Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Сапожников Александр Иванович. Педагогические условия формирования у школьников опыта позитивных социальных отношений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Ставрополь, 2000 154 c. РГБ ОД, 61:00-13/1285-0


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Феноменологический анализ социализации личности в процессе социального воспитания 11

1.2. Развитие идеи формирования опыта социальных отношений

в зарубежной педагогике 26

1.3. Современные научно-педагогические подходы к исследованию

проблемы формирования у школьников опыта позитивных

отношений в социуме 44

1.4. Опыт позитивных социальных отношений и факторы

его формирования 58

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕСС^ ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ ОПЫТА ПОЗИТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Социально-педагогическая характеристика среды как условие проектирования региональных систем воспитания 71

2.2. Социально-педагогические факторы формирования у

школьников жизненного опыта 85

2.3. Педагогическое управление условиями формирования у школьников социального опыта 105

2.4. Анализ результатов экспериментальной и опытной деятельности — 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 135

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 142 



Введение диссертации:

Одной из характерных особенностей современной социально-политической и культурной ситуации в России является наметившийся поворот в сторону усиления государственности, исполнительной власти как важнейшего средства обеспечения социальной стабильности, гаранта порядка, роста благосостояния людей. В этой связи особое значение приобретают поиск гармонии между государственными и общественными структурами, властью и гражданским обществом.

Другой особенностью является осознанная и четкая постановка государством стратегических ориентиров, целей, способных объединить усилия общества в движении по пути демократических реформ, возрождения России. "Ответственное общественно-политические силы, - отмечает В.В.Путин, - должны предложить народу стратегию возрождения и расцвета России, которая бы опиралась на все положительное, что было создано в ходе рыночных и демократических реформ, и осуществлялась исключительно эволюционными, постепенными, взвешенными методами. Осуществлялась в условиях политической стабильности и без ухудшения условий жизни российского народа, всех его слоев и групп" (отмечает президент Путин В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета.- 1999.- 31 декабря.- С.1.).

Основным противоречием, на преодоление которого должны быть направлены все здоровые силы, является противоречие между объективной потребностью в гражданском согласии, общественной консолидации, желанием людей устойчивости, уверенности, возможности долгосрочного планирования своего будущего, желанием трудиться в условиях мира, безопасности, правопорядка и состоянием раскола, разобщенности, социальной пассивности, свойственных нашему обществу сегодня. Одной из причин этого противоречия является то обстоятельство, что основные социальные слои, политические силы придерживаются

различных базовых ценностей и основополагающих идеологических ориентиров. В результате проходит разрыв между сознанием культурной элиты, утверждающей национальные, общечеловеческие ценности, и реальной жизненной практикой, поведением значительной части людей, руководствующихся групповыми, этническими и другими узкими корпоративными интересами.

В социально-психологическом отношении нельзя не замечать и противоречия между требованием нового времени, характером реформ к повышению социальной активности граждан, развитию их творческой инициативы, ответственности и самостоятельности и характерный для мен-тальности нашего народа гражданской пассивностью, слишком завышенными социальными ожиданиями, привычкой больше надеяться на помощь государства, чем на собственные силы.

Одним из решающих средств преодоления указанных противоречий, транслятором демократических ценностей является система образования, призванная готовить на основе общечеловеческих и отечественных ценностей будущих граждан, способных к жизненному самоопределению, к деятельности, направленной на возрождение России, укрепление ее государственности, к укреплению социальной стабильности.

В разработанной МО РФ Программе развития воспитания в системе образования России приоритетное внимание уделяется целям и задачам социального воспитания: социально-психологическая и педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе вхождения ее в активную жизнь, адаптации к социуму, формирование социальной ответственности. При этом инновационным ресурсом развития системы воспитания является социальное знание, опыт социальных отношений.

В условиях демократических преобразований особенно актуальной становится проблема воспитания у подрастающих поколений опыта демократических отношений.

В отечественной науке проблема эта получила раскрытие в работах Л.П.Буевой, Р.Г.Гуровой, В.Г.Бочаровой, С.И.Иконниковой, В.Д.Семенова, Г.Н.Филонова и др.

Теория социализации личности, роли внешних факторов ее на вхождение человека в социум получила глубокое раскрытие в трудах Ю.В.Сычева, А.Г.Харчева, А.В.Мудрика, Е.Н.Шиянова.

В психологическом аспекте вопросы социального воспитания рассматриваются в исследованиях Л.И.Анцыферовой, Л.И.Божович, И.С.-Кона, Л.А.Петровской.

Понимание сущности личности, характера ее развития как системы отношений нашло отражение в работах таких психологов, как Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев, Э.В.Ильенков, А.П.Сидельковский.

Интегративный подход к разработке научных основ формирования гражданственности как результата социального воспитания осуществлен в исследованиях А.В.Беляева, А.С.Гаязова, Л.Ю.Сироткина, А.Г.Го-лева, Е.В.Известновой, А.В.Кирьяковой, Д.Яковлевой, Е.В.Ростовцевой.

Особенности социализации личности в условиях Северо-Кавказского региона нашли обобщение в работах И.Б.Котовой, В.Н.Гурова, Е.Н.Шиянова, В.К.Шаповалова.

В зарубежной педагогике опыт взаимоотношений человека и общества, воспитание "полезных граждан" представлен в работах таких ученых, как В.Кукартц, К.Молленхауэр, А.Роберт, И.Штраус, Э.Шпрингер.

Однако в большинстве работ указанных авторов вопросы социального воспитания рассматриваются применительно к стабильной социальной среде, сложившейся системы ценностей.

Другое дело в ситуации нестабильности, утраты прежней системы ценностей, идеологической ориентации, трудного и противоречивого процесса преодоления кризиса, восстановления всего положительного, что было в прошлом, формирование новой жизненной ориентации.

Система отношений формируется в деятельности. Однако сегодня особенно стало заметным несоответствие в системе образования и воспитания: школьники выступают субъектом преимущественно учебно-познавательной деятельности, потому что общество, школа не предоставляют возможностей для активного включения в общественную, трудовую и другие виды деятельности. Отсутствие достаточной мотивации на социально значимую деятельность не способствует формированию у школьников опыта позитивных отношений к обществу, государству, отечеству, национальным традициям, к труду, окружающей среде и другим значимым ценностям.

Вышеизложенное обусловило выбор проблемы исследования: какие педагогические условия могут обеспечить социальное воспитание учащихся в контексте укрепления государственности, демократизации общества?

Цель исследования: обосновать условия повышения эффективности процесса формирования у учащихся опыта позитивных социальных отношений.

Объект исследования - процесс воспитания социально устойчивой личности.

Предмет исследования - педагогические условия формирования у школьников опыта позитивных социальных отношений.

Гипотеза исследования. Воспитание социально устойчивой личности школьника, обладающей опытом позитивных социальных отношений, будет успешным, если педагогический процесс будет основан:

- на включении школьников не только в активную учебно-познавательную, но и в другие виды социально значимой деятельности;

- на принципах межкультурной коммуникации, единства общего и особенного, общечеловеческого и национального;

- на усилении социально-гуманитарной направленности учебных дисциплин, включении в их содержание общественных проблем, имеющих для школьников личностно значимый смысл;

- на актуализации социального и жизненного опыта учащихся, моти- вационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;

- на целенаправленном управлении внешними факторами социализации личности.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить сложившиеся в отечественной и зарубежной педагогике теоретические подходы к изучению проблемы воспитания социально устойчивой личности;

2. Разработать систему мер по интеллектуальной, морально-психологической защите школьников от индоктринации и аморальных средств социализации;

3. Конкретизировать содержание понятий "социально устойчивая личность", "социальный и жизненный опыт";

4. Выявить педагогические условия воспитания социально устойчивой личности, обладающей опытом позитивных социальных отношений.

Методологическую основу исследования составили положения теории социализации личности, концепции ее развития в социальной среде, отраженные в работах Л.П.Буевой, В.Г.Бочаровой, Р.Г.Гуровой, А.В-.Мудрика, И.С.Кона; формирования опыта личности как системы отношений (Б.Г.Анашев, А.А.Бодалев, В.Н.Мясищев, Э.В. Ильенков).

В основу организации исследования положения концепций гражданского воспитания А.В.Беляева, А.С.Гаязова, управления педагогическим процессом (М.Н.Берулава, И.П.Раченко, В.С.Безрукова, А.С.Белкин).

Вышеназванные методологические позиции обусловили комплекс методов исследования:

Теоретический анализ специальной литературы, обобщение опыта, систематизация и классификация, сопоставительное и контрастирующее сравнение, наблюдение, анализ продуктов деятельности, анкетирование, тестирование, беседы, интервьюирование работников образования, СМИ, творческих работников (художников, писателей), членов общественных организаций; экспериментальная работа для оценки эффективности системы средств, форм, приемов формирования у школьников социального и жизненного опыта, анализ результатов опытной работы.

Экспериментальной базой исследования явились 9-11 классы средних школ №7, 9, 18, 20, 25, 30, 35, лицея № 5, гимназии № 12 г.Ставрополя. В отдельных видах исследования привлекались студенты исторического факультета Ставропольского государственного университета, а также работники образования г.г.Ставрополя, Пятигорска.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования, целенаправленным анализом и обобщением результатов опытно-экспериментальной работы на всех этапах исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- теоретически обоснована необходимость формирования у школьников опыта позитивных социальных отношений в современных условиях;

- разработана система мер по интеллектуальной, морально-психологической защите школьников об индокринации и аморальных средств социализации;

- конкретизировано содержание понятий "социально-устойчивая личность", "социальный опыт", "жизненный опыт";

- определены педагогические условия повышения эффективности процесса формирования у школьников позитивного опыта социальных отношений.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что при 9

менен многомерный, интегративный подход к организации учебно-воспитательного процесса на основе принципа актуализации жизненного опыта учащихся, обоснована педагогическая целесообразность выделения в процессе социального воспитания двух основных этапов: формирование социальной умтойчивости личности и социальной гражданственности как интегративного качества личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут служить в качестве программного обеспечения интеграции учебно-познавательной и других видов социально значимой деятельности (физической, общественной, художественной, общения), разработки технологии гражданского, патриотического воспитания, обучения умениям и навыкам межличностного и межнационального общения, разумного предупреждения конфликтов.

На защиту выносятся:

1. Содержание, структура социально значимых качеств школьника, обеспечивающих его вхождение в активную жизнь, адаптацию к социуму;

2. Условия воспитания социально устойчивой личности, обладающей социальным и жизненным опытом;

3. Содержание комплекса педагогических приемов, средств, обеспечивающих эффективное формирование у школьников опыта позитивных отношений к социуму.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (1992 - 1995 гг.) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная литература по исследуемой проблеме с целью определения теоретических основ исследования, разработки методики его организации, отбор источников, подготовка базы для опытно-экспериментальной работы, планирование эксперимента.

На втором этапе П996 - 1997 гг.) проводились констатирующий и формирующий эксперимент на базе средних образовательных учреждений, разрабатывались пути и условия совершенствования процесса воспитания социально устойчивой личности, проверялись приемы, средства формирования у школьников ценностных ориентации, отношений к социуму, проверялись положения гипотезы исследования.

На третьем этапе П998 - 2000 ггЛ проводился анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались ее результаты, вырабатывались выводы и методические рекомендации по исследуемой проблеме.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования обсуждались на кафедре теории и истории педагогики Ставропольского государственного университета, в Ставропольском краевом институте повышения квалификации, на ежегодных научно-практических конференциях университета, в выступлениях автора на методических объединениях учителей г.Ставрополя, Невинномысска, Пятигорска, а также на региональных, межвузовских конференциях: гг. Белгород, 1994 г., Пятигорск, 1994 г., Ставрополь, 1994, 1995, 1996 гг.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций