Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Чугунова Ольга Дмитриевна. Детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Кострома, 2000 182 c. РГБ ОД, 61:00-13/1349-0


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Глава 1. Социальная активность подростков как

социально-педагогическая проблема 12 - 92

1.1. Социальная активность в социальных и

педагогических исследованиях 12 - 49

1.2. Подростковая активность в исследованиях воспита
тельных возможностей детских объединений 49-92

Глава 2. Общественное объединение как способ
реализации и развития социальной
активности подростков
93 -142

2.1. Склонность к социальной активности как фактор
образования детского общественного
объединения 93-119

2.2. Потенциалы развития и реализации

социальной активности подростков в детском
общественном объединении 120 -142

Заключение 143 -144

Список литературы 145 - 164

Приложения 165-182



Введение диссертации:

Актуальность исследования проблемы социальной активности подростков обусловлена процессами демократизации общества, возрастания роли человеческого фактора во всех сферах общественного устройства, требованиями времени к практике социального воспитания.

В последнее десятилетие 20 века среди институтов социализации детей и молодежи России проявилась и укрепилась тенденция специализации в решении воспитательных задач. Регуляция социальной активности и ее развитие у подростков перестали быть составной частью воспитательной работы государственных образовательных учреждений. В связи с этим, актуализируется внимание к детским общественным объединениям и их воспитательным возможностям.

Исследования детских общественных объединений и их роли в воспитании детей и подростков пришли на смену всестороннему изучению воспитательной деятельности Всесоюзной пионерской организации. К моменту ее ухода в историческое прошлое (начало 90-х гг.), анализ различных аспектов детской организации был обобщен в 6 докторских и 303 кандидатских диссертациях.

Особое место в многообразной проблематике исследований занимали проблемы развития общественной активности детей, преодоления пассивности немалой части пионеров. Ещё в 20-е гг. на актуальность этой проблемы для детского движения неоднократно обращала внимание Н.К. Крупская. Оценку пионерских организаций как объединений общественно активных детей мы находим в работах А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Известная методическая система И.П. Иванова была направлена на поиск путей развития общественной активности новых граждан.

Рассматривая пионерскую организацию как включенную в достижение общей цели всестороннего развития подрастающего поколения, сотрудники научных подразделений, руководимых Б.Е. Ширвиндтом, М.М. Ященко, Т.Е. Конниковой, К.Д. Радиной, В.В. Лебединским и другими вычленяли в качестве специфического для детской организации аспект общественной активности подростков.

90-е годы ознаменовались новым этапом в развитии детского движения, поставили перед наукой новые задачи в изучении детских общественных объединений. Исчезновение обязательной для всех детей от 10 до 14 лет единой организации, обратило внимание как практиков, так и исследователей, прежде всего, на поиск путей «выживаемости», обеспечения привлекательности деятельности многих детских формирований, их соответствия изменившемуся обществу. На первый план в программных документах многих детских объединений в различных регионах выступила проблема удовлетворения насущных интересов детей.

В тоже время, актуализируется интерес исследователей к выявлению сущностных характеристик детских общественных объединений, истоков их возникновения, особенностей функционирования и специфики места в «пространствах детской жизни и воспитания».

Исследования социализации ребёнка в деятельности детских организаций, проводимых в научной школе М.И. Рожкова и, возглавляемом А.В. Волоховым, научно-практическом центре СПО-ФДО, подвели к пониманию необходимости формирования активности как стремления к участию в социальных отношениях, к самореализации в экономике, политике, духовной сфере.

Различные подходы к пониманию необходимости обеспечения активной роли подростка в детском объединении отразились в концепциях, разрабатываемых региональными ассоциациями исследователей детского

движения в Москве (М.Е. Кульпединова, И.А. Валгаева, Д.Н. Лебедев, Е.Л. Рутковская), Костроме (Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.Г. Кирпичник, О.С. Коршунова), Санкт-Петербурге (К.Д. Радина, Н.И. Волкова, Е.В. Титова), Челябинске (Р.А. Литвак), Минске (В.Г. Кабуш, А.В. Малиновский, В.Г. Литвинович) и в других научных центрах.

Вместе с тем, многие аспекты этой проблемы не получили своего научного разрешения.

Остаются неисследованными вопросы взаимосвязи уровня социальной активности детей и их участия в детских общественных объединениях. Недостаточное внимание уделено изучению детского общественного объединения как способа педагогического влияния на социальную активность подростков. Не стал предметом методического анализа и научного осмысления опыт влияния на социальную активность подростков, сложившийся в современных детских общественных объединениях.

Обнаруживаются противоречия:

между потребностями практики в организации педагогического влияния на развитие социальной активности подростков в детских общественных организациях и недостаточным методическим обеспечением этой деятельности;

между возможностями детского объединения оказывать существенное педагогическое влияние на развитие социальной активности подростков и недостаточным осмыслением данного феномена в современной педагогической науке.

Названные противоречия определили постановку следующей проблемы исследования: является ли детское общественное объединение способом педагогического влияния на развитие социальной активности подростков? Какие условия обеспечивают это влияние?

Цель исследования: выявить и экспериментально обосновать взаимосвязь социальной активности подростков и их участия в деятельности детских общественных объединений; выявить потенциалы детского общественного объединения, обеспечивающие реализацию и развитие социальной активности подростков в современных условиях.

Объект исследования: социальная активность подростков в детских общественных объединениях.

Предмет исследования: детское общественное объединение как способ педагогического влияния на социальную активность подростков.

Гипотеза исследования: если обладание высоким уровнем социальной активности влечет подростков к объединению, то детские общественные объединения открывают возможность педагогического влияния, обеспечивая социально-значимую направленность реализации этой активности и ее развития.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были сформулированы следующие задачи:

выявить сущность и показатели уровня социальной активности подростков;

обосновать идею детского общественного объединения как способа педагогического влияния на социальную активность подростков;

определить пути социально-педагогического развития и реализации социальной активности подростков в детских общественных объединениях.

Методологическую основу исследования составляют научные положения о роли деятельности в формировании личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев), теория активности личности в процессе её развития (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.А. Петровский), положения о значимости социальной деятельности в формировании личности (Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский).

В нашем исследовании мы опирались на современные педагогические концепции: о значимости социальной деятельности и воспитательных возможностей детской общественной организации в формировании личности (Н.Ф. Басов, М.В. Богуславский, А.В. Волохов, М.Е. Кульпединова, Р.А. Литвак, К.Д. Радина, М.И. Рожков, Т.В. Трухачёва и др.); совокупность идей самореализации личности в социальных отношениях (Б.З. Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.); концепцию педагогических основ регулирования социального взаимодействия (Л.В. Байбородова).

Для решения поставленных задач использовались методы
эмпирического и теоретического уровней познания. К первым относятся:
наблюдение, собеседование, анкетирование, изучение и обобщение опыта,
методика изучения склонности личности к проявлению сверхнормативной
деятельности (Р.С. Немов, В.Н. Макаревич), изучение документов,
статистические методы обработки анкетных данных. Методами
теоретического уровня познания была осуществлена обработка собранного
фактического материала, при этом применялись: анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение психолого-педагогических фактов,

генерирование информации.

Базой исследования являлись средние школы №3, №32 г. Костромы, Зарубинская, Чернопенская, Шунгенская средние школы Костромского района, детские общественные объединения Костромской области.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1996 - 1997 гг.) связан с выбором темы и ее теоретическим обоснованием, выявлением состояния исследуемой проблемы в теории и передовом педагогическом опыте. На этом же этапе определялись методологические и методические подходы к проблеме, была выдвинута гипотеза.

Второй этап (1997 - 1999 гг.) связан с проведением эксперимента по выявлению уровней склонности подростков к социальной активности, изучением деятельности детских общественных объединений.

Третий этап (1999 - 2000 гг.) связан с теоретическим обобщение эмпирических данных, литературным оформлением диссертации, подготовкой научно-методических рекомендаций, направленных на внедрение в практику результатов исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась: последовательным использованием научной методологии и комплекса современных методов познания; непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций; комплексом теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования; целенаправленным анализом опыта работы и обобщением результатов экспериментальной работы, проводившейся в течение нескольких лет; соблюдением требований при проведении массового опроса; валидностью используемых методик; проведением автором повторных экспериментов.

Научная новизна исследования состоит в том, что: выявлена и обоснована взаимосвязь уровня социальной активности подростков с их участием в детских общественных объединениях;

определены потенциалы реализации и развития социальной активности подростков в детских общественных объединениях;

дана характеристика путей педагогического влияния на социальную активность подростков.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- получены результаты, позволяющие уточнить понятие детского общественного объединения как объединения подростков с повышенным уровнем социальной активности;

доказано, что детское общественное объединение является адекватным способом педагогического влияния на развитие и реализацию социальной активности подростков;

охарактеризованы особенности потенциалов развития и реализации социальной активности подростков в ведущих детских организациях современной России.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что полученные результаты ориентируют социальных педагогов и организаторов детского движения на дифференцированный подход к вовлечению подростков в детские объединения, открывают условия привлекательности участия в детских общественных формированиях, адекватные сущности детских объединений пути педагогического влияния на реализацию и развитие социальной активности подростков. Материалы исследования могут быть использованы при разработке концепций развития и программ деятельности детских общественных объединений и организаций, а также в системе профессиональной подготовки и повышения квалификации социальных педагогов и организаторов детского движения.

Апробация и внедрение полученных результатов осуществлялась путем выступлений автора на:

- научно-практической конференции КГПУ им. Н.А. Некрасова «Фундаментализация высшего образования» (Кострома, 1997); научно-практической конференции «Феномены личности и группы в изменяющемся мире» (Кострома, 1998); открытых чтениях, посвященных 80-летию ВЛКСМ «Общество-молодёжь-личность: опыт, уроки, перспективы» (Кострома, 1998); всероссийской конференции-семинаре «Методические системы в детском движении: опыт и результаты» (Кострома, 1999); межрегиональной научно-практической конференции «Психотехнологии в образовательном процессе» (Кострома, 1999); международной конференции «Провинция как

социокультурный феномен» (Кострома, 2000). Материалы исследования использовались в курсе лекций и на семинарских занятиях для студентов, обсуждались на заседаниях кафедр начального и дошкольного образования, педагогики и педагогических технологий, на методологических семинарах факультета педагогики и психологии Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. В условиях автономности от системы образования и государственных структур, главенства принципа добровольности членства, детские общественные объединения являются объединениями подростков с повышенным уровнем социальной активности.

  2. Объединения социально активных подростков создают благоприятные возможности для осуществления педагогического влияния на реализацию активности и ее развитие.

  3. Педагогическое влияние на социальную активность участников детских общественных объединений возможно при соответствующей ожиданиям подростков позиции взрослого как равноправного члена объединения и осуществляется такими путями, как инициация привлекательных целей и содержания деятельности, наполнение жизни объединения социально-значимым смыслом, поддержка коллективной самодеятельности, заражение примером личной социальной активности.

Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Кроме текстовых материалов в работу включены таблицы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, определяется научный аппарат: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи,

методы и база; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Социальная активность подростков как социально-педагогическая проблема» представлены и характеризуются основные теоретические положения, составляющие исходные позиции автора; даётся ретроспективный анализ исследуемой проблемы, оценивается её современное состояние в психолого-педагогической науке; анализируются психологические и педагогические подходы к трактовке социальной активности; даётся обзор современного педагогического опыта по воспитанию социальной активности в детском объединении.

Во второй главе «Общественное объединение как способ реализации и развития социальной активности подростков» анализируются результаты экспериментальной работы, выявляющей социальную активность подростков как фактора образования детского общественного объединения; описаны критерии и показатели, позволяющие судить о степени социальной активности подростков, раскрываются потенциалы и пути педагогического влияния на реализацию и развитие социальной активности подростков в детском общественном объединении.

В заключении подводятся общие итоги, формулируются основные выводы проведённого исследования, определяются направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций