Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Григорьева Антонина Афанасьевна. Теория и практика семейной этнопедагогики народа Саха : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.06 : Москва, 1999 365 c. РГБ ОД, 71:00-13/243-9


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Теорети ко-методологические основы исследования системы
традиционного воспитания в якутской семье .....19

  1. Общеметодологические подходы к исследованию этнопедагогики якутов — 19

  2. Историографический аспект содержательной сущности этнопедагогическогонаследия якутов...............................— 32

  3. Общая характеристика этнопедагогических источников 52

  4. Методы исследования традиционной системы семейного воспитания якутов...... « „— 57

Глава Н. Исследование этнопедагогической практики социального
воспитания личности в якутской семье „....66

  1. Обоснование категорий семейной этнопедагогики якутов ... 66

  2. Выявление роли труда в семейном воспитании личности 76

  3. Раскрытие генезиса семейных идеалов в народной

педагогике саха. 103

2.4. Характеристика детской среды как средства гармоничного
этнического развития личности якута............ 155

Глава III. Этнопедагогические условия развития семейного воспитания
на традициях народа саха « 168

  1. Этнопедагогизация семьи как микросреды личности и основы сохранения прогрессивных традиций народной педагогики Республики Саха (Якутия) « « 168

  2. Возрождение этических норм кодекса рода в самореализации и саморазвитии личности якута........................................................................ 219

  3. Стимулирование этнопедагогического компонента деятельности центров социальной помощи семье и детям . ......258

  4. Реализация потенциала семейной этнопедагогики в системе народного воспитания — 267

Заключение 319

Литература 328

Приложения ...........—.—......—.. 353



Введение диссертации:

Начало процесса становления и развития национальных систем воспитания относится к далекому прошлому. На всем протяжении истории материнский язык, фольклор, мифология, этническая символика, декоративно-прикладное искусство, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, игры и другие средства воспитания, используемые народами, их национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений лучшие человеческие качества. В народной педагогике реально действующим центром воспитания является семья. В ней, а также в роду, во многих случаях функционирующем как "большая семья", сосредоточено основное богатство содержания, методов и форм национальной системы воспитания. Под ее влиянием мировоззрение народа, его философия становятся достоянием подрастающих поколений уже в раннем возрасте.

Семья являлась и продолжает оставаться важнейшей основой для развития общенациональных форм сознания. Она образует собой культурное, ценностное, информационное пространство, уже с ранних лет во многом предопределяющее формирование личности ребенка. Великое значение педагогической миссии закреплено на конституционном уровне: «Воспитание в семье и обществе имеет целью формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой культуры» (Статья ) 1 Конституции Республики Саха (Якутия)). В статье 34 Конституции сказано: «Каждый обязан заботиться о воспитании своих детей...» Семья является ядром любой национальной системы воспитания. Именно в этнопедагогике семьи в наибольшей мере представлены духовные и прежде всего идейно-нравственные богатства народа, его идеалы добра и красоты, его нравственно-эстетическое восприятие действительности - начиная с отношения

к семье, к роду как к ближайшему окружению человека, пронизанному родственными узами, и кончая отношением к этносу и межэтническими взаимоотношениями. Более того, семейная этно педагогика играет спасительную роль в народной судьбе, что подтверждается на примере самосохранения двадцати четырех депортированных народов, которые были бы обречены на исчезновение, если бы национальная система воспитания не сохранила свои позиции в семье.

Значение непреходящих педагогических ценностей, пригодных во все времена и справедливых для всех народов, огромно. Именно их имел в виду КД. Ушинский, когда писал: "Наука потому и наука, что принимает в область свою только те выводы, которые справедливы по законам общечеловеческого мышления... Наука, открывающая законы мира, является, как самый мир и разум, познающий его, общим достоянием человечества... Каждый образованный народ только тогда имеет значение в науке, когда обогащает ее истинами, которые остаются такими для всех народов" (354, с. 112).

Педагогические ценности любой*, народа имеют глобальным характер. Они являются вечными и общечеловеческими. Вместе с тем у каждого народа они имеют национально-этническое своеобразие. Не случайно К.Д. Ушинский утверждал: "...под именем воспитания заключаются у каждого народа свои понятия" (Там же, с.70). Причем, великий педагог прямо утверждал, что воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое. И самым главным является его утверждение о том, что «каждый народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания» (Там же, с.72).

Ныне все более актуальным становится обеспечение единства процессов воспитания, осуществляемых в образовательных учреждениях и в семье, этнической среде средствами народной педагогики. Оно важно для формирования этнического менталитета подрастающих поколений, воспитания любви к родному народу, гражданственности. В то же время исследование

"неформальных" аспектов воспитания может и должно положить конец узкоакадемическому представлению истории педагогики как истории только школьного образования. Такой неоправданно узкий подход ведет к выпадению из поля зрения специалистов огромного информационного пространства, связанного с эволюцией семейного воспитания, одного из важнейших, по всеобщему признанию, факторов формирования подрастающих поколений.

Этнокультурные, этнопедагогические процессы, происходящие в России и ее регионах, изучены крайне недостаточно, особенно в отношении истории развития якутской семьи, а точнее - ее исторической этнопедагогики (Т.Н.Петрова). Более того, мы можем констатировать, что этнопедагогика семьи, причем не только якутской, тем более во взаимодействии с родом, до сих пор исследовалась недостаточно. Следует отметить, что этнические отношения в переживаемое страной время вышли на первый план в жизнедеятельности народов Российской Федерации. В этих условиях этнические проблемы семейного воспитания стали одними из актуальнейших. Перефразируя слова «Духовного завещания» И.Я.Яковлева, можно сказать: «Семейные заветы всегда были крепки среди саха». ?

Сохранение традиций, обрядов, консервативность быта и культуры якутов в исследованиях дореволюционных и послереволюционных ученых нередко получали только негативную оценку. Преданность старине рассматривалась чуть ли не как движение назад. Между тем сохранение традиционных явлений в жизни народа, стабильность его традиционного развития составляли и составляют основу практики духовной преемственности его поколений, этнокультурной непрерывности. И сегодня мы не можем не признать, что духовно-нравственный и трудовой опыт якутского народа, порядок его бытоустройства, система его семейного воспитания чрезвычайно ценны хотя бы потому, что на протяжении многих веков обеспечивали его жизнеспособность.

Сегодня остро ощущается потребность в разработке этнопедагогичееких

б проблем семейного воспитания и, в частности, воспитания в якутской семье. Весьма широк круг людей, заинтересованных в их разработке. Это и педагоги разнообразных образовательных учреждений, в которых все чаще и чаще, особенно в условиях дополнительного образования, происходит приобщение воспитанников к национальной культуре, к национальным ремеслам. Это педагогические университеты и педагогические институты, колледжи и училища, в которых готовят будущих учителей к работе, направленной на формирование у воспитанников их национального самосознания, умения продолжать, развивать самобытную цивилизацию своего народа, региона, связанную с особенностями национальной культуры. Это - родители, другие участники процесса этнопедагогизации жизни народа и воспитания подрастающего поколения, развивающие его этнокультурную самобытность как одного из уникальных субъектов общечеловеческой цивилизации. Работа на рассматриваемом направлении призвана предотвратить пренебрежительное отношение педагогов-теоретиков, а вслед за ними и учительских масс к этнопедагогике вообще и к этнопедагогике семьи, в частности.

При разработке этнических проблем семейного воспитания мы опирались на труды Я.А.Коменского, И.Г.Песталоцци, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлин-ского, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого, И.Я.Яковлева, ПА.Ойун-ского, Г.В.Ксенофонтова, а также на исследования современных педагогов. Это труды по общим вопросам педагогики (А.И.Арнольдов, В.П.Борисенков, В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, Т.С.Комарова, В.М.Коротов, Г.Б.Корнетов, Б.Т.Лихачев, М.И.Рожков, ГЛФилонов и др.), исследования по проблемам этнопедагогики (Ш.М.-Х.Арсалиев, В.Ф.Афанасьев, А.Л.Бугаева, Г.Н.Волков, В.Н.Иванов, А.Э.Измаилов, Б.А.Кадыров, А.М.Леонов, Ш.А.Мирзоев, Т.Н.Петрова, М.Г.Тайчинов, Я.И.Ханбиков, Е.Л.Христова, З.Б.Цаллагова и др.) и работы по проблемам семейного воспитания (Е.А.Аркина, Т.М.Афанасьева, Т.В.Беликова, И.В.Гребенников, А.Э.Измайлов, В.А.Кан-Калик, С.В.Ковалев, Л.М.Низова, И.Г.Овчинникова, А.О.Пинт, Э.И.Сокольникова, В.Я.Титаренко,

В.С.Торохтий, А.Г.Харчев и др.).

Анализ литературы, осуществленный в ходе диссертационного исследования, показал, что многие проблемы общей этнопедагогики и этнопедагогики якутского народа научно изучены, однако система воспитания в якутской семье, ее прошлое, настоящее, перспективы развития, возможности усиления ее влияния на формирование подрастающих поколений еще не были предметом специального исследования. Вместе с тем родители, педагоги, общественность все более остро ощущают в наши дни потребность в научно обоснованных рекомендациях, направленных на усиление влияния семьи на формирование подрастающих поколений на основе использования богатства традиций народной педагогики.

Основываясь на результатах анализа литературы и потребностей массовой практики, мы сформулировали тему диссертационного исследования следующим образом: «Теория и практика семейной этнопедагогики народа саха».

Цель исследования: изучить традиционную систему воспитания народа саха и разработать научно обоснованную модель этнопедагогизации воспитательного пространства якутской семьи в современных условиях.

Объект исследования: этнопедагогика народа саха как единство его педагогического сознания и воспитательной практики.

Предмет исследования: теория и практика этнопедагогики якутской семьи и ее влияние на процесс социализации подрастающего поколения в современных условиях.

Задачи исследования:

1-Исследовать аспекты возникновения, становления, развития и современное состояние традиционной системы воспитания в якутской семье;

2.Разработать теоретико-методологические основы этнопедагогики якутской семьи;

З.Обосновать социально-педагогическую характеристику якутской семьи;

4.Изучить якутскую семью как этнопедагогическое пространство, выявить структуру и основные направления его совершенствования на современном этапе развития общества;

5.Изучить детскую среду как фактор традиционной системы воспитания в якутской трехпоколеннои семье в условиях многодетности во взаимосвязи со средствами и организационными формами семейного воспитания;

б.Доказать конструктивный, созидательный характер педагогического взаимодействия родственных семей в рамках рода, уделив при этом особое внимание многодетным семьям;

7.Выявить этнопедагогические условия развития системы семейного воспитания на традициях народа саха.

На фоне общеметодологического педагогического знания, исследования конкретно-теоретических позиций этнопедагогики якутов, онтологической картины воспитания семьи народа саха, представлений о сущности народной педагогики, имеющихся в современной педагогической культуре, возникает ряд предположений, которые могут выполнить функцию гипотезы исследования:

- национальные элементы в содержании и формах воспитания
подрастающих поколений преимущественно осмысливаются как
культурологические феномены. Даже в научно-методической литературе имеет
место приоритет ценностной констатации над научной интерпретацией.
Переход к объективному научному анализу поможет привести в соответствие
категориальную и объектную сферы педагогической науки как части
педагогической культуры общества;

- обоснование объективного характера социального воспитания личности
в якутской семье должно соответствовать более углубленному пониманию
фактора детерминированности в современной социальной жизни, в том числе и
опосредованности определенных социальных процессов несоциальными
причинами, имеющими более позднее по сравнению с действительностью
педагогической природы явлений происхождение. Так, положение женщины в

семье, в обществе, в истории обусловлено принципами воспитания девочки и воспитания мальчика, которые формировались тысячелетиями экономикой, постоянно меняющей свои исходные основания;

этнопедагогизация семьи как микросреды личности и основы сохранения прогрессивных традиций народной педагогики Республики Саха (Якутия) сопровождается редуцированием информирования о духовной культуре народа. Это приводит к преобладанию освоения идеологии воспитания и к ослаблению усвоения воспитательных технологий народа; целесообразно обучать педагогов, родителей технике достижения цели воспитания, свойственной историческому опыту народной педагогики; праксиологическим аспектам организации жизни воспитуемых, осуществлявшейся якутами в течение многих веков.

Методологической основой исследования явились идеи материалистической диалектики о системном понимании социальных явлений, основные положения социальной педагогики о микросоциуме и семейном воспитании, общей этнопедагогики, а также этнической педагогики народа саха и педагогической антропологии. Исследование осуществлялось в контексте этнопедагогики якутского народа (В.Ф.Афанасьев, Д.А.Данилов, К.С.Чиряев), с учетом этнопедагогического наследия общины и рода (Б.Н.Попов, И.С.Портнягин, П.А.Слепцов).

Для решения поставленных задач было использовано многообразие методов, дополнявших друг друга. Данная система методов включала в себя: теоретический анализ, изучение массовой педагогической практики, обобщение передового педагогического опыта, специальную опытно-экспериментальную работу, опросные методы (беседы, интервью, анкеты), изучение результатов деятельности детей, педагогической документации, методы математической статистики. В ходе исследования мы стремились обеспечить единство логического и исторического как двух сторон предмета нашего исследования, каждая из которых по-своему отражает характер его развития.

Приращение объема этнопедагогической информации достигалось в процессе исследования за счет многообразия источниковой базы. В качестве последней выступали: а) дореволюционные и послереволюционные библиографические характеристики; б) словари тюркских народов Российской империи; в) историографические, этнографические, фольклорные издания; г) исследования по проблемам развития педагогической мысли якутского и других народов России; д) сочинения выдающихся отечественных педагогов и ученых зарубежных стран; е) общая и педагогическая пресса Республики Саха (Якутия). Документальной основой явились также архивные источники, собственные записи диссертанта, накопленные в течение последних двадцати лет, сообщения информантов и респондентов, включая ответы на анкеты, и частично опубликованные материалы. Из неопубликованных источников особенный интерес представляют фольклорные записи, этнографические, археологические материалы. Монографическое наблюдение за отдельными семьями осуществлялось автором непосредственно, а также при содействии респондентов (информаторов) и охватывало достаточный период для прослеживания действия формулы Г.Н.Волкова: "полный педагогический цикл* - "Каждый рождается внуком - умирает дедом".

Базой исследования явились центры социальной помощи семье и детям Республики Саха (Якутия), а также школы г. Якутска (школа № 14, национальная гимназия) и улусов разных регионов PC (Я): центрального (Чурапчинский улус), вилюйской группы (Верхневилюйский улус), северного (Булунский улус).

Исследование проводилось с 1980 года в три этапа.

Первый этап (1980-1987 гг.) носил поисково-эмпирический характер. Изучались теоретические аспекты проблемы, анализировалась специальная литература. Изучался и обобщался передовой опыт использования традиционной педагогической культуры в семейном воспитании. Выяснялись позиции молодежи, родителей, уровень их воспитательной культуры, изучалось

11 отношение работников сферы образования к использованию народного опыта воспитания в семье и школе, возможности их сотрудничества на этой основе с педагогической наукой. Исследование проводилось на основе программы «Социальное воспитание в наслежно-улусной среде», осуществляемой под руководством кафедры социальной педагогики Якутского госуниверситета и являющейся составной частью Комплексной программы Института педагогики социальной работы Российской Академии образования «Социальная педагогика: интеграция науки и практики» (регистрационный номер 01.960.004973). Проводилось включенное монографическое наблюдение за 20 семьями с учетом практики взаимодействия трех поколений и с частичным восстановлением генеалогического древа наблюдаемых семей и родов. В этот период нашим особым вниманием пользовались три поколения многодетных семей (здесь были использованы уникальные материалы Оросунского музея народной педагогики, созданного учителем-энтузиастом К.С.Чиряевым ).

На втором этапе (1987-1995 гг.) теория и практика семейного воспитания исследовались во взаимосвязи с историей этносоциального развития якутского народа. Изучалась эволюция воспитательных обычаев и традиций семьи, закономерности их возникновения, развития и отмирания, причинно-следственные связи этих явлений, анализировалась система традиционной педагогической культуры семьи, ее функции, факторы, методы, средства, приемы, организационные формы воспитания. Важное место на этом этапе заняла опытно-экспериментальная работа с преимущественным вниманием к социальной работе в улусах, особенно, конечно, в наслегах, преимущественно отдаленных.

Третий этап (1995-1999 гг.) был посвящен проверке и обобщению результатов исследования, их количественному и качественному анализу, разработке теоретических выводов и практических рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в следующем:

доказано реальное функционирование этнопедагогики якутской семьи как отрасли научных знаний, обоснована ее историческая миссия в процессе национального возрождения, раскрыто ее значение и место в этнической и общей педагогике, упорядочен ее понятийный аппарат;

проанализированы антропологический, социологический и культурологический аспекты этнопедагогики якутской семьи, намечены перспективы ее развития как нового направления педагогики;

осуществлено теоретическое воссоздание традиционной системы воспитания в якутской семье, условий ее возникновения и развития, ее идеалов, факторов, средств, методов, организационных форм и места в педагогическом бытии якутского народа;

выявлены тенденции и направления эволюционного развития этнопедагогики семьи саха как неотъемлемой части общей и социальной педагогики;

дана научная характеристика этнопедагогического пространства якутской семьи как одной из категорий общей и этнической педагогики; определены его структура и место в воспитательном пространстве не только Республики Саха (Якутия), но и Российской Федерации, обосновано его значение как материальной и духовной базы традиционной системы семейного воспитания;

- раскрыты сущность и содержание этнопедагогизации процесса
воспитания, намечены основные направления совершенствования
этнопедагогического пространства современной якутской семьи и усиления на
этой основе его позитивного влияния на формирование подрастающих
поколений в духе прогрессивных духовно-нравственных ценностей народа в
контексте конструктивного взаимодействия с русской, общетюркской,
российской культурой и мировой цивилизацией;

- создана прогностическая модель функционирования народных традиций
воспитания в этнопедагогическом пространстве якутской семьи в условиях

конструктивного взаимодействия разных культур.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по этнопедагогизации семейного воспитания, пропаганде идей и традиций народной педагогики среди населения PC (Я) и других регионов, его результаты служат совершенствованию вузовских программ по педагогическому циклу учебных дисциплин, способствуют обогащению курсов по общей и этнической педагогике, по истории и философии образования и тем самым содействуют улучшению профессиональной подготовки учителя.

В процессе опытно-экспериментальной работы доказана практическая ценность учебно-методических материалов, разработанных в ходе исследования в помощь педагогам и родителям, преподавателям вузов:

- программа факультативного курса «Туйаарыма - Куо»;

- методические рекомендации «Семейная педагогика», «Использование
народных игр в семейной практике».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологической обоснованностью исходных позиций, использованием системы взаимодополняющих методов, наличием многообразного эмпирического материала, почерпнутого из научно-литературных, архивных источников, из реальной современной практики воспитания подрастающих поколений, сочетанием результатов обобщения этой практики с опытной работой.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлены путем их использования в ходе лекционно-практической работы в Якутском госуниверситете, авторских лекций в Чечено-Ингушском, Чувашском педагогическом институтах, университете Фербэнкса (штат Аляска, США), других образовательных учреждениях. Конкретное личное участие автора в получении научных результатов выражалось в непосредственном проведении опытно-экспериментальной работы на всех этапах исследования, при совмещении профессиональной и исследовательской деятельности (в работе с

педагогическим, классным и школьным коллективами в качестве учителя, а также с семьями и семейно-соседскими общностями, социальными работниками).

Результаты исследования обсуждались на научно-практических конференциях, организованных НИИ национальных проблем образования Министерства образования России и Госкомсевера России (1984-1988гг.). Якутским госуниверситетом (1985-1999гт.), ассоциацией «Народная педагогика Якутии» (1991-1997гг.), на Всесоюзной научно-практической конференции "Народная педагогика и современные проблемы воспитания" (Чебоксары, 1991г.), на международных научно-практических конференциях: «Новаторство как традиция отечественной педагогики» (1998г.), «Этнопедагогические проблемы обучения и воспитания» (1999 г.) и др.

Наряду с этим результаты исследования апробировались на семинарах, коллоквиумах, "круглых столах" и встречах-беседах с представителями учреждений системы образования Республики Саха (Якутия), других национальных регионов (округов, областей, республик).

По теме диссертационного исследования опубликованы: монография, 5 учебных пособий, программы факультативных курсов «Туйаарыма - Куо», «Этнопедагогика якутской семьи», программа для вузов «Введение в педагогическую профессию» - для всех специальностей (в соавторстве), свыше 50 статей и тезисов. Общий объем публикаций по теме диссертационного исследования составляет более 90 печатных листов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Содержание теоретико-методологических основ этнопедагогики якутской семьи как отрасли научного знания, как нового направления в педагогической науке. В качестве значимых составляющих ее теоретико-методологических основ выступают: а) предмет - этнопедагогическое пространство якутской семьи и ее национальная традиционная система воспитания, порождаемый ими процесс воспитания, его закономерности;

б) функции - теоретическая, (описание, объяснение и предсказание перспектив функционирования и развития этого пространства и системы), технологическая (проектирование их развития на основе педагогической науки, содействие ему, оценка влияния результатов научных исследований на практику семейного воспитания) и интерактивная (связь этнопедагогики с другими педагогическими науками, в первую очередь с социальной педагогикой, среди которых можно выделить две группы - это связи в системе этнопедагогических наук (этнопедагогика якутской семьи - этнопедагогика якутской общины, рода -общая этнопедагогика народа саха) и связи с общей педагогической теорией (этнопедагогика якутской семьи - общая этнопедагогика семьи - общая теория семейного воспитания как часть общей педагогики); в) методология и методы этнопедагогики якутской семьи, представленные в настоящем исследовании; г) категориальный аппарат, в который входят раскрытые и обоснованные в настоящем исследовании понятия: воспитание и его модификации (образование, обучение, самовоспитание и т.п.), их закономерности, воспитательное пространство и как одна из его разновидностей - этнопедагогическое пространство якутской семьи, традиционная система воспитания в ней, идеал как цель воспитания, средства, методы, организационные формы.

2. Традиционная система воспитания в якутской семье. Она включает в себя ее идеал как цель воспитания, во многом предопределяющую другие ее компоненты, средства, методы и организационные формы, детально анализируемые в диссертации - в их взаимосвязи. Источниками формирования этой традиционной системы послужило духовное наследие древнейших этнических предков якутов, взаимодействие их с тюрками и монголами, а история ее создания насчитывает тысячелетия. Каждый условно выделенный и характеризуемый в диссертации период истории ее развития связан с некой эволюцией, прогрессом, новым, более высоким уровнем педагогической культуры якутского народа. Становление и развитие традиционной системы воспитания у якутов происходило под влиянием культуры предков народа саха

16 и других народов, в условиях последовательного усиления, начиная с XVI-XVIIbb., влияния русской культуры, а затем школьного образования и педагогической науки. Сохраняясь в своих основах многие столетия, традиционная система семейного воспитания якутов развивалась и развивается, обогащаясь под влиянием самоотверженного труда якутского народа, социально-экономических условий его жизни - во взаимодействии этой системы с педагогической культурой других народов, образовательной системой, наукой.

В настоящее время эта система становится решающим фактором позитивного духовно-нравственного влияния на формирование подрастающего поколения. В условиях тотального социального кризиса относительная автономность семьи имеет охранительно-спасительные свойства для этноса. Богатство межличностного общения сохраняется, к сожалению, ныне только в семье. В этой связи поддержка, забота, защита семьи для личности начинает приобретать решающее значение.

3, Характеристика этнопедагогического пространства якутской семьи. При ее составлении мы исходим из того, что воспитательное пространство якутской семьи, как и любой другой, неизбежно несет в себе этническую характеристику, т.е. это по сути своей этнопедагогическое пространство. Оно всегда представляет собой синтез общечеловеческого и этнически особенного. Ядро, своеобразную сердцевину этого пространства, составляет традиционная национальная система семейного воспитания. Она функционирует в условиях и под влиянием материальной культуры якутского народа, выступающей ее экономической базой. Субъектами этого пространства являются взрослые, которые так или иначе занимаются воспитанием, и воспитанники (дети, внуки, правнуки), нуждающиеся в воспитательной заботе. Приоритетное место в системе воспитания, естественно, занимают мать, бабушка, затем - отец, дед, выступающие в качестве носителей культуры своего народа и создающие вместе с другими членами семьи нравственную среду как

важнейший фактор воспитания. Эти компоненты этнопедагогического пространства составляют духовную базу традиционной системы воспитания, реализуясь в ее средствах, методах, организационных формах.

Этнопедагогическое пространство якутской семьи - частица, элементарная клетка этноса, общества. Вместе с последними оно изменяется, развивается, переживает в наши дни кризис. Однако аналитическое рассмотрение деятельности активно действующих субъектов этнопедагогического пространства якутской семьи позволяет предвидеть перспективы возрождения многих положительных сторон семьи как важнейшего из социальных институтов общества, ее воспитательного пространства, восстановления традиций духовно-нравственной преемственности поколений, обеспечивающих массовость и перманентность воспитательного влияния.

4. Модель этнопедагогизации воспитательного пространства якутской семьи. При ее разработке мы исходим из общего понимания идеи этнопедагогизации жизни того или иного народа, общества как социально и педагогически оправданного процесса, причем естественного использования идей и традиций народной педагогики во всех сферах жизни этноса. Главными объектами этнопедагогизации воспитания выступают образовательная система народа и семья. При совершенствовании ее этнопедагогического пространства в качестве главной выдвигается задача - вооружение подрастающих поколений знанием духовных богатств, накопленных народом в области воспитания, пониманием их значения, развитие стремления к овладению ими и готовности к их использованию в своей жизни. Программа решения этой исторической задачи включает в себя: а) создание системы учебных программ и пособий, позволяющих знакомить с якутской традиционной культурой семейного воспитания дошкольников, школьников, студентов, и их использование в процессе воспитания и обучения; б) постоянный учет в процессе этнопедагогизации духовной жизни народа того, что его традиционная система

воспитания развивается, она находится в поиске новых средств реализации своего идеала воспитания и стремится к его уточнению; в) использование идей народной педагогики - с учетом неоднородности национального состава населения; г) широкое вовлечение родителей в работу по этнопедагогизации воспитания подрастающих поколений.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций