Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Жаркова Галина Алексеевна. Формирование основ информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ульяновск, 2001 345 c. РГБ ОД, 61:02-13/619-8


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы формирования информационной культуры у учащихся профильных классов

1.1. Сущность и содержание информационной культуры учащихся профильных классов

1.2. Особенности формирования основ информационной культуры учащихся профильных классов

1.3. Критерии и уровни сформированности основ информационной культуры у учащихся профильных классов

1.4. Пути совершенствования информационной культуры учащихся профильных классов в учебно-воспитательном процессе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной культуры у учащихся профильных классов

2.1. Опыт экспериментального исследования по формированию основ информационной культуры у учащихся профильных классов

2.2. Анализ педагогических условий успешности формирования основ информационной культуры у учащихся профильных классов.

Заключение 149

Библиография 153

Приложение 178 



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Современное общество живет в период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков. Информационные и телекоммуникационные технологии, позволяющие создавать, хранить, перерабатывать информацию и обеспечивать эффективные способы её представления потребителю, стали важным фактором жизни общества и мощным инструментом ускорения прогресса во всех сферах общественного развития, в том числе и в системе образования.

До второй половины ХІХв. основу информационной технологии составляли перо, чернила и бумага. Коммуникация осуществлялась путем обмена пакетами. Продуктивность информационной обработки была крайне низкой.

На смену «ручной» информационной технологии в конце ХІХв. пришла «механическая». Изобретение пишущей машинки, телефона, модернизация общественной почты - все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии обработки информации и, как следствие, в продуктивности работы.

40-60-е годы ХХв. характеризуются появлением «электрической» технологии, основанной на широком использовании электрических пишущих машинок, портативных диктофонов.

Появление во второй половине 60-х годов больших производительных ЭВМ позволило сместить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содержания информации.

Самая фундаментальная отличительная черта информации в будущем -почти вся она станет цифровой. Электронную информацию можно хранить вечно и легко тиражировать. Газеты, журналы, фотографии, фильмы, звук преобразуются в цифровую информацию. С каждым годом совершенствуются методы сбора информации, и как только информация помещается в то или иное «хранилище», любой, у кого есть персональный компьютер и средства доступа к базам данных, может обратиться к ней и использовать по своему усмотрению.

Принимая во внимание существенное отставание системы общего образования России (особенно, в сельских школах) в темпах информатизации и компьютеризации учебного процесса по сравнению с последующими ступенями профессионального образования, в настоящее время встает вопрос о поиске новых подходов к формированию школьного курса информатики с целью придания ей статуса фундаментальной дисциплины. Структура курсов информатизации общего образования должна подразумевать многоуровневый и многовариантный подход к изучению предмета. В первую очередь это касается старших классов, где в обязательном порядке должна учитываться дифференцированность обучения в профильных и специализированных классах. В классах физико-математического профиля, кроме перечисленных направлений, должны активно изучаться технологии современного программирования такие, как объектно-ориентированное программирование.

Возможности, которые открываются с развитием современных информационных технологий, вызывают необходимость исследования нового понятия - информационной культуры, как одной из составляющих культуры в целом, и требуют повышения информационной культуры каждого члена общества. Общеобразовательная школа и профильные классы, в частности, призваны решать эту проблему и в первую очередь при изучении школьного предмета «информатика».

Проблемой формирования информационной культуры занимались многие авторы, у которых информационная культура рассматривается в различных аспектах. С философской точки зрения содержание понятия информационной культуры раскрывается в работах В.Ю. Каймина, С.Пейперта, В.Ю.Милитарева, И.М.Яглома и других.. С точки зрения информатического подхода ее рассматривают авторы М.Г.Вохрышева, Б.А.Семеновкер, Э.П.Семенюк, И.Г.Хангельдиева и др. Культурологическим аспектам информационной культуры посвящены работы А.Л.Гречихина, Н.Б.Зиновьевой, Е.Л.Медведевой и др.

Значительный вклад в развитие методики системы обучения информатике внесли С.А.Бешенков, А.Г.Гейн, В.А.Каймин, Е.Я Коган, В.Н. Коптелин, В.Ю.Лыскова, Е.И. Машбиц, Р. Николов, Ю.А. Первин, А.Л. Семенов, Н.Д. Угринович, Б. Хантер и другие. К настоящему времени проведен ряд исследований, в которых рассматривается вопрос формирования информационной культуры. Так, Л.У.Глухова рассматривает условия успешности формирования информационной культуры у учащихся 5-7-х классов. Работа Ю.П.Куликова посвящена методическим особенностям формирования информационной культуры у учащихся 5-7-х классов. Докторская диссертация Н.Б.Зиновьевой касается проблемы библиографии в структуре информационной культуры. Однако вопрос формирования информационной культуры у учащихся 10-П-х профильных классов не рассматривался.

На настоящий момент в стратегии информатизации общего образования большая роль отводится умению пользоваться информационно-справочными ресурсами, но не определена взаимосвязь таких умений и уровня информационной культуры учащихся, недостаточно изучены вопросы, связанные с компонентным составом информационной культуры, не выявлены педагогические условия, способствующие формированию основ информационной культуры у старшеклассников, обучающихся в профильных классах.

Таким образом, анализ теории и педагогической практики позволил сформулировать тему исследования: «Формирование основ информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов» и проблему исследования: каковы пути и педагогические условия, способствующие успешному формированию основ информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов в процессе обучения информатике?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, в ходе которого формируются основы информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов.

Предметом исследования является процесс формирования основ информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов при изучения информатики.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс формирования информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов станет наиболее успешным, если будет:

- на основе анализа проблемы исследования в отечественной и зарубежной педагогике выявлена сущность понятия информационной культуры, определены содержание и основные направления ее развития;

- теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия формирования основ информационной культуры у учащихся в процессе обучения информатике;

- выделены уровни и определены критерии сформированности информационной культуры;

- разработаны научно-методические рекомендации по организации учебно-познавательной деятельности, способствующей формированию информационной культуры учащихся 10-11-х профильных классов.

Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ состояния проблемы исследования, выявить сущность понятия информационной культуры школьника, определить содержание и основные направления развития информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов.

2. Выделить и обосновать критерии и уровни сформированности основ информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов.

3. Теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия формирования основ информационной культуры учащихся в процессе обучения информатике в профильных классах.

4. Разработать научно обоснованные методические рекомендации по формированию основ информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов.

Методологическую основу составляют философские, педагогические, психологические исследования о человеке как активном субъекте, познающем и преобразующем мир и самого себя в процессе деятельности, теория познания, образования и развития личности, концепции развивающего обучения, представленные а работах В.И.Андреева, Ю.К.Бабанского, Л.И.Божович, П.Я.Гальперина, С.И.Гессена, В.И.Загвязинского, Л.В.Занкова, Е.Н.Кабановой-Меллер, А.НЛеонтьева, И.Я.Лернера, С.Пейперта, Ж.Пиаже, П.И.Пидкасистого, М.М.Поташника, С.Л.Рубинштейна, М.Н.Скаткина, Н.Ф.Талызиной, И.Э.Унт, Д.Б.Эльконина, И.СЛкиманской и др.; достижения в области методики преподавания информатики, проблем формирования информационной культуры учащихся, рассматривавшиеся в работах С.А.Бешенкова, Л.У.Глуховой, А.П.Ершова, В.Н.Каптелина, Б.Кершана, Э.П.Семенюка и др.; работы по созданию и использованию средств информационных технологий, исследования в области теории, методологии и практики информатизации образования Н. Вирта, Э.Дейкстры, В.И.Ефимова, В.А.Каймина, А.Г.Кушниренко, В.П.Мозолина и др.; работа по использованию межпредметных связей Л.А.Дидяткиной, Ю.И.Дика, И.К.Турышева, В.Н.Федоровой и др.; работы по применению методов математической статистики Г.И.Ивченко, Г.Крамера и др.

Тема, гипотеза и задачи исследования обусловили выбор методов исследования, взаимообогащающих и дополняющих друг друга: методы теоретического анализа (историографический, сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование), опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), диагностические методы (тестирование, рейтинговая оценка, обобщение независимых характеристик, экспертные оценки, самооценки), обсервационные методы (прямое, косвенное и включенное наблюдение), праксиметрические методы (анализ продуктов деятельности), экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперимент), изучение и обобщение педагогического опыта, изучение и анализ инструктивно-методических документов, школьной, ученической и учительской документации, теоретический анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы; анализ личного опыта работы; педагогический эксперимент по основным положениям исследования; изучение опыта преподавания информатики на всех этапах общего образования; анализ зарубежного опыта использования современных информационных технологий; метод самооценки; методы статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой явились школы №3, 6, 40, 52 г.Ульяновска.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1991-1992г.г.) исследования изучалась философская, психолого-педагогическая литература, осуществлялось знакомство с опытом работы высших учебных заведений, школ по искомой проблеме, изучались результаты учебной деятельности учащихся, были выявлены противоречия и нерешенные задачи, разработана экспериментальная программа, были определены исходные принципы и направления исследовательского поиска, сформулирована его общая гипотеза и основные параметры научного исследования.

На втором этапе (1992-1994г.г.) исследования проводились мероприятия по созданию условий, необходимых для обеспечения исследовательской экспериментальной работы, в ходе которой нами разрабатывались и велись занятия курсов и спецкурсов информатики в 10-11-х профильных классах, а также факультативных занятий для учащихся 9-10-х общеобразовательных классов. Результаты диагностирования позволили нам наметить пути решения проблемы исследования, создания программы исследовательской деятельности.

На третьем этапе (1994-2000г.г.) проводился формирующий эксперимент, направленный на проверку нашей гипотезы. На этом этапе были апробированы (доработаны и откорректированы) программы курсов информатики, спецкурсов и факультативов, формирующих основы информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов, проводилась плановая методическая подготовка педагогов, определение путей и условий формирования основ информационной культуры, разработаны методические пособия по информатике для учащихся и методические рекомендации для учителей по организации учебно-познавательной деятельности школьников и формированию информационной культуры.

На четвертом этапе (2000-2001г.г.) проводился анализ и обработка полученных эмпирических данных, уточнялись практические рекомендации для учителей информатики по формированию основ информационной культуры у учащихся 10-11-х классов, по внедрению разработанного нами курса информатики в практику работы профильных классов школ города Ульяновска и Ульяновской области, оформление результатов исследования в виде кандидатской диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем выявлена сущность, определено содержание формирования основ информационной культуры учащихся 10-11-х профильных классов; разработан курс информатики, направленный на формирование основ информационной культуры учащихся 10-11-х профильных классов; определены критерии и уровни ее сформированности у учащихся 10-П-х профильных классов; экспериментально и теоретически обоснованы пути и педагогические условия, способствующие успешному формированию основ информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что R результате проведенного исследования:

-составлены программы курсов информатики для 10-11-х профильных физико-математических классов, где выделен основной компонентный состав курса информатики и требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам учащихся по информатике;

-разработаны: а) пособие по информатике для учащихся 10-11-х классов, ориентированное на формирование у них основ информационной культуры; б) пособие по решению задач повышенного уровня сложности по информатике; в) пособие по работе с базами данных, способствующее пониманию информационных технологий, связанных с обработкой информации; г) пособие для подготовки к вступительным экзаменам по информатике; д) комплекс методической поддержки данных пособий, дидактические материалы; е) система заданий по информационным технологиям, включающим пакет офисных программ Microsoft Office; ж) комплекс тестов по физике с рекомендациями по использованию и дополнению новыми тестами; з) комплекс тестов по русскому языку «Диктант»; и) методические рекомендации для учителей информатики по организации учебно-познавательной деятельности учащихся 10-11-х классов, которые могут быть использованы учителями информатики в школах и при чтении курсов в ИПКПРО.

Достоверность и обоснованность обеспечивается четкостью исходных методологических позиций; такими критериями научного знания, как непротиворечивость, проверяемость, подтверждение, научность; длительным характером и возможностью повторения опытно-экспериментальной работы, позволившими провести ее тщательный количественный и качественный анализ; контрольным сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом; использованием достижений в области методики преподавания информатики; подтверждением гипотезы исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты были обсуждены и одобрены на научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы педагогики образовательных учреждений» (г.Ульяновск, 1998г.), на региональной научно-практической конференции «Формирование учебных умений» (г.Ульяновск, 1998г.), на региональной конференции «Педагогическая наука на рубеже тысячелетий» (г.Ульяновск, 1999г.), на научно-методическом семинаре «Современные аспекты преподавания физики: школа-колледж-университет» (г.Ульяновск, 1999г.), на V международном совещании-семинаре и международной телекоммуникационной научно-практической конференции «Информационные технологии в учебном процессе кафедр физики и математики» (г.Ульяновск, 1999г.), на научно-практической конференции «Психолого-педагогические проблемы формирования личности младшего школьника» (г.Ульяновск, 2000г.), на VI учебно-методической конференции стран Содружества «Современный физический практикум» (г.Москва, 2000г.), на 2-ой международной научно-методической конференции «Гуманизация и гуманитаризация образования. Актуальные проблемы современного урока» (г.Ульяновск, 2000г.), на научно-практической конференции «Совершенствование математического образования учащихся» (г.Ульяновск, 2000г.), на научно-практической конференции «Довузовское образование - проблемы и перспективы развития» (г.Сочи, 2000г.), на 3-ей международной научно-методической конференции «Гуманизация и гуманитаризация образования XXI века» (г.Ульяновск, 2001г.). Внедрение результатов исследования проведено в школах № 3, 6, 40, 52. На защиту выносятся следующие положения:

1) представление сущности информационной культуры как целостного образования в рамках общечеловеческой культуры, включающей в себя информационную компетентность, способствующую деятельности в современном информационном пространстве, а также основные направления и содержание информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов;

2) критерии и уровни сформированности информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов, их зависимость от процесса целенаправленной учебно-познавательной деятельности при воздействии предметного содержания курса информатики, разработанного на основе созданной нами модели знаний по информатике;

3) педагогические условия и пути, влияющие на формирование основ информационной культуры у учащихся 10-11-х классов в процессе обучения информатике.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Во введении раскрывается актуальность темы, сформулированы проблема, объект, предмет, цель, задачи и этапы исследования.

В первой главе «Теоретические основы формирования информационной культуры у учащихся профильных классов» раскрывается исторический аспект исследуемой проблемы, анализируется философская и психолого-педагогическая литература с целью определения основных понятий исследования: информационная культура, личность, развитие, мышление, умственное воспитание, развивающее обучение. В результате проведенного анализа выявлены компоненты информационной культуры, установлена связь между процессами формирования информационной культуры школьников. Выявлены требования к системе задач, способствующей формированию информационной культуры школьников. Сформулированы требования к комплексу средств обучения, включающему программу курса, учебные пособия для учащихся, методические рекомендации для учителей. Раскрыты особенности формирования, определены пути совершенствования основ информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов» описывается экспериментальная работа, проводимая диссертантом в течение нескольких лет (1991-2001г.г.), анализируются опыт и результат экспериментального исследования, обосновываются педагогические условия дли успешного формирования информационной культуры у учащихся 10-11-х профильных классов.

В заключении формулируются общие выводы исследования и намечаются перспективы дальнейшей работы в данной области.

В приложении приводятся материалы, характеризующие методику, ход и результат исследования.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций