению начертательной геометрии и инженерной графики с использованием ТКТИ.

Экспериментальной базой являлся государственный технический университет в г. Братске. Педагогическое исследование проводилось со студентами первого и второго курсов дневного отделения механического и лесопромышленного факультетов.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования многократно обсуждались на заседаниях кафедры «Инженерной геометрии и компьютерной графики» Братского государственного технического университета, на научно-технических и научно-методических конференциях в городах Братске, Нижнем Новгороде, Москве (МАИ).

Ежегодно, начиная с 1999 года, результаты исследования оформлялись в виде раздела в отчетах госбюджетной темы «Прогнозирование, формирование и диагностика действенных видов обучения». Результаты научно-исследовательской работы оформлены одиннадцатью актами внедрения в учебный процесс (см. Приложение 3).

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций