Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Дубинский Владимир Ильич. Теория и практика социально-педагогической работы с учащейся молодежью в условиях современной России : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.06 : Москва, 2000 308 c. РГБ ОД, 71:01-13/80-3


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С

УЧАЩИМИСЯ КАК НАУЧНАЯ ПРОБЛЕМА 28

1.1. Исторические предпосылки развития соци
ально-педагогической работы с учащейся
молодежью 28

1.2. Теоретические и практические предпосыл
ки социально-педагогической работы с
учащейся молодежью 52

1.3. Психолого-педагогические принципы,

функции и методы социальной поддержки 66

1.4. Анализ зарубежного опыта социально-пе
дагогической работы с учащейся молодежью 87

Выводы по главе 100

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДА
ГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ 111

2.1. Социально-политический аспект воспита
ния учащейся молодежи 111

2.2. Нормативно правовая база социально-пе
дагогической работы с учащимися 125

2.3. Социально-педагогическая работа как

коммуникативный процесс 138

2.4. Взаимодействие субъектов и объектов со
циально-педагогической работы 151

Выводы по главе 162

^

Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СОДЕРЖАНИИ И
ц ТЕХНОЛОГИЯХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

РАБОТЫ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ 170

3.1. Основные приоритеты и направления соци
ально-педагогической работы с учащейся
молодежью 170'

3. 2. Современное решение проблемы .преодоле- '
ния социальной и педагогической деза
даптации учащейся молодежи 181

3.3. Специфика использования методов, форм и
средств воспитания в социально-педаго
гической работе с учащейся молодежью 198

3.4. Требования к профессиональной компе-
"*' тентности специалистов в области соци
ально-педагогической работы с учащейся
молодежью 216

Выводы по главе 229 /

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 235

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 244

ПРИЛОЖЕНИЯ 295

*

\



Введение диссертации:

Социальная работа с населением приобрела в российском обществе особое значение. Вхождение России в эпоху демократических преобразований сопряжено с рядом трудностей. На данном этапе развития государства дает определенные сбои система социальной защиты учащейся молодёжи.

Каково сегодняшнее молодое поколение россиян? Во что молодые люди сегодня верят, на что надеются? На эти и подобные вопросы помогают ответить данные репрезентативных общероссийских опросов Научно-исследовательского центра социального анализа и статистики России. Вызывает тревогу тот факт, что, живя в провозглашенном в конституции демократическом государстве, 30% российской молодежи не верят в демократию. Такое отношение можно рассматривать и как упущение в молодежной социальной политике, так как она призвана раскрывать и защищать идеалы свободного демократического общества, где демократия является ценным социальным завоеванием. 78% молодежи следят за политикой от случая к случаю. Не может быть полновесных прав и свобод и дальнейшего поступательного развития демократического государства, если нет политически просвещенной молодежи. Интересы современной молодежи больше потребительские. Об эмиграции задумываются 34% молодых людей. Отрадно, что 74% молодых надеются на собственные силы. Здесь виден потенциал и кроется надежда. Задача общества - помочь молодежи оценить свои силы и направить их на благо отечества. Для квалифицированного качественного труда, что определяет успешное развитие общества, необходимы полноценное образование и серьезная профессиональная подготовка. Поэтому современная молодежь, стремящаяся занять более вы-

сокие жизненные позиции, вынуждена дольше учиться. Более позднее вступление в самостоятельную трудовую жизнь накладывает свой отпечаток на учащуюся молодежь, создает трудности и проблемы. Сгладить эти трудности может социально-педагогическая работа, особенно с неблагополучными учащимися, "группами риска", молодыми инвалидами, молодежью с физическими и умственными недостатками, беспризорниками, юными бомжами, молодыми беженцами.

Каждый гражданин вправе рассчитывать на всестороннюю поддержку, чтобы реализовать себя как полноценную личность вне зависимости от своих физических или иных недостатков. Социальный педагог помогает выйти из затруднительной ситуации с достоинством, ориентируя на общественные ценности, самопомощь. Такой подход в государственном масштабе ещё плотнее связывает социальную педагогику с общей педагогикой, так как решение поставленных задач требует использования порой нетрадиционных методов, применение которых предполагает глубокие общепедагогические знания. Поэтому понятен интерес социальных педагогов к изучению принципов, функций, методов общей педагогики, к результатам инновацонных социально-педагогических исследований.

Чтобы найти пути для успешного решения проблем учащейся молодежи, необходимо выработать действенную научную концепцию, осуществление которой на практике даст желаемый результат. Для достижения этой цели требуется проанализировать материалы по истории социальной педагогики, опыт социально-педагогической деятельности.

При выработке научной концепции необходимо уделить должное внимание социологическим, психологическим, комплексным, междисциплинарным и. прежде всего, социально-педагогическим теориям со-

- б -

циальной работы.

В центре внимания должны находиться процесс связей, взаимодействий механизмов, способов и средств регуляции поведения групп учащейся молодежи и отдельных молодых людей, способствующие реализации их жизненных интересов и направленные на развитие мира и благополучия в обществе.

Молодой человек, живя в обществе, не может быть оторван от общества. Следовательно, на него оказывают влияния процессы, происходящие в обществе. Чтобы обеспечить процесс успешной социализации молодежи, необходимо при помощи социально-педагогической работы достичь оптимального баланса при взаимодействии общего жизненного пространства и соответствующих социальных сред жизнедеятельности представителей учащейся молодежи.

При учете такого баланса особое внимание обращается на соответствие объективных законов развития общества законодательным актам, которыми руководствуется государство. Это соответствие в основном и определяет тип государства, например, тоталитарное, демократическое и т.д. Социальная среда существования отдельных представителей учащейся молодёжи может отличаться от жизненного пространства общества в целом. И в зависимости от поставленных обществом задач, в нашем случае, от соответствующей молодежной политики государства зависит, насколько конфликтно или слаженно будет складываться баланс взаимовлияний конкретных социальных сфер жизнедеятельности учащейся молодежи, и жизненного пространства общества в целом. Регулятором бесконфликтного взаимодействия имеющихся жизненных условий может выступать для учащейся молодёжи социально-педагогическая работа.

Каждая наука, в том числе и социальная педагогика, имеет

свои пограничные области взаимодействия с другими науками. Поэтому, учитывая педагогический аспект, следует при конкретных усло-^, виях педагогического воздействия обращать внимание на те аспекты научных знаний, которые могут облегчить применение разумных педа-ь. гогических шагов. Естественно, что методы воздействия используются комплексно и с учётом последних достижений в области социологии, психологии, юриспруденции и других областях.

Особое место при организации социальной поддержки учащейся молодежи занимают ее педагогические основы. Они базируются на ^ специфических принципах социальной педагогики как части общей педагогики. Это такие принципы как, например, принцип гуманизма, ib принцип общественного воздействия, принцип ориентации на общечеловеческие ценности, принцип коммуникационного обучения, принцип опоры на многообразие социальной поддержки и другие.

Комплексный подход в решении социально-педагогических задач предполагает конкретную ориентацию на нужды людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Поэтому, выполняя социальный заказ» как государственные, так и частные службы оказывают необходимую помощь в виде социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг. Оказывается материальная поддержка, проводится социальная реабилитация нуждающихся в услугах социальных служб граждан, в том числе и учащейся молодежи.

В категорию учащейся молодежи мы включаем и молодых людей, из-за трудной ситуации прервавших учебу; потенциально способных учиться, но не имеющих для этого достаточных собственных средств; подвергнувшихся материальным соблазнам жизни; находящихся в критической ситуации, либо ситуации» близкой к ней, для которых об-

разование и педагогическое просвещение порой являются возможностью возврата к достойной жизни. Получение образования означает усвоение накопленного поколениями опыта, что выступает общечеловеческой ценностью в любом обществе, создает предпосылки для качественного труда и тем самым успешной карьеры. Именно гармония, выражающаяся в оптимальном сочетании интересов отдельных граждан и общества в целом, ведет к согласию и социальному партнерству в демократическом государстве.

Учащаяся молодежь неоднородна по своему составу. Деление ее по возрастному принципу еще далеко не гарантирует того, что у молодых людей одного возраста могут быть сходные проблемы, возникать типичные конфликты. Социальная среда жизнедеятельности индивидуума может определять скорее его проблемы, связанные с взаимодействием с внешним миром или неудовлетворенностью собой. Что касается учащейся молодежи, то здесь имеет значение не только влияние семьи, ее благосостояние, взаимоотношения со знакомыми людьми, сверстниками, людьми старшего и младшего возраста, объединёнными с индивидуумом одними интересами, но и взаимоотношения в учебном коллективе, тип и статус учебного заведения, его традиции, персонал. Конечно, организация воспитания и обучения молодых людей в соответствии с возрастным принципом способствует выработке определенного самосознания и стиля жизни, но не является панацеей от социальных проблем.

Учащаяся молодежь, особенно студенчество, всегда играла прогрессивную роль в обществе, как в политической, так и в культурной жизни. Если начальный молодежный возраст захватывает подростковый период, где необходимо учитывать в первую очередь физиологические особенности, например, повышенную утомляемость, что

ведёт к росту нервозности, нерациональные энергетические затраты, что может способствовать необоснованной апатии, безразличному отношению к происходящему, то старший юношеский возраст, включающий понятие "молодой мужчина, молодая женщина", характеризуется высокой степенью социализации. Именно в этом возрасте в основном создаются молодые семьи, повышается ответственность как за себя, так и за близких, учёба рассматривается не как самоцель, а как средство получения квалифицированного рабочего места, перспектива получения благ от общества для себя и своей семьи. Стрессы в старшем юношеском возрасте больше связаны с психологическими проблемами, неудовлетворённостью, причиной которых может быть недостаточное развитие личности, неспособность выдержать конкуренцию среди сверстников не только в области учебной деятельности, но и в других жизненных сферах.

Следовательно, уделяя внимание процессам, происходящим в среде учащейся молодежи, особенно профилактике конфликтов, имеет смысл учитывать самооценку индивидуума. От наставника, педагога зависит, будет ли эта оценка адекватной, вызванной желанием стать специалистом, соответствующим современному развитию научно-технического прогресса.

Чувства неудовлетворенности и протеста вызывают неудачи. Неудачи связаны с ошибочными действиями. Эти действия происходят вследствие переоценки своих индивидуальных возможностей. Поэтому работа социального педагога с учащейся молодежью должна включать в себя ориентацию на успех. При этом успех должен быть проанализирован, должно быть доказано, что он не случаен.

Работая с учащейся молодёжью, социальному педагогу необходимо разъяснять подопечным общественные взаимосвязи, роль личности

в строительстве гражданского общества, показать возможные перспективы, помочь сделать правильный выбор. Работа социального педагога считается успешной, если он сумел оказать такую поддержку, при которой молодые люди приобретают веру в свои силы и самостоя-

|ц тельно и успешно включаются как в учебный процесс, так и в другие социальные действия, не боясь возможных трудностей и препятствий. Предлагаемое исследование включает в себя попытку выработать такие педагогические основы социальной работы среди учащейся молодёжи, которые бы способствовали её активной самостоятельной ус-

I пешной жизнедеятельности в современных условиях.

Естественно, что не все предлагаемые принципы, методы и под-

*, ходы могут быть универсальны в тех или иных условиях. Многое зависит от взаимодействия социального педагога и его подопечных, способностей одного научить, а другого приобрести умения преодолевать трудности.

Общественный прогресс объективно влияет на тенденции разви-

тия молодёжи. Меняющиеся условия в обществе определяют особенности включения молодёжи в социальную среду общества. Это сказывает-

^ ся как на формировании социального облика молодёжи, так и на степени развитости самой социальной структуры. На наш взгляд, именно социально-педагогическая теория является на сегодняшний день ведущим направлением развития социальной работы как науки, посколь-

t ку позволяет рассмотреть её комплексно, с ориентацией на целост-

ное видение проблемы защиты и поддержания жизненных сил человека как биосоциального существа.

р В этом контексте представляют интерес результаты социально-педагогических исследований, проведенных с 1989 г. Временным научно-исследовательским коллективом АПН СССР "Школа-микрорайон"

под руководством В.Г.Бочаровой. В области исследований современных социальных проблем молодёжи высоки результаты исследований Ильинского И.М.. Ручкина Б.А., Родионова В.А., Бабочкина П.И. и др. Публикации на тему социальных служб для молодежи и опыта их развития характерны для таких ученых, как Криворученко В. К., Луков В. А., Володина Е.П., Панов A.M., Чистякова Н.А. и др. Весомый вклад в области общетеоретических трудов по социальной педагогике внесли научные исследования Филонова Г.Н., Бочаровой В.Г., Григорьева СИ., Жукова В. И., Мудрика А. В., Холостовой Е.И., Павленка П.Д., Зимней И.А., Вульфова Б.З. и др. По отдельным группам учащейся молодежи и направлениям социально-педагогической работы значимы работы: по вопросам прав молодёжи - Щегловой С.Н.. Левиной М.И. и др.; социализации школьной молодёжи - Стожаровой А.В., Ильиных О.П. и др.; сельской - Гурьяновой М.П., Зеленовой Т.Г., Заикиной А.В. и др.; студенческой - Багаутдинова A.M.; экологическому воспитанию - Малых В.Н.; по детям и молодежи с ограниченными возможностями - Моровой Н.С., Зайцева Д.В.. Ермакова В.П., Якуниной Г.А., Забрамной С.Д., Романиной Л.А. и др.; по занятости, профессиональному определению и организованности молодёжи -Чистяковой С.Н.. Букина В.П., Костяновой Т.Ф., Клочко Ю.Н., Сила-кова А. С, Жиделевой В. В., Ляпуновой Е.Ю., Меркуловой Т.П., Неды-гало М.Н., Офицеркиной Н.С.; политической социализации, мировоззрению, ценностным ориентациям и социальной интеграции - Елехина А. В., Собкина В. С, Костюкевич В. Ф., Иваненкова С. П., Зубок Ю. А., Калмантаева Е.А., Кусжановой А.Ж., Ильиных О.П., Кузнецова А.Г., Петрикаса В.А.; девиантному поведению подростков и более старшей молодёжи - Катаевой Н.А., Лариной Е.В., Серикова В.В., Василенко А. В., Корпец Н.И., Дармодехина СВ., Вострокнутова Н.В., Камионс-

кой Т. Б. и др.; по вопросам досуга - Лучанкина А.И., Сняцкого А.А., Сикорской Л. и др.; ориентации детей и молодежи на социально-значимые ценности, вовлечение в деятельность общественных объединений - Волохова А.В., Кочергина В.Н., Кульпединовой М.Е.. Никитиной Л.Е., РожковаМ.И., Семья Г.В., Сорочинской Е.Н.. Тетерс-кого СВ., Уманского А.Л., Фришман И.И., Чепурных Е.Е. и др.

Развитие демократии в России тесно связано с изучением международного опыта. В нашей стране достаточно много публикуется зарубежной исследовательской литературы социально-педагогического содержания. Публикуются материалы научных симпозиумов, семинаров, где непосредственное участие принимали ведущие зарубежные специалисты. В нашем исследовании при сравнении социально-педагогической работы с учащейся молодежью в России и мирового опыта особый акцент сделан на германской модели социальной работы. При рассмотрении германского опыта социальной работы используются труды как ученых, состоящих на государственной службе: Беллебаума А., Гейсслер К., Мюлума А., Раушенбаха Т.. так и исследователей католической и евангелической церквей: Шильда В., Хуттера А., Бок Т., Беллермана М. и др.

Цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влияния на его поведение и отношения в обществе в широком спектре социальных взаимодействий в различных региональных условиях есть главная сфера педагогики социальной работы, рассматриваемой в единстве науки и области практической деятельности. Она сориентирована на работу со всеми категориями населения, семьей, направлена на создание системы социальной поддержки, условий наибольшего благоприятствования, психологического комфорта, содействие формированию социокультурного пространства, развитие и самореали-

зацию личности.

Именно неудовлетворенность большинства ученых узким взглядом на воспитание, желание пересмотреть цели, функции и принципы образования, разработать прогрессивные технологии, гибкие организационные формы социально-педагогической работы послужили толчком для возрождения идей и подходов педагогики социальной работы, включающей в себя знания о системе целенаправленной, педагогически организованной поддержки жизненных сил человека, разумного построения его отношений с окружающим миром и людьми, самим собой на основе творческой активности и нравственной самоорганизации жизни в конкретном социуме. Педагогика социальной работы рассматривает педагогическое влияние на социальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодов жизни и в различных сферах его микросреды. Активность самой личности, ее социальная зрелость также непосредственно связывается с взаимодействием человека со средой.

Педагогические функции образования оказались востребованными в сфере социальной работы и социальной поддержки семье, престарелым, безработным, больным, инвалидам, беженцам, одиноким, бездомным, осужденным и многим другим. Педагогическое знание становится сегодня частью общей культуры и социальной политики. Необходимо использование всего педагогического потенциала социума для стимулирования развития» реализации индивидуальных возможностей каждой личности во всех видах социальной работы с населением.

Педагогический компонент социальной работы позволяет принимать в различных сферах социальной деятельности эффективные, педагогически целесообразные решения, позволяющие приводить в движение реальные механизмы развития социальных инициатив, творчес-

кой активности молодых и взрослых, полноценно использовать возможности семьи в обеспечении социальной заботы о правах и благосостоянии каждого человека.

Каждое учреждение образования, социальной защиты, реабилитации, каждая встреча социального работника с клиентом требует сегодня корректировки в зависимости от типа микросреды, особенностей ситуации, запросов и возможностей населения. Педагогическая деятельность - это всегда поиск, творчество конкретных людей в конкретной ситуации. Знание и владение принципами и методами педагогики социальной работы необходимо широкому кругу социальных педагогов, социальных работников и людей, определяющих социальную политику государства.

Анализируя экономическую и социальную ситуацию в России, можно сделать вывод, что при реформировании базисных структур не в полной мере уделяется внимание специфической позиции учащейся молодежи в этом процессе. В условиях кризиса имеет смысл уделить особое внимание определению средств, форм, методов и критериев социально-педагогической работы с учащейся молодежью, представляющей трудовой и экономический потенциал страны, являющейся двигателем общественного прогресса.

Умение добиться успешных действий от подопечных лежит в основе стратегии социально-педагогической работы. Такая стратегия базируется на новых формах взаимоотношений социальных педагогов и учащейся молодежи. Это предполагает разработку теории и практики их взаимодействия, в частности, конструктивного общения в воспитательном процессе. Реализация задач социально-педагогической работы способствует тому, что научные знания, нравственные принципы, мировоззренческие установки, которые имеет сознательная прог-

рессивная часть общества, усваиваются учащейся молодёжью как личное завоевание в учебном труде посредством затраченных напряжённых усилий, связанных с критическим анализом возможных альтернатив, столкновением различных подходов к жизни в современных условиях.

Актуальность исследования обусловливается наличием ряда противоречий:

между общественной потребностью в социально активной личности, обеспечивающей преемственность положительного социального опыта поколения, и фактической неподготовленностью общества, его институтов к позитивной социализации учащейся молодежи;

между высокими нормативными требованиями к квалификации и профессиональному уровню социальных педагогов и отсутствием адекватных требованиям методических служб на федеральном, региональном, муниципальном и учрежденческом уровнях;

между потребностью населения в услугах психолого-педагогических и социально-педагогических служб и их отсутствием в социальной инфраструктуре административно-территориального района;

между потребностью в демократизации форм общественной и профессиональной жизни и отсутствием продуманной системы мер стимулирования и поддержки социально ценных инициатив учащейся молодежи, социальных педагогов, родителей.

Таким образом, выявленные противоречия и проблемы определили актуальность проведения исследования по теме "Теория и практика социально-педагогической работы с учащейся молодежью в условиях современной России" на соискание ученой степени доктора педагогических наук.

Объект исследования: деятельность социальных институтов по

целенаправленной позитивной социализации подрастающих поколений в условиях современной России.

Предмет исследования: социально-педагогическая работа с учащейся молодежью в конкретных личностно-средовых ситуациях.

Цель исследования: разработать теоретико-методические основы и современные технологии социально-педагогической работы с учащейся молодежью, пути их эффективного использования в практике.

Задачи исследования:

  1. изучить научно-практические предпосылки и опыт социально-педагогической работы с учащейся молодежью;

  2. представить научно-методологическое обоснование социально-педагогической работы с учащейся молодежью и условий эффективности ее реализации;

  3. разработать содержание социально-педагогической работы с учащейся молодежью применительно к различным социальным институтам;

  4. обосновать и апробировать методические рекомендации по совершенствованию содержания и организации социально-педагогической работы с учащейся молодежью;

  5. сформулировать требования к кадрам, ориентированным на социально-педагогическую работу с учащейся молодежью.

Гипотеза исследования:

Задачи социально-педагогической работы нацеливают специалистов педагогического профиля на познание и творческое решение разнообразных проблем современной учащейся молодежи. Разработка педагогической концепции социальной работы с учащейся молодежью позволит, с одной стороны, ответить на вопрос о причинах её возрастающей востребованности, а с другой - определить перспективы

её развития.

Повышение качества социально-педагогической работы с учащейся молодежи в современных условиях происходит, если:

разноуровневые программы оказания социально-педагогических услуг будут личностно ориентированы на каждого учащегося и адаптированы к жизненному и профессиональному опыту специалиста-педагога;

процесс оказания социально-педагогической поддержки будет соответствовать умственному, психическому и физическому развитию учащихся при применении современных средств обучения, включая использование соответствующих компьютерных программ.

будут сформулированы научно и эмпирически обоснованные требования к педагогическим кадрам, что позволит более точно и методически целенаправленно выстраивать процесс повышения профессиональной квалификации специалистов.

Методологическую основу исследования составляют положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте деятельности и отношений; о личностно-деятельностном подходе к организации жизни детей; о национальных и общечеловеческих ценностях как основе социально-нравственного становления личности; отдельные труды философов, педагогов, психологов, социологов, историков, в которых освещаются различные аспекты социально-педагогической деятельности. Методологическим ориентиром исследования выступают аксиологический, культурологический, герменевтический и синергетический подходы.

Исходные методологические позиции исследования определяет диалектический подход, дающий возможность раскрытия сущности социально-педагогических явлений на основе историко-теоретического

анализа, с учетом того, что образование обусловливается материальной жизнью общества, уровнем его социокультурного развития. Важными также являются положения науки о всеобщей связи явлений окружающего нас мира; о целесообразной, творческой и деятельной сущности человека, познающего и преобразующего мир, самого себя; о соотношении общего >, особенного и единичного; системный и комплексный подход к изучению явлений; рассмотрение педагогических проблем в соотнесенности с историко-культурным развитием общества; антропологический подход в воспитании и образовании человека; приоритет общечеловеческих ценностей.

Теоретические основы исследования составляют идеи психологической значимости (Н.Ф.Добрынин. С.Л.Рубинштейн), личностного смысла (А.Н.Леонтьев), персонализации личности (А.В.Петровский), ведущего (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин) и определяющего (В.С.Мухина) видов деятельности, фундаментальные теории личности и деятельности: социально-педагогической концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (В.Г.Бочарова, Б.З.Вульфов, В.И. Загвязинский, А.С.Макаренко, А.В.Мудрик, И. С.Кон, С.Т.Шацкий. Г.Н.Филонов и др.); положения об интегральных характеристиках личности (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Н.Ф.Добрынин, А.Г.Ковалев, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов. С.Л.Рубинштейн); о механизмах персонализации личности и ее развития в деятельности (К.А.Абульханова-Славская. Л.П.Буева, А.Н.Леонтьев, В.П.Тугаринов); об освоении деятельности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина) и ее субъекте (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Е.А.Климов, С.Л.Рубинштейн); о единстве теоретического и практического мышления (С.Г.Батищев. А.В.Брушлинский, A.M. Матюшкин, Б.М.Теплов, Г.С.Костюк); об инди-

видуальности и ее развитии в деятельности (Е.А.Климов, В.С.Мерлин, Б.М.Теплов); о социализации личности подростка в молодежных,

. детских общественных объединениях (А.М.Волохов. Л.Е.Никитина, М.И. Рожков, Е.Н. Сорочинская, СВ. Тетерский, Т. В. Трухачева и др.).

U. Методы исследования:

В исследовании использовался комплекс научно-исследовательских методов и методик. Условно можно представить их следующую классификацию:

  1. Общелогические методы: анализ, синтез, обобщение, сравне-щ ние, моделирование, проектирование.

  2. Общенаучные методы: анализ литературных источников; тео-ъ ретический анализ и синтез социально-педагогических исследований;

наблюдение (в естественных условиях, при моделировании сложных ситуаций, в процессе тестирования, совместных мероприятий и др.); изучение и обобщение опыта; эксперимент; метод экспертных оценок.

3. Исторические методы: сравнительно-исторический метод (для
установления закономерности, повторяемости исторических процес
сов), генетический метод (выявление происхождения, причин и ста-

*^ дий изучаемого явления), структурный метод (установление связей отдельных элементов со всей системой).

4. Социологические методы: анкетирование и интервью; социо
метрия; мониторинг; метод социальных биографий, метод комплексно-

f го социального (психосоциального) моделирования, метод "работа со

случаем", метод "диалог".

5. Психологические методы (применение бланковых и аппаратур
ных тестов (индивидуальных и групповых).

6. Методы математической статистики.
Источниковую базу исследования составили официальные доку-

менты государственных учреждений, ведомств, общественных объединений и политических партий, программно-методические документы учебно-воспитательных учреждений и органов народного образования; материалы архивных фондов; обобщающие труды, монографические исс-

ь. ледования, публикации, педагогические периодические издания, докторские и кандидатские диссертации.

Исследование проводилось с 1984 по 2000 гг. на базе ряда разноведомственных социально-воспитательных учреждений Москвы и Московской области: Московского государственного университета

і им.М.В.Ломоносова, Московского института непрерывного образования, Государственной академии сферы быта и услуг. Социально-тех-

чь нологического института, Московского государственного университе-

та сервиса, ряда общеобразовательных школ, профессиональных училищ и ссузов.

Этапы исследования:

1 этап. Изучение и теоретический анализ научной литературы,
сбор материалов для подготовки монографий, научных статей и тези
сов, выступления с курсом лекций перед учителями Москвы и Мос-

fcs ковской области и выступление с ознакомительным докладом на трехстороннем семинаре исследователей социальной работы и социальной педагогики Австрии, Германии. Швейцарии. Обобщение опыта воспитательной работы с молодёжью, защита кандидатской диссертации в МГУ им. М.В.Ломоносова (1984 - 1996 гг.).

2 этап. Уточнение теоретических позиций диссертационного
исследования, определение структуры и содержания научной работы,
публикация научных статей, тезисов выступлений на научно-практи
ческой конференции "Наука - сервису", монографий на тему диссер
тации. Разработка теоретических основ социально-педагогической

работы с учащейся молодежью в современных условиях (1996 - 1999 гг.).

3 этап. Апробация результатов исследования. Оформление диссертационного исследования (1998 - 2000 гг.).

Научная новизна исследования:

а) на уровне преобразования: выявлены стратегические факто
ры, действующие в настоящее время в социально-педагогической ра
боте с учащейся молодежью и влияющие на эффективность государс
твенной молодежной политики; определен комплекс подходов, сущ
ность, принципы, содержание, факторы, противоречия социально-пе
дагогической работы с учащейся молодежью;

б) на уровне дополнения: расширены теоретические положения
об основных тенденциях, условиях и принципах социально-педагоги
ческой работы с учащейся молодежью; расширен понятийно-терминоло
гический аппарат; выявлены актуальные понятия, описывающие состо
яние социально-педагогической работы с учащейся молодежью;

в) на уровне конкретизации: уточнены направления, пути и ус
ловия развития социально-педагогической работы с учащейся моло
дежью; сформулированы требования к специалистам в области соци
ально-педагогической работы с учащейся молодежью; разработана
система специальных процедур (тренинги, упражнения), соответству
ющие усвоению новых понятий, форм профессионального поведения и
направленные на эффективное решение профессиональных задач соци
ально-педагогической деятельности.

Теоретическая значимость исследования:

а) на дисциплинарном уровне: определены методологические и теоретические основы социально-педагогической работы с учащейся молодежью;

б) на общепроблемном уровне: определены сущность, содержание
и перспективы социально-педагогической работы с учащейся моло
дежью;

в) на частнопроблемном уровне: конкретизированы направления,
пути, содержание и условия эффективности социально-педагогической
работы с учащейся молодежью.

Практическая значимость исследования:

На основе результатов исследования могут быть:

построена стратегия государственной молодежной политики, осуществляемой средствами социально-педагогической работы с учащейся молодежью;

внесены изменения в квалификационные характеристики социально-педагогических кадров, работающих с учащейся молодежью (социальный педагог, педагог-организатор, педагог-психолог, педагог дополнительного образования, вожатый и др.);

сформированы учебные планы подготовки студентов педагогических, социально-педагогических, психолого-педагогических специальностей;

разработана система поддержки детско-молодежного самоуправления и развития молодежных и детских социальных инициатив.

Результаты исследования могут послужить материалом для использования в курсах по истории и теории социальной педагогики. Они представляют содержательную основу спецкурса по повышению квалификации персонала, работающего с учащейся молодежью. Предлагаемое исследование может послужить основой для создания учебно-методического комплекса, включающего учебное пособие, методические рекомендации, а также практические упражнения и задания для индивидуальной работы с учащейся молодежью. Разработанные в

рамках исследования практические рекомендации направлены на совершенствование социально-воспитательной деятельности институтов социальной сферы различного ведомственного подчинения. Апробация результатов исследования:

Основными Формами апробации настоящего исследования выступают публикации автора в печати, выступления перед педагогической и научной общественностью. Материалы исследования использовались в докладах перед научной и педагогической общественностью в Мюнхенском католическом институте (Германия, 1996 г.), на Международной научно-практической конференции "Наука - сервису" (Москва,

  1. г.), выступлении на трёхстороннем семинаре Австрии, Германии, Швейцарии по социальной педагогике в баварском местечке Бе-недиктбойерн (Германия, 1996 г), нашли своё отражение в материалах научно-практической конференции " Социальная работа с детьми девиантного поведения" (г.Пушкино Московской области 27-28 марта

  2. г.), в лекциях по социальной педагогике России перед преподавателями и студентами Высшей школы г.Дармштадт (Германия, 1997 г.), в лекциях на курсах повышения квалификации учителей Москвы и Московской области в Институте непрерывного образования (Москва,

  3. г.).

Достоверность полученных результатов и обоснованность выводов подтвердились во время руководства автора студенческой производственной практикой по социальной педагогике Государственной академии сферы быта и услуг. Был проведён педагогический эксперимент и проанализированы его результаты, послужившие основой для написания студенческих курсовых работ и привлечения студентов к научной деятельности в сфере социальной педагогики.

Внедрение результатов исследования:

Диссертант разработал спецкурс по сравнительной социальной педагогике Германии и России, часть которого использовал при подготовке студентов ГАСБУ и СТИ для прохождения практики в Баварии (Германия). Материалы исследования получили своё отражение в методическом пособии для студентов факультетов социальной работы и социальной педагогики, в практических занятиях по немецкому языку в Московском государственном университете сервиса (Московская область. Пушкинский район) и Социально-технологическом институте (Москва); в учебнике "Основы социальной работы", рекомендованном Министерством образования РФ.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались путем сопоставления данных, полученных различными исследовательскими и практическими методами, адекватными объекту, предмету, цели и задачам научного исследования; разносторонним сравнительным анализом эмпирических данных; положительными изменениями в развитии ценностных отношений в семьях, повышением активности детей и молодежи в социально значимых видах деятельности, снижением количества правонарушений, остроты негативных явлений среди детей, подростков и других категорий населения.

Диссертант принял непосредственное участие в организации и проведении практической работы на всех этапах исследования в качестве учителя, классного руководителя, преподавателя вуза, научного сотрудника, журналиста, ректора вуза.

На зашиту выносятся следующие положения:

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций