Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Скрябина Ольга Борисовна. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Кострома, 2000 209 c. РГБ ОД, 61:00-13/1441-1


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4

Глава I Формирование коммуникативной толерантности

у старшеклассников как социально-педагогическая

проблема 13

§ 1 Проблема коммуникативной толерантности в современной науке. 13

§ 2 Особенности формирования коммуникативной толерантности в

ранней юности 35

§ 3 Педагогическое управление процессом формирования

коммуникативной толерантности у старшеклассников 55

Глава II Реализация комплекса педагогических условий

формирования коммуникативной толерантности у

старшеклассников 73

§ 1 Обеспечение включения старшеклассников в социальную

деятельность 73

§ 2 Обеспечение референтности носителей толерантного поведения -

участников педагогического процесса 88

§ 3 Педагогический мониторинг как условие успешного

формирования коммуникативной толерантности 104

Заключение 123

Список использованной литературы 126

Приложения.. 152

 



Введение диссертации:

Двадцатый век - кульминационный период развития современной цивилизации, век великих научных открытий и свершений, и, вместе с тем, век самых разрушительных войн, революций и катастроф. Поэтому, с одной стороны, выживание человечества требует толерантности в отношениях между государствами, народами, людьми, а с другой - реально существующие государственные, национальные, частные интересы приводят к противоречиям и конфликтам. Взаимопонимание между людьми, взаимопроникновение различных культур, уважение к традициям иных народов, осознанное допущение иной точки зрения на одно и тоже явление,

плюрализм мнений и оценок и т.п. - вот то, чему необходимо научиться человечеству.

Кроме того, осознанию мировым сообществом необходимости терпимости как нормы меж і осударственных, межнациональных и межличностных отношений, противостоят традиции вражды, стереотипы борьбы, и инертность общественного сознания.

Выше упомяну ые обстоятельства усугубляются в нашей стране тем, что русское национальное самосознание характеризуется парадоксальностью: в нем перемешаны терпимость и непримиримость. Государственная позиция достаточно длительный период не допускала даже возможности инакомыслия. В мировоззрение нескольких поколений соотечественников десятилетиями Б и е дрялись мысли о существовании «правильного» и «неправильного» взгляда на вещи. Первому, одобренному партией и правительством, необходимо было следовать, второй - разоблачать и обличать. Нетерпимость старших поколений транслировалась

подрастающим. Стремление выйти из замкнутого круга диктует необходимость обратить внимание на молодежь, у которой происходит становление коммуникативной сферы, отсутствуют стереотипы социальных отношений. Анализ психолого-педагогических исследований и обобщающих работ по воспитанию старшеклассников (В.М. Басова, М.И. Волк, Б.З. Вульфов, И.В. Дубровина, Н.И. Гуткина, И.Ю. Забродина, И.С. Кон, А.Г.Ковалев, А.В Мудрик, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых, и других) свидетельствует, что данный возраст характеризуется тем, что деловая и межличностная коммуникация является доминантой в развитии личности, рефлексии, самосознания. Все это делает актуальным рассмотрение формирования коммуникативной толерантности в качестве важного направления в содержании воспитания старших школьников в нашей стране. В отечествен 11 ой и зарубежной политологической и философской литературе (B.C. Виблер, М. Ганди, А.Гжегорчик, А.А. Деркач, М.Л. Кинг, М.С.Коган, Ж.Саіімон, А.Д. Сахаров, Е.В.Селезнева, В.А.Тишков, Л.Н. Толстой) имеется ряд работ, рассматривающих понятие толерантности. Однако в педагогике этой проблеме уделяется не заслуженно мало внимания. Категория «коммуникативная толерантность» не получила глубокого научного осмысления. С другой стороны, в психолого-педагогической литературе имеются методологические, теоретические и технологические предпосылки разработки данной проблемы. Это, прежде всего, идеи и подходы «Гуманистической педагогики» (Ш.А. Амонашвили, М.А. Данилов, М. Монтесори, В.А. Сухомлинский и другие), «Педагогики сотрудничества» (О.С. Газман, П. 1 Гальперин, В.В. Давыдов, И.П. Иванов, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, Д.Б. Эльконин и другие), «Педагогики ненасилия» (А.Г.Козлова, В.Г Маралов, В.А. Ситаров и другие), «Педагогики культуры мира» (М.В. Каба ченко, Э.С.Соколова, З.К. Шнекендорф и другие). В тоже время, данная проблема в таком контексте еще не рассматривалась.

Данные проведенного нами в 1996-97 гг. исследования, в котором приняло участие 368 старшеклассников, свидетельствуют о преобладании поляризированно і о сознания (юношеский максимализм), конфликтности,

\ методов прямого, силового воздействия в решении различных

коммуникативных задач, то есть об отсутствии у большинства старших школьников толерантности в общении. Анкетирование разных категорий педагогов (всего 52 человека) показывает, что общеобразовательная школа с

вертикальной схемой отношении между учителями и учениками, со своими устойчивыми авторитарными традициями, современным невнимание к вопросам воспитания не может стать пространством, где будет развернуто формирование коммуникативной толерантности. Отсюда необходимость поиска иных образовательных площадок. Одной из них, во многом лишенной недостатков п! к олы, является временное летнее объединение старшеклассников, чьи воспитательные потенциалы и технологии их реализации в практической деятельности изучали В.П.Ижицкий, А.Г.Кирпичник, л.Н. Лутошкин, Р.С.Немов, В.В. Рогачев, Л.И. Уманский, И.И. Фришман, А С. Чернышев и другие.

Все выше, сазанное обусловило выбор проблемы нашего

исследования: каковы педагогические условия формирования

коммуникативной толерантности у старшеклассников?

Цель исследования - выявить и обосновать комплекс необходимых педагогических еловий эффективного формирования коммуникативной толерантности у с аршеклассников.

Объект исследования - процесс формирования коммуникативной толерантности у с аршеклассников.

Предмет исследования - комплекс необходимых педагогических условий, обеспі ! ивающих процесс формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников.

Гипотеза исследования - процесс формирования коммуникативной

толерантности у с \ аршеклассников может быть педагогически эффективным

при обеспечении:

• включения старшеклассника в социальную деятельность;

• референтності носителей толерантного поведения - участников педагогическо о процесса;

• педагогическо х) мониторинга личностного продвижения в процессе формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников.

В соответствие с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

• определить сущность коммуникативной толерантности;

• разработать достоверные критерии и показатели сформированности

коммуникативной толерантности у старшеклассников; • выявить и экспериментально обосновать комплекс необходимых

педагогических условий формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников;

Методологической основой исследования являются научные положения о диа. логическом характере социальных отношений (Г. Гегель); концепция комм} 11 икативного ядра личности (А.А. Бодалев); совокупность идей, описывающих и объясняющих процесс социализации учащихся (Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, МИ. Рожков и др.); концепция социализации личности во временных коллективах (А.Г. Кирпичник, Р.С. ! !.емов); теория социальной установки (А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов); совокупность идей о взаимоотношениях значимых други \ (референтное™) (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.А. Кроник, Е.А. Кр ник, А.Ф. Лазурский, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, Б.Ф. Поршев и др.).

В исследовании используются социологические, психологические, педагогические методы в определенной системе, построенной в соответствии с целями и задачами, а также особенностями предмета исследования.

Ведущими методами являются метод теоретического анализа, изучения и

обобщения педагогического опыта и опытно-экспериментальная работа. Частными методами являются социологические (анкеты, различного рода интервью), психологические (тестирование, социометрия, референтометрия), педагогические (ретроспективный анализ собственного опыта, беседы, включенное наблюдение, опытно-экспериментальная работа и др.). Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа:

На первом этапе (1996-1997 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература, определялись методологические подходы, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт по проблеме, проводилось накопление собственного практического опыта работы по формированию коммуникативной толерантности у старшеклассников. Параллельно на этом этапе было проведено пилотажное исследование, позволившее сформулировать рабочую гипотезу.

На втором этапе (1997-1999 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой проверялась и уточнялась рабочая гипотеза, разрабатывалась модель изучаемого процесса, апробировались, систематизировались педагогические методы и средства, необходимые дія обеспечения эффективного протекания процесса формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников.

На третьем этапе (1999-2000 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, осуществлялась литературная обработка диссертационного материала, подготовка и внедрение в практику научно-методических рекомендаций по результатам исследования.

Экспериментальная база исследования - областной лагерь

старшеклассников имени А.Н.Лутошкина «Комсорг», лагерь ролевых игр

«Кентавр», негосударственная частная средняя общеобразовательная школа

г. Костромы.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций, комплексом взаимодополняющих эмпирических и теоретических методов, адеквагмых задачам исследования, привлечением к анализу и разработке методики специалистов в области педагогики и психологии, проведением автором повторных экспериментов, математической обработкой полученных статистических эмпирических данных.

Научная нови ша исследования заключается в следующем:

уточнено понятие коммуникативная толерантность и описана ее структура;

описаны этапы процесса формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников;

разработана модель поэтапного построения процесса формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников;

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

обоснована актуальность проблемы формирования коммуникативной толерантности в ранней юности;

• определены кри герии и показатели сформированности данного состояния у старшеклассников;

• определен и экспериментально обоснован комплекс необходимых педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников;

• охарактеризован процесс формирования коммуникативной толерантности в условия ЗДОЦ. Практическая значимость диссертации определяется тем, что:

• основные идеи диссертации являются базой при разработке программ авторских смен профильных лагерей Костромской области;

• использование результатов исследования позволяет повысить коммуникативную компетентность старшеклассников;

• апробированная методика диагностирования выявляет уровень сформированности коммуникативной толерантности у старшеклассников;

• разработана, а пробирована и внедрена технология формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников. Она используется как базовая в построении воспитательной работы в негосударственной частной общеобразовательной средней школе г. Костромы;

• по результатам исследования на социально-педагогическом факультете КГУ им. Н.А. Некрасова разработан и внедрен спецкурс «Педагогическое управление процессом формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников в условиях загородных детских оздоровительных центров».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения диссертации были изложены автором в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях и семинарах работников общеобразовательной школы, обсуждались на заседаниях кафедр педагогики и педагогических технологий, социальной педагогики КГУ им. Н.А. Некрасова, легли в основу авторских программ спецкурсов для студентов социальмо-педагогического факультета КГУ "Школа вожатого" и "Педагогическое управление процессом формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников в условиях загородных детских оздоровительных центров». Результаты исследования отражены в концепциях п е дагогйческой деятельности авторских лагерей старшекласснико в Костромской области (областной лагерь старшеклассников имени А.Н.Лутошкина "Комсорг", лагерь ролевых игр

"Кентавр") и негосударственной частной общеобразовательной средней

школы г. Костромы.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущность коммуникативной толерантности и процесса ее формирования у старшеклассников.

2. Критерии и показатели сформированности коммуникативной толерантности у старших школьников.

3. Этапы процесса формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников.

4. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное протекание процесса формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников.

Структура диссертационного исследования определена его логикой. Она включает введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения. Кроме текстовых материалов в диссертацию включены схемы и таблицы.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дано ее обоснование, определяется научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования; характеризуются его методы и база, обосновывается его достоверность, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Формирование коммуникативной толерантности у старшеклассников как научная проблема" представлены теоретические положения, рассматривается содержательная и структурная характеристика феномена коммуникативной толерантности, определяются критерии и показатели ее с формированное™, предлагается модель поэтапного построения педагогически управляемого процесса формирования

% г

коммуникативном толерантности у старших школьников.

Во второй главе "Реализация комплекса педагогических условий формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников" обосновывается необходимость педагогического обеспечения: включения

старшеклассников в социальную деятельность; референтности носителей толерантного поведения-участников педагогического процесса; педагогического юниторинга личностного продвижения в процессе формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников; представлены результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении сформулированы выводы исследования и определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций