Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Ляпин Игорь Леонидович. Профессиональное образование как компонент образовательной деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации : Дис. ... канд. полит. наук : 20.01.02 : Москва, 2004 189 c. РГБ ОД, 61:05-23/118


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 2

Глава I. Роль и место профессионального образования в образовательной деятельности по обеспечению национальной 13 безопасности Российской Федерации.

1.1. Становление и развитие основ профессионального образования как
компонента образовательной деятельности в обеспечении национальной 16
безопасности

РФ

*

1.2.Проблемы профессионального образования в контексте обеспечения
национальной безопасности РФ 41

Глава П. Состояние и развитие профессионального образования как компонента по обеспечению национальной безопасности

Российской Федерации 56

2.1.Современное профессиональное образование и его развитие в
контексте обеспечения национальной безопасности России и ведущих 58

стран мира

2.2. Потенциал профессионального образования в обеспечении
национальной безопасности РФ 86

Глава III. Направления и условия оптимизации
функционирования профессионального образования в
обеспечении
национальной безопасности 107

России

3.1. Проблемы повьппения роли профессионального образования в

обеспечении национальной безопасности РФ и направления их решения. 109

і"

3.2.Условия реализации потенциала профессионального образования в

интересах обеспечения национальной безопасности РФ 133

Заключение 159

Литература 171



Введение диссертации:

В последние годы исследования проблем обеспечения национальной безопасности все чаще дополняются научными подходами, которые позволяют выявить целый ряд новых тенденций, показывающих влияние социальной сферы на обеспечение национальной безопасности России.

Современная Россия находится в состоянии бифуркации1, когда трудно предвидеть, в каком направлении пойдет дальнейшее социально-экономическое развитие: станет ли оно хаотичным и закончится системным кризисом или поднимется на более высокий уровень самоорганизующейся структуры и, таким образом, обеспечит переход на устойчивый, стабильный тип развития. t Положительный исход этого процесса в значительной мере зависит от реализации творческого потенциала молодого поколения в интересах национальной безопасности России. В практическом решении этой задачи важнейшая роль принадлежит, в частности, профессиональному образованию как компоненту образовательной деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской федерации.

С учетом сказанного актуальность темы диссертационного исследования определяется следующими основными обстоятельствами.

Во-первых, профессиональное образование как компонент образовательной деятельности и одна из сторон социальной действительности в настоящее время не ориентировано на развитие личности и общества в контексте обеспечения национальной безопасности. Даже те незначительные инвестиции в человеческий капитал, которые осуществляются в последнее время, не способствуют устойчивому функционированию экономической, политической и социальной сфер общества в интересах укрепления национальной безопасности России.

1 Бифуркация - (от лат. bifuicus - раздвоенный). Приобретение нового качества при изменении динамич. системы. Прохоров А.М. Российский энциклопедический словарь / Гл. ред. Горкин А.П. М: Изд-во «Большая Российская энциклопедия». Кн. -1,2000. -С. 167.

Во-вторых, в современных условиях наметился разрыв взаимозависимости между безопасностью и профессиональным образованием,2 качество которого не отвечает потребностям развития современного общества. Знания и навыки, приобретенные в начальных, средних и высших учебных заведениях профессионального образования, не соответствуют интересам национальной безопасности России в свете анализа особенностей научно-технического прогресса в мире, количественного роста информационно-интеллектуального потенциала и рациональной организации творческой деятельности людей, занятых в материальной и нематериальной сферах.

Данная тенденция представляет актуальную проблему в становлении профессионального образования, соответствующего мировым стандартам, также как компонента образовательной деятельности по укреплению национальной безопасности России.

В-третьих, в процессе образовательной деятельности фактически не формулируются высшие ценности, особенно те, которые являются основой национальных интересов России. Отступление от позитивных социально значимых ориентиров, которые могли бы оказать свое решающее влияние, в том числе на реализацию потенциала профессионального образования, удовлетворяющего потребности личности, общества и государства в безопасном существовании и прогрессивном развитии, может, на наш взгляд, привести к неразрешимым противоречиям и стать реальным источником опасности и угрозы жизненно важным интересам России.

Для рассмотрения анализа динамики и направленности развития современного профессионального образования требуется стереометрическое видение, позволяющее достоверно описать суть явлений в пространстве и времени в условиях усложнившейся взаимосвязи их социального, экономического, политического и гуманитарного содержания в обеспечении национальной безопасности. Это во многом объясняет сложность исследования проблемы влияния профессионального образования как важнейшего

2 См. например: Дьяконов С. "Технологический университет" - феномен XXI века. С.Дьяконов, В. Курашов // Высшее образование в России, 2001.- № 5.-С.31-34; Евелькин Г. М. Профессиональное становление и развитие личности как междисциплинарная проблема. //Личность. Культура. Общество, 2002.-T.4, вып.1/2.-С.318-321.

компонента образовательной сферы на национальную безопасность и подтверждает актуальность выбранной темы исследования, свидетельствуя о ее высокой значимости.

Степень научной разработанности проблемы. Основные положения и методы системного подхода к исследованию проблем оптимального развития профессионального образования в контексте нового педагогического мышления излагаются в работах, З.А. Абасова, А.П. Беляевой, Б. Бреева, М. Бубнова, А.А. Володарской, Т.В.Гериша, Г.М. Евелькина, Л.С. Зауэра, В. Иглина, М.Мі Кашапова, Е.Я. Коган, В. Лихолетова, Л.И. Лурье, Г.Ю. Любимовой, Г.М. Романцева3.

Изучению различных факторов, влияющих на состояние образовательной деятельности, посвящены работы таких исследователей, как В.Н. Гончаров, В.Н. Филиппов, Г.П. Зинченко, В.Г. Сушкин, Н.А. Аитов, Э.Н. Камышев, О.В. Крыштановский, С.А. Гильманов, ВИ. Загвязинский, А. Рапопорт, В.Г. Афанасьев. Однако до сих пор эти факторы не были предметом непосредственного изучения в аспекте взаимосвязи профессионального образования и национальной безопасности. Основная масса работ об эффективности образовательной деятельности и, в частности о профессиональном образовании, приходится на период с середины 60-х годов до середины 70-х гг. XX века. В последующем интерес к изучению проблем

3 См. например: Абасов З.А Роль педагогической практики студентов в их профессиональном становлении // Социологические исследования, 2002. -№ 3 -С. 94-96; Беляева А.П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика, 2001. -№ 8. -С. 3-8; Бреев Б. Рост занятости в сфере услуг и проблемы подготовки кадров // Общество и экономика, 2000. -№ 11,12. -С. 118-131; Бубнов М. Потребность в работниках на рынке труда // Профессионал, 2002. -№4. -С. 2-8; Володарская А.А. Курс «Основы профессиональной культуры» // Профессиональное образование, 2002. -№ 8. -С. 31; Гериш Т.В. Формы сотрудничества средних профессиональных учебных заведений и промышленности // Специалист, 2002. -№ 6. -С.29-36; Евелькин Г.М. Профессиональное становление и развитие личности как междисциплинарная проблема // Личность. Культура. Общество, 2002. T.4., вып. 1.2. -С.318-333; Зауэр Л.С. Информационные технологии в личностно-ориентированном профессиональном образовании // Профессиональное образование, 2002. -№8. -С.22-23; Иглин В. Международные аспекты и правовое регулирование в области профессионального обучения и развития персонала в странах с развитой рыночной экономикой // Управление персоналом, 2002. -№5. -С.69-74; Кашапов М.М Теоретические основы исследования и формирования педагогического мышления // Вест. Рос. Науч. Фонда, 2001. -№1. -С.121-131; Коган Л. Технический университет как форма университетского образования // Alma mater, 2000. -№12. -С. 16-18, 37; Лихолетов Л. Инвариантные компоненты деятельностных знаний в профессиональном образовании // Alma mater, 2002. -№2. -С. 10-15; Лурье Л.И. Подготовка специалистов-исследователей в условиях модернизации образовательного комплекса России // Педагогическое образование и наука, 2002. -№ 2. -С.27-36; Любимова Г.Ю. Представления психологов-старшеклассников о своей будущей профессиональной деятельности // Вестник Московского Университета Сер. 14. Психология, 2002. -№2. -С.64-72; Романцев Г.М. Профессионально-педагогическое образование: проблемы и перспективы // Профессиональное образование, 2002. -№6. -С.8-9.

профессионального образования снизился. Это связано с рядом обстоятельств, в числе которых невостребованность полученных знаний, кризис общественных наук и их неспособность решать конкретно-практические вопросы социального обновления общества и образования. С середины 80-х годов начинается новый всплеск исследований, в том числе изучение проблем области профессионального образования в связи с перестроечными реформами в политической, социальной, экономической и образовательной сферах.

Пониманию темы и ряда положений диссертационного исследования способствуют работы К. Ангеловски, П. Бергера, Т. Лукмана, Х.Г. Гадамера, С.А. Гильманова, СИ. Григорьева, В.Н. Гончарова, В.И. Загвязинского, А.А. Зиновьева, В.Г. Кинелева, И.С. Ладенко, Н.И. Лапина, В.Ф. Мануйлова, К. Маннгейма, Н.Н. Моисеева, Б.С. Митина, Н.Д. Никандрова, А.И. Ореховского, А.В. Павлова, А. Печчеи, В.А. Параила, И.Р. Пригожина, А И. Ракитова, Б. Саймона, А.Н. Силина, А.И. Субето, Ю.Г. Татура, А. Тоффлера, Ю.В. Яковца4,

4 См. например: Ангеловски К. Учителя и инновации..—М.: Просвещение, 1991. -С. 159; Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности. Тракт по социологии знания. -М: «Медиум», 1995. -С. 323; Гадамер Х.Г. Истина и метод: основы философской герменевтики: пер. с нем. / под ред. Бессонова Б.Н. -М.: Прогресс, 1988. -С.704; Григорьев СИ. Социология жизненных сил и социальной субъективности в контексте поиска новой парадигмы социального мышления // Социальная работа. -М. -№5, 1992; Григорьев СИ. Взаимозависимость образования и социального развития регионов // Образование и социальное развитие региона.. -Барнаул, 1995. -№3-4. -С7-12.; Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. -Барнаул: БГПУ, 1994. -С.376.; Загвязинский В.И., Елисеев К.В. Критерии эффективности педагогических нововведений: Научно-методический сборник. -Тюмень: Научный центр РАО,

  1. -№1. -С. 18-33; Загвязинский В.И., Гильманов С.А. О теоретико-методологических основах разработки региональных программ развития образования // Образование в Сибири, 1994. -№1. -С. 43-48; Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М: ЗАО Центрполиграф., 2000. -С638; Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования в России. -М: Республика, 1995. -С.328; Ладенко И.С. Интеллектуальные системы в целевом управлении. -Новосибирск: Наука, 1987. -С 196; Лапин Н.И. Проблема социокультурной революции в России: тенденции и препятствия // Вопросы философии,

  2. -№5. -С.21-31; Мангейм К. Диагноз нашего времени. -М: Юрист, 1994. -С700; Моисеев Н.Н. Общественная эволюция, рациональное общество // Полис, 1992. -№3. -С. 113-122; Митин Б.С, Мануйлов В.Ф. Инженерное образование на пороге XXI века. -М.: Дом Русанова, 19%. -С.224; Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. -М.: 2000. -С.5; Ореховский А.И. Образование в современном мире. Состояние и тенденции развития /Под ред. Кондакова М.И. -М.: Педагогика, 1986. -С.247; Павлов А.В. Элементы философии культуры. -Тюмень: ТОГИРО, 1997. -С. 165; Параил В.А. Высшее техническое образование в США: критический анализ. -Киев: Вища школа, 1980. -С. 190; Печчеи А. Человеческие качества. -М.: Прогресс, 1985. -312; Пригожий И.Р. Философия нестабильности // Вопросы философии, 1991. -№6. -С.46-53; Ракитов А.И. Будущее России: социально-технологическая модель // Общественные науки и современность, 1995. -№2. -С.4-26; Саймон Б. Общество и образование: пер. с англ. / Общ. ред. Пилиповского. -М.: Прогресс, 1989. -С.14-34; Силин А.Н. Управление персоналом: Учебник по кадровому менеджменту. -Тюмень: «Вектор Бук», 1995. -С.234; Субето А.И. Гуманизация российского общества. Серия: Культурное наследие и проблемы образования. М.: 1998. вып. -№1. -С. 155; Субето А.И. Концепция стандарта качества базового высшего образования (системная методология стандарта и проблема нормативного отражения в стандарте фундаментализации образования). -М. 1992. -С.36; Татур Ю.Г., Селезнева Н.А. Государственная политика России по обеспечению качества высшего образования: состояние и перспективные ориентиры развития // Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. М.: Исслед. Центр проблем качества, подготовки специалистов, 1992. ч.1. -С.З-8;Тоффлер А. Будущее труда //

*

имеющие общеметодологический характер. Теоретико-методологические обобщения были развиты и конкретизированы применительно к современным задачам модернизации российского высшего технического образования ВТ. Пузиковым5. Сотрудничество ученых в рамках комплексных исследовательских проектов в области профессионального образования и национальной безопасности РФ значительно затрудняется вследствие неразработанности ключевых понятий.

Автор полагает, что основные направления развития профессионального образования как компонента образовательной деятельности требуют более глубокой проработки в целях формирования единой целостной системы, связанной с другими сферами национальной безопасности. Зарубежный опыт развития и реформирования профессионального образования, отраженный в научно-публицистических материалах по данной теме, представляет интерес лишь в той части, которая может иметь положительное значение с учетом особенностей данного вида образования в России, а не как бездумное копирование западных образовательных концепций под видом его «модернизации» в условиях глобализации.

В связи с этим правомерна постановка задачи исследования разрыва профессионально-образовательных возможностей и общественных потребностей, в том числе в сфере национальной безопасности. Поэтому образовательная деятельность и безопасность рассматриваются в неразрывной взаимосвязи друг с другом, а также с некоторыми социальными, экономическими, гуманитарными процессами и явлениями.

В связи с этим принципиально важно рассмотреть состояние профессионального образования как одного из компонентов образовательной деятельности по обеспечению национальной безопасности и определить его роль в ее обеспечении. Представляется, что рассмотрение проблемы

Новая технократическая волна на Западе. -М: Прогресс, 1986. -С.450; Яковец Ю.В. Формирование

постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы // Вопросы философии, 1997. -№1. -С. 3-17.

5 См. например: Приков В.Г., Тимофеев А.Ф. Образование в условиях меняющейся социальной реальности //

Социально-экономические проблемы образования в Западно-Сибирском регионе России: Материалы межд

конф. По программе ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе». -Барнаул: БИТУ, 1995. т.2 -С.59-

61.

безопасности в этом виде образования будет способствовать решению целого ряда назревших социально-значимых задач внутренней политики России в важнейших сферах общественной жизни. При этом нельзя не отметить, что содержание понятий: «эффективность профессионального образования» и «безопасность в образовательной сфере» остается весьма многозначным и во многом спорным, несмотря на их широкое использование в научной литературе. Поэтому возникает необходимость их анализа и определения применительно к теме и задачам диссертационного исследования.

В качестве объекта исследования выступает образовательная деятельность в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

Предметом исследования является профессиональное образование как компонент образовательной деятельности.

Рабочая гипотеза заключается в предположении о том, что непродуманные реформы государственной политики в системе профессионального образования могут создать угрозы национальной безопасности России, усугубить негативные процессы не только в социальной, гуманитарной, но и в других сферах развития общества.

Обеспечение безопасности и развитие профессионального образования взаимосвязаны в системном смысле. Такой подход признается не только учеными отечественного традиционного направления, но практически всеми представителями интеллектуальной школы постиндустриализма на Западе, где необходимо было обеспечить приоритет экономических, социально-политических и образовательных целей в интересах национальной безопасности. Эта практика позволяет сконцентрировать и мобилизовать человеческие ресурсы там, где ожидается получение наибольшей прибыли, осуществляется решение долговременных стратегических задач по обеспечению национальной безопасности, упредить возникновение различного рода угроз6. Выходом из создавшейся ситуации должно послужить осознание

6 См. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г. в новой редакции. (Российская газета, 2000. -18 января)

государством роли и места профессионального образования как компонента образовательной деятельности по обеспечению национальной безопасности России

В соответствии с рабочей гипотезой научная задача, решаемая в диссертационном исследовании, состоит в теоретической разработке основ повышения эффективности профессионального образования и его роли в интересах обеспечения национальной безопасности. Научная задача, которая решается в диссертации, определяет цель исследования, состоящую в формулировании и обосновании роли профессионального образования как компонента образовательной деятельности по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в условиях социально-политических и социально-экономических реформ. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

исследовать исторически сложившуюся объективную значимость профессионального образования в контексте обеспечения национальной безопасности;

рассмотреть особенности функционирования профессионального образования как компонента образовательной деятельности;

показать объективную необходимость значительного повышения статуса и роли профессионального образования в интересах национальной безопасности;

выявить и проанализировать факторы, влияющие на образовательные предпочтения российских граждан с целью повышения эффективности образовательной деятельности, реализации потенциала профессионального образования с учетом обеспечения национальной безопасности;

рассмотреть основные проблемы профессионального образования реформирующейся России, направления их решения и влияние на обеспечение национальной безопасности, выработать научно-практические рекомендации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

в уточнении исторически сложившихся компонентов образовательной деятельности, влияющих на обеспечение национальной безопасности, исходя из которых выявлены причины, породившие нарастающий кризис профессионального образования;

в обосновании объективной необходимости совершенствования профессионального образования в целях повышения эффективности его функционирования в различных сферах деятельности в интересах национальной безопасности Российской Федерации;

в определении понятия, об «эффективности профессионального образования», способствующее укреплению интересов национальной безопасности посредством механизма реализации потребностей в подготовке квалифицированных специалистов этой сферы;

в рассмотрении образовательных услуг профессионального образования не в качестве периферийной подсистемы социально-экономических и социально-политических отношений, а как основы стабильных социальных, духовных и политических процессов, осуществляемых в интересах обеспечения национальной безопасности личности, общества и государства;

в обосновании, что такие элементы, как духовно-нравственные и социокультурные ценности оказывают значительное влияние на приобретение учащимися определенной специальности, отношение к выбору учебного заведения, понимание смысла учебы; ценностные ориентации могут и должны варьироваться и корректироваться в ходе образовательной деятельности в целях повышения эффективности подготовки квалифицированных специалистов в интересах национальной безопасности России;

в определении механизма эффективного управления профессиональным образованием на основе сформированных целей и интересов в обеспечении национальной безопасности России, учитывающих ценностные ориентиры и социальные установки различных социальных групп общества.

Научные результаты диссертационного исследования, выносимые на защиту:

сформулированные автором цели и задачи профессионального образования, обусловленные спецификой современного этапа общественного развития, учитывающие интересы национальной безопасности РФ;

функции профессионального образования в обществе по обеспечению национальной безопасности;

приоритетные направления по преодолению кризисных явлений и назревших проблем в профессиональном образовании и в целом образовательной деятельности, дестабилизирующих национальную безопасность России.

Методологической основой диссертационного исследования служат принципы диалектико-материалистического метода, системного и социокультурного анализа, базирующиеся на современных научных идеях, обогащающих наше представление о закономерностях и особенностях функционирования и развития образовательной деятельности, в совокупности позволяющие целостно и всесторонне исследовать профессиональное образование в интересах обеспечения национальной безопасности.

Замысел исследования заключается в том, чтобы, рассмотрев исторические и общетеоретические основы анализа системы профессионального образования как компонента образовательной деятельности в контексте обеспечения национальной безопасности, сформулировать и обосновать принципы и приоритеты, которые в своей совокупности могут представлять базовую модель эффективности профессионального образования в интересах обеспечения безопасности страны. Опираясь на них, основываясь на базовой модели, условиях и особенностях образовательной деятельности, становится возможным определить конкретные направления эффективности профессионального образования в подготовке квалифицированных специалистов в различных сферах деятельности в интересах национальной безопасности России.

Понимание сущности профессионального образования в обеспечении

национальной безопасности российского общества, как целостного социального

организма, предполагает необходимость изучения всех его подсистем и, в

частности, начального, среднего и высшего профессионального образования не только на микроуровне (учебно-образовательных дисциплин и конкретных методик), но и на макроуровне (духовно-нравственных, социокультурных профессионально значимых ценностей, ориентиров).

Результаты анализа, отражающие различные аспекты профессионального образования как компонента образовательной деятельности, и их использование позволяют повысить эффективность функционирования профессионального образования в системе подготовки квалифицированных специалистов в интересах обеспечения национальной безопасности РФ. Необходимость изучения мотиваций, интересов, ценностных ориентации и жизненных установок предполагает проведение социологических и социально-педагогических мониторингов, позволяющих оперативно оценивать состояние учебно-воспитательного процесса и на этой основе принимать научно обоснованные управленческие решения в различных сферах образовательной деятельности.

Общетеоретическую основу диссертационного исследования составляет современный исследовательский материал, содержащийся в монографиях, научных статьях отечественных и зарубежных исследователей, материалах научных конференций, семинаров и симпозиумов, в той или иной мере имеющих отношение к решению задач, сформулированных в данной работе.

В диссертации используются идеи представителей так называемого «реалистического» подхода к анализу зарубежного профессионального образования, взгляды и подходы отечественных исследователей, разрабатывающих проблемы обеспечения национальной безопасности (А.В. Возжеников, А.В. Гыске, И.Ю. Жинкина, В.И. Лутовинов, И.К. Макаренко, В.Л. Манилов, В.В. Панарин, И.Н. Панарин, А.А. Прохожев, Н.И. Рыжак, СВ. Смульский, С.Г. Харченко, В.В. Юдин)

Практическая значимость диссертации состоит в том, что содержащиеся в ней результаты, положения и выводы раскрывают цели и

задачи системы профессионального образования, ее роль в обеспечении

национальной безопасности; приоритетные направления ее развития могут способствовать в преодоление кризисных явлений в образовательной деятельности и профессиональном образовании в интересах обеспечения национальной безопасности России; стремление ряда государств поднять уровень в системе «наука-образование-производство» в обеспечении национальной и международной безопасности своих стран за счет интеллектуальной собственности России наносит ущерб интересам ее национальной безопасности.

Полученные результаты исследования могут быть использованы Министерством образования и науки России, в образовательных учреждениях Российской Федерации, главами администраций субъектов РФ, а также руководителями учебных учреждений, профессиональными специалистами в управлении начальным, средним и высшим профессиональным образованием в интересах обеспечения национальной безопасности России.

В частности, выводы и рекомендации, полученные в результате исследования, могут быть использованы в теоретических и прикладных научных трудах, учебной, методической и справочной литературе, раскрывающих сложность, многоаспектность, практическое значение и пути решения изучаемой проблемы.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования обсуждались на научных конференциях Уральского Федерального округа (УрФО), окружных совещаниях по теме «О мерах, принимаемых в сфере образования УрФО по реализации федеральных законов в 2004 г., в образовательных учреждениях и педагогических коллективах Тюменской области, а также на теоретических семинарах кафедры национальной безопасности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Положения и выводы диссертации отражены в публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций