Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Харчина Надежда Борисовна. Профессиональное самосовершенствование педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Кострома, 2000 285 c. РГБ ОД, 61:00-13/1338-5


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 3

Глава I. Теоретические основы процесса профессионального самосовершенствования педагога в процессе аттестации

§ 1. Профессиональное самосовершенствование педагога в структуре непрерывного образования 12

§ 2. Пути профессионального самосовершенствования педагога как субъекта воспитательной деятельности 40

§ 3. Аттестация как средство включения педагога в профессиональ-ное самосовершенствование 51

Глава //. Опытно-экспериментальная работа по профессионально-му самосовершенствованию педагога в процессе аттестации

§ 1. Концептуальные подходы к организации аттестации как средства профессионального самосовершенствования 83

§2. Характеристика опыта организации аттестации как средства профессионального самосовершенствования педагога 126

§ 3. Условия успешности профессионального самосовершенствования педагога в процессе аттестации 174

Заключение 204

Список использованной литературы 210

Приложения 235 



Введение диссертации:

Актуальность темы обуславливается прежде всего тем, что в России, как и во всем мире, на рубеже двух тысячелетий происходит осмысление достижений и определение стратегий развития образования, намечаются пути и способы его реформирования. Значительное место в этом процессе отводится личности учителя, поиску вариантов стимулирования эффективности его профессиональной деятельности, его стремления к активности, творчеству, самореализации, саморазвитию. Кроме того, остается общепризнанным утверждение нашего соотечественника К.Д. Ушинского о том, что учитель как специалист существует до тех пор, пока сам учится. В современных условиях, когда происходит обновление содержания общего образования, проникновение в образовательный процесс новых воспитательных технологий, изменение характера социального заказа к школе, это становится все более актуальным, делает способность каждого педагога к самосовершенствованию одним из факторов, определяющих качество образования.

В то же время, как показал проведенный нами анализ, практических работников образовательных учреждений в меньшей мере заботит сегодня вопрос, связанный с профессиональным совершенствованием, с повышением своего профессионального уровня как фактора саморазвития. Таким образом, можно констатировать наличие противоречия между потребностью данного этапа развития общества в педагоге высокой квалификации, с широкой профессиональной педагогической компетентностью, готового к расширению и обогащению своих знаний, росту своего педагогического мастерства, продуктивности своей профессиональной деятельности и недостаточной изученностью в теории отдельных способов и средств стимулирования такого подхода практиков к своей профессиональной деятельности. В этой связи актуальным становится рассмотрение проблемы аттестации педагогических кадров, ее роли и места в профессиональном самосовершенствовании педагога.

Следует отметить, что проблема профессионального самосовершенствования педагога давно исследовалась в психологической и педагогической литературе. К ней обращались в своих работах А. Дистервег, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий. Она нашла отражение в трудах современных исследователей (В.И. Андреева, Л.В. Байбородо-вой, Е.П. Белозерцева, И.В. Биочинского, Н.В. Кузьминой, Б.В. Куприянова, А.К. Марковой, А.Е. Подобина, М.И. Рожкова, М.С. Савиной, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, Н.Т. Таланчука, А.И. Тимонина и др.). В их работах функция совершенствования выделена в качестве важнейшей в педагогической деятельности, раскрыты отдельные подходы к ее формированию, охарактеризована сущность данного явления, установлены его компоненты и описаны их отличительные черты. Однако недостаточно разработанными оказались механизмы обеспечения заинтересованности педагогов в профессиональном самосовершенствовании, не нашли отражения вопросы включения педагога как субъекта воспитательной деятельности в этот процесс, неизученными оказались потенциалы аттестации педагогических кадров с этой точки зрения. Таким образом, все вышесказанное определило актуальность изучения аттестации педагогов, ее связи с совершенствованием педагогом собственной деятельности и представляет известный интерес для теории и практики. Этим обусловлен выбор проблемы нашего исследования: при каких организационно-педагогических условиях процесс аттестации педагога как субъекта воспитательной деятельности будет способствовать их профессиональному самосовершенствованию?

Цель исследования - выявить, теоретически обосновать и эмпирически проверить организационно-педагогические условия, обеспечивающие профессиональное самосовершенствование педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации.

Объект исследования - профессиональное самосовершенствование педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации.

Предмет исследования - организационно-педагогические условия профессионального самосовершенствования педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации.

Гипотеза исследования: аттестация педагогических кадров будет способствовать профессиональному самосовершенствованию педагога как субъекта воспитательной деятельности, если:

формы, приемы, методы работы с аттестующимися будут обеспечивать наиболее полное их самоопределение, самооценку, побуждать к саморефлексии;

процесс прохождения аттестации будет носить циклический характер, учитывать реальные возможности и достижения каждого педагога, включать дифференцированное обучение, научно-методическое сопровождение, психолого-педагогическую поддержку.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены и решались следующие задачи:

выявить и охарактеризовать особенности профессионального самосовершенствования педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации;

обосновать модель аттестации педагогических кадров, стимулирующую их профессиональное самосовершенствование;

определить и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий профессионального самосовершенствования педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации.

Методологической основой нашего исследования являются научные положения о теории систем (В.Г. Афанасьев, В.И. Садовский и др.), о педагогических системах (В.П. Беспалько, Л.И. Новикова, Л.Ф. Спирин), о природе педагогической деятельности (Б.З. Вульфов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин и др.)

Теоретическую основу исследования составили:

теория непрерывного образования (А.П. Владиславлев, Б.С. Гер-шунский, А.В. Дарнинский, В.Г. Онушкин, Н.М. Рассадин и др.);

теория о природе педагогического творчества (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушин-ский и др.);

концепции личностно-деятельностного подхода, в том числе и в повышении квалификации учителей (К.А. Абульханова-Славская, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, Г.С. Суховская, А.И. Щербаков и др.), их аттестации (Н.К. Зотова, Т.Е. Ковина, С.Г. Молчанов, В.И. Рыбакова, Н.Е. Эмануилова и др.);

концепция анализа педагогических ситуаций и решения педагогических задач (Ю.Н. Кулюткин, Л.Ф. Спирин и др.)

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа: на первом (1994-1996 гг.) накапливался собственный опыт участия в организации и проведении аттестации педагогических кадров в период работы в качестве методиста и секретаря Главной аттестационной комиссии управления образования администрации Костромской области, методиста учебно-научно-исследовательской лаборатории диаг ностики и экспертизы педагогической деятельности КОИПКРО, изучался общероссийский опыт, состояние проблемы в научной и учебно-методической литературе, проводилось пилотажное исследование;

на втором (1996-1999 гг.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа, на основе которой проверялась и уточнялась рабочая гипотеза, разрабатывалась модель аттестации педагогических кадров, отбирались и проверялись содержание, формы, методы аттестации как средства включения педагога в профессиональное самосовершенствование;

на третьем (1999 - 2000 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, готовились и внедрялись в практику научно-методические рекомендации по результатам исследования, осуществлялась обработка диссертационного материала.

Экспериментальной базой исследования являлись Главная аттестационная комиссия департамента образования администрации Костромской области, городская аттестационная комиссия г. Нерехты, аттестационные комиссии Островского, Буйского, Антроповского, Ман-туровского районов, категориальные курсы КОИПКРО для педагогов, принимающих участие в аттестации. Опытно-экспериментальной работой были охвачены 302 человека.

Методы исследования: теоретические (сравнительный анализ, моделирование) и эмпирические (анкетирование, анализ и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, ретроспективный анализ).

Достоверность результатов исследования обеспечивалась комплексом взаимодополняющих методов, адекватных поставленной цели и решаемым задачам, проверкой результатов на каждом этапе опытно экспериментальной работы, математической обработкой полученных эмпирических данных.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

определена сущность и обоснованы принципы использования аттестации в профессиональном самосовершенствовании педагога как субъекта воспитательной деятельности;

сформированы требования к содержанию, формам и методам аттестации педагогов на различных ее этапах;

разработана региональная модель аттестации педагогических кадров, способствующая профессиональному совершенствованию педагогов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

отобран и адаптирован комплекс диагностических методик, позволяющий отслеживать особенности протекания процесса профессионального самосовершенствования педагога как субъекта воспитательной деятельности в процессе аттестации;

выявлены и охарактеризованы критерии, показатели, уровни профессионального самосовершенствования педагога в процессе аттестации;

определены и обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность профессионального самосовершенствования педагогов посредством аттестации.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что использование ее результатов позволяет:

повысить эффективность организации и проведения аттестации педагогических кадров и разумно использовать ее потенциальные возможности в профессиональном самосовершенствовании педагогов;

более результативно отбирать содержание, формы и методы научно-методического и психолого-педагогического сопровождения педагогов - участников аттестации;

создавать разнообразные региональные модели аттестации педагогических кадров, адаптированные к реально существующим условиям, обеспечивающие профессиональное самосовершенствование педагога как субъекта воспитательной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, выводы и рекомендации были представлены автором в докладах и выступлениях на заседаниях кафедры педагогических инноваций, лаборатории диагностики и экспертизы педагогической деятельности и ученого совета Костромского областного института повышения квалификации работников образования, школы молодых ученых в Костромском государственном университете имени Н.А. Некрасова (1996, 1997 гг.); в ходе курсовой подготовки (КОИПКРО, 1997-2000 гг.), на научно-практических конференциях преподавателей и сотрудников КГУ имени Н.А. Некрасова (1998-1999 гг.)

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке педагогов-экспертов, членов аттестационных комиссий, при организации категориальных курсов, а также при разработке программ аттестации в регионе в разделах «Диагностика эффективности педагогической деятельности», «Научно-методическое сопровождение аттестуемых».

Положения, выносимые на защиту: 1. Аттестация педагогических кадров может способствовать усилению внутренней мотивации педагога к профессиональному самосовершенствованию, стимулировать повышение им уровня своей квали фикации, способствовать включению в рефлексию собственного опыта, активизировать творческий поиск.

2. Для успешности включения педагога как субъекта воспитательной деятельности в профессиональное самосовершенствование аттестационный процесс должен быть этапным, на каждом из которых целесообразно выделять и реализовать частные условия, обеспечивающие его эффективность. Общими необходимыми условиями следует признать: учет реальных возможностей и достижений каждого педагога, их дифференцированное обучение в рамках очно-заочных категориальных курсов, научно-методическое сопровождение и психолого-педагогическую поддержку.

3. Процесс оценивания результатов профессиональной деятельности педагогов должен ориентировать каждого из них на занятие позиции субъекта профессионального самосовершенствования.

4. Содержание, формы и методы работы с аттестуемыми должны создавать условия для более полного самоопределения, самооценки, включения в саморефлексию.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, включающего 279 наименований, 16 приложений.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дается ее обоснование, определяются цели, задачи, объект, предмет изучения, характеризуется комплекс методов исследования, формулируются рабочая гипотеза, научная и теоретическая новизна, практическая значимость, представлены основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы процесса профессионального самосовершенствования педагога» дается характеристика состояния проблемы в современной психолого-педагогической литературе;

рассматриваются пути профессионального самосовершенствования педагога как субъекта воспитательной деятельности; анализируются основные этапы становления и развития института аттестации в России, современное его состояние за рубежом; определяются потенциалы аттестации как средства включения педагогов в процесс профессионального самосовершенствования.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по профессиональному самосовершенствованию педагога в процессе аттестации» представлены результаты проведенного автором исследования; характеризуются концептуальные подходы к организации аттестации как средства профессионального самосовершенствования; дается описание опыта ее организации и обосновываются условия ее рационального, эффективного использования в деле профессионального самосовершенствования педагога как субъекта воспитательной деятельности.

В заключении подводятся общие итоги, формулируются основные выводы, определяются направления дальнейшей разработки данной проблемы.

В приложениях содержатся нормативно-правовые документы по аттестации, пакет диагностических методик, программы категориальных курсов.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций