Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Петрушова Наталия Александровна. Становление института социальных педагогов в сельской местности (На опыте Ярославской области) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Москва, 2000 131 c. РГБ ОД, 61:00-13/760-1


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Теоретические и исторические
предпосылки становления института

социальных педагогов в сельской местности 12

1 Общее и особенное в социально- 12

педагогической работе с сельским населением

2 Состояние института социальных 34

педагогов на селе: анализ практики

3 Профессиональная компетентность
специалиста как условие становления института ^8

социальных педагогов в сельской местности.

Глава II. Опыт совершенствования 67

деятельности социальных педагогов в сельской местности

1 Реализация социально-педагогических
функций в содержании деятельности

социального педагога на селе

2 Интегративный характер технологий деятельности сельского социального педагога

3 Социальный педагог и другие социальные институты: пути взаимодействия

Заключение

Библиография

Приложения



Введение диссертации:

В сложных социально-экономических условиях, характеризующих современное состояние российского общества, актуализируется проблема гармонизации взаимоотношений личности и ее микросреды, общества в целом.

Будучи актуальной и важной для любого социума, эта проблема особенно остро стоит сегодня в сельской среде, где в последние годы в социальной и духовно-нравственной сфере резко снизились все качественные параметры жизни людей. Находясь на грани выживания, сельские жители, дети и их семьи связывают свои надежды с учреждениями социальной сферы и, прежде всего, - с системой образования, которая при свертывании многих других социокультурных объектов, сохраняет свое влияние на жизнь села и при соответствующих условиях может стать фундаментальной основой улучшения жизни сельских жителей.

В реализации стратегии устойчивого развития села немаловажное место принадлежит представителям новой профессии - социальным педагогам, обладающим необходимым минимумом социально-педагогических знаний и умений именно в области общения, взаимоотношений между людьми, семьями, группами людей; являющихся педагогически профилированными специалистами социальной сферы. Они постепенно создают институт социальных педагогов, назначением которого является многоплановая педагогически целесообразная поддержка людей, взрослых и детей, семей, различных групп населения; гармонизация отношений в социуме.

За последние годы социально-педагогическая ориентация деятельности учреждений социальной сферы (особенно системы образования) приобрела характер массовой тенденции в практике социальной работы, социальной защиты, социальной политики в

стране. Усилилось внимание к социально-педагогическим аспектам и в научных исследованиях.

Теоретико-методологические аспекты социальной педагогики, обоснование ее фундаментальной роли в процессе становления в России социальной работы как профессии нашли отражение в исследованиях последних лет (А.И. Арнольдов, С.А. Беличева, В.Г. Бочарова, Л.В. Байбородова, В.З. Вульфов, СИ. Григорьев, В.Н. Гуров, МП, Гурьянова, Л.Г. Гуслякова, ВИ. Загвязинский, И.Г. Зайнышев, P.M. Куличенко, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, Л.Е. Никитина, Г.В. Пичугина, В.А. Сластенин, Г.К. Селевко, М.И. Рожков, B.C. Торохтий, Н.Б. Шмелева, Г.Н. Филонов, Т.Р. Яркина и др.).

Большой интерес представляют работы, выполненные в последние годы и обосновывающие те или иные конкретные модели, варианты социально-педагогической работы с различными группами клиентов в разном социуме (НИ. Анисимова, СВ. Астраханцева, И.Н. Закатова, А.Б. Фомина, А.И. Остроухова, Н.Ф. Шинкаренко, Л.А. Романина, Л.Д. Мариничева и др.)

Для нашего исследования особую значимость имеют работы, создавшие предпосылки развития социально-педагогической теории как основы становления и развития деятельности института социальных педагогов, в том числе и в сельской среде: идеи А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, Б.С. Гершунского, М.Н. Скаткина, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.Д. Шадрикова, В.И. Купцова, М.М. Поташника и др.

Вместе с тем, применительно к сельскому социуму в научной литературе и в социальной практике эта проблема пока разработана недостаточно. Специальных диссертационных работ, посвященных исследованию института социальных педагогов в сельской местности, нет.

Опираясь на исследования, проведенные в области социальной педагогики села отечественными и зарубежными учеными (М.П. Гурьянова, Г.В. Пичугина, Г.В. Суворова, Н.И. Жулепова, В.А. Горбунов, Г.В. Куприянова, ТС. Рахметов, Н.И. Шадрин, А. Келли и др.), мы сформулировали тему нашей работы следующим образом: "Становление института социальных педагогов в сельской местности (на опыте Ярославской области)".

Объект исследования; процесс становления института социальных педагогов в сельской местности.

Предмет исследования: профессиональная деятельность социальных педагогов в условиях села.

Цель исследования: определить совокупность условий совершенствования становления института социальных педагогов на селе.

Задачи исследования:

  1. Определить сущность и особенности профессиональной деятельности социального педагога в сельской местности (на региональном уровне).

  2. Обобщить опыт и выявить факторы становления института социальных педагогов в сельской местности.

  3. Обосновать современную модель становления института социальных педагогов в их практической деятельности на селе.

  4. Разработать пакет методических материалов в помощь сельскому социальному педагогу.

Гипотеза исследования. Становление института социальных педагогов и его успешное развитие в практике работы на селе достигается при условиях адекватного отбора специалистов (по профессиональным и этическим качествам) как посредника между человеком и его окружением в сельском социуме; наполнения содержания его деятельности соответствующим заказом этого социума;

6 использования технологий включения жителей (взрослых и детей) в

решение задач социального и нравственного оздоровления жизни в сельской местности.

Методологической основой исследования послужили философские и историко-педагогические концепции, раскрывающие сущность образования как всеобщей формы развития личности и общества; теории человеческой деятельности и общения, социального воспитания и образования; личностно-ориентированный и системный подходы к деятельности социальных педагогов и становлению на этой основе института социальных педагогов; положение о социальной детерминации содержания и технологий педагогической деятельности; ведущие идеи отечественных и зарубежных специалистов по теории и практике социально-педагогической деятельности в различных областях социальной сферы.

База и методы исследования. Исследование проводилось на базе 15 сел Ярославской области, где в школах и других социальных учреждениях (различного вида и типа) работают около 100 социальных педагогов. Более углубленная опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Тутаевского и Угличского районов Ярославской области с участием 47 социальных педагогов.

Основные методы исследования: обобщение практики

социально-педагогической деятельности, опытно-экспериментальная работа, педагогическое наблюдение, анкетный опрос, интервью, экспертные оценки, ранжирование, тестирование, теоретический анализ.

В исследовании приняли участие руководители и социальные педагоги сельских школ, других учреждений социальной сферы села {социальные работники, педагоги Центра помощи семье и детству и др.), детские общественные объединения, родители, общественность сельской местности.

Исследование осуществлялось в течение пяти лет и включало 3 основных этапа.

Первый этап - 1995-1996 гг. Накопление теоретических и научно-методических материалов по исследованию специфики сельской местности как социальной и природной среды, деятельности социального педагога на селе; изучение отечественной и зарубежной теории и практики социальной работы и образования в этой области. Педагогическое наблюдение в процессе становления института социальных педагогов в условиях сельской местности.

Второй этап - 1996-1997 гг. Опытно-экспериментальный поиск организационных, научно-методических форм практической деятельности социальных педагогов, работающих в сельском социуме, апробация содержания и организации их деятельности. В экспериментальном порядке апробировались формы и технологии взаимодействия сельских социальных педагогов с педагогическими коллективами образовательных учреждений. Отрабатывалась модель деятельности сельского социального педагога с различными группами детей, подростков, их семьями.

Третий этап - 1998-2000 гг. Анализ результатов и теоретическое обоснование путей становления и совершенствования института социальных педагогов в сельской местности. Оформление кандидатской диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в обосновании ряда теоретических позиций концепции деятельности сельского социального педагога (на опыте Ярославской области) и совокупности условий, способствующих успешному становлению института социальных педагогов в процессе их практической деятельности в сельской местности: сочетание общих требований к содержанию их работы со спецификой конкретного сельского поселения (малого социума), определяющего заказ

социальному педагогу села, работающему преимущественно с разновозрастной общностью людей; интегративный характер содержания деятельности сельских социальных педагогов с опорой на потенциал образовательных учреждений (и, прежде всего, школы); определение функций разноведомственных учреждений на муниципальном уровне и совершенствование в этом контексте инфраструктуры социальной сферы сельского района, всех ее субъектов с конкретной сельской семьей и личностью.

Практическая значимость заключается в разработке научно-методических материалов по совершенствованию содержания и форм практической деятельности социальных педагогов в сельской местности; подготовке в их адрес комплекта организационно-педагогических рекомендаций, а также специального курса лекций по их профессионализации.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась путем сопоставления данных, полученных различными методами, апробации методик в процессе обследования на различных группах социальных педагогов, а также через сопоставление материалов, полученных в результате длительного педагогического наблюдения и изучения деятельности социальных педагогов в городских и сельских условиях.

Теоретические выводы и положения соотносились с имеющимися в педагогической науке данными и результатами передовой социальной практики. Достоверность результатов подтверждается также применением адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования методов, репрезентативностью материалов, полученных на основе анализа процесса развития социально-педагогической деятельности во всех сельских районах Ярославской области, а также в других регионах страны; сопоставлением полученных фактов с данными новаторского опыта социально-педагогической деятельности,

воспроизводимостью полученных результатов в условиях разных сел; подтверждением основных гипотез исследования полученными практическими результатами.

Апробация результатов исследования и внедрения осуществлялась практически во всех 14 сельских районах Ярославской области, где работает более 100 социальных педагогов, а также в ряде других сельских регионах России. С октября 1999 г. и по настоящее время исследование осуществляется в рамках Комплексной программы РАО "Развитие системы образования в сельском социуме: интеграция науки и практики", а также Федерально-региональной программы МО РФ "Развитие системы образования на селе".

По теме исследования диссертант регулярно выступает перед студентами, слушателями ИПКРО, социальными педагогами города и села, на научно-практических конференциях (Ярославль - 1995-1999, Москва -1998-2000, Ставрополь - 1999).

Личное участие автора в получении результатов исследования состоит в разработке содержания и форм деятельности социального педагога в системе других социальных институтов, когда автор в течение 5 лет работал зам. директора по социальной педагогике средней школы № 59 г. Ярославля, а также в непосредственной разработке содержания и форм деятельности социального педагога в сельской местности (путем научного сопровождения деятельности 47 социальных педагогов Тутаевского и Угличского районов Ярославской области).

Основные положения, выносимые на защиту:

сложившаяся социально-экономическая ситуация в России в современных условиях создала предпосылки для повышения востребованности в становлении и развитии в нашей стране института социальных педагогов (как педагогически профилированных

социальных работников); особенно в условиях села, находящегося в настоящее время в большинстве своем на грани выживания;

процесс становления института социальных педагогов в
сельской местности осуществляется на основе гибкого сочетания общих
требований к содержанию деятельности этого специалиста со
спецификой конкретного малого социума (сельского поселения),
определяющего конкретный заказ социальному педагогу села;

фундаментальной основой среди институтов социальной сферы в современных сельских условиях для социального педагога является школа, другие образовательные учреждения, что несет в себе в то же время неоправданную перегрузку этих учреждений многими несвойственными им функциями в работе как с детьми, так и с семьями, различными группами сельского населения в решении их социальных проблем;

с этим связана потребность в обосновании и разделении функций учреждений различного ведомственного подчинения на муниципальном и других уровнях, интегративных форм деятельности сельского социального педагога на основе долевого обеспечения социально-педагогической работы на селе этими учреждениями;

важным условием эффективной деятельности социального педагога на селе является построение содержания и технологий этой деятельности с опорой на традиции, а также активное включение жителей села в решение социальных проблем, создание благоприятных условий для реализации активной инициативной позиции взрослого и детского сельского населения;

определяющим признаком успешности социально-
педагогической работы в сельском социуме является выработка
приемлемых социально-педагогических методов и технологий,
стимулирующих самопомощь, взаимопомощь и активную социальную
роль сельских жителей - взрослых и детей;

эффективность социально-педагогической работы в сельской местности зависит также от социально-экономического и психолого-педагогического потенциала всех субъектов социальной инфраструктуры на муниципальном уровне и их целенаправленного взаимодействия , а также от наличия профессионально подготовленных специалистов социальной сферы;

социально-педагогическая поддержка сельских жителей обеспечивается на основе функционального взаимодействия социальных педагогов (работников), общественных объединений, государственных учреждений и служб с учетом международного и отечественного опыта и в контексте основных направлений социальной политики на муниципальном уровне.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций