Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Пономарева Елена Юрьевна. Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 197 c. РГБ ОД, 61:02-13/1712-2


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Теоретические основы развития творческой свободы певца 15

1. Сущность и содержание творческой свободы певца 15

2. Психолого-педагогические условия развития творческой свободы

обучающихся вокалу 38

3. Роль творческой свободы личности в исполнительской деятельности

вокалиста 63

Глава И. Методика развития творческой свободы певца в музыкально-
педагогическом процессе 92

1. Установление уровней развития творческой свободы обучающихся

певческому искусству 92

2. Применение психолого-педагогических методов в процессе

духовного роста учащихся-вокалистов 121

3. Воздействие психолого-педагогических методов как фактор оптимизации развития творческой свободы певца (итоги

эксперимента) 148

Заключение 174

Список использованной литературы 181

Приложения 196



Введение диссертации:

Актуальность исследования. В настоящее время в условиях развития демократического общества проблема свободы личности, уникальности каждого человека, проявления его индивидуальной природы в области искусства и культуры приобретает первостепенное значение. Свобода, творчество, индивидуальность выражают сущность демократических преобразований в обществе. Растет потребность каждого индивида и социума в целом к подлинно высоким образцам искусства и культуры, которые ориентируют людей на духовное, нравственное оздоровление.

Кризис духовности породил стремление к идеалу существования в безликой серой толпе, подчинение личности менталитету масс, отсутствие индивидуальной жизненной позиции. Поэтому в настоящее время обнаруживает себя противоречие между свободным поиском высоких идеалов и стереотипизацией мышления, поведения, между возможностью творческого самовыражения и степенью самореализации.

В современной культурной жизни обозначились такие негативные явления, как непопулярность классического искусства, отсутствие интереса значительной части населения к высокохудожественным ценностям, нежелание молодого поколения заниматься истинным творчеством.

В передовой науке создана широкая теоретическая база, обосновывающая необходимость свободного творческого роста человека, направленность его созидательной деятельности, духовного самовоплощения. Поэтому внедрение инновационных технологий в художественную практику, предполагающих активизацию творческих ресурсов обучающихся, представляет собой актуальную научную задачу.

Сегодня возрастает значимость психолого-педагогических процессов в развитии творческих способностей и расширении мировоззрения каждого, отдельно взятого феномена.

В свою очередь, в педагогике и психологии прослеживается противоречие между наличием арсенала научных средств и отсутствием обоснования их эффективного применения в сфере искусства и культуры.

В области свободного творческого самовыражения личности большой удельный вес имеет музыкальное искусство, которое, с одной стороны, пронизывает весь многогранный спектр творческой деятельности, с другой, - заключает в себе чувственную природу, способствующую реализации креативного потенциала.

Важная психолого-педагогическая роль в формировании деятельно-творческих качеств индивида принадлежит вокальному искусству, в котором человек одновременно и объект воспитания, и инструмент, и средство художественного воплощения. Поэтому становится актуальным поиск как новых форм и методов психолого-педагогического воздействия, так и принципов их применения в сфере духовно-креативного становления вокалиста.

В решении перечисленных вопросов особую значимость приобретают вокальные студии, где в свободное время в детско-юношеский возрастной период учащихся закладывается фундамент для их дальнейшего духовного роста.

Степень научной разработанности проблемы. Основные работы, в которых затрагиваются вопросы духовного развития личности, ее творческого потенциала, принадлежат следующим русским философам: В.С.Соловьев, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, Б.П.Вышеславцев, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов, Л.Шестов. Их труды содержат положения, характеризующие сущность творческой свободы, рассматривающие различные аспекты ее структуры и содержания.

В сфере психолого-педагогической данную проблематику изучали такие ученые, как В.И.Мясищев, М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Занков, Э.В.Ильенков, Д.С.Лихачев, Л.С.Выготский, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов, Г.И.Кечхуашвили, Л.С.Зорилова и др. Аналитические суждения и выводы этих авторов дают основу для понимания процессов развития креативного потенциала индивида.

Аспекты теории и методики преподавания музыки представлены в трудах Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Т.И.Баклановой, Л.В.Шаминой, Г.П.Стуловой, Е.И.Максимова, П.А.Черватюка и др. В работах данных авторов проблема развития творческих способностей получила освещение с теоретико-методологической стороны музыкального обучения и воспитания.

Творческую природу феномена, как объективную необходимость для его внутреннего развития, рассматривали М.С.Бернштейн, Е.Б.Евладов, Р.С.Тафель, С.П.Торренс, К.Р.Роджерс, И.А.Мартынюк, Л.Н.Москвичева, Е.В.Колесникова,Г.А.Глотова, Г.Г.Браже, Ю.Н.Кулюткина, М.Г.Мерзлякова.

Проблемой активизации объекта воспитания, создания среды, позволяющей динамично влиять на процесс совершенствования духовного содержания человека, занимались В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.В.Краевский, Я.С.Турбовский и др.

Для нашего исследования являются важными работы А.Н.Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, В.Т.Лежнева, Е.С.Кузмина, В.Н.Колбановского, М.Я.Басова, в которых подробно освещаются вопросы, касающиеся интересов, потребностей, вкусов, ценностных ориентации, оказывающих непосредственное влияние на формирование эстетического сознания индивида.

В основу разработки методов развития творческой свободы вокалиста легли положения таких ученых, как З.Фрейд, К.Юнг, Р.Бэндлер, Д.Гриндер, В.Сатир, В.Райх, Г.Лейтц, С.Фанти, Ф.Перлз, М.Е.Бурно.

В трудах С.В.Шушарджана, Л.С.Брусиловского, В.И.Петрушина, J.Alvin, F.Licul, M.Priestli, D.Michel анализируются вопросы, касающиеся взаимодействия психологических и вокально-творческих процессов в системе музыкально-педагогического образования. Перечисленные авторы обращали внимание на взаимообусловленность и взаимозависимость физиологии певца, его культурно-мировоззренческого уровня и духовного развития в целом.

Существует ряд разработок в сфере музыкознания и искусствоведения, касающихся деятельности С.Рахманинова, И.Стравинского, А.Скрябина, Ф.Шаляпина, Н.Обуховой, Ф.Стравинского, Л.Собинова, М.Биешу,

6 Е.Образцовой, М.Ланца, М.Каллас. В них освещаются учебно-воспитательные и концертно-исполнительские аспекты в ракурсе синтеза творческого и психологического начал.

В области театрального искусства существуют технологии, которые основываются на применении психотерапевтических методов воздействия на творческие процессы Художника. К.С.Станиславским, М.Б.Чеховым, Е.Б.Вахтанговым, В.Э.Мейерхольдом, Е.Гротовским и др.активно использовались аутотренинг, метод психической саморегуляции, измененных состояний сознания, мышечной релаксации, медитации, телесно-ориентированной психотерапии, а также восточных эзотерических техник и.т.д.

Л.Б.Дмитриев, А.П.Зданович, Д.Л.Аспелунд, В.П.Морозов, Н.И.Жинкин, А.С.Иррисов обосновывают принципы и методы вокально-педагогической работы, направленной на динамизацию голосовых возможностей певца.

В современной вокальной научно-теоретической и учебно-методической литературе почти полностью отсутствуют исследования, в которых бы применялись психотерапевтические принципы и методы воспитания творческой свободы певца, формирования его исполнительской культуры. В свою очередь, во многих научных работах подчеркивается важность и значимость данной проблемы, указывается на необходимость ее глубокого изучения.

Учитывая актуальность темы и ее недостаточную разработанность на вокально-педагогическом уровне в музыкально-образовательной системе, соискатель избрал следующий объект исследования: музыкально-исполнительская подготовка певца в вокальных студиях.

Предметом исследования является процесс становления и развития творческой свободы учащегося-вокалиста.

Цель исследования - теоретико-методическое обоснование художественно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческой свободы певца.

В диссертации решались следующие задачи:

1 .Выявить историко-теоретический генезис проблемы развития творческой свободы вокалиста.

2.Теоретически обосновать психолого-педагогические возможности применения элементов музыкально-терапевтического воздействия как средства развития творческой свободы учащегося-вокалиста.

3 .Разработать и экспериментально апробировать методику развития творческой свободы певца посредством психолого-педагогических методов с использованием некоторых музыкально-терапевтических механизмов.

4.0ценить психолого-педагогическую эффективность предлагаемой методики и разработать конкретные рекомендации по ее использованию в системе вокального воспитания и обучения.

В диссертации была выдвинута гипотеза:

Есть предположение о том, что художественно-педагогическая работа в классе вокала связана как с совершенствованием исполнительских умений и навыков, так и с формированием внутренней культуры. Она позволяет певцу найти свое творческое «Я», обрести гармонию с самим собой и окружающим миром. Процесс развития творческой свободы предполагает формирование исполнительского мастерства вокалиста, совершенствование всех сторон его креативного сознания, деятельно-творческой природы, культуры в целом.

Реализации такого подхода в наибольшей степени будет соответствовать применение психолого-педагогических методов (включающих элементы нейро-лингвистического программирования - НЛП, телесно-ориентированного тренинга, вокалотерапии), способствующих решению следующих художественно-педагогических задач: активизации объекта воспитания; совершенствованию элементов творческого сознания («интерес», «потребность», «вкус» и др.); формированию исполнительской культуры, ее внутренней и внешней природы («культура внутреннего «Я» и «культура поведения, общения» со зрительско-слушательской аудиторией и т.д.).

Подобная организация учебно-воспитательной работы будет оптимизировать креативные процессы исполнителя, позволит динамично развивать творческую свободу вокалиста.

Методологическую основу исследования составили положения передовых мыслителей своего времени, представителей различных философских направлений Аристотеля, Платона, И.Канта, Г.Гегеля, З.Фрейда, К.Юнга и др., которые рассматривали творческую свободу как созидательное начало в человеке, путь к формированию духовности, внутреннего мира личности.

Теоретическими источниками исследования явились произведения русских философов: Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, Л.Шестова и др. В их работах глубоко раскрывается духовный путь развития мира и индивида в нем, общечеловеческие ценности, многогранность творческой свободы. Исследование опирается на определение понятия «творческая свобода», данное Н.А.Бердяевым, который рассматривает ее как составляющую совокупности принципов общечеловеческих ценностей: духовности, любви, добра, красоты и др.; идеи духовного возрождения России и всего человечества В.С.Соловьева, И.А.Ильина, Б.П.Вышеславцева и др., где превалирующее значение в качестве ее движущих сил приобретают свобода и творчество; интуитивные основы человеческого познания Н.О.Лосского.

Для исследования имеют большое значение положения представителей отечественной педагогической науки, таких, как Ю.П.Азаров, Ю.Б.Алиев, Л.Б.Дмитриев, Д.Б.Кабалевский, А.Н.Малюков, Г.М.Цыпин и др., которые раскрывают сущность творческого совершенствования личности.

Диссертант опирался на труды видных отечественных психологов - теоретиков психологии творчества: М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.И.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова и др., которые рассматривали креативные процессы на сознательном уровне.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс теоретических и эмпирических данных таких зарубежных ученых, как Р.Бэндлер, Д.Гриндер, В.Келер, К.Коффка, Ф.Перлз, В.Райх и др.

В диссертации использовались работы следующих выдающихся музыковедов: Б.В.Асафьева, В.Д.Конен, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, С.С.Скрепкова, Н.Г.Шахназаровой.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа на основе целостного подхода к решению поставленных задач.

Методика исследования.

Первый этап (1997-1998 гг.) посвящен изучению теоретико-методологических источников по вопросам развития творческой свободы личности, поиску и определению ее сущностного содержания, анализу историографического аспекта проблемы. Была проработана литература на психолого-педагогическом и вокально-методическом уровнях, связанная с развитием творческой свободы вокалиста. Изучались современные методики, направленные на активизацию творческого потенциала певца в вокальных студиях.

Автор осваивал материалы, касающиеся психологии творчества, а также методов психотерапии, которые могут способствовать развитию креационного потенциала личности (и, в частности, вокалиста).

Анализировались принципы нейро-лингвистического программирования, телесно-ориентированной психотерапии, вокалотерапии. Методы этих направлений рассматривались как средства развития и совершенствования творческой свободы певца в целом и его вокально-педагогических умений и навыков в частности. Выявлялась специфика художественно-воспитательного воздействия музыкально-терапевтических методик.

На данном этапе использовались методы анализа литературы по проблеме исследования; методы синтеза, сравнения и обобщения теоретических положений, связанных с развитием творческой свободы певца; наблюдения за деятельностью педагогов-вокалистов и учащихся, а также вокалистов-исполнителей.

В результате проделанной работы была создана экспериментальная методика, в основе которой лежит механизм психотерапевтического воздействия, базирующийся на музыкально-педагогическом материале.

Второй этап (1998-2000 гг.) - решение задач, направленных на развитие творческой свободы вокалиста в вокальных студиях. На данном этапе были определены исходный уровень вокальных знаний, умений и навыков, творческой отдачи и раскрепощенности участников, их интересы и потребности в музыкальной сфере, степень развития творческой свободы в целом участников экспериментальных и контрольных групп. Использовались методы наблюдения, беседы, анкетного и устного опросов. Они проводились с исполнителями, их родителями и вокалистами-педагогами.

Экспериментальная проверка методики, способствующей развитию креативного потенциала и творческой свободы певца, осуществлялась в вокальных студиях на базе учебно-воспитательного комплекса №1804 г.Москвы (1 экспериментальная и 1 контрольная группы) и клуба «Ладога» Северного административного округа г.Москвы (2 экспериментальная и 2 контрольная группы). Выбор баз исследования определялся тем, что Московский регион в целом и вокальные коллективы, представляющие его, имеют достаточно высокий уровень исполнительской культуры. В московских певческих коллективах сложился положительный опыт художественно-воспитательной работы в условиях индивидуального подхода к участникам.

Эксперимент проводился в течение 3-х лет (1998-2001 гг.).

На третьем этапе (2000-2001 гг.) осуществлялся анализ результатов эксперимента, сравнение итогов экспериментальной и традиционной учебно-воспитательной работы в классе вокала, разработка научно-методических рекомендаций по совершенствованию процесса развития творческой свободы в вокальных студиях. На этом этапе применялись математические методы обработки эмпирических данных.

Исследование велось в русле комплексной программы раскрытия творческих начал в человеке, представляющей новейшие технологии художественно-

11 го образования, совместно с Московским государственным университетом культуры и искусств, НИИ высшего образования РФ, Московским городским педагогическим университетом, Европейским университетом права, школами-лабораториями университета культуры и искусств - УВК №1804 и СШ №1278, лабораторией духовного развития под руководством проф., доктора пед.наук Ю.П.Азарова.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключаются в следующем: на новой концептуальной основе дана характеристика творческой свободы вокалиста как сложного трехуровневого образования, представляющего особое состояние духовного мира, регулируемое творческим сознанием и проявляющееся в созидательно-креативной деятельности.

Обоснована целенаправленность художественно-воспитательного процесса, способствующего развитию творческой свободы вокалиста. Он базируется на педагогических (в отличие от терапевтических - лечебных) принципах психотерапевтического воздействия и определяет поэтапность учебной деятельности: введение в состояние, отвечающее творческим задачам, через формирование установок, стимулирующих художественную работу к созданию качественной музыкальной продукции.

Определены психолого-педагогические методы, с одной стороны, учитывающие специфику вокально-педагогической работы, с другой, - в значительной степени оптимизирующие подсознательные креативные ресурсы исполнителя. Они представляют собой органичное соединение механизма психотерапевтического воздействия и музыкального материала активизирующего и развивающего характера (основываются на нейро-лингвистическом программировании - НЛП, телесно-ориентированном тренинге, вокалотерапии). Установлено, что применение разработанных методов позволяет активизировать сознательно-подсознательный потенциал, влияющий на процесс развития творческой свободы обучающихся певческому искусству.

Обоснована целесообразность применения психолого-педагогических методов как средства развития творческой свободы певца в вокальных студиях.

Практическая значимость исследования. Апробированная в процессе диссертационного исследования методика позволила динамизировать развитие творческой свободы участников первой и второй экспериментальных групп, что подтверждается результатами эксперимента. Разработанные в диссертации рекомендации по совершенствованию процесса развития творческой свободы внедрены в практику вокального коллектива учебно-воспитательного комплекса (УВК) №1804 г.Москвы (1-я экспериментальная группа) и вокального класса клуба «Ладога» Северного административного округа г.Москвы (2-я экспериментальная группа).

Выводы и рекомендации исследования используются в учебно-воспитательной работе вокального ансамбля гимназии №1 г.Оренбурга, на вокальном факультете Московского государственного университета культуры и искусств и вокальном отделении Московского областного высшего училища (колледжа) искусств.

Положения, творческие задания и упражнения, разработанные в ходе диссертационного исследования, могут применяться в практике преподавания вокала в детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, центрах творчества детей и молодежи, специальных средних музыкальных заведениях, на музыкальных факультетах вузов культуры и искусств, в концертно-творческих организациях.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения экспериментальной работы в классе вокала; в ходе выступления на семинарах, научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Проблемы музыкальной педагогики в контексте художественной культуры XXI века» (май 1998 г., г.Москва); межуниверситетском симпозиуме по проблемам трансцендентального синтеза в образовании (февраль 1999 г., г.Москва); Международной научно-практической конференции «Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития» (февраль 1999 г., г.Москва); научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в сфере культуры и искусства на современном

этапе», посвященной 40-летию со дня открытия художественных специализаций в Московском государственном университете культуры и искусств (ноябрь

  1. г., г.Москва); Международном научно-практическом семинаре по новейшим технологиям образования (март 2000 г., г.Москва); «круглом столе» «Трансцендентальный синтез в образовании - ускоренное развитие дарований личности», посвященном 70-летию Московского государственного университета культуры и искусств и 40-летию творческих специализаций (апрель 2000 г., г.Москва); научно-практической конференции молодых ученых «Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты» (апрель 2000 г., г.Москва); Международной научной конференции «Человек в информационном пространстве цивилизации: религия, образование, культура» (сентябрь

  1. г., г.Новороссийск).

Комплекс музыкально-терапевтических технологий в вокальном исполнительстве был апробирован в концертных выступлениях воспитанников и сольных выступлениях автора: представление музыкально-драматического проекта на оркестровом факультете Московского государственного университета культуры и искусств (февраль 2000 г., г.Москва); выступление вокального коллектива (1-ая экспериментальная группа) и сольная программа автора показаны на международном научном семинаре по новейшим технологиям образования (март 2000 г., г.Москва); экспериментальная программа прошла апробацию в сольных концертных выступлениях автора, прошедших в клубе «Ладога» г.Москвы, в Московском государственном университете культуры и искусств, в Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел РФ, в Оренбургском государственном университете.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования нашли отражение в одиннадцати публикациях по теме.

Структура диссертации подчинена логике научного поиска, поставленным задачам исследования. Диссертация состоит из введения; первой главы, где нашли отражение теоретико-методологические вопросы исследования развития творческой свободы певца в вокальных студиях; второй главы, которая

посвящена экспериментальной работе, направленной на оптимизацию процесса развития творческой свободы учащегося-вокалиста посредством психолого-педагогических методов; заключения; списка использованной литературы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций