Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ольбинский Иосиф Борисович. Методика обучения учащихся старших классов рефлексивному исследованию математических задач : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 222 c. РГБ ОД, 61:02-13/1651-7


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава 1. Психолого-педагогические основы обучения учащихся решению задач 11

§ 1. Состояние теории и практики обучения решению задач 11

§2. Понятие математической задачи и её рефлексивного исследования 36

§3. Введение понятия «.возвращения» как основного мыслительного действия в рефлексивном исследовании задачи 55

Глава 2. Методцыеские основы обучения рефлексивному исследованию математической задачи 88

§ 1. Основные методические принципы обучения рефлексивному исследованию задачи 88

§2. Обучение рефлексивному исследованию задачи в курсе «Практикум по решению математических задач в 10-11 классах»: методические рекомендации 107

§3. Описание педагогического эксперимента 172

Заключение 184

Список использованной литературы 193

Приложения 210 



Введение диссертации:

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, как и жизнь конкретного человека, в конечном итоге зависят от того, насколько человек обучен самостоятельно или в сообществе решать различного рода задачи. В современных условиях это обстоятельство актуализирует все вопросы, касающиеся развития теории и совершенствования практики обучения школьников решению математических задач.

Современная ситуация в образовании характеризуется постепенным, но неуклонным переходом от рецептивно-отражательного к конкретно деятельностному построению обучения. Реализация деятельностного подхода предполагает особую организацию учебного процесса, специальную работу с учащимися, направленную на рефлексию их собственной мыслительной деятельности, индивидуального опыта. Выполнение этих условий придаёт знанию личностный для ученика смысл, а сам ученик выступает не объектом обучения, а его субъектом. В полной мере эти положения относятся к обучению решению задач. Действительно, в соответствии с деятельностным подходом содержанием образования являются наиболее общие техники и способы мышления и деятельности. Это означает, что ребёнка необходимо учить превращению своего собственного процесса решения задачи в объект преобразования и, тем самым, учить делать свою деятельность объектом анализа, исследования. Следовательно, в процессе работы субъекта над математической задачей необходимо выделить и подвергнуть анализу ту его особую деятельность, которая направлена не только на поиск решения конкретной задачи, но и на исследование этой поисковой деятельности, сопоставление результатов исследования с субъектным опытом. В актуализации триады - поиск - исследование - рефлексия в процессе работы над задачей состоит замысел настоящей диссертационной работы. Педагогические и методические аспекты этой особой деятельности, которую мы называем рефлексивным исследованием задачи, отражены в исследованиях В.А. Гусева, Ю.М. Колягина, Г.Л. Луканкина, Г.И. Саранцева, Л.М. Фридмана, П.М. Эрдниева, Д. Пойа и других. Однако в современных условиях идея деятельностного содержания образования придаёт обучению учащихся рефлексивному исследованию задачи первостепенное значение, а значит, методика обучения этому исследованию заслуживает отдельного педагогического исследования.

Не менее важный аспект обоснования актуальности и выбора темы «Методика обучения учащихся старших классов рефлексивному исследованию математической задачи» имеет отношение к результатам обучения решению математических задач. Так, например, в Программе развития образования в Российской федерации отмечается, что «на протяжении ряда лет уменьшается количество выпускников средней школы, способных выдержать вступительные экзамены в высшие учебные заведения без дополнительной подготовки» [157, с. 12]. Мы считаем, что такой результат связан не только с вопросами преемственности высшей и средней школ, но и с вопросом совершенствования обучения решению математических задач в старших классах. Этот вывод подтверждается результатами различных исследований, проведённых в последнее время [136, с.4]. Одна из причин неудовлетворительного положения дел кроется в том, что в теории обучения решению задач недостаточно выделено и актуализировано рефлексивное исследование задачи, в отсутствии методики обучения этому исследованию. Как следствие, в массовой практике обучения заключительный этап работы над задачей, а значит, и её рефлексивное исследование, фактически игнорируется. Поэтому нельзя говорить о формировании полноценного математического мышления, поэтому в процессе работы над задачей не выясняется её обучающий характер, а конкретная частная математическая задача не преобразуется в учебную задачу, хотя это является непременным требованием деятельностного подхода в обучении и одной из функций рефлексивного исследования задачи. Повысить уровень обучения решению математических задач эффективным путём (без выделения дополнительных часов на изучение математики в старших классах) невозможно без принципиальных изменений в традиционных методических подходах, которые сложились в массовой школе. Обучение рефлексивному исследованию задачи, рассматриваемое не автономно, а в рамках всего обучения решению задач, призвано повысить эффективность этого общего процесса.

Чтобы решить вопросы дифференциации и организации профильного обучения математике в старших классах, многие учебные заведения, используя вариативную часть учебного плана, включают в образовательный процесс различные курсы: факультативы, математические практикумы и другие. Это обстоятельство , актуализирует вопрос разработки специальной методики обучения решению задач в старших классах, которая должна стать концептуальной основой новых курсов, например, «Практикум по решению математических задач», учебных пособий, задачников к ним и т.д.

Таким образом, актуальность темы нашего исследования состоит, прежде всего, в необходимости развития теории и совершенствования практики обучения решению .математических задач в старших классах и, конкретно, в необходимости разработки и теоретического обоснования методических основ обучения учащихся 10-11 классов рефлексивному исследованию математических задач.

Итак, обнаруживается противоречие между необходимостью обучения учащихся старших классов рефлексивному исследованию математической задачи и неразработанностью методических основ этого обучения.

Проблема исследования заключается в выявлении сущности понятия рефлексивного исследования задачи и разработке методических условий, принципов обучения рефлексивном} исследованию задачи учащихся 10-11 классов.

Объект исследования - процесс обучения решению математических задач в 10 и 11 классах.

Предмет исследования - методические основы обучения учащихся 10 и 11 классов рефлексивному исследованию математических задач.

Целью нашего исследования является разработка методических основ (целей, содержания, принципов, методов, средств, приемов) обучения рефлексивному исследованию математической задачи в старших классах.

Гипотеза исследования.

Применение методики обучения рефлексивному исследованию задачи положительно влияет на качество всего обучения решению математических задач в 10 и 11 классах, способствует развитию обобщённой способности исследовать собственную интеллектуальную деятельность.

В процессу обучения решению математических задач без актуализации исследовательского и рефлексивного этапов происходит формирование умения рефлексивно исследовать задачу, но уровень развития этого умения значительно ниже, чем в случае использования методики целенаправленного обучения рефлексивному исследованию задач.

Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза исследования определяют его задачи:

1. Провести анализ состояния теории и практики обучения решению математических задач в контексте темы исследования.

2. Определить сущность понятия «рефлексивное исследование задачи», то есть выделить и исследовать его этапы, структуру, динамику, основное, мыслительное действие, совершаемое в ходе рефлексивного исследования задачи (РИЗ).

3. Актуализировать и исследовать основные теоретические психолого-педагогические положения обучения РИЗ.

4. Сформулировать и теоретически обосновать методические принципы обучения РИЗ.

5. Разработать программу курса «Практикум по решению математических задач в 10-11 классах» и соответствующие методические рекомендации.

6. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики. Исследование проведено в рамках комплексного системного подхода. Методологические основы исследования:

1. Теория учебной деятельности и развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.);

2. Психологический анализ мыслительной деятельности учащихся при решении математических задач (Л.Л. Гурова, Л.М. Фридман, Н.Г Алексеев. С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Брушлинский и др.);

3. Психолого-педагогические и методические основы обучения решению задач (В.А. Гусев. Ю.М. Колягин, Л.М. Короткова, Г.Л. Луканкин, А.И. Нижников, Д. Пойа, Г.И. Саранцев, М.И. Шабунин, П.М. Эрдниев Г.Н. Яковлев и др.)

В исследовании использованы следующие методы:

1. Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, учебников и учебных пособий.

2. Анализ выполненных ранее диссертационных исследований, сопряженных с темой работы.

3. Анкетирование, опросы учителей учащихся 10-11 классов, студентов вузов, прошедших курс «Практикум по решению математических задач».

4. Статистическая обработка экспериментальных материалов.

5. Анализ результатов обучения математике и вступительных экзаменов в ВУЗЫ по математике.

На защиту выносятся:

Определение понятия рефлексивного исследования задачи, его основные характеристики и функции; цели и содержание обучения рефлексивном}" исследованию задач; основные методические принципы обучения рефлексивному исследованию задач. 2. Программа курса «Практикум по решению математических задач в 10-11 классах» и методические рекомендации к ней. Научная новизна. В диссертации выделены этапы процесса работы над математической задачей на основе представления о рефлексивно исследовательской деятельности учащихся и разработана методика обучения этой деятельности в старших классах (цели и содержание, основные теоретические и психолого-педагогические положения, методические условия, принципы, приёмы, методические рекомендации). Теоретическая значимость исследования.

1. Исследована роль математических задач в формировании учебной деятельности, в создании условий, способствующих процессам самоопределения, самопознания личности ребёнка.

2. Определена и раскрыта сущность понятия «рефлексивное исследование задачи1», выделены и раскрыты его основные функции.

3. Для обозначения основного мыслительного действия рефлексивного исследования задачи введено понятие «возвращение», определены формы возвращений, соответствующие этапам этого иследования.

4. Введено понятие рефлексивно исследуемой задачи, и разработана их типология.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

1. Разработанная автором программа «Практикум по решению математических задач в 10-11 классах» может быть использована для преподавания факультативных и обязательных курсов в школах, гимназиях, лицеях, колледжах.

2. Обоснованный в диссертации принцип возвращения и предложенные автором приёмы (самонаставления, разбора и анализа математических текстов и др.) имеют практическое значение не только в обучении решению задач и РИЗ, но и в обучении математике в целом. 3. Предложенный и обоснованный автором подход может быть использован для построения новых учебных курсов, создания новых учебников и методических пособий. Апробация результатов исследования осуществлялась на международной научно-практической конференции, посвященной 70-летнему юбилею МПУ. на научно-исследовательском семинаре «Передовые идеи в обучении математике в нашей стране и за рубежом», на районных методических семинарах Сергиево-Посадского района, на заседаниях методического# объединения учителей предметов естественнонаучного цикла Сергиево-Посадской гимназии.

Достоверность полученных результатов и обоснованность научных выводов обеспечивается:

? использованием фундаментальных современных положений педагогики, методики и психологии;

? апробацией разработанной методики в педагогическом эксперименте;

? применением методов математической статистики для обработки результатов экспериментальной работы;

? анализом практики обучения математике, решению математических задач и собственного опыта работы диссертанта.

Внедрение выдвинутых в диссертации положений, методических рекомендаций осуществлялось в ходе экспериментальной проверки, которая проводилась в 10-11 классах Сергиево-Посадской гимназии.

Этапы исследования:

I этап (1990-1993 гг.). Изучена психолого-педагогическая, методическая, философская литература (Н.Г. Алексеев В.В. Давыдов, В.А. Гусев, Ю.М. Колягин. Г.Л. Л\ канкин. Г.П.Саранцев, М.И. Шабунин, Д. Пойа). Проведён анализ состояния теории и практики обучения решению математических задач. Сформулирована гипотеза, определены методы исследования. Проведён констатирующий этап педагогического эксперимента.

II этап (1994-1999 гг.). Выделены и обоснованы теоретические положения обучения рефлексивном}- исследованию задачи. Разработан первый вариант программы курса «Практикум по решению математических задач в 10-11 классах» и началась его апробация. Программа прошла педагогическую экспертиз} в Учебно-методическом центре Департамента по образованию Сергиево-Посадекого района. Проведён поисковый этап педагогического эксперимента.

III этап (1990-2002 гг.). Проведён обучающий этап педагогического эксперимента т целью проверки эффективности разработанной методики. Полученные результаты обобщены. апробированы и опубликованы. Окончательно сформулированы и теоретически обоснованы методические принципы обучения рефлексивному исследованию задачи. Показана реализация этих принципов в курсе «Практикум по решению математических задач в 10-11 классах» при условии выполнения разработанных методических рекомендаций.

Структура и объём работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (в главе I - три параграфа, в главе II - три параграфа), заключения, списка использованной литературы и приложений.

Основное содержание диссертации отражено в 8 публикациях автора.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций