Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ковалев Сергей Александрович. Применение программ различной направленности для совершенствования двигательных способностей школьников-олигофренов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Б. м., 2002 164 c. РГБ ОД, 61:03-13/1677-3


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4

Глава I. Проблема оптимизации содержания физического
воспитания школьников - олигофренов 11

1.1. Особенности развития умственно отсталых

школьников 11

  1. Особенности моторики олигофренов 18

  2. Сравнительный анализ показателей развития и адаптации

к нагрузкам дебильных и здоровых школьников 24

1.4. Состояние и проблематика физического воспитания
умственно отсталых школьников 33

^ 1.5. Резюме 44

Глава 2. Организация и методы исследования 46

  1. Организация исследования 46

  2. Методы исследования 52

  3. Метрологическое исследование тестов 61

Резюме 63

Глава 3. Особенности физического развития школьников -
олигофренов 65

3.1. Уровень физического развития учащихся, посещающих
общеобразовательные и коррекционные учреждения 65

3.2. Разработка экспериментальных тренировочных программ 76
Резюме 89

Глава 4. Эффективность применения тренировочных программ
различной направленности школьниками - олигофренами 97

4 4.1. Предпосылки разработки и содержание программ
различной направленности в процессе физического воспитания
школьников - олигофренов 98

4.2. Динамика уровня физической подготовленности под
воздействием программ различной направленности Ю1

  1. Исследование влияния различных тренировочных программ на показатели «мелкой моторики» 101

  2. Исследование влияния различных тренировочных программ на показатели в метании теннисного мяча в цель 104

  3. Исследование влияния различных тренировочных программ на показатели статокинетическои устойчивости испытуемых.. 106

  4. Исследование влияния различных тренировочных программ на результаты в педагогических тестах 108

+ 4.2.5. Исследование влияния различных тренировочных

программ на результаты в функциональном тесте 110

4.3. Личностно-ориентированный подход на уроках физической
культуры 112

4.4. Оценка физической подготовленности учащихся -
олигофренов 119

Резюме 125

ВЫВОДЫ 127

БИБЛИОГРАФИЯ 129

ПРИЛОЖЕНИЯ 147

+



Введение диссертации:

В настоящее время в стране идет активный процесс создания системы коррекционно-развивающего обучения детей с проблемами в развитии, представляющий собой качественно новый уровень образовательного процесса, позволяющий удовлетворять потребности и интересы каждого конкретного ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, сохранять и укреплять его здоровье.

Занятия физическими упражнениями, адаптированными к особенностям людей с нарушениями в развитии, играют существенную роль в повышении познавательной активности, развитии речи, расширении словарного запаса (В.М. Мозговой, 1977; А.С. Самыличев, 1984, 1997; А.А. Дмитриев, 1989; В.В. Бобошко, 1991; Н.А. Козленко, 1991 и др.).

Внимание к проблеме физического воспитания умственно отсталых детей вызвано тем, что количество детей с этим видом аномалии ежегодно растет (Л.В. Шапкова, 2001). Объединяющим признаком умственной отсталости является тотальность и иерархичность нервно-психического недоразвития, которое приводит к отставанию в развитии соматических функций, мышечной и нервной систем и личности в целом (В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, 1990; М.Г. Блюмина, 1994 и др.).

Актуальность исследования заключается в создании условий для максимально возможной коррекции нарушений развития детей на основе использовании различных двигательных программ в процессе физического воспитания умственно отсталых учащихся. Программа физического воспитания для специальных (коррекционных) школ VIII вида не в полной мере учитывает особенности развития современных школьников, что затрудняет их социализацию и интеграцию в обществе.

Поиск наиболее эффективных средств, методов, методик и технологий коррекционного физического воспитания детей с нарушением интеллекта,

может рассматриваться как средство «обогащения двигательной среды», в которой находится ребенок с ограниченными возможностями. Такое обогащение в свете представления о значении среды и афферентной импульсации играет значительную роль в развитии осознанных двигательных действий ребенка, особенно для детей с нарушением интеллекта (Е.С. Черник, 1992, И.И. Лубовский, 1995, 1998 и др.). Именно этим принципиальным положением объясняется то, что, чем большим числом двигательных умений и навыков владеет человек, тем легче он осваивает новые двигательные действия и тем лучше социально адаптируется.

Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, может достигнуть значительных успехов, если ему будет обеспечена диагностическая, психологическая, лечебно-профилактическая и коррекционно-педагогическая помощь.

Современное направление государственной политики на демократизацию и гуманизацию всех сфер социальной жизни (включая образование) ориентирует на создание оптимальных условий развития, физической и социальной адаптации инвалидов. Однако, действующие программы (в частности, программа по физическому воспитанию во вспомогательной школе, которая не пересматривалась уже 20 лет) не отвечают этим требованиям.

Таким образом, возникшее противоречие между существующими нормативными актами и современными условиями жизни общества и государства, указывают на актуальность совершенствования уже существующих программ, поиска и разработки новых подходов к организации физического воспитания с учетом особенностей развития и адаптации школьников - олигофренов. Указанные противоречия побудили нас к выбору темы исследования.

Избранная проблематика определила выбор объекта и предмета

исследования.

Объект исследования - особенности процесса физического развития и формирования двигательных способностей умственно отсталых учащихся посредством программ физических упражнений различной направленности.

Предмет исследования - педагогические условия использования технологий, направленных на развитие и формирование у школьников -олигофренов двигательных способностей в образовательных учреждениях VIII вида.

Целью исследования является научное обоснование методических основ физической подготовки школьников - олигофренов посредством программ физических упражнений различной направленности на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом особенностей их развития и адаптации к физическим нагрузкам.

В соответствии с целью нашего исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить особенности морфофункционального развития школьников -олигофренов и здоровых школьников.

  2. Выявить влияние различных по направленности уроков физической культуры на организм школьников - олигофренов.

3. Разработать и экспериментальным путем оценить эффективность
применения программ физических упражнений различной направленности на
развитие и формирование двигательных способностей школьников -
олигофренов.

4. Разработать оценочные стандарты физического развития современных
учащихся, имеющих отклонения в умственном развитии.

В основу рабочей гипотезы диссертационного исследования положено предположение о том, что эффективное коррекционное развитие двигательных способностей происходит в случае учета особенностей физического развития и физической подготовленности современных

умственно отсталых учащихся, а также в том, что воздействие физических упражнений подобранных оптимально по объему, интенсивности и направленности, приводит к улучшению уровня двигательной подготовленности дезабильных детей.

Предполагается, что организация коррекционного (адаптивного) физического воспитания современных умственно отсталых учащихся на основе учета их анатомо-физиологических, возрастно-половых и индивидуальных особенностей будет способствовать более эффективному развитию детей - олигофренов, так как основным условием интеллектуального развития детей, является состояние физического здоровья.

Теоретике - методологическую базу исследования составили идеи и концептуальные положения отечественных и зарубежных специалистов в области теории и методики физического воспитания, оздоровительной и адаптивной физической культуры (В.И. Лях, 1989; Л.П. Матвеев, 1991; СП. Евсеев, 1996,1998 и др.).

Научная новизна работы характеризуется следующими данными:

- в исследовании получены экспериментальные данные об
особенностях возрастной динамики физического развития, физической
подготовленности учащихся 1-10 классов, о сроках и уровне проявления
полового созревания у школьников - олигофренов;

разработана и экспериментально проверена эффективная методика совершенствования физической подготовленности умственно отсталых учащихся на основе учета возрастных и половых особенностей, а также на основе личностно-ориентированного подхода на уроках по физической культуре в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида;

разработана и апробирована система контроля и оценки уровня физического развития школьников - олигофренов.

Теоретическое значение работы заключается в том, что результаты настоящей работы расширяют и дополняют современные представления в области коррекционного (адаптивного) физического воспитания умственно отсталых учащихся. На базе этих знаний могут быть разработаны дидактические основы физического воспитания дезабильных детей в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений, как педагогическая инновация в виде целостной системы.

Практическая значимость результатов исследования: результаты исследования позволили расширить и углубить знания об особенностях физического развития, физической подготовленности и двигательной сферы учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Обоснованы конкретные организационные формы и методы использования физических упражнений для детей с нарушением интеллекта, как эффективного средства улучшения функционального состояния, физической подготовленности и их познавательной деятельности.

В исследовании обоснованы допустимые физические нагрузки для данного контингента учащихся с учетом интенсивности интервала отдыха, расчитана физиологическая стоимость предложенных программ.

Пути развития коррекционной работы, рассматриваемые в диссертационном исследовании, позволяют обосновать педагогические подходы по дальнейшему развитию и совершенствованию учебной работы, познавательной деятельности для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений в физическом воспитании.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается системным рассмотрением проблемы совершенствования преподавания физической культуры в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида. Ориентацией на современные методологические подходы; применением комплекса теоретических и практических методов, адекватных задачам и логике исследования;

экспериментальной проверкой теоретических разработок,

характеризующихся позитивными изменениями в уровне физической подготовленности школьников - олигофренов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики физического воспитания и адаптивной физической культуры СГУТиКД; на пятой региональной научно-практической конференции «Проблемы валеологии в образовательных учреждениях Юга России», (г. Ростов н/Д, апрель 2001 г.); на региональной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов Юга России (октябрь, 2001 г.); на первой региональной научно практической конференции «Новые технологии в системе физического воспитания в образовательных учреждений Юга России» (ноябрь 2001 г.).

Материалы диссертации вошли в учебно-методическое пособие «Адаптивная физическая культура и спорт инвалидов. Теория и технология» (М., 2001. - 200 с. в соавт.) и апробированы в 7 печатных работах.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Темпы прироста показателей физического развития школьников олигофренов (коррекционные образовательные учреждения) имеют существенные отличия от темпов прироста школьников, обучающихся в общеобразовательных школах.

  2. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные педагогические условия процесса применения физических упражнений различной направленности школьниками - олигофренами, на основе личностно ориентированного подхода.

  3. Региональные возрастно-половые оценочные стандарты детей и подростков, посещающих специальные (коррекционные) образовательные учреждения, способствующие повышению качества процесса физического

образования в коррекционном образовательном учреждении VIII вида.

Результаты исследования использованы в практике работы специальных коррекционных образовательных учреждений г. Сочи, в деятельности отдела специального (коррекционного) образования министерства общего и профессионального образования Ростовской области, в деятельности курсов повышения квалификации преподавателей физического воспитания специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ростовской области, о чем свидетельствуют акты внедрения.

Структура и объем диссертации: работа состоит из четырех глав, выводов, практических рекомендаций, приложений.

Список литературы содержит 205 наименований, из которых 22 на
иностранном языке. Общий объем диссертации 146 страниц машинописного

текста, иллюстрированного 18 таблицами и 9 рисунками.

+

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций