Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ягудина Зульфира Азгаровна. Гуманизация деятельности школьного социального педагога как основа совершенствования его профессиональной компетенции : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.06 : Москва, 2000 181 c. РГБ ОД, 61:00-13/617-6


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. Профессиональная деятельность школьного социального
педагога как педагогическая проблема 15

1.1. Формирование социально-педагогической идеи в отечественной и
зарубежной педагогике , 15

  1. Исторические предпосылки становления профессии «школьный социальный педагог» 37

  2. Система деятельности школьного социального педагога в современных условиях 60

Выводы по главе 83

ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия гуманизации дея
тельности школьного социального педагога 86

  1. Создание гуманистически ориентированной социально-педагогической инфраструктуры в учебном заведении 86

  2. Профессиональная компетентность школьного социального педагога, ее сущность 110

  3. Целенаправленная гуманитарная подготовка как одно из условий гуманизации профессиональной деятельности школьного социального

пед а го га 121

Выводы по главе 149

Заключение , 152

Библиографический список использованной литературы 157

Приложения 174

"I



Введение диссертации:

Актуальность исследования обусловлена радикальными экономическими и политическими изменениями, которые происходят сегодня в обществе и существенно влияют на характер социальных отношений. В условиях реформирования всех сторон жизни общества, когда коренным образом меняется политическое и социально-экономическое устройство страны, назрела крайняя необходимость в совершенствовании школьной жизни, всей системы педагогической деятельности, в пересмотре приоритетов и ценностей. Формирование современного человека, способного подняться на более высокий уровень образованности, культуры, нравственности, профессионального мастерства и предприимчивости, общественной активности - вот важнейшая задача, от решения которой в конечном счете зависит научно-технический и социальный прогресс страны.

В условиях обновления всех сфер жизнедеятельности общества цель современного образования ориентирована на формирование личности, способной к реализации своих возможностей, социально устойчивой, стремящейся вырабатывать и изменять собственную позицию в меняющихся обстоятельствах жизни, активно участвовать в демократических преобразованиях. В последние годы принцип гуманизма стал ведущим в образовательной сфере. Гуманизация, т.е. «очеловечение» у означает усиление тех положений отечественной и зарубежной педагогики, которые ориентируют на уважение к личности воспитанника, формирование у него самостоятельности, установление гуманных, доверительных отношений между ним и воспитателем. Одним из благотворных следствий этого процесса стала замена учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника личностно ориентированной моделью, утверждающей взгляд на ребенка как на личность, не допускающей манипулятивного подхода к детям.

Личностно ориентированный подход является важнейшим условием изменения самого человека, обогащения его духовного потенциала, формирования ценностных установок, согласно которым человек не средство, а высшая цель общества.

Особая роль в процессе гуманизации образовательной сферы принадлежит социальному педагогу, социальному работнику. Будучи посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, они активно влияют на формирование воспитывающих, гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в социуме, в семье, в образовательном учреждении. Профессия социального педагога отличается широким спектром специализаций, разнообразием конкретных специальностей.

Гуманизацию деятельности социального педагога в самом общем плане мы характеризуем следующим образом: это построение отношений участников образовательного процесса на основе смены стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому, осуществления принципа уважения к личности воспитанника и учета его духовного потенциала путем приобщения к человеческой культуре, взятой в аспекте социального опыта. Сущностью образовательного процесса при этом становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личный, приобщающее человека ко всему богатству человеческой культуры,

Профессиональная социально-педагогическая деятельность должна базироваться на таких гуманистических целях и принципах, как изучение человека и его потенциальных возможностей, осознание ценности жизни, человеческого рода и уникальности земной цивилизации, развитие свободной, ответственной личности, обладающей высокой духовностью. Ведущим для педагога должен стать личностно ориентированный подход к организации целостного образовательного процесса, эффективность которого определяют такие качества социального

педагога, как понимание учащихся, родителей, всех представителей микросоциума, способность вести диалог со всеми субъектами социально-педагогической деятельности, опора на механизмы внутренней детерминации поведения и деятельности воспитуемых.

Потому главным предназначением социального педагога является гуманизация социокультурной среды и осознание значимости человеческой личности, оказание компетентной социально-педагогической, психологической помощи, создание и развитие социально-педагогической базы, содействующей раскрытию внутреннего потенциала личности и побуждению потребности к творчеству. Результатом гуманистической направленности профессиональной деятельности школьного социального педагога можно считать - становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию, уважающего себя и других, независимого в суждениях и готового понять иное мнение и неожиданную мысль.

Сегодня усилилась необходимость подготовки специальной категории кадров - профессионалов социально-педагогической деятельности, осознающих самоценность человеческой личности как носителя высоких гуманистических начал, ее неповторимой индивидуальности и творческой направленности.

Следует подчеркнуть и такую специфику социального педагога. Он в большей мере, чем представители других профессий, занимается разрешением жизненно важных проблем детей, представителей микросоциума. Он в лучшем смысле этого слова демократичен и гуманен. Поэтому особое значение в формировании и развитии личности социального педагога на нравственно-гуманистической основе приобретает проблема его профессиональной подготовки, повышения уровня компетентности в соответствии с принципами гуманизма и гуманитаризации.

В социально-педагогической литературе последних лет проведено немало исследований, посвященных теоретико-методологическим аспектам социальной работы, обоснованию фундаментальной роли социальной педагогики в процессе становления в России новой профессии (А.И. Арнольдов, С.А, Беличева, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, В.Н. Гуров, М.П. Гурьянова, И.А, Зимняя, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, B.C. Торохтий, Г.Н. Филонов, Т.Ф. Яркина). Существует ряд исследований с позиций психологических теорий, анализирующих профессиональную деятельность (Л.И. Божович, Е.А. Климов, И.С. Кон, Д.С. Сьюпер, В.А. Федорошин). Известны также работы касающиеся профессионального становления и развития института социальных педагогов (P.M. Кули-ченко, Г.В. Мухаметзянова, В.Ш. Масленникова).

В советское время успешно разрабатывались проблемы внеурочной и внешкольной работы, взаимодействия школы, семьи и общественности в совместной воспитательной работе с детьми, воспитания детей по месту жительства, отдельные управленческие аспекты, вопросы дезадаптации детей и подростков и пути ее преодоления, оптимизации учебно-воспитательной работы, подготовки специалистов в области социальной работы. Интересны исследования исторических предпосылок социальной работы в России, фрагментарно описан зарубежный опыт социальной работы с детьми. Полезны разработки специалистов детской возрастной и педагогической психологии.

Видные отечественные педагоги П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий в своих трудах рассматривали отдельные аспекты воспитания детей на основе социального заказа по формированию человека нового коммунистического общества. Ю.К. Бабанский разработал теорию оптимизации учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Педагогические проблемы деятельности трудовых коллективов и общественности, их взаимодействия с семьей по воспитанию школьни-

ков рассмотрены в трудах Н.И. Кураповой, Э.Р.Лихацкой, М.ППлоховой, Е.И.Сермяжко. Исследованию педагогического потенциала социальной работы посвящены диссертации и научные статьи А.А. Бакриева, Л.К. Балясной, В.Г. Бочаровой, Б.З. Вульфова, М.П. Гурьяновой, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, Л.И. Филатовой, С.А. Шмакова, Г.Н. Филонова.

Однако анализ научно-педагогических, психологических исследований убеждают нас в том, что многие вопросы, такие, как специфика гуманизации профессиональной деятельности, сущность профессиональной компетентности школьного социального педагога, своеобразие гуманистических ценностей социально-педагогической деятельности, содержания гуманитарной составляющей процесса подготовки социальных педагогов, изучены недостаточно. Рассматривая процесс гуманизации как фактор совершенствования профессиональной деятельности школьных социальных педагогов, многие исследователи не дают адекватной оценки ее роли в событиях, происходящих в сфере образования.

Концептуальная неразработанность данных проблем, их особая теоретическая и практическая значимость, обусловила выбор темы диссертационного исследования; «Гуманизация деятельности школьного социального педагога как основа совершенствования его профессиональной компетентности».

Объект исследования - профессиональная деятельность школьного социального педагога в современном образовательном учреждении.

Предмет исследования - направления гуманизации профессиональной деятельности школьного социального педагога в учебном социуме.

Цель исследования - выявить комплекс организационно-педагогических условий, способствующих гуманизации деятельности

социального педагога и совершенствованию его профессиональной компетентности.

Гипотеза исследования - эффективность организации профессиональной деятельности школьного социального педагога значительно повысится, если:

последовательно осуществлять гуманизацию всех основных направлений социально-педагогической деятельности;

разработать оптимальную инновационную модель социально-педагогической инфраструктуры образовательного учреждения, направленной на разностороннее развитие личности ребенка, сохранение и совершенствование его нравственного, психического и физического здоровья и последовательно воплощать ее в жизнь;

вести целенаправленную гуманитарную подготовку социального педагога с позиции общечеловеческих ценностей.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

  1. проанализировать исторические предпосылки формирования социально-педагогической идеи, ее национально-культурные традиции;

  2. раскрыть сущность и разработать структуру профессиональной компетентности школьного социального педагога, исходя из идей гуманизации и гуманитаризации образования;

  3. выявить организационно-педагогические условия гуманизации профессиональной деятельности школьного социального педагога;

  4. определить основные гуманистические ценности социально-педагогической деятельности и основные возможности их претворения в жизнь в соответствии с Конвенцией о правах ребенка;

  5. обосновать пути гуманитарной подготовки социальных педагогов к профессиональной деятельности;

6) разработать научно-практические рекомендации в помощь
школьным социальным педагогам, заместителям директоров по воспи-

тательной работе.

Методологическими основаниями исследования служат философские положения о необходимости интегративного подхода к осмыслению человеческой деятельности, отношению к человеку как носителю социокультурного общения и общественных отношений; об особой роли социальных факторов для развития личности, способной к диалогу культур и к бытию; о приоритете личностно ориентированного образования на основе политических и правовых гарантий, соблюдения принципов гуманизации и гуманитаризации всех участников воспитания подрастающего поколения.

В исследовании проблем гуманизации деятельности в сфере со
циальной педагогики в последние годы наметились положительные
сдвиги, накоплен ценный теоретический и эмпирический материал, на
который мы опираемся в своем исследовании профессиональной дея
тельности школьного социального педагога. Назовем следующие ис
точники, предопределившие характер нашего исследования:
в труды отечественных и зарубежных ученых об истоках зарож-

дения и развития идей социального воспитания, поддержки человека
и социальных групп, создания благоприятных условий для их жизне
обеспечения и функционирования (А. Дистервег, Д. Дьюи, К.Н. Вент-
цель, И.Ф. Гербарт, М.В. Крупенина, А.С. Макаренко, А. Маслоу, П.
Наторп, И.Г. Песталоцци, К. Роджерс, К.Д. Ушинский, СТ. Шацкий,
В.Н. Шульгин);
специфика социальной работы в России, традиции благотворе-

ния и милосердия, изложенная в трудах Л.В.Бадя , Л.И. Деминой,
В.Н. Егошина, Н.В. Елфимовой, И.В. Куракина.А.С. Сорвиной.И.В.
Фирсова;
современные стратегические цели и задачи образовательно-

воспитательной деятельности в социокультуром аспекте (И.В. Бестужев-Лада, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова,

В.И. Купцов, В.О. Кутьев);
в теоретические положения социальной педагогики, приобретаю-

щей самостоятельный статус в системе наук о человеке, о воздейст
вии социальных факторов на становление человека, формирование
личности в результате педагогического влияния и самовоспитания
(А.И. Акулова, А.И. Арнольдов, С.А. Беличева, ВТ. Бочарова, Б.З.
Вульфов, М.П. Гурьянова, И.А. Зимняя, И.А. Липский, А.В. Мудрик,
В.Д. Семенов, B.C. Торохтий, Г.Н. Филонов, Е.И. Холостова);
« установки, определяющие исходную гуманистическую цель дея-

тельности школьного социального педагога (Ш.А. Амонашвили, А.А.Бодалев, М.Н. Берулава, З.И. Васильева, К.В. Ґавриловец, С.В.Девятова, И.В. Дубровина, И.А, Зимняя, И.П. Иванов, Г.Д. Кириллова, А.Н. Леонтьев, А.И. Субетто, Н.Е. Щуркова).

Методы исследования обусловлены спецификой предмета, цели, логики и содержания изучаемой темы. На разных этапах использовались следующие традиционные методы: анализ философской, психологической, социально-педагогической литературы, программных и нормативных документов; изучение практики социально-педагогической деятельности; констатирующий эксперимент; педагогическое наблюдение; опрос; моделирование; проектирование социально-педагогической деятельности.

Этапы исследования. Диссертационное исследование проводилось s три этапа. На каждом этапе в зависимости от задач применялись разнообразные методы.

На первом этапе исследования (1991-1994 гг.) - диагностическом, диссертант работал заместителем директора по воспитательной работе, изучалась психолого-педагогическая, научно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт социально-педагогической деятельности, осуществлялся теоретический анализ гуманистических ценностей социально-педагогической

II деятельности. На этом же этапе формировались теоретические аспекты исследования, разрабатывалась программа ее опытно-экспериментальной проверки, намечались цели, задачи и методы исследования.

На втором этапе исследования (1995-1997 гг.) осуществлялась экспериментальная работа по выявлению психолого-педагогических условий гуманизации профессиональной деятельности школьного социального педагога; апробация педагогических средств, стимулирующих и оптимизирующих этот процесс; разрабатывались экспериментальные программы формирования гуманистического мировоззрения школьных социальных педагогов. Данный этап позволил наметить основные пути решения изучаемой проблемы.

На третьем этапе исследования (1998-1999 гг.) анализировались и обобщались результаты исследования, осуществлялась литературная обработка диссертационного исследования, апробация и внедрение гуманитарных модулей, направленных на формирование нравственно-гуманистической направленности школьных социальных педагогов, систематизация, осмысление, обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, разработка научно-методических рекомендаций.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в выявлении гуманистических ценностей социально-педагогической деятельности и основныелзозможност^мях претворения в жизнь в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; в создании гуманистически ориентированной модели социально-педагогической инфраструктуры образовательного учреждения и разработке основных направлений ее эффективного функционирования; в уточнении структуры профессиональной компетентности школьного социального педагога в контексте гуманизации его деятельности; в обосновании содержания общекультурной подготовки социального педагога, ориентиро-

ванного на общечеловеческие ценности, учитывающие особенности мировой и отечественной истории.

Практическая значимость исследования. Конкретные научные
разработки автора по вопросам содержания, организации и методики
социально-педагогической деятельности могут быть использованы,-в
практической работе с детьми и семьями. , Q-db$f>

Материалы и выводы используются и могут широко использоваться в программах по социальной педагогике и социальным дисциплинам в педагогических вузах, а также в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы.

Апробация исследования и внедрение основных положений осуществлялись в социально-педагогической деятельности общеобразовательных школ г. Набережные Челны; на курсах переподготовки социальных педагогов Института непрерывного педагогического образования г. Набережные Челны. Материалы исследования использовались в докладах, выступлениях, на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области социальной педагогики и социальной работы Института педагогики социальной работы РАО (г. Москва 1996, 1997 гг.), на научно-практической конференции работников образовательных учреждений «Гуманизация - основная цель деятельности образовательных учреждений города» (1997г.).

Тема исследования апробировалась в процессе чтения лекций для студентов, изучения спецкурсов, руководства выпускными работами слушателей курсовой переподготовки.

Структура профессиональной компетентности социального педагога, разработанная исследователем, взята за основу профессиограм-мы в образовательных учреждениях г. Набережные Челны.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались четкостью исходных методологических и научно-педагогических позиций, связанных с системно-историческим подходом

к решению поставленной проблемы; применением комплекса методов исследования, адекватных его цели и задачам; продолжительностью и тщательностью изучения массовой (как современной, так и исторической) практики и опытной работы в базовых школах; полнотой и разнообразием использованных материалов и соответствием методов исследования поставленным задачам и используемым источникам, что позволило сопоставить данные полученные разными методами. На защиту выносятся следующие положения: предпосылки развития социально-педагогической деятельности в России определили специфику сущностных характеристик целей и гуманистических ценностей профессии школьный социальный педагог; появление данной деятельности отвечало потребностям общества в период глубоких социальных перемен; е условия, необходимые для творческой самореализации личности, развития и проявления гуманистически направленных качеств специалиста обеспечиваются гуманистически ориентированной социально-педагогической инфраструктурой образовательного учреждения; е специфика социально-педагогической деятельности, ее творческий характер, гуманистическая направленность данной работы предъявляют высокие требования к профессионально-значимым качествам школьного социального педагога. Стержневым показателем уровня его квалификации является профессиональная компетентность. Высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнута при ориентации на гуманистические ценности данной деятельности; гуманизация профессиональной деятельности школьного социального педагога органически связана с его общекультурной подготовкой, в которую должны быть включены следующие важные блоки;

- развитие общей культуры,

-обеспечение целостного восприятия мира,

-формирование экологического сознания,

-личностно-гуманная ориентация, которая позволяет формировать специалиста, отвечающего современным требованиям и имеющего высокую профессиональную компетентность.

В структуру диссертации включаются введение, две главы, заключение, список литературы на русском и иностранных языках, приложения.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, характеризуется состояние ее научной разработанности, формулируются цель, задачи, определяются объект и предмет исследования, отмечается его теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе рассмотрены исторические предпосылки совершенствования профессиональной деятельности социальных педагогов, проанализирована организация системы социально-педагогической деятельности г.Набережные Челны. Теоретически обоснована модель профессиональной деятельности школьного социального педагога.

Во второй главе предпринимается попытка целостного подхода к видению во всей совокупности процесса гуманизации и социально-педагогической деятельности, раскрываются: понятие гуманизация образования, основные направления гуманитаризации образования; гуманистические ценности социально-педагогической деятельности, рассматривается гуманитаризация образования как основа формирования духовности личности, ее мировоззрение, ценности, как основа профессиональной социально-педагогической деятельности.

В заключении формулируются основные выводы исследования. В приложениях даются некоторые исследовательские и методические материалы.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций