Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Лосева Лариса Владимировна. Социально-педагогические инновации в развитии региональной образовательной системы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Москва, 2000 154 c. РГБ ОД, 61:00-13/337-1


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

ф Глава 1. Социально-педагогические инновации как фактор

устойчивого развития региональной системы образования 13

1. Сущность и особенности социально-педагогических

инноваций 14

2. Анализ практической деятельности образовательных

учреждений по внедрению социально - педагогических инноваций 35

3. Социально-педагогические основы развития региональной
системы образования 50

* Глава П. Условия эффективного внедрения инноваций в социально-
педагогическую практику образовательных учреждений 74

1. Содержание инновационной социально-педагогической
деятельности учреждений образования 74

2. Современные технологии инновационной социально-
педагогической деятельности в сфере образования 100

3. Реализация социально-педагогических инноваций

в управлении развитием региональной системы образования 106

Заключение 114

Библиография 119

Приложения 134



Введение диссертации:

Социально-экономическое переустройство общества ведет к изменениям в системе образования, одной из немногих сфер, сохраняющей, несмотря на трудности и потери, основной потенциал в силу специфичного консерватизма, присущего образовательной сфере независимо от хронологических и страноведческих характеристик. Однако наряду с тенденцией к устойчивости в системе образования объективно развиваются процессы, способствующие обновлению этой системы в соответствии с меняющимся социальным фоном, без чего невозможно ее развитие.

В современных условиях стало заметным появление и развитие новых социальных функций образовательных учреждений и ведомственных органов управления: исследовательской, социально-защитной, социально-преобразующей и некоторых других. Опережающее или, в крайнем случае, своевременное развитие сферы образования в значительной мере определяет успешность социальной реконструкции всего общества. В условиях демократизации основных гражданских социальных институтов значительная и все более увеличивающаяся часть функций управления переходит к региональным структурам, которые самостоятельно определяют стратегию, тактику и ресурсы развития региональных образовательных систем на основе федеральной образовательной доктрины.

Именно в последние годы процесс генерирования новых идей, экспериментальной деятельности, изучения, обобщения, распространения и использования передового и инновационного опыта протекает особенно интенсивно, приводит к существенным изменениям в образовательной практике и стиле мышления педагогических кадров - от руководителя региональной системы образования до учителя-предметника.

Педагогические инновации становятся заметным фактором развития региональных образовательных систем. Органы управления, педагогические коллективы, творчески работающие педагоги сталкиваются с рядом проблем: необходимость пересмотра и переосмысления педагогических концепций, технологий, подходов, форм работы; поиск ресурсов, в том числе новейших (информационных); создание подсистемы обеспечения процесса разработки и внедрения инноваций в педагогическую практику.

На повестку дня встал вопрос о профессионализме кадров, владеющих способами и умениями научного диагностирования социально-педагогической ситуации общественного развития и разработки стратегии и тактики инновационной политики в сфере образования.

В педагогической науке вопросы инновационной деятельности в системе образования постоянно исследовались специалистами. Однако социально-педагогические инновации как фактор развития региональной образовательной системы не были предметом специального рассмотрения, с одной стороны, в силу сравнительно недавнего появления стремительно развивающейся социальной педагогики как науки и области практической деятельности, с другой стороны, относительной новизной общественной тенденции децентрализации и регионализации образования. Кроме того, эффективность частных, собственно педагогических (например, методических) инноваций значительно ниже, если они не подкреплены, не поддержаны в социально-педагогическом плане. Таким образом, имеет значение как создание поддерживающего социально-педагогического контекста для частных инноваций, так и собственно социально-педагогические инновации, определенный объем, масштаб и уровень которых способен существенно интенсифицировать развитие региональной системы образования в целом.

Актуальность диссертационной работы определяется ее направленностью на теоретическое осмысление потребности в социально-педагогических

инновациях, определения их научных основ, условий формирования и распространения.

Таким образом, органическая взаимосвязь социальных и педагогических аспектов в разрешении обозначенной проблемы и необходимость разработки теоретических оснований ее решения обусловили выбор темы нашего исследования «Социально-педагогические инновации в развитии региональной образовательной системы».

Объектом исследования является региональная система образования в процессе развития.

Предмет исследования: социально-педагогические инновационные элементы в развивающейся региональной образовательной системе.

Цель исследования: разработать теоретические основы социально-педагогических инноваций и полного цикла их организационно-педагогического сопровождения в современной региональной системе образования.

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных исследовательских задач:

  1. Определить сущность и особенности социально-педагогических инноваций в образовании.

  2. Проанализировать практическую деятельность коллективных и индивидуальных субъектов в образовании, обеспечивающих внедрение социально-педагогических инноваций на региональном уровне.

  3. Определить основы развития региональной системы образования посредством внедрения социально-педагогических инноваций.

  4. Апробировать технологии инновационной социально-педагогической деятельности в сфере образования и разработать рекомендации в адрес образовательных учреждений.

Гипотеза исследования:

Процесс развития региональной образовательной системы как состав-

ной части системы более широкого социального порядка детерминирован общественными условиями. Эффективность этого процесса определяется, прежде всего, взаимосвязью образования и других секторов социальной сферы; социально-педагогическими нововведениями как фактором прогрессивного развития образования; профессионализмом кадров, их способностью принимать научно обоснованные решения в управлении образованием и в воспитании, обучении, развитии, социальной защите детей, позволяющие привести в движение механизмы выдвижения и внедрения социально-педагогических инноваций, полноценно использовать возможности личности, семьи, других социальных институтов формирующегося гражданского общества.

Методологической основой исследования послужили философские, историко-педагогические концепции развития образовательных систем, положения общей теории управления, социально-педагогические идеи управления инновационными процессами, положения системного подхода к изучению социально-педагогических инноваций, их взаимообусловленности развитием образовательных процессов на микро- и макроуровнях.

Настоящее исследование осуществлялось на основе анализа трудов ученых, внесших значительный вклад в разработку социально-педагогических основ воспитательно-образовательного процесса (А.И. Арнольдов, В.Г. Афанасьев, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, П.П. Блонский, Л.П. Буева, Б.З. Вуль-фов, СИ. Григорьев, В.Н. Гуров, М.П. Гурьянова, В.И. Загвязинский, И.А. Зимняя, P.M. Куличенко, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, Л.И. Новикова, М.И. Рожков, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, B.C. Торохтий, Н.Б. Шмелева, Г.Н. Филонов, Т.Ф. Яркина и др.). Для нашего исследования имели значение также педагогические труды Н.К. Крупской, А.В. Луначарского и СТ. Шацкого. Мы также опирались на проведенные исследования, в которых рассматривались историко-философские аспекты изучаемой темы (Н.Г. Алексеев, Л.В. Бадя, В.А. Журавлев, Т.М. Михайлов, А.П. Окладников,

С.С. Фролов).

В психолого-педагогическом аспекте изучаемой проблемы теоретическую основу составили труды Б.Г. Ананьева, Ю.К. Бабанского, С.А. Беличе-вой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, И.В. Иванова, А.Н. Леонтьева, Л.П. Ромадина; государственно-правовом аспекте - труды В.А. Болотова, Е.В. Тка-ченко, В.Г. Кинелева и др.

Общие вопросы управления инновационными процессами и учреждениями в образовании рассматривались в трудах Л.И. Вагиной, М.Г. Захарова, Ю.А. Конаржевского, B.C. Лазарева, И.С. Марьенко, М.М. Поташника, В.И. Слободчикова, В.П. Стрезикозина и др.

Аспекты регионального управления образованием изучены в диссертационных исследованиях последних лет: В.Н. Аверкина, Т.Ф. Борисовой, Н.И. Бутенко, В.Ф. Бут, А.П. Волчковой, Г.Г. Воробьевой, Н.Ю. Клименко, А.Г. Корниловой, С.Д. Намсараева, З.Г. Найденовой, Т.А. Полуниной, О.Г. Прохоровой, П.П. Семенова, Н.Г. Ратановой, Л.Д. Рогозиной, А.И. Таюрского, В.З. Юсупова, Е.А. Ямбурга и др.

База и методы исследования. Исследование осуществлялось на базе образовательной системы Норильского промышленного района, включающего города Норильск, Талнах, Кайеркан, пос. Снежногорск, Алыкель, жилой массив Оганер. Опытно-экспериментальной работой были охвачены 9 образовательных учреждений разного типа, а также ряд социально-педагогических служб. Всего в процессе исследования участвовало более 600 педагогов различных образовательных учреждений, в том числе 42 специалиста органов управления образованием разного уровня.

В процессе решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования, предусматривающий изучение теоретических источников, изучение, анализ и обобщение опытной и экспериментальной практики социально-педагогической деятельности образовательных структур региона. При-

менялись методы наблюдения, анкетирования, беседы; анализ рабочих, нормативных, инструктивных и методических документов и материалов, а также результатов деятельности учащихся и педагогических коллективов учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных школ, дошкольных учреждений, структур управления Норильского промышленного района. Осуществлялся ретроспективный анализ и обобщение собственного опыта диссертанта как руководителя Управления образования Норильского промышленного района. Анализировались особенности влияния различных факторов на эффективность развития образовательной системы, а также определялись и реконструировались устаревшие, неперспективные структуры, тормозящие процесс развития социально-педагогических инноваций.

Личное участие диссертантки в исследовании состоит в непосредственной организации и проведении опытно-экспериментальной работы, в разработке идей и основных положений диссертации с 1993 по 1999 годы. Исследование осуществлялось по тематике Института педагогики социальной работы РАО, включенной в Комплексную программу РАО «Педагогика социальной работы: интеграция науки и практики» в течение 1997-1999 гг.

Исследование осуществлялось в течение семи лет и включает три этапа.

На первом этапе (1993-1995гг.) диссертант изучал философскую, социологическую, педагогическую и психологическую литературу; передовой и массовый опыт социально-педагогической работы. В ходе изучения мировой и отечественной практики анализировались процессы зарождения, проверки результативности и внедрения социально-педагогических инноваций, их влияние на развитие образовательной системы региона.

На втором этапе (1995-1997гг.) диссертант, являясь руководителем проекта «Развитие системы образования Норильского промышленного района», проводил опытно-экспериментальное исследование по обоснованию социально-педагогических инноваций и их внедрению в регионе.

На третьем этапе (1997-1999гг.) проводилась проверка эффективности инновационной социально-педагогической деятельности образовательных учреждений. В качестве основного элемента оценки было избрано формирование условий создания и функционирования инновационных учреждений: лицея искусств, физико-математического колледжа, гимназий, центров внешкольной работы, домов детского творчества, центра развития образования, центра семьи, учебно-профессиональных комплексов, а также составных частей традиционных образовательных учреждений, работающих в режиме инноваций. Были скомплектованы классы допрофессиональной подготовки, открыты психолого-педагогические службы в общеобразовательных школах, введены спецкурсы по соответствующей проблематике в систему повышения квалификации педагогических кадров. На данном этапе подведены итоги и оформлены результаты диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в определении сущности и особенностей социально-педагогических инноваций в образовании; в выявлении воспитательного и развивающего потенциала социально-педагогических идей, обеспечивающих развитие региональной системы образования; в разработке технологий инновационной социально-педагогической деятельности и полного цикла организационно-педагогического сопровождения социально - педагогических инноваций в региональной системе образования.

Практическая значимость исследования состоит в разработке механизма распространения и внедрения социально-педагогических инноваций на региональном уровне; региональных социально-педагогических программ, направленных на преодоление кризисных явлений в региональной системе образования; новых направлений взаимодействия между системой образования и другими смежными секторами социальной сферы в целях более полного и адресного удовлетворения запросов населения и снижения социальной на-

пряженности в регионе; диагностического инструментария по оценке эффективности социально-педагогических инноваций; методических рекомендаций для системы повышения квалификации работников образования и руководителей образовательных учреждений по проблемам инновационной социально-педагогической деятельности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась путем сопоставления данных, полученных различными исследовательскими методами, апробирования методик в процессе пилотажных обследований в образовательных учреждениях, а также через сопоставление материалов, полученных в результате педагогического наблюдения в процессе изменения и оценки деятельности образовательных учреждений, изучения детей, подростков, взрослых в процессе их деятельности и общения. Достоверность результатов подтверждается использованием совокупности методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования; разносторонним анализом эмпирических данных, результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, а также позитивными изменениями в содержании и направлении деятельности образовательных учреждений; улучшением нравственной и психологической атмосферы в семьях учащихся, тенденцией сокращения количества правонарушений несовершеннолетних и другими традиционными для системы образования показателями оценки эффективности работы.

Обоснованность выводов и рекомендаций подтверждается широкой апробацией исследования, внедрением его результатов в 32 образовательных учреждениях Норильского региона, в ряде школ Красноярского края, Волгоградской области, других территорий России, Украины, а также выступлениями автора на региональных конференциях и семинарах (с 1993 по 1999 гг.), на сессиях Института педагогики социальной работы РАО (1997-1999 гг.), а также на Международном Конгрессе социальных педагогов и социальных

работников (Израиль, 1998 г.) и авторских публикациях.

Практическое применение разработанной автором программы помогло образовательным учреждениям региона качественно изменить содержание и организацию социально-воспитательной деятельности учреждений дошкольного, общеобразовательного, профессионального типа, дополнительного образования детей; расширить сеть инновационных образовательных учреждений; апробировать вариативные социально-педагогические программы; значительно расширить номенклатуру дополнительных образовательных и социальных услуг, а также внести изменения в штатное расписание, пополнив его новыми должностями и скорректировав функциональные обязанности ряда прежних должностей.

На защиту выносятся следующие положения:

развитие региональной системы образования детерминировано социальными и историческими условиями страны как федерального государства и объективно обосновано социально-экономическими, политическими, культурными условиями и факторами развития регионов. Потребность в перенесении акцента в системе образования с режима традиционного функционирования на режим инновационного развития предполагает, прежде всего, социально-педагогический подход в деятельности образовательных учреждений всех видов и типов, интенсивное внедрение в эту деятельность социально-педагогических инноваций;

сущность и особенности социально-педагогических инноваций, предусматривающих, в конечном итоге, гармонизацию отношений личности и социума, открытый характер и широкую систему взаимодействий учреждений образования с семьей и другими социальными институтами создают реальные условия для полноценного использования в образовательных целях возможности личности и общества -

и в этом смысле социально-педагогические инновации могут рассматриваться как движущая сила развития системы образования; совершенствование управления системой образования достигается обеспечением социально-педагогических условий, связанных с ин-тегрированностью региональной модели в общее социально-политическое и образовательное пространство страны с его государственным, правовым и финансовым обеспечением; комплексностью содержания и организации социально-педагогической деятельности образовательных учреждений всех ступеней и типов (в том числе инновационных); а также согласованностью деятельности с другими учреждениями социальной сферы; единой направленностью образовательного процесса, включающего обучение, социальное воспитание и социальную защиту личности на всех этапах ее онтогенеза.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций