Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Курова Алла Валентиновна. Проектное обучение как условие организации разноуровневой системы повышения квалификации учителей иностранного языка : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 1999 144 c. РГБ ОД, 61:01-13/817-1


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ ,

ГЛАВА 1. Социально-педагогические вопросы изучения
t иностранного языка

1.1. ЮНЕСКО о личностно формирующем потенциале

образования 14

  1. Социально-педагогические функции языков международного общения 18

  2. Социокультурное образование в условиях учебного иноязычного общения 30

' 1.4. Основные цели и задачи обучения иностранному языку

как специальности 42

ГЛАВА 2. Проектное обучение в разноуровневой системе

повышения квалификации учителей иностранного языка

  1. К истории вопроса о проектном обучении 58

  2. Типология учебно-методических проектов в разноуровневой системе повышения квалификации учителей 61

19 2.3. Вопросы развития творческой активности и

самостоятельной деятельности в непрерывным образовании

и самообразовании учителей в проектном обучении 74

ГЛАВА 3. Опыт использования проектного обучения в

разноуровневой системе регионального повышения квалификации учителей

  1. Технология разработки учебно-методических проектов 86

  2. Работа над проектом и интернациональное сотрудничество 91

! 3.3. Опыт использования учебно-методических проектов в

разноуровневой системе повышения квалификации учителей I

иностранного языка Пензенской области 94

  1. Разработка пособия "A walking tour of Penza" для 9-11 классов.

  2. Российско-американский проект «Окно в мир».

  3. Разработка методических рекомендаций к проекту

«По следам английской культуры в Пензенской области».

3.3.4. Проект «Региональный подход к обучению

* иностранному языку» (на примере Пензенской области)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130

БИБЛИОГРАФИЯ 133

Г« 2



Введение диссертации:

В современных условиях развития российского общества осуществляется активное обновление всех сфер системы образования. Инновационные процессы, затронувшие как содержание, так и формы образовательно-воспитательного процесса на различных уровнях, выдвигают новые требования к профессиональной подготовке участников данного процесса (154,161, 162)

В ходе профессиональной подготовки и дальнейшего роста профессионального мастерства учитель нуждается как в помощи для решения существующих актуальных педагогических проблем, так и в помощи, связанной с необходимостью совершенствования своей педагогической деятельности. Отметим, что данный вопрос особенно остро стоит в области преподавания иностранного языка и связан с тенденциями развития мирового сообщества, о чем будет вестись речь ниже.

Исследования показывают, что с конца 80-х годов в России начал существенно меняться социокультурный контекст изучения иностранных языков, входящих в систему языков международного общения - так называемых мировых языков (1,18,49,102,158,163).

Постепенное превращение Российской Федерации в более открытое общество стало стимулировать широкое развитие международного сотрудничества как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это существенно усилило признание различными социальными группами россиян острой необходимости овладения одним или несколькими иностранными языками международного общения, что в свою очередь повлияло на социальный статус иностранного языка как учебного предмета. (163, 164).

Технологические инновации 20-го столетия значительно расширили возможности межкультурного общения людей из стран различных континентов. В настоящее время существуют предпосылки для осознания человеком не только своей принадлежности к определенной стране, к определенному социуму, но и осознания себя как граждана мира, имеющего право на культурное наследие мировой цивилизации и осмысляющего свою ответственность за выбор человечеством пути развития в 21 веке.

Однако технологическая готовность человеческой цивилизации к мировому межкультурному общению является хотя и необходимым, но недостаточным его условием. Вторым важнейшим условием выступает создание международной системы лингвистического образования, которая бы позволила значительно расширить круг лиц, способных взаимодействовать в качестве субъекта и объекта диалога различных культур. Для этого | необходимо понимание социально-педагогических, психологических, лингводидактических и методических основ социокультурного гуманистического личностно-ориентированного образования.

Исследования в области педагогики сотрудничества, дидактической социологии и социолингвистики, коммуникативно ориентированной этнографии, страноведчески маркированной коммуникативной методики обучения иностранным языкам, международный опыт глобализации содержания и форм образования в США и, в частности, "европеизации" содержания образования с 70-х годов в западноевропейских странах, а затем с начала 90-х годов в восточноевропейских странах - все это создает основу и условия для создания такой модели языкового образования, в которой социокультурное образование средствами родного и неродного (в том числе и иностранного) языка осуществляется по принципу расширяющегося круга соизучаемых культур (от этнических и суперэтнических культур,

/

разновидностей социальных субкультур, к геополитически взаимосвязанным континентально-региональным культурным пластам и цивилизациям, а затем и к мировой культуре и общепланетарной цивилизации) и с ориентацией на диалог культур как жизненную философию образования и стиль жизни индивида.

Как следствие существующих в настоящее время тенденций возникла необходимость разработки системы подготовки специалистов в различных областях науки и техники, владеющих нормами межкультурного общения на иностранном языке. Соответственно изучение иностранного языка должно рассматриваться и осуществляться в контексте диалога культур (национальных, социальных) и цивилизаций.

В последние десятилетия особенно интенсивно стали рассматриваться и вопросы профессиональной подготовки учителей иностранного языка (173). I Анализ работ показывает, что исследователи данного вопроса в основном ориентируются на подготовку студентов педагогических вузов. В ряде работ изучаются различные аспекты организации педагогического общения при подготовке учителей иностранного языка: профессиональная направленность учебного процесса в высших учебных заведениях, системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку в педагогическом вузе, развитие умений педагогического общения у будущих учителей иностранного языка в процессе само- и взаимообучения, обучение будущих учителей иностранного языка педагогическому общению с использованием видеотренинга, профессиональная подготовка преподавателей иностранного языка в области письменной речи, организация курса страноведения в системе профессиональной подготовки учителей иностранного языка, использование ситуаций ролевого общения для профессионально-методической подготовки студентов, педагогические факторы формирования коммуникативности у

студентов педагогического института, проблемы формирования методического мышления студентов во время первой педагогической практики (16,19,25, 62/84,108, 128, 173) и другие.

Однако, новая мировоззренческая ориентация и многовариативность языковых потребностей в обществе, диалог и сотрудничество как единое средство сохранения и развития цивилизации и др.требует поиска новых подходов к подготовке учителя иностранного языка, способного выполнять роль субъекта диалога культур.

Особо отметим, обзор научно-методической литературы свидетельствует о том, что несмотря на довольно интенсивное развитие научной мысли в последнее время, вопросы послевузовской подготовки учителей иностранного языка остаются без должного внимания. Необходимость совершенствования разноуровневой системы повышения квалификации учителей иностранного языка определяет актуальность нашего исследования.

Как показывает изучение педагогической практики, сравнительно новой, но интенсивно развивающейся формой повышения квалификации педагогических кадров в послевузовской подготовке вляется участие в разработке учебно-методических проектов.

Система проектного обучения выступает как одна из эффективных форм развивающего обучения. Содержательно она представляет собой серию последовательно выполняемых учебных проектов монопредметного или интегративного типа. Планируемые по указанным проектам для исследования объекты имеют между собой органическую связь и располагаются в порядке нарастающей сложности, соответствующей определенному профессиональному уровню учителей.

Проектные исследования основываются на единстве всех форм постижения действительности - интуиции и логики, догадки и анализа, науки и искусства и др. Эти важные процессы постоянно востребуются жизненными ситуациями, в которых умение мыслить и действовать целостно и многоаспектно выходит на первый план, в то время как традиционное обучение нацелено на поэлементную мыслительную активность.

Проектное обучение является эффективным развивающим средством, его технологии опираются на законы развития психики человека. Последнее особенно важно, потому что дефицит развивающего потенциала в отечественных вузах отчетливо обозначился, развитие и формирование качеств творческой личности происходит стихийно, непродуктивно и нередко с асоциальным оттенком. Разработка различных аспектов развивающего обучения связана с именами Ш.А.Амонашвили, В.С.Библера, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, В.В.Сафоновой, Д.Б.Эльконина и др. Разработки этих авторов использованы нами как исходные предпосылки для планируемых исследований.

Социальная значимость обозначенных проблем, возрастающая потребность в совершенствовании системы послевузовской подготовки учителей иностранного языка определили выбор темы исследования -«ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗНОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА».

Необходимость формирования новой мировоззренческой ориентации, поиска новых педагогических подходов к послевузовской подготовке учителя иностранного языка, способного выполнять активную творческую роль субъекта диалога культур, повышения уровня его педагогического мастерства определяют основную проблематику исследования.

Решение данной проблемы составляет цель исследования. В качестве объекта исследования рассматриваются социально-педагогические вопросы изучения языков международного общения как

специальности.

Предметом исследования является технология использования учебно-методических проектов как инструмента обучения межкультурному общению в разноуровневой системе повышения квалификации учителей иностранного языка.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой росту
уровня эффективности и результативности системы повышения
квалификации учителей иностранного языка способствует целенаправленная
работа над учебно-методическими проектами.
г* В разноуровневой системе послевузовской подготовки учителей,

связанной с проектной деятельностью,

должны учитываться социокультурные особенности иноязычной речи;

уровень владения языком;

должны быть созданы дидактические условия для профессионального

осознания проблем обучения культуроведческой проектной деятельности,

для вовлечения обучаемых в межкультурную коммуникацию;

должна обеспечиваться многоуровневая модульная подготовка специалистов по иностранному языку в области межкультурного общения.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач исследования :

* 1. Определить основные направления реформирования
образовательных систем, основы модели международной общепланетарной
педагогики, педагогики воспитания в духе диалога культур.

»

2. Выявить социально-педагогические функции языков
международного общения в современных условиях. Определить
социокультурный портрет иностранного языка как учебного предмета, что

ф является своеобразным ключом к интерпретации целей и задач изучения

данной дисциплины.

  1. Рассмотреть социально-педагогические вопросы изучения языков межнационального общения в современных условиях.

  2. Определить цели и задачи обучения иностранному языку как специальности.

5. Обосновать возможности повышения квалификации учителей
иностранного языка на основе проектного обучения.

6. Определить основные направления, структуру и содержание работы
т над учебно-методическими проектами в разноуровневой системе повышения

квалификации учителей иностранного языка.

7. Разработать варианты учебно-методических проектов как составную
часть программы повышения квалификации учителей иностранного языка
Пензенской области.

Методологическую основу исследования составляют общие принципы
образования; теоретико-методические основы развития и функционирования
системы повышения квалификации как подсистемы образовательного
пространства; положения философской и педагогической науки о
деятельностной и творческой природе человека; современные положения
лингводидактики, культурологии, психологии, психолингвистики;
Ф положения диалектико-материалистического учения о развитии личности,

теории деятельности, формирования профессионально-педагогических умений; системно-структрурный и личностно-развивающий подходы к

анализу педагогической деятельности и профессионального развития педагога.

Методы исследования: теоретический анализ общих проблем непрерывного образования; анализ специальной литературы по исследуемой проблеме; изучение и анализ нормативных и директивных документов; выявление, изучение и обобщение новых педагогических технологий, достижений передовой педагогической практики в области образования; анализ учебно-программной документации; опросные методы (анкетирование, тестирование, беседы и др.), прямые и косвенные наблюдения, педагогический эксперимент на базе Областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования г. Пензы и др.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в 1995-1999 г.г. и включало три этапа.

  1. Подготовительный этап (1995-1996 г.г.): изучение состояния проблемы в теории и практике, изучение потенциала и реальных потребностей функционирования и развития разноуровневой системы повышения квалификации учителей иностранного языка Пензенской области, формулирование гипотезы, определение основных задач научно-теоретической и научно-практической работы.

  2. Второй этап (1996-1997 г.г.): определение основных направлений, структуры и содержания работы над учебно-методическими проектами, определение технологии разработки учебно-методических проектов на основе культуроведческих подходов в разноуровневой системе повышения квалификации учителей иностранного языка.

3. Третий этап (1997 - 1999 г.г.): разработка программы

экспериментальной работы, связанной с использованием проектного

обучения в системе повышения квалификации учителей

иностранного языка; разработка вариантов учебно-методических

проектов как составной части программы повышения квалификации

учителей иностранного языка; формулирование окончательных

выводов и оформление диссертационного исследования.

Базой исследования явился Областной институт повышения

квалификации и переподготовки работников образования г. Пензы,

Лингвистический центр ИІЖ и ПРО, Пензенский государственный

педагогический университет, лингвистическая гимназия № 6 г. Пензы.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны структура и содержание проектной деятельности, наиболее полно раскрыты направления работы над учебно-методическими проектами в системе повышения квалификации учителей иностранного языка в области культуроведения соизучаемых стран, образа жизни и стилей жизни народов, что существенным образом влияет на эффективность иноязычной коммуникации и обучения нормам устного общения на английском языке. Описан опыт использования технологии культуроведческих проектов в разноуровневой системе повышения квалификации учителей иностранного языка Пензенской области. Определены связи и отношения между развитием системы регионального образования и повышением уровня квалификации учителей иностранного языка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выдвинутые теоретико-методические положения были использованы для проектирования усовершенствованной системы повышения квалификации учителей иностранного языка Пензенской области; разработанные модели

проектного обучения, ориентированные на повышение уровня психолого-педагогической компетенции учителя, вносят вклад в реформирование региональной образовательной системы обучения иностранным языкам как

ф специальности, в развитие региональной педагогики воспитания в духе

диалога культур.

Разработаны основы программы разноуровневой системы повышения квалификации учителей иностранного языка Пензенской области.

Выводы и рекомендации исследования могут быть использованы для оптимизации повышения квалификации учителей в системе непрерывного образования.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику проводились на базе средней школы № 25, Лингвистического центра

м областного института повышения квалификации и переподготовки

работников образования г. Пензы, в ходе систематического чтения лекций

разным категориям слушателей (в последний год было проведено 4 курсов

для 74 школ с преподаванием английского языка г. Пензы и 3 курсов для 160

школ Пензенской области), в ходе реализации проектов совместно с

зарубежными издательствами (Oxford University Press, Heinemann, Longman.). *

Результаты исследования были предметом обсуждения на городских и

административных совещаниях.

Основные положения и выводы исследования докладывались на

научно-практических конференциях - на международной конференции

Совета Европы в Таллине (1998 г.), на городских научно-практических

'» конференциях учителей г. Пензы (1997 г., 1998 г., 1999 г.).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась опорой на

отечественные работы в области педагогики, психологии, методики обучения

иностранным языкам, а также многократной проверкой научных выводов в 36 образовательных учреждениях разного типа.

Базой исследования явился Областной институт повышения квалификации работников образования г. Пензы, Департамент образования г. Пензы, Лингвистический научно-методическй центр, школы и дошкольные учреждения г. Пензы и области.

На защиту выносятся:

  1. Основные направления реформирования системы образования связаны с разработкой основы модели международной общепланетарной педагогики, педагогики диалога культур.

  2. Эффективность системы повышения квалификации учителей иностранного языка в современных условиях определяется тем, насколько она обеспечивает развитие профессионально-личностных характеристик учителя, что связано с реформированием образовательной системы на основе принципов и стратегии международного воспитания ( Рекомендации ЮНЕСКО).

  3. Наиболее эффективным подходом в совершенствовании разноуровневой системы повышения квалификации учителей иностранного языка является использование технологии проектного обучения.

  4. Успешное решение социально-педагогических задач в области преподавания иностранных языков возможно при учете всех факторов, отражающих специфику региона (г. Пензы и Пензенской области).

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций