Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Оверин Николай Геннадиевич. Теоретические и методические основы обучения художественной обработке бересты в системе дополнительного образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 175 c. РГБ ОД, 61:02-13/1078-0


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Исторические и педагогические основы обучения

учащихся художественной обработке бересты 11

1.1 Историческое значение обработки бересты в жизни народов

Севера 11

  1. Психолого-педагогические основы приобщения школьников к традиционному берестяному ремеслу 36

  2. Берестяное искусство народов Коми в учебном процессе образовательных учреждений 49

Глава 2. Методическая система обучения художественной

обработке бересты в системе образовательных учреждений 58

2.1. Методические основы обучения учащихся художественной
обработке бересты 58

2.2. Методические рекомендации по организации учебного
процесса в учреждениях системы дополнительного
образования по художественной обработке бересты 102

2.3. Результаты опытно - экспериментальных исследований 116

Заключение 129

Литература 132

Приложения 144



Введение диссертации:

Проблема исследования и её актуальность. Приобщение школьников к этнической культуре своего народа через введение в учебно-воспитательный процесс системы школьных и внешкольных образовательных учреждений изучения народного прикладного искусства в его региональном, историческом и художественном аспектах способствует формированию духовно-нравственных качеств личности. Современная Концепция художественного образования и эстетического воспитания подчёркивает, что искусство является одним из наиболее действенных средств приобщения человека к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через эмоциональное внутреннее переживание.

В последние годы с появлением государственных региональных программ возрождения народной художественной культуры, возникает множество фольклорных центров и обществ, повсеместно в общеобразовательных школах и вне их организуются кружки, студии, факультативы, где учащиеся могут ближе познать мир национального народного творчества.

В республике Коми одним из самых распространённых видов декоративно-прикладного искусства является художественная обработка бересты, и поэтому большое внимание уделяется приобщению детей к этому, доступному всем, виду творческой деятельности, обладающему удивительный красотой и возможностями. Обработка бересты, как и каждая разновидность народного ремесла, представляет собой целостную художественную систему, неразрывно связанную с национальной культурой и местными традициями. Обращение к народному искусству позволяет учащимся унаследовать его основы, развить интерес к культуре народа, а также способствовать сохранению и развитию его традиций. К сожалению, мастера-педагоги и преподаватели кружков и студий республики

испытывают недостаток специальной методической и технологической литературы, учебных пособий и рекомендаций по организации учебного процесса и решению возникающих вопросов. Имеющаяся в распоряжении педагогов методическая литература не полностью отражает возросшие требования к преподаванию народных художественных промыслов и имеет направленность действия в основном или только на технологическое обучение или на эстетическое воспитание средствами искусства. Существующая литература по обучению технологии берестяного ремесла в основном носит описательный характер, что не позволяет самостоятельное освоение технических приёмов работы учителями и учениками.

Анализ научных исследований последних лет, изучение периодических изданий, выявление проблем, с которыми сталкиваются в своей работе преподаватели, показали, что противоречия и проблемы с которыми мы столкнулись в нашей преподавательской практике, имеют не только субъективное, но и объективное значение. Выявленное отсутствие научно-обоснованной комплексной методической системы проведения занятий по художественной обработке бересты ухудшает качество обучения и освоения учащимися этого удивительного по своей красоте и привлекательности вида народного искусства, и, следовательно, сохранению и развитию национальных традиций.

Невозможно говорить о народном искусстве родного края, его традициях и тем более обучать этому, не изучив работы археологов, историков, этнографов и искусствоведов, исследования которых были посвящены чрезвычайно самобытной и многообразной истории и культуре Коми края. В их числе следует отметить научные труды Белицер В.Н., Грибовой Л.С., Жеребцова Л.Н., Конакова Н.Д., Климовой Г.Н., Савельевой Э.А., Романовой Г.Н., Шарапова В.Э. и др., которые мы использовали в диссертационном исследовании для подтверждения исторической роли народного ремесла в жизни коми народа. Научный материал по традиционной материальной культуре, который собрали и обобщили учёные,

испытывают недостаток специальной методической и технологической литературы, учебных пособий и рекомендаций по организации учебного процесса и решению возникающих вопросов. Имеющаяся в распоряжении педагогов методическая литература не полностью отражает возросшие требования к преподаванию народных художественных промыслов и имеет направленность действия в основном или только на технологическое обучение или на эстетическое воспитание средствами искусства. Существующая литература по обучению технологии берестяного ремесла в основном носит описательный характер, что не позволяет самостоятельное освоение технических приёмов работы учителями и учениками.

Анализ научных исследований последних лет, изучение периодических изданий, выявление проблем, с которыми сталкиваются в своей работе преподаватели, показали, что противоречия и проблемы с которыми мы столкнулись в нашей преподавательской практике, имеют не только субъективное, но и объективное значение. Выявленное отсутствие научно-обоснованной комплексной методической системы проведения занятий по художественной обработке бересты ухудшает качество обучения и освоения учащимися этого удивительного по своей красоте и привлекательности вида народного искусства, и, следовательно, сохранению и развитию национальных традиций.

Невозможно говорить о народном искусстве родного края, его традициях и тем более обучать этому, не изучив работы археологов, историков, этнографов и искусствоведов, исследования которых были посвящены чрезвычайно самобытной и многообразной истории и культуре Коми края. В их числе следует отметить научные труды Белицер В.Н., Грибовой Л.С., Жеребцова Л.Н., Конакова Н.Д., Климовой Г.Н., Савельевой Э.А., Романовой Г.Н., Шарапова В.Э. и др., которые мы использовали в диссертационном исследовании для подтверждения исторической роли народного ремесла в жизни коми народа. Научный материал по традиционной материальной культуре, который собрали и обобщили учёные,

методической основой и необходимостью использования научно -методической системы обучения по специально разработанным программам с использованием комплекса специальных методов и приёмов подтвердило необходимость постановки проблемы поиска системы, средств и методов эффективного освоения историко-культурных традиций старинного ремесла в образовательных учреждениях.

Цель исследования: Выявление и разработка целостной методической системы, способствующей эффективному усвоению учащимися 5-9 классов художественной обработки бересты в системе дополнительного образования.

Объект исследования. Процесс технологической подготовки учащихся художественной обработке бересты в системе дополнительного образования.

Предмет исследования. Методика обучения учащихся художественной обработке бересты в системе дополнительного образования.

Гипотеза исследования. Обучение учащихся художественной обработке бересты будет проходить успешнее, если:

Разработать и внедрить комплексную методическую систему обучения учащихся художественной обработке бересты в учебных заведениях системы дополнительного образования с опорой на национально-художественные традиции народного искусства;

В технологической деятельности учащихся будут сочетаться моделирование изделия из бересты, разработка процесса изготовления, сам процесс исполнения изделия, художественное его оформление, технологический и эстетический анализ;

Будет осуществляться стимулирование и активизация самостоятельной творческой деятельности учащихся с помощью специальных методов и методических приёмов.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать специальную литературу, посвященную обработке бересты для изучения динамики её исторического развития, ареала распространения промысла и национальных традиций в изготовлении и декорировании берестяных изделий;

  2. Обобщить педагогический и ремесленный опыт народных мастеров республики по художественной обработке бересты;

  1. Выявить эффективные формы, методы и методические средства, используемые в обучении художественной обработке бересты в учреждениях дополнительного образования;

  2. Разработать программы, методические рекомендации и пособия, способствующие более успешному усвоению учащимися теоретических знаний, технологической подготовки и художественного творчества;

  3. Определить условия организации учебного процесса в группах с одновременным обучением разновозрастных учащихся разных лет обучения рассматриваемому виду традиционного искусства;

  4. Экспериментально проверить эффективность использования разработанной методической системы в образовательном процессе учреждений дополнительного образования.

Методы исследования:

Анализ специальной литературы и научных публикаций по психологии, педагогике, методологии, методикам обучения художественным ремёслам и художественному конструированию, компьютерной технологии, истории, этнографии, археологии, естествознанию;

Анализ учебных планов и программ по художественной обработке бересты и декоративно - прикладному искусству;

Наблюдения и анализ учебного процесса, обобщение педагогического опыта и профессиональных приёмов работы преподавателей

традиционного искусства, народных мастеров, руководителей кружков и студий по обработке бересты;

Изучение учебной деятельности учащихся на уроках технологии и во внеклассной работе по традиционным ремеслам;

Опрос, анкетирование учащихся и преподавателей, проведение педагогических экспериментов.

Этапы исследования:

Первый этап (1989-1994г.г.) - поисково-творческий. В этот период

осуществлялось практическое ознакомление с проблемой исследования,

выявлялась ее актуальность, систематизировались теоретические и

практические сведения. Разрабатывались и на практике проверялись

содержание и структура обучения художественной обработки бересты.

Второй этап (1995-2001г.г.) - разработка научно обоснованной методической

системы обучения учащихся учреждений дополнительного образования

художественной обработке бересты. Экспериментальная проверка гипотезы

исследования. Проведение педагогического эксперимента.

Третий этап (2000-2002г.г.) - систематизация результатов исследования, и их

оформление в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается

в следующем:

впервые поставлена и комплексно решена проблема методики преподавания художественной обработки бересты в учебных заведениях системы дополнительного образования с учетом национально-художественных традиций народного искусства;

предоставлена возможность использования полученных результатов и выводов в дальнейшей разработке, как данной проблемы, так и смежных исследований.

Практическая значимость исследования заключается:

- в возможности использования, разработанных нами, содержания, целей, задач и оптимального объёма учебного материала по усвоению и

приобретению учащимися знаний, умений и навыков художественной обработки бересты;

в рекомендации к использованию в практике преподавания учебных заведений системы дополнительного образования разработанного в исследовании комплекса методов, приёмов и средств, позволяющего повысить эффективность усвоения учащимися секретов данного традиционного ремесла и активизировать его воздействие на развитие личности учеников;

в возможности применения данного исследования для совершенствования методики преподавания декоративно-прикладного искусства в масштабах всей страны;

в разработке новых учебных пособий, методических рекомендаций, календарных тематических планов, учитывающих специфику подготовки учащихся по художественной обработке бересты в Республике Коми.

На защиту выносятся:

  1. Психолого-педагогические и исторические предпосылки приобщения школьников к традиционному искусству народов Коми на примере художественной обработки бересты.

  2. Научный анализ разработанных и экспериментально проверенных программ по художественной обработке бересты.

  3. Разработанные содержание теоретического материала, методы и методические приемы и средства, эффективно действующие на учебно-воспитательный процесс по приобщению детей к традиционной культуре в учреждениях системы дополнительного образования.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на результаты современных исследований по психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства, касающихся исследуемой проблемы, использованием комплекса методов теоретического и эмпирического исследования, опытно-

экспериментальной проверкой и подтверждением основных положений диссертационного исследования в условиях использования разработанной методической системы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основное содержание и материалы исследования докладывались, отражены и получили одобрение в отчётах на заседаниях кафедры методики обучения технологии и предпринимательству Коми пединститута и научно-методических конференциях; при проведении курсов повышения квалификации учителей средних школ республики Коми; на Коми Республиканской научно - практической конференции «Новые подходы к подготовке педагогических кадров в Республике Коми» г.Сыктывкар; на VI Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов г.Сыктывкар; на Республиканской научно-практической конференции «Информационные технологии в сфере народного образования» г.Сыктывкар; на Республиканской научно-практической конференции «Православие и русская культура о любви к Отечеству» г. Сыктывкар; на межрегиональной научно-практической конференции «Управление социально - демографическими и этническими процессами на Европейском Севере России».

Материалы исследования апробировались в течение ряда лет в учебном процессе школьных кружков и студий республики по художественной обработке бересты, Национальной гимназии искусств, Технического лицея г.Сыктывкар, индустриально-педагогического факультета Коми пединститута.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В диссертации приводятся таблицы, диаграммы, фотографии, технологические карты и плакаты, отражающие результаты исследовательской работы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций