Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Зайцева Людмила Михайловна. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших дошкольников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Смоленск, 2001 196 c. РГБ ОД, 61:01-13/2018-X


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы преемственности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

* 1.1. Сущность понятия «преемственность» в научной

литературе 12

  1. Философско-культурологические, естественнонаучные и психолого-педагогические аспекты экологического воспитания детей 25

  2. Проблема преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой в экологическом воспитании 57

Глава 2. Реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в экологи-

* ческом воспитании детей

  1. Анализ педагогической практики по осуществлению преемственности в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников 93

  2. Педагогические условия преемственности между дошкольным учреждением и школой по проблеме экологического воспитания 116

  3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 137

* Заключение 152

Список литературы 158

Приложения 177



Введение диссертации:

Формирующаяся на современном этапе новая философско-экологическая картина мира, представления о ребенке как неповторимом микрокосме, целостное развитие которого осуществляется в органической взаимосвязи с окружающим макро- и микросоциоприродным пространством, положения о непрерывном характере воспитания, соответствии системы воспитания специфике возрастных этапов развития личности обусловливают необходимость осуществления преемственности в экологическом воспитании детей.

Особое значение приобретает установление такой преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой, когда ребенок овладевает базисом личностной культуры как средоточием ценностных отношений к действительности.

Дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством, представляющая собой «совершенно особенный, хрупкий, социально не адаптированный, находящийся в стадии легко ранимого физического, эмоционально-нравственно-эстетического, духовного становления слой общества» (103, с. 13). В силу таких особенностей этот слой общества требует к себе особого внимания и отношения со стороны всех основных социальных институтов воспитания, способствующих становлению целостной личности в её многогранных ценностных отношениях к космосу, природе, социуму, собственному внутреннему миру. Со стороны воспитательно-образовательных систем это обусловливает необходимость организации целостного педагогического процесса, что представляется возможным только на основе преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой.

В настоящее время исследование проблемы преемственности представлено в различных научных отраслях знаний. В рамках фило-

4 софского направления преемственность раскрывается в качестве одной из наиболее существенных сторон закона отрицания отрицания, проявляющейся в природе, обществе и мышлении. Авторы (Э.А. Бал-лер, В.В. Гринин, З.А. Мукашев и др.) подчеркивают, что преемственность обеспечивает непрерывность развития, выявляющуюся в целостности систем, состоящих из отдельных элементов, в бесконечности их связей, постепенности изменения состояний, плавном переходе из одного в другое.

Значительное число исследований посвящено проблемам преемственности в обучении и воспитании детей. В работах ученых указывается на важность осуществления связи, согласованности и перспективности целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания на каждой ступени развития личности, обосновываются сущностные характеристики преемственности, педагогические условия ее осуществления на разных возрастных этапах (СВ. Козин, Т.С. Комарова, В.Я. Лыкова, Л.А. Парамонова, А.П. Сман-цер, Г.Н. Соколова, Т.В. Тарунтаева), рассматривается роль преемственности в развитии познавательной активности детей (В.В. Зайко), в формировании нравственных качеств (О.С. Богданова, Л.И. Катаева, З.Б. Лопсонова, Л.И. Мушенок).

Важное значение в изучении психолого-педагогических основ преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой имеют работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Поддьякова, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающие возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, специфику их взаимодействия с окружающим миром. Авторами подчеркнуто, что каждый возрастной этап характеризуется своеобразием отдельных свойств и качеств ребенка, его целостной личности, типичным сочетанием внешних и внутренних обстоя-

5 тельств развития, обусловливающим динамику развития ребенка, его

отношений к природе, людям, собственному внутреннему миру.

Необходимость формирования у ребенка осознанно-гуманного отношения к социоприродному окружению и самому себе связана с представлениями о качественно ином этапе взаимодействия природы и общества в эпоху ноосферы, что нашло отражение в исследованиях В.Н. Мангасаряна, А. Г. Маслеева, С.Н. Онуприенко, В.А. Ситарова, А.Д. Урсула и др.

В этой связи очевидны глобальное и планетарное предназначения современного образования, которые, по мысли Е.П. Белозерцева, состоят «в восстановлении естественной связи человека с природой, возрождении духовно-чувственного познания, расширении миропонимания до космического уровня» (14, с. 108). В своем исследовании мы опирались на теоретические положения Р.С. Буре, С.А. Козловой, В.П. Кузовлева и др., раскрывающие роль педагога в становлении личности.

Психологические аспекты развития осознанного отношения к миру, особенности взаимодействия ребенка с окружающей средой, механизмы формирования субъективного отношения к природе изучены Н.Н. Вересовым, С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным и др.

Весомый вклад в раскрытие проблем экологического воспитания внесли Л.И. Бурова, Н.Ф. Виноградова, Н.С. Дежникова, А.Н. Зах-лебный, И.Д. Зверев, Б.Т. Лихачёв, С.Н. Николаева, А.А. Плешаков, Л.П. Салеева и др. Учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению в соответствии с возможностями определённого возраста, отобрано содержание, определены наиболее целесообразные формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы с детьми.

В ряде исследований представлены отдельные аспекты преемст-

венности в экологическом воспитании: теоретические основы преемственности в формировании экологической культуры на материале народной педагогики (Б.Ш. Алиева); характеристика этапов непрерывного экологического образования в школе (Н.Н. Гара, В.Н. Огоньков, И.В. Потапов); конструирование региональной модели непрерывного экологического образования, включающего такие его ступени как школа, вуз, факультет повышения квалификации (О.В. Попова).

Анализ научно-педагогической литературы и практики показал, что преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников является одним из наименее разработанных вопросов. Существующее противоречие между необходимостью осуществления преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как основы непрерывного экологического воспитания и недостаточным научным и организационно-методическим обеспечением этого процесса обусловило проблему исследования: при каких педагогических условиях осуществление преемственности в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников будет эффективным. В связи с этим был сделан выбор темы нашего исследования: «Преемственность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Объект исследования - непрерывный процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования - преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников.

Цель исследования - выявление педагогических условий наиболее эффективной реализации преемственности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

7 Гипотеза исследования: преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников будет эффективной при следующих условиях:

научно обоснованный отбор содержания экологического воспитания, представляющего последовательно усложняющуюся систему экологических представлений и элементарных понятий с определением их объёма, глубины, степени обобщённости для дошкольной и начальной школьной ступеней образования;

использование системы значимых для старших дошкольников и первоклассников методов (наблюдение, игра с экологическим содержанием, моделирование, экотренинг, экологическая сказка и др.), обеспечивающих комплексный подход, постепенность вхождения ребёнка в мир связей и отношений живых организмов, единство познания, переживания и действия;

экологическая компетентность педагогов;

сотрудничество с семьёй в решении задач экологического воспитания детей.

Задачи исследования :

дать научный анализ разработанности проблемы преемственности в экологическом воспитании в педагогической теории и практике дошкольного образовательного учреждения и начальной школы;

определить сущность понятия «преемственность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»;

охарактеризовать уровни экологической воспитанности старших дошкольников и младших школьников;

разработать технологическую модель реализации преемственности в экологическом воспитании детей;

разработать и научно обосновать методические рекомендации для учителей и воспитателей по начальному экологическому воспита-

8 нию на основе преемственности дошкольного учреждения и начальной школы.

Методологическую основу исследования составили философские, естественнонаучные и психолого-педагогические положения о преемственности и преемственной связи; о взаимообусловленности и взаимосвязи человека и окружающей среды; об экологической культуре как психолого-педагогическом феномене; об отношении как одной из форм отражения человеком окружающей действительности; об индивидуальных и возрастных различиях и необходимости их учёта в педагогическом процессе.

Методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, естественнонаучной, психологической, педагогической литературы, изучение, обобщение массового и передового опыта воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов, педагогические наблюдения, анкетирование, педагогические ситуации (естественные и специально моделируемые), беседы, педагогический эксперимент, изучение продуктов детской деятельности, методы математической статистики.

Базой для опытно-экспериментальной работы явились: дошкольное образовательное учреждение «Сказка», прогимназия «Полянка», средняя школа № 2 г.Смоленска.

Этапы исследования:

На первом этапе (1996-1997 гг) осуществлялся теоретический анализ философской, культурологической, естественнонаучной, педагогической, психологической литературы, действующих программ дошкольного образования и начальных школ, разрабатывалась методика исследования и проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1997-1999 гг) проводился формирующий эксперимент, уточнялись исходные теоретические положения.

На третьем этапе (1999-2000 гг) анализировались и обобщались

9 материалы исследования, обрабатывались экспериментальные данные, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в углублении понятия «преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников»; в выявлении и обосновании педагогических условий наиболее эффективной реализации преемственности в экологическом воспитании детей; в определении критериев и показателей уровней экологической воспитанности старших дошкольников и первоклассников; в разработке и научном обосновании технологической модели экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания экологического воспитания старших дошкольников и первоклассников с учётом преемственности и методики его реализации; подготовке методических рекомендаций для воспитателей и учителей по начальному экологическому воспитанию, которые могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, в практике повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, обширным фактическим материалом, его разносторонним качественным и количественным анализом, экспериментальной проверкой разработанных теоретических положений, апробацией результатов исследования.

На зашиту выносятся следующие положения: 1. Преемственность в экологическом воспитании содержит в себе значительный воспитывающий и развивающий потенциал, который может быть успешно реализован в формировании у старших дошколь-

10 ников и младших школьников экологических представлений, отношения к социоприродному окружению, опыта экологически целесообразной деятельности.

2. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников есть целостный процесс перспективного формирования экологической культуры ребёнка, выражающийся в накоплении им опыта взаимодействия с социоприродным окружением, развитии умения осуществлять экологически целесообразную деятельность на основе системы получаемых в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе представлений и элементарных понятий, реализуя потребность в гуманном отношении ко всему живому.

3. Эффективность осуществления преемственности в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников возможна в контексте общей системы воспитания при следующих условиях: обеспечение связи, согласованности, перспективности задач, содержания экологического воспитания; использование в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям осознать непреходящую ценность природы, необходимость гуманного отношения к миру, экологически целесообразного поведения в нём; реализация единства и последовательности воспитательных воздействий со стороны педагогов, родителей, социоприродного окружения в целом.

Апробация результатов исследования: материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета, представлены на международных научно-практических конференциях (Смоленск, 1996, 1997, 1998, 2000, 2001 гг), Российской научно-практической конференции (Шуя, 1999 г.), Герценовских чтениях (Санкт-Петербург, 1997, 1998 гг). Материалы исследования использовались на курсах повыше-

ния квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальных школ при Смоленском институте усовершенствования учителей, составили основу для разработки специального курса, посвященного изучению проблемы преемственности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который введен в практику подготовки будущих специалистов образовательных учреждений в СГПУ.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций