Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Камалетдинов Владимир Гильмухаметович. Развитие культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью (Педагогические аспекты) : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 : Челябинск, 2002 357 c. РГБ ОД, 71:04-13/61


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ (ФСД)

  1. Социально-педагогический анализ системы физкультурно-спортивной деятельности 14

  2. Нравственная культура взаимоотношений участников физкультурно-спортивной деятельности 34

  3. Ценностные ориентиры развития культуры участников физкультурно-спортивной деятельности 56

Выводы по первой главе 77

ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

  1. Управленческая модель взаимодействия субъектов как ориентир проявления ими культуры управления 79

  2. Направленность нормативно-правовой документации на обеспечение культуры управления в ретроспективе развития ФСД 101

  3. Культура управления физкультурно-спортивной деятельностью как фактор предупреждения конфликтов 125

Выводы по второй главе 143

ГЛАВА Ш. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ

КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

  1. Педагогические требования к культуре делопроизводства в организациях физической культуры и спорта 145

  2. Организация физкультурно-спортивных услуг в современных

условиях 166

3.3 Методы побуждения субъектов управления к проявлениям культуры во взаимоотношениях с участниками физкультурно-спортивной

деятельности 187

Выводы по третьей главе 210

ГЛАВА IV. АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Задачи и замысел апробации методики обеспечения культуры управления соревновательной деятельностью 212

  2. Обеспечение направленности методики проявления культуры участниками соревновательной деятельности 239

  3. Анализ результатов апробации методики развития культуры соревновательной деятельности 274

Выводы по четвертой главе 283

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 285

ЛИТЕРАТУРА 291

ПРИЛОЖЕНИЯ 323



Введение диссертации:

Актуальность исследования. Управление физкультурно-спортивной деятельностью специфично тем, что касается людей, поэтому наряду с решением технических вопросов значимую роль имеет поведение человека, его взаимоотношения как по вертикали, так и по горизонтали.

Как и любая другая, физкультурно-спортивная деятельность нуждается в координации, т.е. в управлении. Управление физкультурно-спортивной деятельностью раскрывается в научных трудах отечественных авторов. Механизм управления не дан нам изначально. Он возник и развивался в ходе эволюции, имеет свои переходы от низшего к высшему этапу (Р.Ф Абдеев). Вопросы управления физкультурно-спортивной деятельностью с учетом социально-экономических преобразований Российской Федерации раскрыты в трудах В.И. Жолдака, В.Н.Зуева, М.Е. Кутепова, В.В.Кузина, В.И. Михалева, С.Г. Сейранова, И.И. Переверзина и других авторов.

Среди большого количества работ, посвященных различным аспектам физкультурно-спортивной деятельности, осмысление проблем культуры управления практически отсутствует (124, с. З)1.

Проблема оценки повышения уровня культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью, на наш взгляд, является весьма актуальной. Сегодня доля экономики физкультурно-спортивной деятельности в национальном продукте развитых стран составляет от одного до двух процентов, в мировой торговле - 2,5%. Необходимость поиска резерва по повышению уровня управления физкультурно-спортивной деятельностью подчеркивается и ее социальной ролью по оздоровлению и воспитанию человека.

Функционирование физкультурно-спортивной деятельности в условиях рыночных отношений невозможно без изменения самого человека как субъекта этих отношений, так как смена собственности на средства производства

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке диссертации. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая цифра после запятой указывает место в источнике (страницу). При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.

5 предполагает новые подходы к управлению персоналом. Одним из них является' отношение человека к работе, развитие культуры взаимодействия субъектов управления. Культуру мы рассматриваем как средство самореализации человека, возможность выявить новые импульсы, способные оказать педаго- ' гическое воздействие субъекта на объект.

Выбор проблемы исследования определен потребностями общества в повышении уровня физкультурно-спортивной деятельности и обусловлен следующими обстоятельствами:

  1. Разработка теоретических основ культуры управления в условиях рыночных отношений началась сравнительно недавно, и в физкультурно-спортивной деятельности эта тема не раскрывалась.

  2. Отсутствуют методические пособия и рекомендации для субъектов управления физкультурно-спортивной деятельностью и учебные программы по развитию культуры будущих специалистов физической культуры и спорта, отвечающие новым тенденциями и достижениям психологической и педа- гогической наук в образовательном пространстве.

В этой связи возникают вопросы обоснования развития культуры как повышения уровня и качества управления физкультурно-спортивной деятельностью и подготовки ее специалистов.

Степень разработанности проблемы. Важными методологическими и теоретическими ориентирами нашего исследования являются новые идеи к подходам управленческой деятельности в условиях рыночных отношений, заложенные в законодательных документах Российской Федерации по физической культуре, спорту и образованию, их исследование и конкретизация в работах В.К. Бальсевича, А.С. Белкина, В.Л.Бенина, П.А. Виноградова, А.Г. Гостева, В.И.Жолдака, А.Я. Наина, Г.Н.Серикова.

Сущность и структура управленческой деятельности, ее психолого-педагогические аспекты формирования личности руководителя исследовались в трудах П.В. Авдилова, И.Ансоффа, А.А.Атаева, В.Г.Афанасьева, В.Г.Белова, М.К.Бочарова, Е.В .Глушенко, М.Вудкока, В.И.Кнорринга,

Ф.Котлера, Э.С.Маркаряна, И.П.Марченко. Специфику управления физкуль-турно-спортивной деятельностью раскрывают В.У.Агеевец, Л.В.Аристова, П.А.Виноградов, В.М.Выдрин, С.И.Гуськов, В.П.Бобрешов, В.И.Жолдак, С.А.Ищенко и др.

Региональным аспектам управления физкультурно-спортивной
деятельностью посвящена монография В.И. Михалева, содержание
подготовки и проведения спортивных соревнований раскрывает в своей
работе В.Н.Зуев. С.Г.Сейранов рассматривает управление развитием вида
спорта на примере спортивной федерации России. Методологические основы
взаимосвязи педагогической науки и подготовки специалистов физической
культуры и спорта находят свое отражение в трудах В.К.Бальсевича,
Д.В.Богдановой, А.Г.Гостева, В.И.Жолдака, Л.И.Лубышевой,

А.А.Магруповой, А.Я.Найна, А.А.Найна, С.Д.Неверковича, Е.Д.Никитиной, С.В.Туленкова, В.Д.Чепика, А.В.Черепова и других авторов. С позиции глубокого анализа к вопросу педагогической культуры подошел В.Л.Бенин.

Творческая составляющая педагогического воздействия развития культуры управления как проблема рассматривалась нами на основе глубокого изучения работ Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, М.Е.Дуранова, В.И.Загвязинского, А.Я.Найна, Г.Н.Серикова.

В теории явно недостаточно уделено внимания тем вопросам, которые мы рассматриваем, но тем не менее следует указать на то, что они имеют важные методологические и теоретические предпосылки исследования. О значимости научного исследования культуры управления свидетельствует и практика физкультурно-спортивной деятельности (оказание физкультурно-спортивных услуг населению, спортивные соревнования, производственные совещания, пропаганда здорового образа жизни и т. д.).

Актуальность развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью подчеркивается рекомендациями Государственного совета Российской Федерации (2002 г.), использованием в управлении принципа демократизации и предоставлением субъектам Российской Федерации само-

7 стоятельности в вопросах прогнозирования физкультурно-спортивной деятельности, реализацией прав граждан на занятия физической культурой и спортом. Но в практике проявляется противоречие между повышающимся социально-экономическим значением культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью и фактическим ее состоянием. Последнее обстоятельство, прежде всего, определяется:

а) резким поворотом от административно-плановой модели к рыночно-
предпринимательской;

б) демократизацией общественных и обновлением социально-классовых
отношений;

в) масштабами и глубиной информационно-технологических и интегра
ционных процессов.

Противоречие также наблюдается между возрастающими потребностями в росте уровня культуры управления в практике физкультурно-спортивной деятельности и недостаточной разработанностью вопросов культуры управления в теории и методике физического воспитания. Это и обусловило выбор темы диссертационного исследования «Развитие культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью».

Цель исследования - разработать и обосновать концепцию развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью.

Объект изыскания - управление физкультурно-спортивной деятельностью.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью.

Гипотеза исследования. Физкультурно-спортивная деятельность как социально значимое явление может выполнить свои функции по развитию культуры если процесс управления:

- системно сориентирован на управленческую модель взаимодействия субъектов, в которой взаимосвязаны распорядительно-организующий, вза-имно-огласующих и стимулирующий компоненты;

опирается на научно обоснованные методы разработки нормативно-правовой документации;

осуществляется с учетом психологических основ предупреждения конфликтов в физкультурно-спортивных организациях и учреждениях.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой решались следующие задачи:

уточнить систему понятий, на основе которых раскрывается сущность и специфика культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью;

разработать и адаптировать управленческую модель взаимодействия субъектов управления физкультурно-спортивной деятельностью;

- обосновать направленность нормативно-правовой документации на
обеспечение позитивного развития культуры управления физкультурно-
спортивной деятельностью;

выделить психологические и педагогические предпосылки предупреждений конфликтов между сотрудниками физкультурно-спортивных организаций;

обосновать методическое обеспечение развития культуры в практике управления физкультурно-спортивной деятельностью;

разработать программу развития культуры участников соревновательной деятельности на теоретических основах, выдвинутых в гипотезе;

апробировать методику и программу обеспечения культуры управле-ния в практике соревновательной деятельности.

Методологическую основу исследования составили учения о ведущей роли деятельности в формировании умений, знаний и навыков (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, и др.); теоретические исследования управленческой деятельности (М.Альберт, В.Г.Афанасьев, М.М.Поташник, Г.Н.Сериков, Ф.Хедоури и др.). В ходе наших исследований мы руководствовались психологическими аспектами управления В.Зигерта, Т.С.Кабаченко, Л.Ланга, О.А.Сиротина; теоретическими и методическими исследованиями Ю.К.Бабанского, В.К.Бальсевича, Л.П.Беляевой; научными

исследованиями по вопросам подготовки и повышения квалификации руководящих работников сферы физической культуры и спорта В.И.Жолдака, А.М.Кузьмина, С.Д.Неверковича, В.Д.Чепика и др.; теоретическими аргументациями системы управления физкультурно-спортивной деятельностью М.И.Золотова, В.Н.Зуева, В.В.Кузина, М.Е.Кутепова, В.И.Михалева, С.Г.Сейранова; методологией современной педагогики Л.А.Беляевой, М.А.Данилова, В.И.Загвязинского, И.Я.Лернера, В.А.Сластенина; концепцией личностно ориентированного общего и профессионального образования А.Г.Гостева, Э.Ф.Зеера, А.Я.Найна, В.Д.Чепика; научными трудами о трех взаимосвязанных этапах педагогического процесса — обучении, воспитании и концепции высшего педагогического образования - С.И.Архангельского, Н.В.Кузьминой, А.В.Мудрика; теоретическими положениями о роли физической культуры и спорта в развитии общества, о сущности физического воспитания В.У.Агеевеца, Н.М.Амосова, В.М.Выдрина, А.П.Душанина, Н.И.Пономарева, М.Я.Сарафа, В.И.Столярова.

Ведущей идеей исследования является интеграция теоретического положения об управленческой деятельности, предусматривающей взаимодействие субъектов, а так же теоретико-методологические основы развития культуры участников физкультурно-спортивной деятельностью.

Избранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход теоретико-экспериментального исследования, которое выполнялось в несколько этапов в течение 1990 - 2002 гг. на территории Уральского региона.

Первый этап - теоретико-поисковый (1990 - 1993 гг.). На данном этапе осуществлялось практическое знакомство с проблемами управления физкультурно-спортивной деятельностью, изучение степени разработанности проблемы в теоретических источниках, начало экспериментальной работы. Использовались теоретический анализ (ретроспективный, системный, сравнительно-сопоставительный, логический), а также беседы, интервьюирование, социологический опрос, наблюдение, анализ принятия управленческих решений и их доведение до исполнителей.

На втором этапе — аналитико-экспериментальном (1994 - 1995 гг.) — разрабатывалась концепция развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью, построение общей гипотезы исследования и возможность ее реализации в практике физкультурно-спортивной деятельности, выявлялись закономерности развития культуры субъектов управления. Обозначенные на втором этапе направления исследовательской работы решались с помощью следующих методов: анализ управленческой деятельности, метод экспертных оценок, моделирование, опрос руководителей физкультурно-спортивных организаций и исполнителей.

. Третий этап (1996 - 1999 гг.) был посвящен организации и проведению организационно-педагогического эксперимента, в ходе которого апробировалась разработанная нами педагогическая технология развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью. На данном этапе использовались следующие методы исследования: наблюдение, метод экспертных оценок, социологический опрос исполнителей управленческих решений, анализ подготовки и принятия управленческих решений.

Четвертый этап (2000 - 2002 гг.) — подведение итогов и оформление результатов диссертационного исследования. Основные методы исследования: анализ и интерпретация полученных результатов, методы математической обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в разработке концепции, на основе которой раскрывается сущность и специфика культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью, ставшей предметом специального исследования:

а) сконструирована управленческая модель взаимодействия субъектов, включающая в себя следующие компоненты: распорядительно-организующий, распорядительный, организующий, исполнительно-регулирующий, корректирующий, взаимно корректирующий, стимулирующий и контрольный;

б) обоснована направленность нормативно-правовой документации на
обеспечение позитивного развития культуры управления физкультурно-
спортивной деятельностью;

в) отграничены психологические и педагогические основы предупреж
дения конфликтов между сотрудниками физкультурно-спортивных органи
заций и учреждений;

г) предложено методическое обеспечение развития культуры управления
соревновательной деятельностью как аспекта физкультурно-спортивной дея
тельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

определены, теоретически обоснованы компоненты взаимодействия субъектов управления физкультурно-спортивной деятельностью, позволяющие выделить исследуемую проблему в качестве актуального научного поиска позитивного развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью;

определена содержательность нормативно-правового документацион-ного обеспечения по культуре взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности;

разработана технология предупреждения конфликтов между потребителями и исполнителями физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг;

обоснованы и реализованы принципы развития культуры участников физкультурно-спортивной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в уточнении функций управления и в разработке вариативной системы развития культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью, содержащей:

акцентированные объекты реализации основных выводов и рекомендаций диссертационного исследования;

формы, средства, методы и принципы развития культуры участников физкультурно-спортивной деятельности;

направленность дифференцированного подхода к развитию культуры ' субъектов управления физкультурно-спортивнои деятельностью;

возможность использования результатов диссертационного исследования в практике подготовки специалистов физической культуры, спорта и на курсах повышения квалификации руководящих работников физкультурно-спортивнои деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Культура маркетинговых услуг становится одним из ведущих аспектов управления физкультурно-спортивнои деятельностью.

  2. В обеспечении культуры управления физкультурно-спортивнои деятельностью модель взаимодействия субъектов является ориентировочной основой.

  3. Осуществление направленности нормативно-правовой документации обеспечивает позитивное развитие культуры управления физкультурно-спортивнои деятельностью.

  4. Выделение психологических и педагогических основ предупреждения конфликтов между персоналом физкультурно-спортивных организаций и учреждений служит предпосылкой для сотрудничества участников физкультурно-спортивнои деятельности.

5. Соревновательная деятельность способствует развитию культуры
управления физкультурно-спортивнои деятельностью.

Достоверность основных положений и выводов обоснована теоретико-методологической базой, включающей в себя как историко-философские,, психолого-педагогические, так и государственно-правовые документы; длительностью (более десяти лет) и масштабами опытно-экспериментальной (территория Уральского региона), массовой апробацией и внедрением основных положений исследования на уровне Российской Федерации, реализацией комплексной методики, адекватной предмету и задачам исследования; репре-зантивностью выборки обследованных участников физкультурно-спортивнои деятельности.

13 Апробация основных положений диссертационных исследований была осуществлена в детско-юношеской спортивной школе олимпийского резерва № 5 г. Челябинска, в школе высшего спортивного мастерства г. Тюмени, в образовательном процессе Уральской государственной академии физической культуры, на факультете повышения квалификации специалистов физкуль-турно-спортивной деятельности и в выступлениях автора на ряде научных конференций, в том числе:

международных: «Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта» (Челябинск, 1997 г.), «Физическая культура и спорт в жизни общества» (Челябинск, 2000 г.), «Экологические образование и просвещение населения» (Москва, 1998 г.), «Физическая культура и спорт: история, современность, перспективы» (Улан-Удэ, 1998 г.), «Валеология: проблемы и перспективы развития» (Ижевск, 1998 г.). «Роль физической культуры и спорта в оздоровлении молодежи» (Смоленск, 1998 г.), «Проблемы интеграции специализированных высших учебных заведений в международное образовательное пространство» (Бишкек, 2001 г.);

всесоюзной «Проблемы организации и пропаганды массовых форм физкультурно-оздоровительных занятий» (Таллин, 1985);

- всероссийских: «Актуальные проблемы физкультурно-массовой и
спортивной работы в условиях перестройки высшей школы» (Ростов-на-
Дону, 1989), «Проблемы многоуровневой подготовки специалистов физиче
ской культуры» (Новосибирск, 1994 г.);

- на 15 научно-теоретических и научно-практических конференциях ре
гионального уровня.

Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры управления, методического совета УралГАФК и включены в учебную программу дисциплины «Менеджмент физической культуры».

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций