Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Черкашин Виталий Петрович. Теоретические и методические основы проектирования технологии индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 : Волгоград, 2001 352 c. РГБ ОД, 71:02-13/47-4


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 5

Глава 1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ВИДАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ 17

1. Программа работы 17

2. Актуализация научно-методического поиска эффективных путей совершенствования подготовки спортивного резерва 18

3. Индивидуализация деятельности как способ повышения ее эффективности 23

4. Обзор и оценка литературных рекомендаций по индивидуализации тренировки юных и взрослых спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых легкоатлетических дисциплинах, а также по индивидуальной оптимизации занятий другими видами спорта 29

1.5. Резюме 38

Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ВИДАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ 43

5. Программа работы 43

6. Состав, иерархия и логическая соподчиненность факторов, подлежащих учету при индивидуализации тренировки 44

2.3. Практический запрос к педагогическому инструментарию для построения системы тренирующих воздействий 53

2.4. Индивидуализированное моделирование тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики 61

2.5. Резюме 72

Глава 3. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННЫМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ ДИНАМИКИ ПОДГОТОВЛЕН НОСТИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ 75

7. Программа работы 75

8. Определение диапазонов варьирования долговременных целевых ориентиров спортивной результативности и специальной подготовленности 76

3.3. Типологическая классификация структуры подготовленности спортсменов. Апробация способа типоспецифичного нормирования контрольных показателей 103

3.4. Выработка стратегии воздействия на ведущие и отстающие компоненты мастерства 119

3.5. Резюме 124

Глава 4. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С ИНДИВИДУАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАН НЫМ МОДЕЛИРОВАНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ 130

9. Программа работы 130

10. Порядок установления приоритетов в квалификационно- возрастном акцентировании тренирующих воздействий 132

4.3. Классификация и стандартизация тренировочных средств, нагрузок и унифицированных тренировочных заданий 151

4.4. Выделение эффективных формализованных вариантов распределения нагрузок в круглогодичной тренировке 165

4.5. Резюме 193

Глава 5. ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В ГОДИЧНОМ МАКРОЦИКЛЕ ЗАНЯТИЙ 198

11. Программа работы 198

12. Моделирование многолетнего роста спортивной результативности и выход на адекватную систему целевых контрольных показателей специальной подготовленности 199

3. Моделирование целесообразного тренда результативности и специальной подготовленности в круглогодичном тренировочном процессе 210

4. Моделирование системы тренирующих воздействий на основе использования стандартизированных тренировочных заданий 221

5.5. Моделирование системы тренирующих воздействий на основе последовательного введения адресно эффективных средств подготовки и оптимизации распределения парциальных объемов нагрузки 227

5.6. Резюме 239

Глава 6. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ КРУГЛОГОДИЧ НОГО ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 241

1. Программа работы 241

2. Индивидуализация тренировки юношей-копьеметателей с применением стандартизированных заданий на этапах начальной и углубленной специализации 242

6.3. Оптимизация объемов и распределения рекомендуемых к освоению нагрузок в индивидуально ориентированном построении тренировки девушек-семиборок на этапе спортивного совершенствования 253

6.4. Резюме 285

ВЫВОДЫ 289

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 295

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 300

ПРИЛОЖЕНИЕ 345 



Введение диссертации:

Актуальность исследования.

Долгое время основными направлениями педагогических исследований в юношеском спорте были поиск общих закономерностей подготовки резерва и разработка рациональной методики проведения тренировочных занятий в расчете на те или иные квалификационно-возрастные категории представителей отдельных спортивных дисциплин. Достижения отечественных специалистов в этой области хорошо известны (В.П.Филин [339, 340, 343]; М.Я.Набат-никова [219, 222, 2481; В.Н.Платонов [258, 2601; В.К.Бшіьсевич [21,231; Ф.П.Суслов [290, 3031; Ю.Д.Железняк [118]; Н.Ж.Булгакова [511; В.Г.Ники-тушкин [2821; Т.П.Юшкевич [390]; Г.Н.Максименко [192]; А.А.Сучилин [3101 и другие).

Проблема индивидуализации подготовки юных спортсменов выдвигается на первый план в основном с начала девяностых годов (В.Г.Никитушкин [228, 229, 230, 232]; В.Г.Алабин [2, 4, 51; В.П.Губа, В.Г.Никитушкин, П.В.Ква-шук [97]; В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук [233]; В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук, Г.Н.Германов [234] и другие), хотя отдельные ее аспекты, безусловно, разрабатывались и ранее.

В настоящее время положение о приоритетной важности индивидуализированного подхода к подготовке атлетов разделяется почти всеми ведущими специалистами. Вместе с тем, развитию соответствующего сегмента в теории и методике юношеского спорта препятствуют наметившиеся противоречия.

Прежде всего, очевиден разрыв между методологией и технологией индивидуализации тренировочного процесса. Основополагающие установки (В.П.Губа, В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук [97]; В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук, Г.Н.Германов [234]) в содержательном отношении значительно опережают прикладные разработки (К.Ч.Джанузаков [103]; Д.В.Жестянников [119]; Л.Ф.Кенарева [146]; Т.В.Козеева [151]; Т.Г.Лагунавичюс [177]; А.Ледницки [1801; Н.А.Огановская [241]; Е.Н.Савчук [273]; В.Н.Хорошавин [350];

Р.Шаржи [371] и др.), в том числе выполненные на материале скоростно-силовых видов легкой атлетики (А.В.Алабин [1]; И.В.Бачинский [281; А.Л.Бе-рестовская [ЗО]; К.К.Бондаренко [37]; Г.В.Бугаев [47]; И.П.Буевская [49]; И.АЕременко [113]; А.В.Левченко [178]; В.М.Михайлов [2131; О.А.Попова [264]; Л.К.Солоха [294]; Н.А.Султанов [301]; Е.Н.Чернышева [366]), для большинства из которых свойственны фрагментарность, разноплановость и назывной характер итоговых рекомендаций. Если теоретики выделяют около ста факторов, подлежащих учету при индивидуализированном программировании занятий, то в прикладных исследованиях, как правило, затрагиваются не более двух-трех, а остальные произвольно элиминируются.

В свою очередь, анализ содержания фундаментальных публикаций, формирующих современную методологию индивидуально ориентированного построения тренировочного процесса юных спортсменов, показывает, что и в ней самой имеются нуждающиеся в укреплении компоненты. Весьма полно определено, что необходимо учитывать при индивидуализации тренировки. Гораздо хуже обстоит дело с инструкциями как это осуществлять, особенно в случае принятия комплексных решений.

В такой ситуации разработчики дезориентированы, наставники основывают свои действия по дифференцированию тренировочных программ исключительно на профессиональной интуиции, и прогрессивные компьютерные технологии еще долго не придут им на помощь, поскольку предусматривают четкую формализацию операций. В этой связи, все более убедительной становится необходимость выработки частных педагогических концепций индивидуализированного моделирования тренировочного процесса для юных представителей смежных спортивных дисциплин. По-видимому, именно этот вектор усилий позволит преодолеть объективные препятствия, осложняющие и ограничивающие проведение полномасштабных и эффективных прикладных исследований. Логика подсказывает, что не может быть одинаковых схем комплексной индивидуализации тренировки в видах спорта с существенными различиями в характере соревновательной деятельности, если только речь не идет о предельно обобщенных посылках, которых, как показывает опыт, явно недостаточно для успешной реализации адресно направленных разработок.

Наконец, теоретическая и практическая значимость результатов исследований по индивидуализации тренировки юных спортсменов снижается неадекватным пониманием генерального направления этого процесса. К сожалению, преобладает точка зрения, связывающая индивидуальную оптимизацию нагрузки только с усилением воздействий на наиболее «чувствительные» в плане текущего отклика результативности компоненты подготовленности. Отсюда чрезмерная приверженность идее разделения занимающихся на группы по особенностям адаптации к конкретным видам нагрузок и «индивидуально-групповому» нормированию объемов работы. Здесь причина попыток установления контрольных показателей для спортсменов константного возраста или идентичной квалификации по средневыборочному критерию с определением ведущих сторон мастерства и последующим акцентированием воздействия на них или, напротив, на отстающие качества. Смысл главной, никем пока еще не оспоренной принципиальной установки по управлению подготовкой спортивного резерва - «целевой направленности к высшему мастерству», а равно и других (М.Я.Набатникова [248]), попросту забывается.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что разработка теоретико-методических основ и технологий индивидуально ориентированного построения тренировочного процесса юных спортсменов (в частности, в группе скоростно-силовых видов легкой атлетики) является актуальным научным направлением, от успешного развития которого во многом зависит последующее решение важных прикладных задач.

Объект исследования - тренировочный процесс юных спортсменов, специализирующихся в скоростно-силовых видах легкой атлетики.

Предмет исследования - организационно-методические условия учета наиболее существенных индивидуальных особенностей юных легкоатлетов и внешних факторов детерминирующего свойства при формировании персони фицированных программ занятий в годичных тренировочных циклах на разных этапах многолетнего совершенствования.

Цель исследования - разработать научные основы проектирования эффективной педагогической технологии индивидуализации тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики.

Гипотеза.

Научные основы проектирования технологии индивидуализации тренировочного процесса юных легкоатлетов (спринтеров, барьеристов, прыгунов, метателей, многоборцев) будут разработаны и эффективность тренировки в конечном итоге существенно повысится, если обеспечить системность в учете наиболее существенных особенностей занимающихся и внешних факторов детерминирующего характера, а также определить рациональные пути и формы взаимосвязанного моделирования для каждого спортсмена: а) предпочтительного многолетнего изменения целевых ориентиров подготовленности и динамики контрольных показателей в годичных циклах занятий; б) сообразных достижению контрольных показателей тренирующих воздействий.

Основные задачи исследования:

1. Оценить состояние и наметить реальные перспективы решения проблемы индивидуально ориентированного построения тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики.

2. Разработать теоретически и практически обоснованную концепцию индивидуализации тренировки юных легкоатлетов, специализирующихся в скоростно-силовых дисциплинах.

3. Определить и апробировать способы решения проблемных вопросов, связанных с индивидуализированным моделированием динамики подготовленности спортсменов.

4. Определить и апробировать способы решения проблемных вопросов, связанных с индивидуализированным моделированием содержания и организации тренирующих воздействий в подготовке занимающихся.

5. Разработать педагогическую технологию моделирования предпочтительной динамики показателей подготовленности.

6. Разработать педагогическую технологию создания индивидуализированных моделей организации тренирующих воздействий в годичном цикле занятий.

7. Экспериментально обосновать методику индивидуализации круглогодичного тренировочного процесса юных легкоатлетов на различных этапах многолетнего совершенствования.

Методологическая основа исследования: системный (Л. фон Берта-ланфи [400]; А.И.Берг [29]; И.Б.Новик [239]; Н.М.Амосов [12]; И.В.Блауберг, Э.Г.Юдин [33]; П.К.Анохин [13, 14]; В.М.Новосельцев [240]) и деятельност-ный (А.Н.Леонтьев [181, 182]; В.В.Давыдов [100]; Л.С.Выготский [74]; Д.Б.Эльконин [386]; С.Д.Неверкович [225, 226]; С.В.Малиновский [194]) подходы; теоретические основы индивидуализации деятельности (Е.А.Климов [147, 148]; Е.С.Рабинский [267]; В.С.Мерлин [206]; И.Унт [336]); теория оптимального функционирования системы спортивной подготовки (Л.П.Матвеев [200, 202]; В.Н.Платонов [256, 258]; Ф.П.Суслов [290, 305]; В.К.Бальсевич [24]; В.С.Родиченко [271]; Б.Н.Шустин [383]; С.Ю.Тюленьков [335]; А.А.Су-чилин [310]; Н.Н.Чесноков [368]); современная теория управления подготовкой спортивного резерва (В.П.Филин [341, 343]; М.Я.Набатникова [222, 248]); основополагающие установки по индивидуалгоации процесса подготовки юных спортсменов (В.Г.Никитушкин, В.Г.Алабин, В.П.Губа, П.В.Квашук, Г.Н.Германов [2, 5, 94, 97, 230, 233, 234]).

Методы исследования:

1. Педагогические: изучение, анализ и обобщение материалов научно-методической литературы, изучение официальной документации, опубликованных в специальной периодической печати информационных материалов,

анализ тренировочных дневников спортсменов, материалов личных архивов ведущих тренеров, педагогические наблюдения, контрольные испытания, эксперимент, изучение соревновательной деятельности по данным специальной видеозаписи, телеподография, безынерционная спидография, полидинамометрия, динамография.

2. Социологические: анкетирование и интервьюирование специалистов, экспертные оценки.

3. Анатомо-физиологические: антропометрия, миотонометрия, измерение электропроводности кожных покровов, реакциометрия, кинематометрия, оценка точности воспроизведения заданных интервалов времени и дозированных усилий.

4. Теоретико-логические: логический анализ, теоретический анализ и теоретический синтез, систематизация и классификация.

5. Математико-статистическая обработка данных: вариационный, корреляционный, регрессионный, факторный анализы, проверка статистических гипотез.

6. Математическое, графическое и компьютерное моделирование. Информация об использовании тех или иных методов в связи с решени ем конкретных задач содержится в начальных разделах всех глав диссертации.

Достоверность полученных результатов обеспечена надежной методологической основой исследования, адекватностью использованных методов решаемым задачам, достаточным объемом эмпирических данных, репрезентативностью выборок испытуемых и корректностью статистической обработки экспериментальных материалов с применением ЭВМ.

Организация исследования.

Исследование проведено в период 1981-2001 гг. и условно может быть разделено на 3 этапа.

На первом этапе (1981-1986 гг.) в основном осуществлялись пилотные разработки частных аспектов индивидуализации тренировочного процесса юных легкоатлетов-барьеристов. Основные усилия были сосредоточены на определении целесообразных темпов роста результативности, изучении динамики структуры мастерства занимающихся и показателей их подготовленности в годичных циклах тренировки, оптимизации параметров нагрузок, педагогическом конструировании стандартизированных тренировочных заданий [319, 355, 357 и др.]. Одним из итогов этой работы стала защита кандидатской диссертации в 1985 г. [356].

На втором этапе (1987-1998 гг.) фронт исследования был расширен. В ранее обозначенных направлениях дополнительно изучался тренировочный процесс юных легкоатлетов и других специализаций (спринтерский бег, прыжки, метания, многоборья). Активно накапливался эмпирический материал, анализировались литературные источники, выявлялись запросы практики, постепенно формировались собственные подходы к комплексной индивидуализации тренировочного процесса, выделялись и решались проблемные вопросы, связанные с их реализацией, отрабатывались технологии индивидуализированного моделирования макроциклов занятий. К научному поиску в данной области был привлечен ряд заинтересованных специалистов. Совместно полученные результаты опубликованы [143, 320, 321, 358, 363, 364, 394 и др.]. По ним в 1997-1998 гг. защищены выполненные под руководством соискателя диссертации В.П.Калюты [142] и О.Е.Ушаковой [338].

На третьем этапе (1998-2000 гг.) критически проанализированы все полученные ранее материалы, обобщены литературные данные. Окончательно сформулирована концепция комплексной целевой индивидуализации тренировки юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики. В русле проводимого исследования успешно завершена работа Р. Аль РаггадД [9], начаты новые диссертационные исследования прикладного характера (Т.В.Земляной, А.Ю.Макаров). Выполнены завершающие публикации [359, 360, 361, 362]. Осуществлено внедрение результатов исследования в практику.

База опытно-экспериментальных исследований:

1981-1984 гг. - ДЮСШ Ленинского, Дзержинского, Ждановского, Брежневского РОНО г. Москвы, МГС «Динамо», «Буревестник», «Спартак», СДЮШОР по легкой атлетике ЦСКА, спортклуб «Фили», ОІІІИСП №9 г. Москвы; СДЮШОР №5, СДЮШОР спортклубов «Каустик» и «Родина» г. Волгограда.

1985-1989 гг. - национальная, юниорская и юношеская сборные команды СССР (многоборья); СДЮШОР №5 и РШВСМ г. Волгограда.

1990-1992 гг. - СДЮШОР спортклуба «Каустик» и УОР г. Волгограда; СДЮШОР №2 г. Краснодара; КШВСМ г. Ставрополя; ОШВСМ г. Липецка.

1993-1997 гг. - СДЮШОР №5, СДЮШОР спортклубов «Каустик» и «Родина», а также УОР и ОШВСМ г. Волгограда.

1998-2000 гг. - государственный экспериментальный центр по легкой атлетике, ГВУФК №1 и ДЮСШ №3 г. Харькова; СДЮШОР №5, СДЮШОР спортклубов «Каустик» и «Родина», УОР и ОШВСМ г. Волгограда.

Научная новизна:

сформирована концепция комплексной целевой индивидуализации тренировочного процесса юных легкоатлетов, основными особенностями которой являются системный характер учета существенных для дифференцирования тренирующих воздействий факторов и приоритетная ориентация на максимальную реализацию индивидуального спортивного потенциала в оптимальной возрастной зоне;

разработана методика индивидуализации круглогодичной тренировки юных спринтеров, барьеристов, прыгунов, метателей и многоборцев, предусматривающая взаимосвязанные действия по моделированию для каждого спортсмена наиболее предпочтительной динамики результативности и специальной подготовленности, а также по выбору и упорядочению тренирующих воздействий;

основные действия (шаги) в рамках указанной методики регламентированы на уровне технологических операций.

Теоретическая значимость:

- ликвидирован сдвиг между основными (принципиальными) установ ками по управлению подготовкой спортивного резерва и сложившимися под ходами к индивидуально ориентированному педагогическому конструированию тренировочного процесса юных спортсменов: вошедшая в традицию линия на «тактическую» по своему смыслу юедивидуализацию программ занятий заменена «стратегическим», то есть перспективным в долгосрочном плане дифференцированием тренирующих воздействий;

развита и по ряду позиций дополнена существующая методология проведения прикладных исследований в направлении индивидуализации тренировки юных спортсменов, при этом открываются новые перспективы для таких исследований, и появляется возможность вывести их результаты на качественно более высокий уровень (в частности, сделать адекватное компьютерное переложение);

подтверждена целесообразность выработки частных педагогических концепций персонифицированного построения программ занятий для представителей смежных соревновательных дисциплин;

выделены проблемные области, возникающие в процессе проведения детализированных прикладных разработок по индивидуализации тренировки юных спортсменов на материале скоростно-силовых видов легкой атлетики, и показаны возможные пути решения ключевых вопросов.

Практическая значимость результатов исследования обусловлена:

- формулировкой в диссертации подробных методических рекоменда ций по индивидуализированному построению многолетней круглогодичной тренировки юных спортсменов в ряде скоростно-силовых видов легкой атле тики, подкрепленных технологическими схемами последовательного осущест вления всех операций и соответствующим педагогическим инструментарием в виде снабженных пользовательскими инструкциями комплектов номограмм, классификаторов нагрузок, форм учета и моделирования тренирующих воз действий;

- созданием реальной основы для составления технических заданий и последующей разработки специалистами по компьютерному программирова нию автоматизированных систем индивидуально ориентированного проектирования тренировочного процесса юных легкоатлетов и управления его ходом;

- достигаемым повышением эффективности работы ДЮСШ, СДЮШОР и УОР за счет сокращения потерь перспективных для «большого» спорта юных легкоатлетов на различных этапах многолетней подготовки, а также более полной реализации спортивного потенциала всех занимающихся при использовании предлагаемой методики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Индивидуальный подход как принцип руководства тренировочной деятельностью юного спортсмена в своей основе должен подразумевать стремление к максимальной реализации прогнозируемого потенциала в возрастной зоне оптимальных возможностей (наиболее перспективные атлеты) или в намеченные тренером и спортсменом сроки (менее перспективные). Долговременная цель спортивного совершенствования выступает системообразующим фактором при выборе содержания и вариантов построения тренировочного процесса на всех этапах многолетней подготовки.

2. Необходимыми условиями оптимизации тренировки юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики на путях ее индивидуализации являются системность в учете выделенных в диссертации особенностей занимающихся и внешних факторов влияния, а также использование взаимосвязанного моделирования целевых параметров подготовленности и направленных на их достижение тренирующих воздействий для каждого юного спортсмена в отдельности.

3. Генеральным направлением индивидуализации многолетнего тренировочного процесса должно быть выстраивание рациональной системы тренирующих воздействий, обеспечивающей необходимые темпы общей интенсификации занятий и своевременную переориентацию их преимущественной направленности для достижения долговременной персонифицированной цели спортивного совершенствования и формируемых разработанным способом, исходя из нее, промежуточных контрольных показателей подготовленности.

4. В процессе многолетней подготовки спортсмена индивидуально ориентированной адаптации, в первую очередь, подлежит программа очередного годичного тренировочного цикла. Микроструктура тренировки целиком подчинена решению задач соответствующего макроцикла занятий и должна моделироваться только после его построения.

5. Обоснованные в диссертации способы решения вопросов, связанных с практической реализацией концепции комплексной целевой индивидуализации тренировочного процесса юных легкоатлетов, специализирующихся в скоростно-силовых дисциплинах, а также выполненные технологические разработки создают надежную основу для проведения детализированных прикладных исследований в данной области. В конечном счете, они обеспечивают оптимизацию тренировки на отдельных этапах спортивного совершенствования и делают более рациональной многолетнюю подготовку в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные материалы диссертации докладывались на всесоюзных (Рига, 1983; Ленинград, 1984; Ворошиловград, 1984; Москва, 1983, 1985; Харьков, 1991), республиканских в составе СССР (Ташкент, 1988; Малаховка, 1989), всероссийских (Великие Луки, 1994; Воронеж, 1995; Волгоград, 1994, 1998), региональных (Шахты, 1986; Ростов-на-Дону, 1995; Волгоград, 1996), внутривузовских (Волгоград, 1984-2000) научно-методических и научно-практических конференциях, обсуждались на заседаниях кафедры легкой атлетики Волгоградской государственной академии физической культуры, опубликованы в 47 работах на общенациональном и региональном уровнях, в том числе в монографии «Индивидуализация тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики» (Волгоград, 2000), а также в серии учебных и учебно-методических пособий, методических разработок для студентов, аспирантов, слушателей факультета повышения квалификации, тренеров. Результаты исследования внедрены в учебный процесс и практику НИР Волгоградской ГАФК, в учебно-тренировочный процесс ряда ДЮСШ, СДЮШОР и УОР, о чем свидетельствуют соответствующие акты.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, шести глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Текст работы изложен на 352 страницах компьютерной верстки, включает 50 рисунков и 30 таблиц. Список литературы содержит 431 источник, из них 40 на иностранных языках. 

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций