Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Кулымов Сергей Викторович. Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов военных вузов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Челябинск, 2002 171 c. РГБ ОД, 61:03-13/425-2


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  1. Физическая культура в системе высшего военного профессионального образования 14

  2. Особенности профессиографии и структуры профессионально-прикладной физической культуры военных специалистов 34

  3. Дидактические особенности профилированного физического

образования 49

Выводы по первой главе 72

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ, ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

  1. Методика психодиагностики и тестирования профессионально-прикладной физической культуры 78

  2. Организационное и структурно-функциональное моделирование профилированного физического образования 90

  3. Результаты формирования профессионально-прикладной физической культуры 111

  4. Оценка педагогических условий формирования

профессионально-прикладной физической культуры 126

Выводы по второй главе 136

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 146

ПРИЛОЖЕНИЕ (Акты внедрения) 169

.1. з

?v

і> ВВЕДЕНИЕ



Введение диссертации:

Актуальность исследования обусловлена социальной потребно
стью формирования в процессе образования личности специалиста-
профессионала как носителя совокупности социокультурных ценно-
и стей, обладающего глубокими специальными знаниями, высокой про-

фессиональной подготовленностью, общей культурой; способного к преобразованию и распространению ценностей культуры в социум (2, с. 53; 17; 56, с. 18; 44; 151)'.

Данная проблематика относится и к высшей военной школе, обра
зовательные учреждения которой — высшие военные учебные заведе
ния (ВВУЗы) — призваны воспроизводить российскую офицерскую
элиту для различных родов войск, личность офицера-профессионала,
-%ч подготовленного к выполнению функциональных обязанностей по за-

Іа' щите Отечества.

Теория и практика высшего военного профессионального образования предполагает, что совершенствование образовательного процесса в ВВУЗах должно осуществляться в направлении подготовки специалистов с необходимым и самодостаточным запасом знаний, навыков и умений для реализации активной и творческой профессиональной деятельности (15, с. 145; 36; 44; 65; 98; 202, с. 18); иметь главной целью — при минимальных затратах обеспечить полноценную подготовку военного корпуса (2, с. 54).

В свою очередь это обусловливает использование в образователь-ной практике всей совокупности ценностей культуры, овладение кото-

ц рыми позволит прогнозировать качество сформированности личности

1 В скобках дается ссылка на источник, подробное название которого указано в библиографическом списке. Первая цифра в скобках означает порядковый номер источника, а вторая — страницу. При ссылке на несколько источников между цифрами ставится точка с запятой.

4 офицера, его важнейших культурологических характеристик. Таким образом, с опорой на культурологический подход в проектировании образовательных процессов (97; 187; 209, с. 101) можно утверждать, что именно культура и ее ценности — это не только и не столько то, что создает человек своей деятельностью, сколько то и та деятельность, которая создает, творит человека, личность.

Многогранная природа личности офицера и деятельностный подход к ее формированию (97; 123; 172, с. 198; 199) обусловливают использование в образовательной практике ВВУЗов всего многообразия видов деятельности, обеспечивающих в итоге единство и комплексность позитивного преобразования социальных (душевно-духовных) и биологических (телесных) начал человека на пути восхождения к личности.

При этом важнейшим фактором становления личности и оптимальной сочетаемости в ней социального и биологического является физическая культура и ее ценности (31, с. 118; 51; 129, с. 92—100; 134, с. 41; 184), овладение которыми обеспечивает сформированность специфического состояния — физической культуры личности субъекта (14; 114, с. 3; 174; 186; 213; 218, с. 4).

Вместе с тем особенности функциональных обязанностей офицера предусматривают овладение специфическим набором ценностей физической культуры, которые должны быть профилированными и эффективно способствовать формированию тех двигательных и личностных способностей и потребностей, которые в наилучшей мере обеспечивают профессиональную деятельность.

Однако традиционно процесс использования физической культуры в подготовке курсантов ВВУЗов осуществляется в рамках физической подготовки, целевая направленность которой — обеспечение физической готовности к боевой деятельности, овладение военными и жиз-

5 ненно важными умениями, улучшение состояния здоровья и физическо-

^^ ~^~~т~,- ҐЛ СГ\ 1 с ;с\
1
\J рсиЭСГШПЛ ^1 \J(J 1 \JJ).

При этом анализ научно-педагогической литературы по физической подготовке курсантов ВВУЗов показывает, что этот жестко регламентированный процесс не направлен на формирование физической культуры личности офицера, не носит профилированный характер в связи со спецификой профессиональной деятельности, имеет слабо выраженную направленность на становление профессионально-педагогического опыта в сфере физической культуры.

Принято считать, что профилированность ценностей физической культуры в практике профессионального образования обеспечивается на основе концептуальных представлений профессиональной физической культуры; «ответственным» же за это процессом является профилированное физическое образование, реализация которого нацелена на формирование профессиональной физической культуры личности (113, с. 4).

При этом система профессиональной физической культуры рассматривается как детерминанта, совершенствования телесно-душевно-духовного потенциала человека в связи с подготовкой и участием в конкретной профессиональной деятельности; деятельность по комплексному удовлетворению социальных потребностей и личностных способностей, обусловленных требованиями профессии.

Изложенное позволяет утверждать, что традиционно сложившаяся система физической подготовки в Российской Армии и Флоте требует разработки и обоснования новых теоретико-методических положений системы профилированного физического образования военного специалиста с целью формирования личности элитного офицера и его профессионально-прикладной физической культуры.

Таким образом, в отношении совершенствования образовательного процесса в высшей военной школе направленным использованием

ценностей физической культуры следует выделить некоторые противоречил и рассогласования между:

социальной и личностной потребностью в сформированности основных характеристик личности офицера и его физической культуры и неразработанностью методических оснований профилированного физического образования, обеспечивающего возможность полноценной трансляции специфических — профилированных — ценностей физической культуры в практику подготовки офицеров-профессионалов;

существенным функциональным потенциалом профилированных ценностей физической культуры и отсутствием обоснования программно-содержательного обеспечения процесса их присвоения.

Обозначенная проблема повышения эффективности деятельности ВВУЗов по формированию личности элитного офицера и его профес-сионально-прикладной физической культуры еще более актуальна в образовании специалистов зенитно-ракетных войск противовоздушной обороны (ПВО) в силу значительного их численного представительства в Российской Армии, высокой стратегической значимости и психофизической напряженности профессиональной службы.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование профессионально-прикладной физической культуры курсантов военных вузов».

Цель исследования — обосновать педагогические условия формирования профессионально-прикладной физической культуры личности курсантов ВВУЗов зенитно-ракетных войск ПВО.

Объект исследования — профилированное физическое образование курсантов ВВУЗов зенитно-ракетных войск ПВО.

Предмет исследования — формирование основных компонентов профессионально-прикладной физической культуры личности.

л Гипотеза исследования. Процесс профилированного физического

образования окажется эффективным в формировании профессионально-прикладной физической культуры личности курсантов при условии:

- выявления структуры профессионально-прикладной физической
культуры личности, определяющей основные и частные направления и

t подбор содержания физкультурно-спортивной деятельности;

трансформации традиционной физической подготовки в профилированное физическое образование, предусматривающее профессионально-прикладное обучение, воспитание и развитие личности курсантов;

разработанности структурно-функциональной модели профилированного физического образования, определяющей его целенаправленность и логичность реализации;

- определения дидактического и программно-содержательного
VV обеспечения процесса профилированного физического образования,

^ обусловливающих избирательность воздействий на становление про-

фессионально-прикладной физической культуры.

Перед исследованием поставлены следующие задачи:

  1. Определить теоретико-методические предпосылки направленного использования ценностей физической культуры в формировании профессионально-прикладной физической культуры личности курсантов ВВУЗов.

  2. Обосновать структуру профессионально-прикладной физической культуры личности офицера войск ПВО.

3. Разработать структурно-функциональную модель и программ-
-г но-содержательное обеспечение процесса профилированного физиче-
v ского образования.

Ч* 4. Выявить эффективность предложенного педагогического обес-

'!(j печения профилированного физического образования в становлении

профессионально-прикладной физической культуры личности.

4 Методологическую основу исследования составляют философские по-

ложения о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений и процессов окружающего мира; идеи педагогической антропологии; диалектика единства сознания и деятельности. Методологическими ориентирами исследования избраны системный (В. Г. Афанасьев, И. В. Блау-

v берг, М. Месарович, В. И. Садовский, М. В. Славин, Э. Г. Юдин), культу-

рологический (В. К. Бальсевич, И. М. Быховская, М. Я. Виленский, М. С. Каган, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров) и сопутствующий им в педагогике личностно-деятельностный (М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн) подходы. Теоретическая основа работы базируется на представлениях о взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития личности (В. С. Леднев); концепциях высшего профессионального образования (А. М. Кузьмин, А. Я. Наин, В. Г. Рындак, Г. Н. Сериков),

$ высшего военного (В. А. Барабанщиков, П. А. Корчемный, В. В. Миро-

Zf нов) и физического (П. Ф. Лесгафт, Л. И. Лубышева, Э. Майнберг, В. И.

Столяров) образования; теории и методике физической культуры, ее роли в формировании личности и ее физической культуры (Н. Н. Визитей, В. М. Выдрин, Л. П. Матвеев, В. А. Пономарчук, Н. А. Фомин), концепции профессиональной физической культуры (С. С. Коровин), переноса тренированности и навыка (М. М. Боген, В. М. Зациорский, С. Л. Рубинштейн), а также группе конкретных методов и частных методик теоретического анализа и обобщений, профессио- и спортографического исследования, педагогической психодиагностики, тестирования и измерений, педагогического эксперимента и математической статистики.

, Экспериментальной базой исследования послужил Военный уни-

верситет войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил

If,

-v Российской Федерации (г. Смоленск, г. Оренбург — филиал), а также

у научно-исследовательская лаборатория Оренбургского государствен-

ного педагогического университета.

if г

Исследование осуществлялось поэтапно в течение 1994 — 2001 гг.

Ка первом этапе — теоретико-поисковом (1994 — 1995) обосновывалась проблема исследования, изучалась литература и передовой опыт реализации физической культуры в ВВУЗах; разрабатывались теоретико-методологические и методические основы профилированного физическо-

го образования и профессионально-прикладной физической культуры, а также предварительная программа констатирующего эксперимента.

Использовались методы: теоретического анализа и обобщений (сравнительно-сопоставительный, системный, логический), педагогического наблюдения, интервьюирования, анкетирования, анализа образовательной документации.

На втором этапе — аналитико-экспериментальном (1995 — 1996)
разрабатывалась структурно-функциональная модель профилирован-
# ного физического образования курсантов ВВУЗов зенитно-ракетного

^» профиля; на основе результатов профессиографии выявлялись модель-

ные параметры профессионально-прикладной физической культуры личности офицера и ее структура; определялось программно-содержательное обеспечение процесса формирования профессионально-прикладной физической культуры (по результатам спортографии) и осуществлялась практическая апробация педагогических условий его эффективности.

Используемые методы: моделирование, педагогический экспери
мент, анкетирование, экспертная оценка, частные методики психодиаг
ностики и тестирования личностной и двигательной подготовленности,
і анализ результатов, методы математической статистики.

"* Третий этап — заключительно-опытный (1996 — 2001) был по-

У священ реализации программы формирующего педагогического экспе-

fj римента в ВВУЗах зенитно-ракетного профиля; разработке соответст-

вующих педагогических технологий; выработке критериев и уровней

10 оценки профессионально-прикладной физической культуры личности офицера; внедрению в образовательный процесс структурно-функциональной модели профилированного физического образования и соответствующих образовательных программ; обработке результатов диссертационного исследования и оформлению диссертации.

На этом этапе использовались методы: анализа результатов эксперимента и их статистической обработки; графического оформления.

Научная новизна исследования заключается:

в разработке структурно-функциональной модели и программно-содержательного обеспечения процесса профилированного физического образования курсантов ВВУЗов противовоздушной обороны войск ПВО;

в выявлении структуры профессионально-прикладной физической культуры личности офицера, включающей психофизический, образовательный и аксиологический компоненты;

в определении профессиографических особенностей профессиональной деятельности офицеров зенитно-ракетных войск ПВО.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении системы современных теоретических, методологических и организационных представлений о подготовке российской офицерской элиты войск противовоздушной обороны направленным использованием физической культуры. Выявленная структура профессионально-прикладной физической культуры личности офицеров-профессионалов, разработанные структурно-функциональная модель и программно-содержательное обеспечение профилированного физического образования ВВУЗов зенитно-ракетных войск ПВО дополняют современную теорию и практику военной педагогики и физической культуры основными направлениями и способами формирования профессионально-прикладной физической культуры личности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны и внедрены в образовательный процесс ВБУЗа зенитно-ракетных войск ПВО учебные пособия, методические разработки и рекомендации, направленные на совершенствование профилированного физического образования курсантов, формирование характерных компонентов профессионально-прикладной физической культуры личности офицеров.

Материалы, отражающие дидактические основы профилированного образования и его структуру, могут быть применены в практике подготовки курсантов других военных специальностей и в образовательной практике преподавателей ВВУЗов.

Обоснованность и достоверность результатов и выводов обеспечивается совокупностью исходных методологических и теоретических положений; использованием системного, культурологического и личностно-деятельностного подходов к решению поставленной проблемы; длительным характером изучения военной педагогической теории и практики; применением совокупности методов, адекватных проблеме, объекту, предмету и задачам исследования; подтверждается результатами педагогического эксперимента, свидетельствующими о позитивных изменениях в сформированности профессионально-прикладной физической культуры личности офицера.

На защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Профессионально-прикладная физическая культура является одной из важнейших характеристик российского офицера и одним из критериальных показателей его профессиональной пригодности.

  2. Основными компонентами профессионально-прикладной физической культуры личности являются аксиологический, образовательный и психофизический, отражающие сформированность теоретической, специально-профессиональной и физкультурно-методической

12 подготовленности, ценностных ориентации и отношений личности, состояние военно-прикладной физической и психомоторной подготовленности.

  1. Для подготовки офицера-профессионала войск противовоздушной обороны и формирования его профессионально-прикладной физической культуры необходимо единство психофизиологической, социально-личностной, профессионально-прикладной двигательной и физкультурное етодической направленности в использовании ценностей физической культуры.

  2. Основными педагогическими условиями формирования профессионально-прикладной физической культуры личности курсантов являются: обеспечение единства профессионально-прикладного обучения, воспитания и развития личности в ходе ПФО; выявление структуры профессионально-прикладной физической культуры; разработанность структурно-функциональной модели ПФО и его программно-содержательного обеспечения.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании Ученого совета филиала Военного университета войсковой ПВО Вооруженных сил России (г. Оренбург, 1995—2001 гг.); методических совещаниях руководящего состава ВВУЗа, преподавателей и командиров курсантских подразделений (1995—2000 гг.); на межвузовских научных конференциях по проблемам образования в Оренбурге и Смоленске (1997—2001), Челябинске и Омске (1999— 2001 гг.); на заседаниях кафедры теоретических основ физического воспитания Оренбургского государственного педагогического университета (1998—2001 гг.).

Основные результаты исследования внедрены в образовательную практику Военного университета войсковой ПВО Вооруженных Сил РФ (г. Оренбург, г. Смоленск); используются руководящим составом

13 названных ВВУЗов, преподавателями и командирами курсантских подразделений в процессе профессиональной подготовки будущих офицеров. Автором опубликовано 9 работ по проблеме исследования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения, содержащего акты внедрения.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций