Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Иванов Алексей Иванович. Методика формирования комбинационного стиля атакующих действий на этапе базовой подготовки дзюдоистов 10 - 11 лет : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Волгоград, 2002 234 c. РГБ ОД, 61:02-13/1484-0


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Список сокращений, используемых в работе 4

ВВЕДЕНИЕ 5

ГЛАВА I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БОРЦОВ 14

1.1. Анализ соревновательной деятельности как метод научного поиска 14

1.1.1. Анализ соревновательной деятельности в различных видах спорта 14

1. Техника и тактика в спортивной борьбе 16

2. Анализ соревновательной деятельности в спортивной борьбе 21

3. Средства и методы технико-тактической подготовки борцов 31

4. Основы методики базовой технико-тактической подготовки борцов х. 35

1.4. Параметры и характеристик^методики базовой подготовки дзюдоистов 49

Заключение 56

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 61

II.1. Цель и задачи исследования 61

И.2. Методы исследования 61

П.2.1. Метод теоретического анализа и обобщения литературы... 62

П.2.2. Метод педагогического наблюдения 63

И.2.3. Метод педагогического тестирования 63

II.2.4. Метод педагогического эксперимента 69

И.2.5. Метод видеоскопии и анализа соревновательной деятельности 76

II.2.6. Методы медико-биологических исследований 79

П.2.7. Методы математической статистики 79

П.З. Организация исследования 80

ГЛАВА III. ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЗЮДОИСТОВ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 82

III. 1. Особенности технико-тактического мастерства дзюдоистов различного возраста 82

5. Динамика использования основных бросков дзюдоистами различного возраста в условиях соревновательной деятельности 94

6. Характер взаимосвязи между физической и технико-тактической подготовленностью дзюдоистов 114

ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМБИНАЦИОННОГО СТИЛЯ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ У ДЗЮДОИСТОВ 10-11 ЛЕТ НА ЭТАПЕ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ 121

IV. 1 Обоснование содержания методики формирования комбинационного стиля атакующих действий у дзюдоистов 10-11 лет 121

IV.2. Управление процессом формирования комбинационного стиля атакующих действий у дзюдоистов 10-11 лет в условиях эксперимента 127

IV.3. Результаты педагогического эксперимента 141

ГЛАВА V. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 161

ВЫВОДЫ 174

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 177

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 179

ПРИЛОЖЕНИЯ 204 



Введение диссертации:

В современной борьбе дзюдо наблюдается тенденция омоложения участников соревнований различного уровня.

В этой связи на первый план в настоящее время выдвигается задача оптимизации технико-тактической подготовки (ТТП), в особенности базовой, так как интегральным показателем подготовленности борцов является способность надежно и эффективно выполнять атакующие действия в процессе соревнований. (39, 87, 147, 150, 200 и др.)

Актуальность настоящей проблемы определяется тем, что недостаточная ТТП в юношеском возрасте не позволяет прогрессировать в юниорском возрасте, так как фундамент будущего технико-тактического мастерства закладывается именно на этапе базовой подготовки. Как показывает анализ литературы, только 15,5% победителей первенства России среди юношей в юниорском возрасте снова становятся чемпионами. Очевидно, причины такой низкой результативности чемпионов кроются в особенностях базовой подготовки юношей.

У специалистов спортивной борьбы нет единого мнения об особенностях построения этапа базовой подготовки.

Некоторые авторы придерживаются мнения, что основную часть начальной подготовки должны составлять ОФП и СФП ( 12, 13, 67, 146, 165, 212 и др.).

Другие авторы считают, что доминирующим на этапе базовой подготовки должен быть образовательный компонент, то есть изучение и совершенствование ТТД ( 5, 44, 70, 154, 167, 182 и др.). По их мнению, низкая результативность чемпионов при переходе в другую возрастную группу определяется большим количеством факторов, но одним из основных является преобладание в их арсенале в основном атак одиночными приемами (АОП), что означает низкий уровень ТТП. У борцов формируется стереотип АОП, хотя основу современной спортивной борьбы составляют сложноатакующие действия, обладающие высокой эффективностью в условиях соревнований (184 и др.).

Отдельные специалисты не отрицают возможности эффективного использования АОП при благоприятной динамической ситуации и предварительной подготовке (82). Но вместе с тем следует отметить, в случае неудачного проведения приема борцу необходимо, перейти к новой атаке соответствующим приемом, что также обеспечит безопасный выход из атаки первым приемом. Как показывает анализ данных ТТД, и в этом случае наблюдается комбинационная борьба.

Таким образом, традиционная методика начального обучения технико-тактическим действиям (ТТД), основанная на классической японской системе "ката", не обеспечивает необходимого уровня комбинационности атакующих действий борцов в условиях соревнований, что не соответствует основным закономерностям соревновательной деятельности дзюдоистов на современном этапе развития борьбы.

Актуальность настоящих исследований определяется тем, что необходимо решить проблему низкой комбинационности атакующих действий у дзюдоистов юношей в условиях соревнований.

Объект исследования - процесс технико-тактической подготовки дзюдоистов на этапе базовой подготовки.

Предмет исследования - методика базовой технико-тактической подготовки дзюдоистов 10-11 лет в стойке с учетом особенностей их соревновательной деятельности.

Цель - разработать и экспериментально обосновать результативность методики формирования комбинационного стиля атакующих действий у дзюдоистов 10-11 лет на основе моделирования особенностей соревновательной деятельности на этапе базовой подготовки.

Гипотеза. Методика формирования комбинационного стиля атакующих действий у дзюдоистов 10-11 лет будет результативной и педагогически целесообразной, если она базируется на закономерностях формирования и совершенствования сложных технико-тактических действий на основе эффективного использования благоприятных для атаки динамических ситуаций в условиях соревновательной деятельности.

В качестве методологической базы нашего исследования были приняты основные положения:

1. Основные положения концепции первичности соревновательной деятельности и вторичности тренировочного процесса (В.А. Демин, 1974; А.А. Новиков, Р.А. Пилоян, 1976).

2. Положение о единстве технической и тактической подготовки в спортивной борьбе (Р.А. Пилоян, 1971; В.Д. Миронов, 1975).

3. Общедидактические принципы обучения и закономерности формирования двигательного навыка в спорте (П.К. Анохин, Н.А. Крестовников, Н.А. Бернштейн, В.Д. Мазниченко (1981), М.М. Боген (1982)) и единоборствах (И.И. Алиханов (1983),А.В. Еганов (1999), Я.К. Коблев (1990), В.В. Нелюбин (1999), А.А. Новиков (2000)).

4. Концепция системы управления подготовкой юных спортсменов (В.П. Филин (1987), М.Я. Набатникова (1982).

5. Основные положения концепции конфликтного взаимодействия (С.Н. Курников, 1999; О.Б. Малков, 1999).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена теоретико-методологической базой, логической последовательностью научного исследования, адекватностью методов задачам, цели исследования, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных данных с использованием компьютерной техники.

Организация исследования

Исследования проводились на базе Волгоградской государственной академии физической культуры и спортивного клуба "Ротор" и были распределены на три этапа.

Первый этап проходил в период с октября 1998 г. по сентябрь 1999 г. На этом этапе проводились анализ и обобщение специальной литературы по проблемам подготовки борцов, которые позволили определить состояние вопроса, методы исследования. Кроме того, были проведены предварительный эксперимент, педагогические наблюдения и анализ соревновательной деятельности дзюдоистов различного возраста с использованием видеосъемки и методов математической статистики.

Основной целью использования этих методов было изучение особенностей соревновательной деятельности дзюдоистов, их учебно-тренировочного процесса и выявление связей между различными видами подготовленности. В результате было выявлено противоречие между требованиями соревновательной деятельности и несоответствием им тренировочного процесса, в связи с чем определена цель и сформулирована гипотеза исследования. Для достижения поставленной цели были разработаны задачи и программа исследования.

Использование перечисленных методов на первом этапе, позволило разработать методику совершенствования базовой технико-тактической подготовки в стойке у дзюдоистов 10-11 лет, на основе формирования комбинационного стиля атакующих действий.

Проведенный анализ СД дзюдоистов различного возраста позволил произвести отбор ТТД, удовлетворяющих условиям разработанной методики ТТП в стойке.

Второй этап продолжался с сентября 1999 г. по март 2001 г. На этом этапе проводился педагогический эксперимент с целью проверки гипотезы исследования. Для этого были сформированы две группы юных дзюдоистов 10-11 лет, контрольная и экспериментальная. ТТП борцов экспериментальной группы проходила по разработанной методике, а в контрольной группе занятия проводились по традиционной методике.

В этих группах были проведены предварительная и итоговая проверки основных сторон подготовленности спортсменов. Для этого использовались группы тестов, определяющие общую и специальную физическую подготовленность, координационные способности, психофизиологические качества, а также были включены антропометрические данные. ТТП дзюдоистов определялась только в итоговой проверке по результатам участия в официальных соревнованиях.

На третьем этапе, проходившем с марта 2001 г. по июнь 2001 г, проводилась статистическая обработка полученных в ходе педагогического эксперимента данных, написание и оформление диссертации, а также обобщение результатов работы в виде практических рекомендаций и выводов, и внедрение их в учебно-тренировочный процесс. По итогам работы имеются 3 акта внедрения результатов исследования в практику, а также 8 публикаций в научных сборниках и выступления с докладами на научно-практических конференциях.

Научная новизна

6. Выявлены наиболее эффективные и часто применяемые технико-тактические действия в процессе соревновательной деятельности дзюдоистов различного возраста на современном этапе развития дзюдо.

7. Определена структура физической подготовленности и морфофункционального развития и выявлены особенности функциональной взаимосвязи данных характеристик у дзюдоистов 12-14 лет с показателями соревновательной деятельности.

8. Установлены параметры, характеризующие эффективность соревновательной деятельности, технико-тактической подготовленности дзюдоистов 12-14лет в стойке.

9. Впервые разработан и использован для характеристики атакующих действий в работе новый показатель соревновательной деятельности -эффективность контратакующих действий соперника.

5. Проведен теоретический анализ условий возникновения и успешной реализации благоприятных для атаки динамических ситуаций.

6. Впервые разработана классификация сложных технико-тактических действий по признаку применения завершающих приемов при проведении атакующих действий, использованная для обоснования особенностей соревновательной деятельности дзюдоистов различного возраста.

7. Впервые установлено, что на формирование комбинационного стиля атакующих действий у дзюдоистов 10-11 лет на этапе базовой подготовки не оказывают отрицательного влияния индивидуальные особенности спортсменов. Это позволяет приступить к индивидуализации технико-тактической подготовки на основе формирования комбинационного стиля атакующих действий на самых ранних этапах занятий дзюдо, что впоследствии оказывает положительное влияние на формирование других индивидуальных манер ведения поединков.

8. Разработана и экспериментально апробирована методика формирования комбинационного стиля атакующих действий у дзюдоистов 10- 11 лет на этапе базовой подготовки на основе моделирования особенностей соревновательной деятельности.

Теоретическая значимость

1. Дополняет теорию и методику физического воспитания, в частности в разделе по формированию и совершенствованию двигательного навыка, а также теорию и методику спортивных единоборств разработанными в диссертации положениями и выводами о способах и путях использования основных компонентов соревновательной деятельности в формировании комбинационного стиля атакующих действий у юных дзюдоистов на этапе базовой подготовки, необходимого для совершенствования технико-тактического мастерства.

2. Конкретизированы и дополнены основные положения специфических для спортивных единоборств, принципов обучения технико-тактическим действиям: «воронки», разработанного А.А. Новиковым (1970) для борцов греко-римского стиля, "кустового метода" совершенствования технико-тактического мастерства борцов вольного стиля И.И. Алиханова (1983), новыми данными в условиях экспериментальных исследований с участием дзюдоистов 10-11 лет на базовом этапе подготовки.

3. Экспериментально доказано, что результативность участия в соревнованиях дзюдоистов 12-14 лет обеспечивается двумя факторами: степенью совершенства технико-тактического мастерства за счет использования сложных технико-тактических действий и формирования комбинационного стиля атакующих действий на основе эффективного использования благоприятных для атаки динамических ситуаций, что конкретизирует отдельные положения концепции первичности соревновательной деятельности и вторичности тренировочного процесса в разделе разработки модельных характеристик технико-тактической подготовленности.

4. В результате проведенного теоретического анализа выявлены условия возникновения и успешной реализации благоприятных для атаки динамических ситуаций по ходу схватки, которые дополняют основные положения концепции конфликтного взаимодействия.

5. Разработан и обоснован новый показатель соревновательной деятельности борцов - эффективность контратакующих действий соперника, что дополняет концепцию первичности соревновательной деятельности и вторичности тренировочного процесса в части показателей, используемых для описания технико-тактической подготовленности борцов.

6. Дополнена система классификаций технико-тактических действий в спортивной борьбе разработанной классификацией сложных технико-тактических действий по признаку применения завершающего приема в атакующих действиях, позволяющая сравнивать между собой по основным показателям соревновательной деятельности атаки одиночным приемом и атаки сложными технико-тактическими действиями.

7. Доказана возможность раннего содействия индивидуализации технико-тактической подготовки дзюдоистов начиная с этапа базовой подготовки на основе формирования комбинационного стиля атакующих действий, что дополняет концепцию системы управления подготовкой юных спортсменов, в особенности раздела индивидуализации подготовки в спортивных единоборствах.

Практическая значимость:

1. Использование разработанной методики формирования комбинационного стиля атакующих действий позволяет повысить технико-тактическое мастерство дзюдоистов 10-11 лет в стойке.

2. Полученные результаты могут быть применены в ходе управления тренировочным процессом дзюдоистов 10-11 лет на этапе базовой подготовки, в учебном процессе со студентами и аспирантами физкультурных ВУЗов, на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов по спортивным единоборствам.

3. Выявлены наиболее эффективные технико-тактические действия у дзюдоистов различного возраста на современном этапе развития дзюдо, которые могут быть использованы для комплектования материала технико-тактической подготовки, в том числе базовой.

4. Разработаны модельные характеристики технико-тактической подготовленности дзюдоистов 12-14 лет.

5. Для контроля за освоением атакующих действий на основе оценки качества технико-тактического действия в целом и его подготовительной фазы следует использовать разработанный в работе новый показатель соревновательной деятельности - эффективность контратак соперника.

6. Полученные в работе результаты позволяют содействовать индивидуализации технико-тактической подготовки дзюдоистов 10-11 лет начиная с этапа базовой подготовки.

Основные положения, выносимые на защиту

7. Разработанная методика формирования комбинационного стиля атакующих действий у дзюдоистов 10-11 лет на этапе базовой подготовки является более результативной по сравнению с традиционной методикой.

8. Продуктивность разработанной нами методики основана на целенаправленном обучении борцов 10-11 лет различным типам комбинаций с использованием метода моделирования межтиповых взаимосвязей комбинационных атакующих действий, обеспечивающих плавный переход с освоенного типа к изучаемому.

9. Последовательность освоения различных типов комбинаций дзюдоистами 10-11 лет определяется двумя факторами:

1. поэтапное повышение эффективности использования благоприятной для атаки динамической ситуации;

2. структура наиболее эффективного типа комбинаций.

4. Формированию комбинационного стиля атакующих действий на этапе базовой подготовки не препятствуют индивидуальные особенности юных дзюдоистов.

Апробация работы

По итогам работы имеется 3 акта внедрения результатов исследования в практику, а также 8 публикаций в научных сборниках и выступления с докладами на научно-практических конференциях.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций. Общее количество страниц машинописного текста 178, из них -5 рисунков, 26 таблиц. Библиографический указатель содержит 222 источника, из которых 213 отечественных, 9 иностранных. 

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций