Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ковтун Татьяна Владимировна. Подготовка социального педагога в педагогическом колледже : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Ставрополь, 2000 182 c. РГБ ОД, 61:01-13/453-2


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА 15

1. Социальный педагог как профессия в контексте
функциональной роли социально - педагогической теории 15

2. Педагогический колледж как структурный элемент в
системе профессиональной подготовки социально -
педагогических кадров 38

3. Модель подготовки социального педагога в

педагогическом колледже 58

ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ

СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

КОЛЛЕДЖЕ 81

1. Организация подготовки социально - педагогических
кадров в педагогическом колледже 81

2. Содержание профессионального образования
социального педагога в педагогическом колледже 107

3. Методические основы профессиональной подготовки

социального педагога в условиях педагогического колледжа 127

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 155

БИБЛИОГРАФИЯ 159

ПРИЛОЖЕНИЯ 169



Введение диссертации:

Диалектика общественного развития нашей страны рано или поздно должна была вызвать к жизни появление новой специальности, назначение которой - оказание компетентной социальной помощи населению, гуманизация социокультурной среды обитания, повышение эффективности процесса социализации всех возрастных и социальных страт населения. В апреле 1991 года социальная работа как профессия была официально зарегистрирована в государственных документах, что стало значительным явлением для нашей страны.

Особенностью процесса становления этой профессии в России было то, что впереди всегда шли педагоги. Для практики социальной работы с момента ее зарождения и по настоящее время была характерна доминирующая роль социальной педагогики. Социальные педагоги в нашей стране стали первопроходцами, пробившими дорогу профессии «социальная работа», и это закономерно, ибо базовую основу профессиональной компетентности любого социального работника составляют психолого-педагогические, этические, нравственные характеристики. Это берет свое начало в прогрессивных отечественных традициях педагогики. Именно в педагогической среде еще в 70-е годы нашего столетия / Бочарова В.Г., Вульфов Б.З., Плоткин М.М., Кузьминова М.П., Полонский И.С./1 были предприняты первые попытки вывести специалистов, непосредственно направленных на социальную работу в микрорайоне / организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, педагоги - организаторы

1 Бочарова В.Г., Плоткин M.M. Содержание, организация и методика воспитательной работы с учащимися по месту жительства. - М.\ МГИИУ, 1981. Бочарова В.Г. Программа подготовки организаторов воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства. - М.: Просвещение. Изд. 1, 1982, Изд. 11 - 1986. Вульфов Б.З. Школьная комсомольская организация в системе воспитания личности старшеклассников: Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1989. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. - М.: Педагогика. 1992, № 3. Полонский И.С. Педагогические проблемы внешкольного общения подростков // комплексный подход к воспитанию школьников. М. 1982.

жилищно-коммунальных служб, воспитатели в домах, клубах/. За последнюю четверть века в России накоплен богатейший опыт практической работы в социуме, и именно социальные педагоги страны первыми активно включились в широкий эксперимент по отработке квалификационных и этических стандартов этой профессии и введению ее на государственном уровне.

Психолого-педагогическая компетентность, а, следовательно, и подготовленность, составляют базовую основу социальной работы. Известные десять этических стандартов и принципов, на которых строится деятельность социальных работников, просто не могут быть реализованы без этой основы, т.к. они предполагают глубокие знания и практические умения в области психологии и педагогики. Не случайно, в последние годы во многих странах / особенно в Германии, где законодательством утверждено название единой профессии «дипломированный социальный педагог и социальный работник»/, содержание подготовки социального работника приравнено к подготовке социального педагога. Более того, во многих землях Германии социальный педагог - это единое и общее название профессии для всех, оканчивающих специальные отделения социальной работы. В контексте этих тенденций совершенно естественно, что акцент в разработке российской модели профессии «социальная работа» с самого начала был сделан не на частных случаях социального работника того или иного профиля, специализации, а на создании совершенно уникального, интегрированного представителя этой профессии - социального педагога.

Специалиста, профессионала в области социально-педагогической работы невозможно сформировать только на этапе вузовской подготовки. Его необходимо воспитывать на более ранних ступенях профессиональной ориентации, развивая при этом доступные формы милосердия, заботы об окружающих людях. Концептуальные

5 подходы по вопросу профессиональной подготовки социальных педагогов исследованы в трудах ученых-педагогов: Бочаровой В.Г., Гурова В.Н., Яркиной Т.Ф., Вульфова Б.З., Филонова Г.Н., Сластенина В.А., Гурьяновой М.П., Загвязинского В.И., Беличевой С.А. и других.1 В них рассматриваются различные аспекты совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущего социального педагога, в основе которой приоритетное значение отводится гуманистическим ценностям. Зарубежные ученые Шервиш Д. /США/, Валлиман И./Швейцария/, Вилфинг Г. /Австрия/, Зайбель Ф. /Германия/ посвятили свои исследования проблемам подготовки социальных педагогов в духе европейской общности, формированию системы их профессиональной готовности к социально-педагогической деятельности. Биккель Р. /Германия/ отмечает, что «...сегодня в условиях резких социально-политических и экономических изменений в странах Восточной Европы возрастает роль педагогов, работающих за пределами школы - в социальной среде. Социальные катаклизмы обострили проблемы личности, взаимоотношения человека и государства, человека и общества. Помочь людям сгладить эти

Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности. / Теория и практика социальной работы / отечественный и зарубежный опыт// в 2-х томах, Т. L, Москва - Тула, 1993; Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. - М., Ставрополь, 1998; Яркина Т.Ф. Принцип холизма как теоретико-методологическая основа школы и педагогики будущего. /Теория и практика социальной работы /Отечественный и зарубежный опыт/. Т. 1., Москва - Тула, 1993; Вульфов Б.З. Социальная педагогика и процесс формирования личности. // Педагогика, 1992., № 2; Филонов Г.Н. Актуальные проблемы социальной работы в России // Педагогика. 1993. № 6; Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт Т. 2., Москва - Тула, 1993; Гурьянова М.П. Социальная педагогика и социальная работа на селе - M., 1993; Загвязинский В.И. О роли передового опыта в опережающем социально-педагогическом исследовании / Теория и практика социальной работы : отечественный и зарубежный опыт Т. 1., Москва - Тула, 1993.

2 Шервиш Ф.Г. Обучение и практика социальной работы в Соединенных Штатах Америки / Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт, Т. 2., Москва - Тула, 1993.C. 279; Валлиман И. Специфика подготовки социальных работников в Швейцарии Там же с. 287; Вилфинг Г. Соображения по набору, обучению и обязанностям социальных педагогов. Там же с. 295; Зайбель Ф. Подготовка специалистов для воспитания в духе европейской общности. Там же с. 303.

проблемы, преодолеть конфликтные ситуации и призваны социальные педагоги...».1

Учитывая особые специфические отличия Ставропольского края как части Северо-Кавказского региона России, такие ученые, как Ґуров В.Н., Селюкова Л.Я., Шинкаренко Н.Ф. в своих исследованиях разработали систему непрерывного социально-педагогического образования новых специалистов для работы в социуме, опираясь на ведущие принципиальные характеристики: целостность, системность, прогностичность, преемственность. Основная целевая установка разрабатываемой системы, по мнению Гурова В.Н., заключалась в том, чтобы «... сформировать личность социального педагога с новым многомерным мышлением, сформировать у него потребность к активному и сознательному совершенствованию своего профессионального мастерства».2

Важно отметить, что в России уже создана определенная система подготовки кадров социально-педагогической сферы. Содержание и организация формы подготовки данных специалистов определяются положением концепции социальной педагогики и социальной работы. Структурными элементами этой системы являются не только вузы, но и социализированные классы, школы социальных педагогов, частные школы, платные подготовительные курсы, социально-педагогические лицеи, гимназии, колледжи. Особый интерес в этой системе представляет учебное заведение типа - колледж, расширение возможностей которого, по сравнению с училищем, привлекает молодежь.

1 Биккель Р. Теория - в процессе развития /Социальная работа № 1., 1993 с. 58/.

2 Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы школы с семьей. М. - Ставрополь, 1998., с. 150

7 Изучая методы и формы профессиональной подготовки социального педагога, специалисты подчеркивают / Гуров В.Н., Жуков А.В., Бочарова В.Г., Тетерский СВ., Катаева Л.И., Ломакина А.В., Гурьянова М.П./1, что довузовская подготовка такой категории специалистов целесообразна для ранней ориентации на данную профессию, которая должна осуществляться задолго до того, как начинается приобретение профессиональных знаний, умений и навыков в стенах вуза. Практика факультетов педагогических вузов и университетов показывает, что студенты, которые приобщились к профессии социального педагога еще в стенах колледжа, проявляют совершенно иные установки на обучение, чем те, кто столкнулся с этой специальностью в силу необходимости или по каким-то другим причинам в более зрелом возрасте. Принципиально важно отметить, что, анализируя ситуацию на рынке труда Запада, большинство рабочих мест приходится на социальную сферу. Поэтому можно прогнозировать, что будущее России - это расширение сферы социальных услуг. Это подтверждает тот факт, что среди профессий социальной сферы наибольшей популярностью в последние годы пользуются профессии социального работника, социального педагога и учебные заведения типа - колледж соответствуют этому приоритету. В свете сказанного становится вполне очевидным, что педагогический колледж может явиться фундаментом в формировании культурологического подхода в профессиональной подготовке социальных педагогов, что является одним из важных условий самоопределения личности студента колледжа. Культурологический подход делает процесс подготовки специалистов социальной сферы

Тетерский СВ. Образовательная программа допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования социальных педагогов и социальных работников. - M., 1996; Катаева Л.И., Жуков А.В., Ломакина А.В. Педагогические колледжи: первые шаги и перспективы. Педагогика. 1993, № 3; Бочарова В.Г. Развитие образования в области социальной работы в России в контексте международного опыта. - М., 1996.

8 более открытым к различным этносам, что так актуально сегодня, особенно в условиях Северо-Кавказского региона. Складывающаяся в современной России экономическая, политическая и социальная ситуация резко обостряет ряд противоречий:

потребность современного общества в социально-педагогических кадрах для работы в социуме и недостаток теоретических исследований по вопросам их профессиональной подготовки;

мотивированность студентов в получении довузовского образования в социально-педагогической сфере и невозможность его реализации в силу отсутствия практической организации этого процесса в большинстве колледжей;

между возможностями колледжа в профессиональной подготовке социальных педагогов и недостаточным количеством соответствующих образовательных технологий.

Неразрешенность данных противоречий может внести ряд несогласованных действий в попытке объединения всех этапов профессионального становления данного специалиста - от ориентации до повышения квалификации. Остается неразрешенной проблема: какой должна быть подготовка социального педагога в колледже, чтобы стать фундаментальной базой для дальнейшего профессионального обучения в вузе. Учитывая актуальность и неразработанность данной проблемы, мы определили тему исследования: « Подготовка социального педагога в условиях колледжа».

Цель исследования - разработать теоретико - методические основы подготовки социального педагога в условиях педагогического колледжа.

Объект исследования - подготовка социального педагога в педагогическом колледже.

Предмет исследования - процесс организации и содержание подготовки социального педагога в колледже.

Гипотеза исследования охватывала существо как изучаемого процесса, так и его исследования. Подготовка социальных педагогов в колледже оказывается эффективной, если:

- создана и реализована модель подготовки социального педагога в педагогическом колледже;

-ее целью является успешное овладение учебными программами в рамках реализации регионального аспекта образовательного стандарта;

-проводится целенаправленная работа по развитию студентов колледжа мотивации к овладению социально - педагогической культурой, знаниями и умениями.

осуществлен индивидуально - личностный подход, исключающий массово - репродуктивный характер педагогического образования, ориентированный на формирование у будущих социальных педагогов творческой индивидуальности.

В соответствии с темой, объектом, предметом, целью и гипотезой

исследования были поставлены следующие задачи:

1.Изучить возможности педагогического колледжа в профессиональной подготовке студентов к социально - педагогической деятельности;

2. Спроектировать, научно обосновать и апробировать модель
подготовки социального педагога в педагогическом колледже;

3. Опытно - экспериментальным путем подтвердить
эффективность модели подготовки социального педагога в колледже;

4.Разработать методические рекомендации по содержанию,

организации и методике подготовки социальных педагогов в условиях педагогического колледжа.

Методологическую основу исследования составили идеи диалектико-материалистического положения о социальной детерминации личности; о взаимосвязи социальных и природных

10 факторов, обуславливающих развитие индивида; концепция профессионально-педагогического образования в стране; концепция социальной педагогики и социальной работы, которая определяет содержание и организационные формы подготовки специалистов. Для достижения цели и решения поставленных задач использовался комплекс методов:

-теоретические методы: теоретический анализ и синтез (моделирование, ретроспективный, сравнительно - сопоставительный и др.); обобщение опыта, конкретизация - абстрагирование;

-эмпирические методы: наблюдение (прямое, косвенное, самонаблюдение); диагностирование (оценивание, тестирование); экспериментальные (констатирующий и формирующий эксперименты); праксиметрические (изучение документации и результатов деятельности студентов и всего социума колледжа);

-статистические методы: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики, шкалирование, педагогическое измерение, множественное сравнение.

Исследование проводилось в течение трех этапов. Первый этап - поисково - теоретический (1995-1996гг.). В ходе его проведения изучались научные источники, отражающие отечественный и зарубежный опыт подготовки социальных педагогов, анализировалась философская и психолого - педагогическая литература по проблеме исследования. Целью данного этапа явилось изучение уровня разработанности данной проблемы и выявление возможностей колледжа в профессиональной подготовке социальных педагогов. Полученный материал позволил выдвинуть рабочую гипотезу, наметить программу эксперимента, определить цель, задачи, объект и предмет исследования.

На втором этапе - экспериментальном (1996 - 1998гг.)
осуществлялось уточнение гипотезы, разрабатывалась и

экспериментально проверялась модель профессиональной подготовки социального педагога в условиях колледжа.

На третьем этапе - обобщающем (1998 - 2000гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, уточнялись и соотносились с гипотезой теоретические и экспериментальные выводы, внедрялись в массовую практику научно - практические и методические рекомендации по вопросу подготовки социальных педагогов в условиях педагогического колледжа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

-выявлена специфика подготовки социальных педагогов в условиях педагогического колледжа;

-уточнены некоторые аспекты деятельности социального педагога в контексте функциональной роли социально -педагогической теории;

-впервые осуществлено целостное осмысление этой проблемы с выходом на модельную интерпретацию;

-разработаны теоретические и методические основы подготовки социально - педагогических кадров в учебном заведении типа колледж;

-разработана модель подготовки социального педагога в системе педагогического колледжа, в основе которой - взаимодействие основных компонентов, составляющих целостный механизм подготовки такого рода специалистов на уровне среднего профессионального образования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке методических рекомендаций, программ для преподавателей, направленных на повышение эффективности профессионального

12 становления и подготовки социальных педагогов в колледже. Материалы могут быть использованы социальными работниками и социальными педагогами, осуществляющими деятельность в учреждениях социальной защиты населения.

Достоверность результатов исследования, содержащихся в диссертации, обеспечена совокупностью его методологических и теоретических положений, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу, применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной проверкой эффективности разработанной модели подготовки социального педагога в колледже.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1 .Педагогический колледж является органической частью единой системы подготовки социально - педагогических кадров; 2. Спроектированная и реализованная модель подготовки социального педагога в условиях педагогического колледжа делает эффективным процесс профессиональной подготовки и становления будущих социальных педагогов;

3.Довузовская ориентация студентов в колледже как часть их подготовки к социально - педагогической работе становится эффективной при совершенствовании методических основ данной подготовки.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций научных статей и тезисов выступлений на семинарах, совещаниях и конференциях различного уровня: ежегодной научно - методической конференции преподавателей и студентов СГУ (1998 - 1999гг.), региональной научно - практической конференции (СГУ, СКИПКРО, 1999г.); всероссийской научно - практической

13 конференции: «Социальная работа: тенденции и перспективы развития» (Ставрополь. 1999 ); на методологических семинарах, педагогических советах, методических объединениях средних профессионально - педагогических учебных заведениях Ставропольского края.

Материалы исследования использовались в профессиональной подготовке социальных педагогов Светлоградского, Невинномысского и Буденновского педагогического колледжей.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы для педагогической теории и практики подготовки социально-педагогических кадров, формируется объект и предмет исследования, его цель и задачи, гипотеза и выносимые на защиту положения, методологические основы и методы, этапы, научная новизна и практическая значимость.

Первая глава - «Теоретико-методологические аспекты подготовки социального педагога в условиях педагогического колледжа» - посвящена рассмотрению педагогических аспектов в обучении социальных педагогов, обоснованию педагогически целесообразной теоретической модели взаимодействия основных компонентов социально-педагогической подготовки в условиях колледжа, определяются специфические возможности данного учебного заведения в профессиональном становлении будущего социального педагога.

Во второй главе - «Совершенствование подготовки социального педагога в педагогическом колледже» - характеризуются организационные, методические аспекты профессиональной подготовки в условиях колледжа, раскрываются механизмы

формирования содержания процесса профессионального образования социального педагога.

В заключении излагаются общие выводы, определяются перспективы развития колледжа в плане подготовки социального педагога. Приложения к диссертации включают экспонирование первичных исследовательских данных и некоторых практических материалов.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций