Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Коноплева Елена Николаевна. Формирование техники передвижения юных шпажистов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Красноярск, 2002 156 c. РГБ ОД, 61:02-13/1840-4


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

стр.

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ФЕХТОВАЛЬЩИКОВ-
ШПАЖИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ 9

  1. Динамика совершенствования теории и методики фехтования в СССР и в России после выхода сборных команд на мировую арену (1951 -1995г.г.) 9

  2. Характеристика современного фехтования на шпагах 28

  3. Основы техники передвижений фехтовальщиков на 31 шпагах и методика ее совершенствования

* 1.4. Научное обоснование системы передвижений в видах

фехтования 36

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 46

  1. Организация исследований 46

  2. Методы исследований 47

  3. Характеристика методов исследований 47

2.3.1. Анализ литературных источников 47

% 2.3.2. Видеоциклография 48

  1. Электрокардиография, сочетающаяся с пульсометрией и 49 хронометрированием тренировки

  2. Педагогические наблюдения 50

  3. Методы компьютерной статистической обработки

данных 51

2.3.6. Обобщение опыта 51

*

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 52

  1. Модель техники передвижения шпажистов 52

  2. Исследование влияния тренировочных нагрузок на организм фехтовальщиков на шпагах 61

  3. Методика обучения технике передвижения юных шпажистов 72

  1. Передвижения в спорте 72

  2. Анатомическая характеристика основных положений

тела при передвижении фехтовальщика 79

  1. Обучение боевой стойке и передвижение в ней 82

  2. Выпад. Обучение выпаду и передвижениям 85

^ 3.3.5. Флеш-атака. Обучение флеш-атаке 89

  1. Средства и методы общей и специальной подготовки фехтовальщиков 93

  2. Психологическая подготовка в занятиях с начинающими шпажистам и 102

  1. Экспериментальная программа тренировки юных шпажистов 108

  2. Экспериментальное обоснование разработанной методики обучения технике передвижения юных шпажистов 115

ВЫВОДЫ., , 120

* ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 123

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 127

ПРИЛОЖЕНИЕ 144



Введение диссертации:

Актуальность темы. В настоящее время многими авторами детально изучена методика подготовки юных фехтовальщиков на рапирах и саблях. На предыдущих этапах развития фехтования начальное обучение юных шпажистов проводилось на базе рапирной техники. На сегодняшний день в России и Мировом фехтовании наметилась тенденция - начальное обучение проводить сразу на выбранном виде оружия, минуя главенствующую роль рапирной школы, т.е. возникли самостоятельные направления рапирного, сабельного и шпажного фехтования.

Проанализировав результаты последних выступлений как ведущих фехтовальщиков на шпагах, так и основного состава выступающих на Российских и международных соревнованиях, можно сделать вывод, что при одинаковых общих физических, скоростных, реактивных данных и арсенала технических приемов лучших результатов добиваются фехтовальщики, умеющие рационально и эффективно передвигаться на поле боя. А следовательно, именно в обучении новичков нужно уделять огромную роль , технике передвижения, используя при этом новейший опыт, а не старые методики обучения для рапиристов. Да ведь и разница этих видов спорта (рапиры, сабли, шпаги) велика.

Основным различием сабельного и рапирного фехтования от шпажного является:

- отсутствие в фехтовании на шпагах тактического приоритета в
наступательных и оборонительных действиях, т.е. одновременные уколы
засчитываются обоим соперникам, что невозможно в других видах
фехтования;

- в рапире и сабле при судействе преимущество отдается
спортсмену, который на ряду с передвижением правильно выполняет

атакующие и защитные действия вооруженной рукой, а в шпажном фехтовании преобладает не технически правильно выполненный укол, а скоростной фактор нанесения укола, т.е. борьба за выигрыш дистанции для более эффективного выполнения технического приема ведущего к победе; - еще одна особенность различия шпаги от рапиры и сабли в том, что у шпаги поражаемой поверхностью кроме всего тела являются еще и ноги, и поэтому это накладывает специфический эффект на технику передвижения.

Следовательно, при начальном обучении ребенок не может осознать фактор получения укола во впереди стоящую ногу и поэтому задача тренера научить ребенка бессознательно заботиться о безопасности ноги, что является еще одной причиной разработки новой, самостоятельной методики обучения юных шпажистов, отличающейся от рапирной и сабельной.

Весома, также, причина пересмотра техники и тактики передвижения из-за изменения правил соревнований по фехтованию на шпагах. Если раньше бои проводились до 5 уколов и продолжительность боя была 4 минуты, то в настоящее время бои проводятся до 15 уколов и время боя увеличилось до 9 минут, соответственно увеличился объем передвижений в ходе боя, а следовательно, повысилась нагрузка на ноги, а значит и на организм в целом.

В тоже время, с уходом от классической рапирной стойки и передвижений в ней, увеличилась динамичность фехтовального поединка, следовательно возникла проблема развития специальной выносливости и двигательных навыков у юных шпажистов уже на самых ранних этапах тренировочного процесса.

Мало того, значима проблема и омолаживания фехтования, ведь им теперь занимаются не с 14 лет, как раньше, а с 9 лет. А следовательно, соединив ранний возраст, огромную нагрузку на организм, иное

психологическое состояние ребенка в этом возрасте, нужна совершенно новая методика обучения и проведения занятий по фехтованию на шпагах, учитывая физиологию, психологию ребенка, методика, не приносящая ущерба юному организму и его психике, методика, позволяющая добиться в кратчайший период времени полнейшее освоение техники передвижения шпажиста. Автор работы уверен, что она будет полезна всем, кто любит этот вид спорта, в частности, фехтование на шпагах.

Цель исследования: разработать и научно обосновать рациональную модель передвижения высококлассных шпажистов, создать методику обучения современной технике передвижения шпажистов и проверить в педагогическом эксперименте целесообразность ее использования для обучения юных фехтовальщиков.

Объект исследования: тренировочный и соревновательный процессы, направленные на подготовку фехтовальщиков шпажистов.

Предмет исследования: техника передвижения юных фехтовальщиков на шпагах в тренировочном и соревновательном процессах.

Гипотеза исследования: тренировочные и соревновательные процессы по подготовке юных шпажистов будут эффективными и способствующими достижению высоких спортивных результатов в более короткие сроки, если будет разработана рациональная научно обоснованная «модель» техники передвижения фехтовальщиков шпажистов и на ее базе создана и реализована соответствующая методика, учитывающая функциональное состояние организма спортсменов и их психологическую подготовку.

Задачи исследования:

  1. Исследовать теоретические предпосылки становления и совершенствования теории и методики отечественного фехтования.

  2. Научно обосновать рациональную модель передвижения в фехтовании на шпагах.

3. Разработать методику обучения передвижениям юных

шпажистов.

4. Проверить в педагогическом эксперименте эффективность
методики обучения передвижениям юных шпажистов.

Научная новизна и теоретическая значимость. В диссертационной работе на основе исследований создана и научно обоснованна современная модель техники передвижения фехтовальщиков на шпагах.

Разработана методика обучения технике рациональной модели передвижения, включающая в себя описание основных элементов техники, методику обучения приемам передвижения, средства и методы общей и специальной подготовки фехтовальщиков, содержащие «Стретч», специально-подготовительные упражнения, специальные подводящие упражнения, а также психологическую подготовку.

Теоретически разработанные и экспериментально проверенные в исследовании положения дополняют методику современного фехтования по проблемам спортивной техники и технико-тактического совершенствования, объективизируют представления о системе передвижений в фехтовальном поединке.

Практическая значимость. Применение в тренировочном процессе рациональной модели и разработанных методических рекомендаций позволяют значительно повысить эффективность обучения технике передвижения, ускорить перенос полученных навыков в соревновательную практику и сократить сроки повышения квалификационных разрядов у юных шпажистов.

Сведения о внедрении. Результаты исследований используются в учебно-тренировочном процессе детско-юношеской школы управления образования г. Красноярска и Новосибирской спортивной детской юношеской школой олимпийского резерва.

8 Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Модель техники передвижения спортсменов высшей квалификации в современном фехтовании на шпагах;

  2. Методика тренировки юных шпажистов, включающая современную модель техники передвижения, контроль за проявлением функциональных возможностей организма и психо-педагогический контроль на учебно-тренировочных занятиях.

Апробация работы. Теоретические и методические положения
диссертации опубликованы в региональной печати. Основные

положения диссертации доложены и обсуждены

на научно-практических конференциях Красноярского государственного педагогического университета, на тренерских советах федерации фехтования города Красноярска.

Работа выполнена в соответствии с планами научно-исследовательских работ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму и согласуется с координационным планом выполнения научных разработок институтами физической культуры Российской Федерации.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций