Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Лейзерович Яков Давыдович. Интегративная методика обучения курсантов военного вуза информатике и информационным технологиям на основе офисного программирования : Дис. ... канд. пед. наук : 20.01.06 : Пермь, 2003 183 c. РГБ ОД, 61:04-13/50-0


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ГЛАВА 1. Офисное программирование как объект изучения и его роль в
формировании информационной культуры и личностных качеств
военного специалиста 11

1.1. Программирование, как неотъемлемая часть
информационных технологий, необходимых в
профессиональной 'военной деятельности для принятия
оперативных решений 12

  1. Исторические предпосылки ориентации информатики на изучение средств новых информационных технологий 12

  2. Программирование - как неотъемлемая часть «Информатики» 15

1.1.3. Особенности офисного программирования и специфика его преподавания в
военном вузе
19

1.2. Возможности офисного программирования как средства
формирования информационной культуры и развития
способности курсантов к управленческой деятельности 23

  1. Требования к информационной подготовке военного специалиста - как основа формирования его информационной культуры 23

  2. Офисное программирование - как развивающая среда для подготовки активной творческой личности курсанта военного вуза 28

1.3. Практический интеллект - его роль, значение и развитие в
гражданской жизни и военной сфере 42

  1. Общие характеристики практического интеллекта и влияние на его развитие офисного программирования 42

  2. Практический интеллект в управлении 52

  3. Практический интеллект в управлении повседневной деятельностью войск 54

Выводы по главе 1 56

ГЛАВА 2. Интегративная методика преподавания

информатики и офисного программирования 58

2.1. Системно-деятельностный подход как теоретическая основа изучения информационных технологий, обеспечивающих

оперативное реагирование при эксплуатации ракетной
техники и принятия управленческих решений 58

2.2. Психолого-педагогические требования к содержанию и
разработке задач офисного программирования 72

2.3. Характеристика учебных программ, реализующих обучение
программированию по разным дидактическим системам 76

2.4. Принципы структуризации содержания курса
офисного программирования и его оптимизация с точки
зрения его применения в ракетных войсках 85

Выводы по главе 2 115

ГЛАВА 3. Анализ результатов апробации экспериментальной
методики в учебном процессе 117

  1. Констатирующий эксперимент и его результаты 117

  2. Методика обучающего эксперимента 131

  3. Анализ результатов сравнительного эксперимента 134 Выводы по главе 3 146

Заключение 148

Литература 150

Приложения 160



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования. Одной из существенных особенностей современного этапа военно-технического прогресса стала информатизация всех сфер военно-профессиональной деятельности, которая обусловлена объективными потребностями военной практики. В организационно-методических указаниях (ОМУ) Главнокомандующего ракетных войск стратегического назначения (РВСН) по подготовке офицерских кадров в вузах вида войск поставлена задача: в области информационной подготовки основные усилия сосредоточить на изучении методов и способов применения новых информационных технологий (НИТ) в профессиональной деятельности, определяемой по предполагаемому предназначению обучаемых [79, стр. 14-15]. Это обусловлено тем, что эффективность воинской деятельности, боевая эффективность оружия теперь в большей степени определяются информационным обеспечением, что объясняется резким ростом масштабности и сложности задач, решаемых в современном бою. Все это привело к многократному увеличению обрабатываемой в военно-технических системах (ВТС) информации с одновременным сокращением времени, отводимого на обработку информации и принятие решений.

Практика показывает, что одними из факторов, обеспечивающих успешность и эффективность профессиональной деятельности современного офицера, являются:

его способность / уверенно действовать в современной информационной среде, умело ориентироваться в потоках информации, добывать и обрабатывать информацию, а для этого владеть навыками использования новых информационных технологий (НИТ);

его личностные качества, такие как: высокая степень готовности к моментальным действиям в экстремальных ситуациях; чувство уверенности в условиях повышенного риска и эмоционального

5 напряжения; высокая активизация мышления; эмоционально-волевая устойчивость; управленческие качества.

Умелое владение военными специалистами средствами НИТ становится важным фактором в подготовке будущих офицеров-ракетчиков. Профессиональная деятельность офицеров основывается на грамотном применении современных средств навигации и вычислительных систем. В используемом ими прикладном программном обеспечении существенную долю занимают информационные офисные технологии, которые с точки зрения современной педагогики существенно влияют на развитие личности, профессиональное самоопределение и самостановление. Возникает такая ситуация, когда информационные технологии (ИТ) - объект изучения и обучения - становятся и основными инструментами дальнейшей профессиональной деятельности человека. Образование интегрируется в жизнь на всем ее протяжении.

Профессионально направленное изучение НИТ представляет собой сложную педагогическую задачу, решение которой должно дать ответы на ряд вопросов. Каким образом из всего объема знаний в области НИТ выделить необходимую профессионально-ориентированную часть с последующим ее включением в содержание учебного материала? Какие дидактические средства наиболее эффективно способствуют качественному освоению методов и способов применения НИТ военными специалистами? Какие формы и методы преподавания НИТ позволяют полностью реализовать цели обучения? Проблемные вопросы, касающиеся информатизации образования, нашли свое отражение в работах С.А. Бешенкова, А.А. Кузнецова, М.П. Лапчика, И.В. Роберт, И.Г. Семакина и др. Психолого-педагогические и методологические аспекты компьютеризации в сфере образования рассматриваются в работах СИ. Архангельского, В.П. Беспалько, В.В. Давыдова, И.Я. Лернера, Е.И. Машбица и др. Теория практического интеллекта, формирования неявных знаний в области менеджмента, военной сфере в управлении

повседневной деятельностью войск - в работах Л.С. Выготского, Р. Стернберга и др.

Преподавание информатики обеспечивает реализацию группы целей: изучение новых областей знаний, связанных с информатикой (через учебное моделирование); приобретение навыков использования компьютерных технологий; более полное выявление и развитие индивидуальных способностей и психо-волевых качеств курсантов специальными методами, в том числе, развитие алгоритмического стиля мышления (что представляет самостоятельную ценность) при решении задач программирования.

При решении задач программирования у обучаемого вырабатываются способности строить гипотезы, структурировать, обобщать, анализировать на этапе проектирования возможные последствия тех или иных шагов, быстро принимать единственно правильные решения. Вырабатывается навык самостоятельности в работе, независимость от наличия или отсутствия готовых программ и решений. При этом происходит дополнительное развитие целого ряда качеств человека, в т.ч. волевых, управленческих. Развивается практический интеллект, который большинство людей называют здравым смыслом. Это способность формировать субъективное психологическое пространство в окружающем нас мире. В повседневной жизни практический интеллект значительно больше востребован, чем собственно интеллект. Не обладая хотя бы малой его долей, нельзя выжить в культурной и тем более в природной среде. Особенно актуально обучение офисному программированию (ОП), которое позволяет более эффективно осваивать НИТ, формировать информационную культуру (ИК) и способности к управленческой деятельности в условии уменьшения времени, предусмотренного учебными планами на изучение основного курса «Информатика» в военном вузе.

Диссертационная работа посвящена теоретическому и экспериментальному обоснованию дидактических возможностей и условий применения офисного программирования, содержанию и методике

7 преподавания офисного программирования будущим офицерам с целью более полного осваивания ими НИТ. Возникают противоречия:

между значительным увеличением объема изучаемого материала, необходимостью осваивать программирование (как неотъемлемую часть информатики) и выделяемым на это временем;

между способами изучения процессов применения средств НИТ и поиску решений задач программирования на языке программирования высокого уровня (ЯПВУ.) и необходимостью обучения курсантов автоматизации этих процессов с помощью собственных приложений, создаваемых на базе ОП;

еще одно противоречие состоит в том, что автоматизация упрощает процесс принятия решений, что создает иллюзию меньшего уровня требований к человеку (управленцу) в смысле его способности принимать самостоятельные решения, а с другой стороны, резко повышается стоимость этих решений.

Данные противоречия определили проблему исследования: каковы дидактические возможности и условия использования офисного программирования как средства наиболее полного освоения информатики и информационных технологий и эффективного их применения в деятельности военного специалиста?

Объект исследования - педагогический процесс обучения курсантов военного вуза информатике и НИТ.

Предмет исследования - повышение эффективности обучения информатике с помощью решения задач ОП, его влияние на изучение НИТ и на развитие психолого-волевых качеств (самостановление) курсантов военного вуза.

Цель работы - разработка интегративной методики изучения ОП как средства освоения информатики и НИТ в военном вузе.

Гипотеза исследования - применение НИТ военными специалистами

в ракетных войсках будет эффективным, если обучение курсантов

информатике и ИТ построено на профессионально-ориентированной

структуре учебного материала с использованием интегративнои методики

преподавания информатики и ОП.

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были

« поставлены следующие частные задачи исследования:

на основе анализа отечественного и зарубежного опыта выявить возможности компьютерных дидактических средств для преподавания информатики и НИТ в военном вузе;

на основе деятельностного подхода и системного анализа разработать алгоритм минимизации и иерархической структуризации учебного материала с выделением инвариантной и вариативной (профессионально-ориентированной) составляющих и последующим наложением на его функциональные единицы (вершины) адекватных средств ОП;

определить содержание задач ОП, входящих в комплекс заданий разрабатываемого курса информатики, а также формы и методы их

использования в учебном процессе при подготовке специалистов ракетных войск;

экспериментально проверить эффективность разработанной
интегративнои методики преподавания ОП для наиболее полного
изучения и использования информатики и средств НИТ в деятельности
военного специалиста.

Методологическую основу исследования составили следующие психолого-педагогические теории:

системный подход к исследованию и организации учебного процесса (СИ. Архангельский, В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина);

деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, В.В. Мачулин, В.Г. Михайловский);

теория поэтапного формирования умственных действий (Н.Ф. Талызина, П.Я. Гальперин);

теория развития практического интеллекта (неявных знаний) (Л.С. Выготский, Р. Стернберг).

При проведении исследования использовались методы: анализ научно-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; анкетирование; тестирование; моделирование; функционально-структурный подход; метод экспертных оценок; педагогический эксперимент; статистические методы.

Научная новизна исследования заключается в том, что

определены практические возможности ОП как средства формирования интеллектуальных, психо-волевых качеств у обучаемых в процессе подготовки военных специалистов ракетных войск;

выделен алгоритм минимизации и структуризации учебного материала, позволяющий определить место и последовательность применения процедурных инвариантных и вариативных задач при обучении информатике с использованием ОП и традиционного программирования на ЯПВУ;

разработана методика преподавания ОП, являющегося основой интегративного курса информатики в военном вузе.

Практическая значимость: разработан и апробирован курс информатики на основе созданной интегративной методики преподавания ОП, направленной на оптимизацию применения НИТ в ракетных войсках.

На защиту выносятся:

методические принципы построения модели обучения информатике на

»

основе преподавания ОП как развивающей среды для активного применения НИТ в ракетных войсках;

алгоритм минимизации и иерархической структуризации учебного
материала с определением для вершин его структуры инвариантных и
вариативных задач ОП;

методика формирования и использования комплекса дидактических средств, включающего задачи и лабораторные задания ОП, с учетом специфики военного вуза;

методика обучения НИТ курсантов военного вуза для развития способности к управленческой деятельности и формированию ИК.

Экспериментальной базой исследования явились абитуриенты, первые и вторые курсы Пермского военного института ракетных войск и Новороссийской государственной морской академии.

Апробация исследования осуществлялась при проведении экспериментальной педагогической работы по внедрению разработанной методики в учебный процесс военного вуза. Результаты работы обсуждались и получили одобрение на: международных научных конференциях (Санкт-Петербург, 2002 г.; Пенза, 2002 г.; Ростов-на-До.ну, 2002 г.; Воронеж, 2003 г.); региональных научно-практических конференциях (Пермь, 2002 г.; Новороссийск, 2002 г.; Пермь, 2003 г.); межвузовских научно-методических конференциях (Новороссийск, 1996, 1997 гг.). Основные результаты исследования опубликованы в виде научных статей в межвузовских сборниках научных трудов (Санкт-Петербург, 1998 г.; Новороссийск, 2002 г.; Воронеж, 2003 г.).

Результаты исследования используются при разработке методического обеспечения учебного процесса по курсам информатики и ИТ Пермского военного института РВ, получили внедрение в учебный процесс на факультете военного обучения Новороссийской государственной морской академии.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций