Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Павлов Андрей Николаевич. Интегрированный курс математики и информатики в старших профильных классах : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 199 c. РГБ ОД, 61:02-13/1713-0


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение - стр. 2

Глава 1 Теоретические основы интегрированного курса математики и информатики в профильных классах старшей школы - стр. 8 1 Интегрированный курс математики и информатики как новая ступень взаимодействия учебных предметов - стр. 8

2 Основные элементы структуры интегрированного курса математики и информатики в старших классах с углублённым изучением данных предметов - стр. 36

3 Психолого-педагогические основы интегрированного курса математики и информатики в старших классах с углублённым изучением данных предметов - стр. 64

Глава 2 Организационно-педагогические и методические основы реализации интегрированного курса математики и информатики в классах с углублённым изучением предметов - стр. 89

1 Организационно-дидактические аспекты реализации интегрированного курса - стр. 89

2 Методика реализации интегрированного курса математики и информатики в старших профильных классах на уроках - стр. 107 3 Методические рекомендации по реализации интегрированного курса математики и информатики во внеурочное время - стр. 142 4 Педагогический эксперимент по реализации интегрированного курса математики и информатики в старших профильных классах - стр. 168 Заключение - стр. 188 Литература - стр. 189.



Введение диссертации:

Последняя четверть двадцатого века ознаменовалась вступлением человечества в эру информатизации. Самым дорогим и ходовым товаром на мировом рынке стали научные знания. В связи с этим резко возросли требования к выпускникам школ и высших учебных заведений, на передний план вышла задача формирования информационной культуры будущих специалистов.

Широкое распространение средств вычислительной техники привело к значительному изменению содержания и методов обучения информатике, математике и ряда других учебных предметов. Данные изменения, безусловно, носят позитивный характер, так как в целом отражают новые магистральные направления развития соответствующих научных дисциплин.

Однако на практике утверждение новых веяний часто идет экстенсивным путем. Так, в старшем звене гимназий и лицеев в рамках профильной дифференциации нередко создаются дополнительные факультативы и спецкурсы по прикладной математике, программированию и вычислительной технике. При этом работа преподавателей математики и информатики, как правило, не согласуется между собой. Как следствие. резко возрастает нагрузка, а еще точнее - перегрузка старшеклассников, которая с учетом всех дополнительных занятий и домашних заданий подчас составляет 15-16 часов в сутки. Не случайно, по данным Института возрастной физиологии Российской Академии образования, именно в лицеях и гимназиях с профильной дифференциацией число учащихся со сниженным функциональным резервом, дефицитом массы тела и хронической патологией в 1,5-2 раза превышает соответствующее число учащихся в массовой школе.

Разрешение данного противоречия лежит в создании интегрированных курсов по математике и информатике. Сама по себе идея интеграции учебных предметов не нова.

Проблемам межпредметных связей посвящены исследования И.Н. Антипова, В.Г. Болтянского, Э.Я. Гальваса, В.А. Далингера,

А.И. Еремкина, И.Д. Зверева, Ю.А. Кустова, НА. Лошкарева, А.А. Пинского, Н.М. Шамсутдинова, Д.А. Эшптейна и др.

Вопросы использования информационных технологий в обучении
рассматриваются в работах И.Н. Антипова, С.А. Бешенкова,
Г.А. Бордовского, Я.А. Ваграменко, А.Г. Гейна, Б.С. Гершунского,
Н.К. Гончарова, М.А. Данилова, А.П. Ершова, В.А. Извозчикова,
Т.А. Ильиной, В.А. Каймина, А.А. Кузнецова, А.Г. Кушниренко,
М.П. Лапчика. B.C. Ледкева. И.Я. Лернера, А.С. Лесневского.
Г.Л. Луканкина, Е.И. Машбица, В.М. Монахова, Ю.А. Первина,

И.В. Роберт, И.А. Румянцева, М.Н. Скаткина, В.Г. Шолоховича, Ю.Г. Юдина и др.

Методике обучения математике в профильных классах с использованием информационных технологий посвящены диссертации С.Н. Дворяткиной (биологические классы), Е.Ю. Никоновой (экономические классы) и др.

Особо следует выделить диссертацию Т.Ф. Сергеевой, первой построившей модель интегрированного курса математики и информатики в начальных классах и теоретически обосновавшей ее целесообразность.

Однако следует отметить, что в русле данной проблематики есть еще немало нерешенных вопросов. Здесь следует выделить два обстоятельства. Во-первых, отсутствует целостный интегрированный курс «математика-информатика» в старших профильных классах лицеев, гимназий, специализированных школ, необходимость которого ощущается особенно зримо. Во-вторых, в двадцать первый век российская школа вошла с новой парадигмой образования, основанной на внедрении технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в обучении, индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Данные технологии предполагают создание такого интегрированного курса по математике и информатике, который, с одной стороны, охватывал бы не только уроки, но и спецкурсы и индивидуальные занятия со старшеклассниками, а с другой стороны, предусматривал индивидуальный подход к самореализации личностного потенциала учащихся. Всё это обусловило актуальность тематики исследования.

Возросшая актуальность и содержание поставленной проблемы определяют цель нашего исследования - теоретически обосновать и разработать теоретические основы интеграции математики и информатики в старших профильных классах, в первую очередь в классах с углубленным изучением математики и информатики, создать и апробировать соответствующий интегрированный курс.

Объектом исследования является процесс обучения математике старших школьников.

Предмет исследования - методическая система обучения интегрированному курсу математики и информатики в условиях профильного обучения в старшей школе.

В качестве гипотезы нами выдвигается следующее предположение:

исходя из современных программ по математике и информатике для старших профильных классов, в том числе с углубленным изучением данных предметов, может быть разработана и внедрена методическая система, позволяющая без выделения дополнительных учебных часов более качественно и целенаправленно формировать у учащихся фундаментальные понятия современной науки и информационную культуру, развивать у них логическое мышление, совершенствовать умения и навыки, необходимые для дальнейшего изучения математики, информатики, вычислительной техники, а также естественных наук и гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях. Мы полагаем также, что данная система, основанная на принципах развивающего обучения, не только положительно влияет на мотивацию и качество обучения математике и информатике, но и способствует ориентации старшеклассников на профессии, связанные с компьютерными и наукоемкими технологиями.

Для достижения цели исследования и проверки сформулированной гипотезы необходимо рассмотреть следующие задачи:

проанализировать теорию и практику обучения математике и информатике, в том числе в старших профильных классах;

разработать методологические принципы интеграции математики и информатики в данных классах;

- разработать основные положения методической системы интегри
рованного обучения математике и информатике в данных классах, вклю
чающую в себя уроки, спецкурсы и исследовательскую деятельность
школьников;

- экспериментально проверить данную методическую систему.
Теоретической основой исследования являются труды ведущих

отечественных психологов, дидактов, педагогов. математиков: ЯЛ. Ваграменко. Н.Я. Виленкина. Л.С. Выготского. П.Я. Гальперина. Г.Д. Глейзера, В.А. Гусева, В.В. Давыдова, . Ю.М. Колягина, Э.И. Кузнецова, Г.Л. Луканкина, В.Л. Матросова, В.М. Монахова, А.И. Нижникова, И.В. Роберт, Г.Н. Яковлева и других.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, дидактической и математической литературы по теме диссертации, программ, учебников и пособий по математике и информатике для старших профильных классов; обобщение опыта работы учителей, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ его результатов, а также анкетирование по профориентации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

уточнено понятие интегрированного курса в условиях нового этапа развития российской школы;

определены основные принципы и направления интеграции математики и информатики в старших профильных классах;

разработаны основные положения методической системы обучения математике в условиях новой образовательной парадигмы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно может являться базой для дальнейшего, более детального изучения вопросов, связанных с развитием межпредметных связей учебного курса математики в условиях модернизации российской системы образования, математического образования в частности, усиления его прикладной направленности и личностно-развивающего потенциала.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций, реализующих принципы интеграции мате-

матики и информатики на уроках, дополнительных занятиях и ооеспечи-вающих максимальные возможности для старшеклассников в самообучении под руководством учителя по индивидуальным планам. В рамках методики создан задачник по программированию, полностью адаптированный под современную программу углубленного изучения математики и отвечающего всем требованиям по подготовке выпускника к сдаче вступительного экзамена по информатике. На защиту выносятся:

  1. разработанные концептуальные положения интегрированного обучения математике и информатике в старших профильных классах, в том числе с углубленным изучением этих предметов;

  1. основные элементы методической системы обучения данных предметов в условиях интегрированного курса, обеспечивающие более качественное и целенаправленное формирование у учащихся фундаментальных понятий математики, развитие информационной культуры, логического мышления, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения математики, информатики, вычислительной техники, а также естественных наук и гуманитарных дисциплин в высших учебных заведениях.

  2. задачник по программированию, построенный на принципах интегрированного курса, обеспечивающий качественную подготовку к сдаче вступительного экзамена по программированию в высшие учебные заведения и реализующего соответствующие задачи математического образования в старших профильных классах.

Апробация и внедрение результатов исследования обсуждалась на Международной научно-практической конференции в Москве (2001), на конференции МАНВШ в Новгороде (2001), региональной научно-практической конференции в Арзамасе (2002), на кафедре математического анализа МПУ, на городских семинарах учителей математики и информатики. По теме диссертации имеются 9 статей и задачник.

Результаты исследования используются в МОУ лицей г. Лобня и могут быть внедрены в практику работы лицеев, гимназий и специали-

зированных школ с углубленным изучением математики и информатики в старшем звене основной школы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, двух приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций