Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Епихина Наталья Олеговна. Обогащение языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Красноярск, 2001 142 c. РГБ ОД, 61:02-13/287-7


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3-11

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОБЛЕМЫ ОБОГАЩЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ
ПРОЦЕССЕ ВУЗА

I. Обогащение языковой компетенции студента в процессе становления его
профессиональной культуры как психолого-педагогическая проблема
12-29

2. Языковая компетенция как междисциплинарное понятие
29-44

3. Проблема педагогического обеспечения обогащения языковой
компетенции в образовательном процессе вуза
44-55

ВЫВОДЫПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ ...... 55-57

ГЛАВА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБОГАЩЕНИЯ
ф
ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА

58-І13

1. Поэтапное введение модульно-рейтингового комплекса в
образовательный процесс 58 - 80

2. Отбор содержания языковых занятий в соответствии с голографическим
подходом 81 - 96

3. Своевременное включение студентов в коммуникативные речевые
ситуации 96-110

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 110-113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113 - 118

4| БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 119 - 134

ПРИЛОЖЕНИЕ 135-142



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Вхождение России в европейское образовательное пространство - неизбежное следствие и непременное

условие реализации демократических преобразований, происходящих в нашей стране, успех которых возможен при условии правильно выбранной образовательной политики. Направленность этой политики определена общемировыми интеграционными процессами в науке, культуре и экономике, что требует подготовки качественно новых специалистов, способных к поликультурным контактам в социальной и профессиональной сферах. В этой связи социальный заказ общества высшим учебным заведениям выразился в требовании обеспечить становление профессиональной культуры. Данная проблема переместилась в центр интересов гуманитарного научного сообщества, в результате чего активизировался поиск путей и средств ее решения. В этой связи определенную роль приобретает процесс обогащения коммуникативной компетенции и в частности - языковой как ее компоненты.

Важные для нашего исследования теоретические и методологические выводы по исследуемой проблеме содержат работы Е.В.Бондаревской (приобщение к личностной культуре посредством форм, соответствующих новому парадигмальному подходу), Г.В.Драча (человеческая образованность в контексте культуры), Л.В.Тодорова (ориентации системы образования на диалог с культурой человека), С.Д.Мартынова, Э.А.Уткина, Л.Яккока (успех коммуникации определяет профессиональный успех), Б.С.Ерасова, Ю.Н.Караулова (язык - важнейшее средство сохранения культурного опыта), Н.Е Буланкиной, В.Я.Синенко (культура профессионала требует овладения языковым пространством, которое интегрирует с образовательным), М.В.Китайгородской, Н.И.Розановой, Ю.В.Рождественского (развитие культурной личности есть развитие языковой личности), А.А.Погорадзе, М.П.Карпенко (подготовка профессионально-культурной личности отражает объективные требования

современного производства), Н.Б.Крыловой (профессиональная культура выражает развитие всей системы социально-значимых личностных качеств), М.И.Шиловой (среди множества факторов социализации особое место занимают методы культурной трансмиссии).

Психолого-педагогическая сущность коммуникативной компетенции раскрыта в работах Н.И.Гез, Ю.Н.Емельянова, Ю.М. Жукова, В.И.Кашницкого, В.Л.Скалкина, Л.Н.Шабалиной. Компетенция как общая способность, основанная на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря образованию, исследована С.Е.Шишовым. В.Чипанах, Я-И.Лефсбердт и Г.Вайлер обсуждали проблему интегрального развития компетентности, Дж.Хабермас - понятие компетенции как социологического термина в контексте теории речевой коммуникации.

Базовыми в понимании языковой компетенции явились идеи Т.М.Дридзе, Ю.Н.Караулова, Е.И.Пассова, А.Н.Хомского, раскрывающие основные ее характеристики, такие как: способность к языку, знание языка, реализация языка в речи. Особое значение в разработке стратегических подходов к исследованию языковой . компетенции студента в образовательном процессе занимают идеи: Л.Ф.Бахмана о коммуникативной языковой способности; Р. Белла о языковой компетенции как врожденном знании, присущем идеальному говорящему-слушающему; К.Дуайе о компонентах языковой компетенции: говорении, письме, аудировании, чтении; Г.Шоу и Дж.Вебера о языковой грамотности.

Таким образом, в науке к настоящему времени созданы предпосылки, необходимые для решения обозначенной проблемы. Анализ научных исследований и педагогическое осмысление проблемы указывают на наличие ряда противоречий между:

- социальным заказом высшей школе на реализацию образовательной политики, ориентированной на становление профессиональной культуры личности посредством обогащения соответствующих компетенций и

сложившимися способами организации данного процесса, не позволяющими в полной мере реализовать данный заказ;

- требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику высшей
школы как профессионально-культурной личности, обладающей языковой
компетентностью и отсутствием целенаправленной работы,
осуществляемой в этом направлении;

потребностью педагогов вузов в теоретическом осмыслении процесса обогащения языковой компетенции студента в образовательном процессе и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике образования;

потребностью студента в профессионально-культурном самовыражении и недостаточным уровнем развития его языковой компетентности.

Выделенные противоречия свидетельствовали об актуальности обозначенной проблемы и обусловили выбор темы диссертационного исследования «Обогащение языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза».

Цель исследования - выявить, обосновать и реализовать дидактические условия обогащения языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза.

Объект исследования - образовательный процесс в вузе.

Предмет исследования - дидактические условия обогащения языковой компетенции студента в образовательном процессе вуза.

Цель, объект и предмет исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Осуществить анализ научной литературы с целью выявления степени разработанности исследуемой проблемы и определения теоретических предпосылок обогащения языковой компетенции студента в

6 образовательном процессе вуза, направленном на становление его профессиональной культуры.

  1. Определить и охарактеризовать сущность языковой компетенции на основе выявления взаимосвязи основополагающих понятий «компетенция» и «компетентность».

  2. Выявить и обосновать дидактические условия, способствующие обогащению языковой компетенции студентов в образовательном процессе вуза и проверить их эффективность в процессе опытно-экспериментальной работы.

Гипотеза исследования основана на предположении о том. что если в образовательном процессе вуза будут реализованы следующие дидактические условия: поэтапное введение модульно-рейтингового комплекса в образовательный процесс; отбор содержания языковых занятий в соответствии с голографическим подходом; своевременное включение студентов в коммуникативные речевые ситуации, то процесс обогащения языковой компетенции студента активизируется, конкретизируется и ускоряется. При интегрировании данных дидактических условий обогащение языковой компетенции студента реализовывалось как фактор его профессионально-культурного становления.

Методологическую основу исследования составили: теория личности (И.Э.Бекешкина, А.А.Бодалев, А.Н.Леонтьев, К.К.Платонов, Н.И.Рейнвальд), теория коммуникативной компетенции (Л.Ф.Бахман, Р.Белл, Е.В.Васина, Н.И.Гез, Т.М.Дридзе, П.Дуайе, Ю.Н.Емельянов, Ю.М.Жукова, М.Канналь, Ю.Хабермас, Л.Н.Шабалина), теория витагенного образования на основе голографического подхода (А.С.Белкин, Н.К.Жукова); теория моделирования будущей профессиональной деятельности в ситуациях речевого общения (Н.В.Бордовская, И.А.Зимняя, С.Э.Крапивенский, А.А.Реан).

Теоретическую основу исследования составили труды
отечественных и зарубежных ученых, исследующих профессионально-
культурное становление личности на основе: культурологического подхода
(Е.В.Бондаревская, П.С.Гуревич, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович,
Н.Б.Крылова, Е.И. Кукушки на, А.К.Маркова, Е.В.Попов, С.А.Смирнов,
В.Г.Табачковский); антропологического подхода (Г.В.Драч, Б.С.Ерасов,
Е.И.Исаев, В.И.Слободчиков), предполагающего частные подходы:
личностно-целостный, профессионально-культурный, в соответствии с
которыми исследование осуществляется с учетом достижений комплекса
наук о человеке; теории культурной языковой личности (Ю.Н.Караулов,
М.В.Китайгородская, А.А.Леонтьев); технологии личностно-

ориентированного образования (Н.В.Бордовская, Н.Е.Буланкина, А.А.Реан, Г.К.Селевко, В.Я.Синенко, В. А. С л астении, В.Д.Шадриков, М.И.Шилова, И.С,Якиманская); совмещенной деятельности (А.А.Вербицкий, И. А.Зимняя, Н.Ф.Талызина); модульно-рейтинговой технологии (Н.В.Басова, В.ХТ.Беспалько, В.Й.Боголюбов, Г.Н.Варковецкая, З.Н.Монахов, В.В.Сериков).

Указанные научные исследования позволили выявить теоретические предпосылки, раскрывающие профессионально-культурнее становление личности студента в социокультурном пространстве высшей школы, а также наметить пути и условия повышения эффективности процесса обогащения языковой компетенции студентов.

В соответствии с предметом и логикой педагогического исследования, сущностью изучаемого феномена использовались следующие методы: общетеоретические (проблемно-ориентированный анализ, понятийно-терминологические системы, построение гипотез, моделирование); эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование и обобщение результатов, тестирование, беседы, интервьюирование, самооценка, диагностическое изучение языковой компетентности); математические (ранжирование, шкалирование, корреляционный анализ).

Данные методы легли в основу опытно-экспериментальной работы и обеспечили целостность исследования в соответствии с целями и задачами.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился Сибирский государственный технологический университет. Всего на различных этапах опытно-экспериментальной работы принимали участие 417 человек, среди которых студенты, преподаватели и специалисты.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с 1994 по 2001 годы и проводилась в несколько этапов. На первом этапе (1994 1996 гг.) анализировалась общая и специальная научная литература, определялся предмет, цель, основные задачи исследования, формулировалась научная гипотеза. В данный период разрабатывались исходные положения исследования, была определена структура языковой компетенции, выявлено ее педагогическое обеспечение, обоснованы педагогические условия обогащения языковой компетенции студентов, определены уровни языковой компетентности у студентов экспериментальной и контрольной групп, конструировалось содержание и организация образовательного процесса по ее обогащению.

На втором этапе (1997 1999 гг.) планировалась и осуществлялась опытно-экспериментальная работа, направленная на реализацию дидактических условий обогащения языковой компетенции студента. Опытно-экспериментальная работа сопровождалась проверкой и уточнением гипотезы исследования, теоретических положений.

На третьем этапе (2000 - 2001 гг.) обрабатывались результаты опытно-экспериментальной работы, уточнялись выводы, осуществлялась статистическая обработка результатов, материалы оформлялись в диссертацию.

Новизна и теоретическая значимость исследования:

- на основании теоретического анализа психолого-педагогической
литературы соотнесены различные подходы к языковой компетенции и
представлена ее характеристика;

разработаны критериальные характеристики уровней языковой компетентности студента и соответствующая диагностическая методика;

- разработаны дидактические условия обогащения языковой компетенции:
обосновано поэтапное введение модульно-рейтингового комплекса в
образовательный процесс, в ходе которого осуществлено моделирование
будущей профессиональной деятельности, разработана обучающая
модульная программа и проведена рейтинговая система контроля;
осуществлен отбор содержания языковых занятий в высшей школе в
соответствии с голографическим подходом (витагенное образование);
исследованы возможности своевременного включения студентов в
коммуникативные речевые ситуации, разработанные на основе аспектов
языковой компетентности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что систематизированный анализ материала о профессиональной культуре личности позволяет: осмыслить педагогам процесс обогащения языковой компетенции как фактор профессионально-культурного становления личности и его педагогическое обеспечение, способствующее успешному протеканию данного процесса; интенсифицировать образовательный процесс по обогащению языковой компетенции студента на основе знаний о педагогических условиях ее обогащения. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании специальных дисциплин в курсе «Иностранный язык», специальных разделов педагогики «Педагогика для гуманитарных специальностей».

Достоверность результатов исследования обусловлена теоретическим анализом и обеспечена проведением исследования с

использованием методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; проведением многократной проверки теоретических выводов, практических рекомендаций и выявлением реальных положительных изменений в уровне обогащенности языковой компетентности студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования

обеспечивались выступлениями на всероссийских, региональных, краевых,
межвузовских научно-практических конференциях: «Управление

человеческими ресурсами в условиях рынка» (Барнаул, 1994), «Формирование гуманитарной среды и вне учебная работа в вузе» (Пермь, 1995), «Человек в социотехнических системах» (Новокузнецк, 1995), «Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности» (Новосибирск, 1995), «Проблемы химико-лесного комплекса» (Красноярск, 1996), «Перспективы и проблемы инженерного образования» (Красноярск, 1996), «Человек и его среда» (Красноярск, 1997), «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в современной высшей школе» (Красноярск, 1997), «Роль языка в формировании социокультурной личности специалиста в современных условиях» (Красноярск, 1998), «Проблемы становления интеллигенции в образовательных системах» (Красноярск 1999), «Межкультурная коммуникация третьего тысячелетия» (Красноярск, 2000), «Воспитание российского интеллигента: проблемы, тенденции, пути решения» (Красноярск, 2001), «Развитие личности и проблемы непрерывного образования» (Новосибирск, 1997); публикациями в сборниках названных выше конференций и в журнале «Парадигма», (Красноярск; СибГТУ. - N 1, 2, 3 за 1998 - 2000 годы); организацией опытно-экспериментальной работы диссертанта в Сибирском государственном технологическом университете; неоднократным обсуждением материалов и результатов работы на заседаниях кафедр психологии и педагогики, лингвистики в Сибирском государственном технологическом университете.

11 Результаты исследования внедрены в практику преподавания вуза в виде профессионально направленного обучающего комплекса дисциплины «иностранный язык» (английский, немецкий).

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Обогащение языковой компетенции представляет собой образовательную стратегию, предполагающую реализацию совокупности дидактических условий (форм, способов, приемов, механизмов), способствующих организованному усвоению личностью языковых знаний и опыта и направленную на становление профессиональной культуры личности в вузе,

  2. Обогащение языковой компетенции активизируется поэтапным введением модульно-рейтингового комплекса в образовательный процесс, который строится на основе моделирования будущей профессиональной деятельности, разработки обучающей модульной программы и рейтинговой системы контроля поэтапно: этап выбора содержания, познавательный этап, этап контроля.

  3. Обогащение языковой компетенции конкретизируется посредством отбора содержания языковых занятий, осуществляемого в соответствии с голографическим подходом (витагенным опытом).

  4. Обогащение языковой компетенции ускоряется посредством своевременного включения студентов в коммуникативные речевые ситуации: интеллектуальные («ситуации коммуникативной насыщенности»), эмоционально-личностные («ситуации поддержки»), регулятивно-поведенческие («ситуации свободы выбора»).

Объем и структура: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. Текст иллюстрирован таблицами, схемами и гистограммами.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций