Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Мустафаев Юнис Абуталыбович. Государственная политика в области защиты населения и критически важных объектов субъекта Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях :На примере Московской области : Дис. ... канд. полит. наук : 20.01.02 : М., 2004 176 c. РГБ ОД, 61:05-23/314


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4

I. Защита населения и критически важных объектов
Московской области при чрезвычайных ситуациях как
объект политологического исследования
17

  1. Анализ основных научных подходов к проблеме обеспечения безопасности населения и территории региона 17

  2. Угрозы безопасности Московской области. Терроризм - как угроза безопасности для населения и критически важных объектов 28

  3. Политический и административный ресурс в осуществлении мер по защите населения и критически важных объектов Московской области при чрезвычайных ситуациях и террористических актах 56

Выводы по первой главе 69

II Организационные основы государственной политики
обеспечения безопасности Московской области при
чрезвычайных ситуациях
73

2.1 Современные подходы к формированию организационно-
правовых механизмов государственного и муниципального
управления в субъекте Российской Федерации в основных
сферах жизнедеятельности. Роль полномочного представителя
Президента Российской Федерации в Центральном
федеральном округе 73

2.2 Зарубежный опыт организации антикризисного управления при
чрезвычайных ситуациях и террористических актах и его
применимость в условиях субъекта Российской Федерации 95

2.3 Особенности организации защиты населения и критически

важных объектов области в военное время 105

Выводы по второй главе 118

III Политические и организационные вопросы развития
региональной системы обеспечения безопасности населения
и защиты критически важных объектов Московской
области при чрезвычайных ситуациях
122

  1. Концепция организации государственного управления вопросами обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов Московской области при чрезвычайных ситуациях и террористических актах 122

  2. Предложения по совершенствованию региональной политики в сфере защиты населения и объектов экономики Московской области в военное время 140

Выводы по третьей главе 147

Заключение 150

Список использованных источников



Введение диссертации:

На современном этапе характерной особенностью развития цивилиза-
» ции является возрастание риска возникновения различного рода кризисных

ситуаций, в результате которых человечество несет огромные материальные и людские потери. При этом, нарастающие негативные явления в различных сферах (экономической, социальной, экологической, природно-техногенной и др.) затрагивают жизненно важные интересы личности и общества, создают реальную угрозу национальной безопасности как страны в целом, так и ее территориальных образований - субъектов Российской Федерации.

В настоящее время способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов, катастроф и эффективно бороться с ними становится одной из ключевых задач обеспечения национальной безопасности.

В Российской Федерации в течение последних пяти лет наблюдается тенденция к некоторому снижению количества чрезвычайных ситуаций. Однако, при этом увеличиваются масштабы их последствий и ущербы от них. Прямой ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций достигает свыше 100 млрд. рублей в год. Суммарный общий ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций составляет почти 3 процента внутреннего валового продукта страны1.

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена следующими основными обстоятельствами.

Во-первых, последствия аварий, катастроф стихийных и иных бедствий становятся все более масштабными и опасными для населения и устойчивого функционирования экономики. Анализ чрезвычайных ситуаций различных масштабов и их последствий показал, что угрозу национальной безопасности могут представлять как отдельные чрезвычайные ситуации федерального и

1 Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. - М.: МЧС России, 2004.

регионального уровней, так и годовая совокупность чрезвычайных ситуаций территориального, местного и локального масштабов.

При этом общие, характерные для Российской Федерации негативные тенденции нарастания угроз и опасностей в различных сферах характерны и для Московской области. Дополнительным фактором опасности террористических актов для населения и критически важных объектов области является непосредственная близость региона к столице нашего государства - Москве, где сосредоточены институты исполнительной и представительной государственной власти, органы государственного и военного управления. На территории Москвы и Московской области находится более 140 объектов, представляющих интерес для террористических организаций (учитывая степень защищенности и доступа к ним).2

Во-вторых, кризисные явления, с которыми столкнулось наше общество, показали необходимость кардинального изменения системы защиты населения и критически важных объектов при чрезвычайных ситуациях, механизмов ее функционирования, особенно на уровне субъектов Российской Федерации.

В-третыа, вопросы содержания управленческих функций, организационной структуры, основ функционирования и направлений развития РСЧС, гражданской обороны неразрывно связаны с определением места и роли государства в жизни нового общества. Это предопределяет необходимость рассмотрения проблемы формирования государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время во взаимосвязи с теоретическими проблемами государственного строительства.

Противодействие чрезвычайным и иным деструктивным явлениям в основных сферах жизнедеятельности государства в XXI веке, по мнению ряда

2 Доклад о состоянии защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. - М, 2004.

ученых, должно основываться на эффективной социальной организации общества. Ключевым элементом этой системы является человек, жизнь, здоровье, права, свободы и имущество которого требуют защиты со стороны инсти-

тутов государственной власти.

За последние годы в нашей стране была проведена большая работа по созданию и развитию государственного механизма защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера и масштаба.

В целом можно констатировать, что в Российской Федерации сформирована и функционирует достаточно эффективная, социально востребованная система защиты населения и территорий. Вместе с тем, масштабные преобразования в различных сферах жизнедеятельности государства, увеличение количества и масштабности террористических актов привели к необходимости формирования действенной государственной политики в области защиты населения и критически важных объектов Московской области при чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных и террористическими актами.

Существует ряд научных и практических проблем, от разрешения которых в значительной степени зависит обеспечение безопасности населения и территорий от аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также террористических актов. Одна из главных проблем заключается в том, что, в соответствии с федеральными законами, «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (№ 184-ФЗ от 6 октября 1999 г.) и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 г.) проводится работа по разграничению полномочий и ответственности между федеральным центром и регионами в

3 Доклад о развитии человека за 2003 год // Программа развития Организации Объединен
ных Наций. Нью-Йорк, Оксфорд юниверсити пресс, 2003.

4 Воробьев Ю.Л. Основы реформирования и реализации государственной политики в облас
ти снижения рисков чрезвычайных ситуаций: Монография. - М.: ФИД «Деловой экспресс»,
2000.

различных сферах деятельности. Этими законами определено, что функции предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, вопросы организации тушения пожаров, за исключением лесных и особо сложных, также отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Реализация этих положений законов планируется с 1 января 2005 года. Однако до настоящего времени мы не имеем единых научных и политических подходов к формированию региональной системы защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях.

Указанные выше обстоятельства предопределили поиск новых подходов к формированию государственной политики защиты населения и критически важных объектов Московской области при чрезвычайных ситуациях и обусловили актуальность настоящего диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы. Вопросам регулирования защиты населения и объектов экономики при чрезвычайных ситуациях, прежде всего на региональном уровне до сих пор не было уделено должного внимания в отечественной исследовательской литературе. С другой стороны, несовершенство законодательства как федерального, так и законодательства субъектов Российской Федерации обусловливает неэффективность деятельности органов государственной власти и управления при осуществлении мероприятий по защите населения и объектов экономики при чрезвычайных ситуациях, вызванных авариями, стихийными бедствиями, террористическими актами.

Решение этой проблемы осложняется тем обстоятельством, что теоретические разработки в рассматриваемой области отечественной наукой проведены недостаточно всесторонне, хотя определенная научная база в этой области имеется.

В последние годы ощущается заметная активизация в разработке теоретических вопросов формирования основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий при чрезвычайных ситуациях. Отечественными учеными ведется активный поиск по широкому спектру проблем.

Наиболее важный вклад в развитие теоретических основ обеспечения безопасности населения и территорий при чрезвычайных ситуациях в России внесли Воробьев Ю.Л., Моисеев Н.Н., Осипов В.И., Фролов КВ. и др.5

Вопросы обеспечения безопасности населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, а также анализа и оценки риска чрезвычайных ситуаций исследовались в работах Акимова В.А., Буркова В.М., Быкова А.А., Елохина А.Н., Кузьмина И.И., Кульбы В.В., Лесных В.В., Махутова Н.А., Малинецкиого Г.Г., Назаретова В.М, Порфиръева Б.Н., Радаева Н.Н. и др. 6

Организационно-правовые аспекты деятельности в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения риска возникновения аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также регулирования государственного надзора и

5 См. например: Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной по
литики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций: Монография. М.: ФИД "Дело
вой экспрес", 2000, Моисеев Н.Н., Осипов В.И. Природные катастрофы как глобальные и
национальные угрозы. М.: Проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях, № 4, 2003,
Фролов В.К. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-
технические аспекты. Под ред. В.К. Фролова. М.: МГФ «Знание», 1998 и др.

6 См. например: Акимов В.А., Радаев Н.Н. и др. Природные и техногенные чрезвычайные
ситуации: опасности, угрозы, риски. - Москва, ФИД «Деловой экспресс», 2001., Быков
А.А., Мурзин Н.В. Проблемы анализа безопасности человека, общества, природы. - СПб:
Наука, 1997, Елохин А.Н. Анализ и управление риском: теория и практика. М., Страховая
группа Лукойл, 2000, Кузьмин И.И. и др. Математические основы управления риском:
теория и практика // Материалы Международного симпозиума «Партнерство во имя жизни

снижение риска ЧС, смягчение последствий аварий и катастроф». М., 1998, Малинецкий Г.Г., Махутов Н.А. Управление риском в человеческом измерении. Синергетика: человек, общество. — М.: Изд-во РАГС, 2000, Лесных В.В. Анализ риска и механизмов возмещения ущерба от аварий на объектах энергетики. Новосибирск, Наука, 1999, Порфирьев Б.Н. Социально-экономические и правовые проблемы управления риском чрезвычайных ситуаций.

В кн. «Управление рисками чрезвычайных ситуаций», М:., «КРУК», 2001 и др.

контроля рассматривались в работах Бачило И.Л., Бринчука М.М., Иойрыша A.M., Колбасова О.С., Ларина A.M., Харченко С.Г., Шпаковского Ю.Г. и др. 7

Достаточно весомой базой для формирования теоретического подхода к исследованиям по теме диссертации явились труды отечественных ученых в области обеспечения национальной безопасности России: Корнилова М.Я., Лазарева И.А., Макаренко И.К., Никонова A.M., Петрова Ю.В., Пирумова B.C., Позднякова А.И., Прохожева А.А., Смульского СВ., Шершнева Л. И. и др.

В интересах решения поставленной в настоящей работе научной задачи были изучены диссертационные работы в рассматриваемой области, выполненные Аксаковым В.Е., Антюфеевым В.Ю., Локтионовым Н.И. u dp.

Вместе с тем, представляется необходимым отметить, что в прямой постановке вопросы формирования государственной политики защиты населения и критически важных объектов при чрезвычайных ситуациях на уровне субъекта Российской Федерации не исследовались. В перечисленных трудах

См. например: Бачило И.Л., Сергиенко Л.А. Компетенция органов исполнительной власти в условиях чрезвычайных ситуаций // Право и чрезвычайные ситуации. М.: РАН ИПГ, 1994. Бринчук М.М. и др. Правовые основы обеспечения безопасности труда на производстве. // Право и чрезвычайные ситуации. М.: ИГП РАН, 1994. Иойрыш А.И., Молчанов А.С. Страхование гражданской ответственности за ядерный ущерб. М.: ИздАТ, 2000. Колбасов О.С. Возмещение вреда, причиненного неправомерным использованием природных объектов // Правовые вопросы охраны природы. М.: 1993. Ларин A.M. Чрезвычайные ситуации и деятельность правоохранительных органов. // Право и чрезвычайные ситуации. М.: ИГП РАН, 1994, Харченко С.Г. и др. Концептуальные основы государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС: Цели, задачи и принципы. Экология и промышленность России, 1997, Шпаковский Ю.Г. Государственное управление организацией защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в России (социально-правовые аспекты). Монография. М., 1998 и др.

8 См. например: Корнилов М.Я. О проблеме критериев и пороговых значений параметров экономической безопасности. Проблемы управления безопасностью сложных систем. М,: Изд. РГГУ, 2001, Лазарев И.А. Проблемы разработки концепции национальной безопасности Российской Федерации // Проблемы глобальной безопасности. М., 1995, Макаренко И.К. Военная безопасность: сущность, содержание и пути решения. М.: «АКС», 2002 Общая теория национальной безопасности. Учебник под общей редакцией А.А. Прохожева. М.: РАГС, 2002, Петров Ю.В. Реформирование России и проблемы национальной безопасности. Социально-политический журнал, 1997, N2. Пирумов B.C. Проблемы глобальной безопасности. М.: ВАГШ, 1995, Поздняков А.И. Информационная безопасность личности, общества и государства. Военная мысль, 1993, N 10. Смульский СВ. Теоретико-методологические проблемы управления конфликтами в международных системах. М.: РАГС. 1997. Шершнев Л.И. Об основах концепции национальной безопасности. Безопасность, 1996, N 1-2 и др.

методологические и теоретические вопросы защиты населения и территории в условиях чрезвычайных ситуаций были раскрыты в общих чертах. За рамками исследований в значительной степени остались вопросы деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях, в том числе вызванных террористическими актами. Недостаточное освещение получили вопрос о степени целостности и соответствия федеральному законодательству нормативной правовой базы субъекта Российской Федерации в рассматриваемой области.

Анализ научных трудов и исследований по теме диссертации убеждает в необходимости качественного наращивания научных знаний по рассматриваемым вопросам.

В связи с изложенным, первостепенное значение приобретает исследование такого важного фактора современной политики России, как обеспечение безопасности населения и критически важных объектов субъекта Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях различного характера и масштаба, в том числе вызванных террористическими актами, посредством организации соответствующей системы органов управления, сил и средств, а также разработки научной основы для планирования и реализации всего процесса государственного строительства в этой области.

Эти соображения в первую очередь определяют предмет и объект диссертационного исследования.

Объектом исследования является система государственного управления защитой населения и критически важных объектов субъекта Российской Федерации, от различного рода аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов.

Предмет исследования — процесс формирования государственной региональной политики обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов субъекта Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях и террористических актах.

Рассматривая организацию системы государственного управления защитой населения и критически важных объектов в условиях кризиса, автор основное внимание уделяет периоду после 1996 г., когда в субъектах Российской Федерации началось активное формирование территориальных структур РСЧС, органов управления, специально уполномоченных на решение задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В Московской

области было сформировано Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, впоследствии реорганизованное в Министерство.

Важно отметить и то обстоятельство, что в интересах работы автор предлагает ряд положений, споры, в отношении которых среди ученых и практиков, еще далеки от завершения.

Сущность решаемой в диссертации научной задачи состоит в развитии теоретических основ государственной региональной политики обеспечения безопасности населения и критически важных объектов субъекта Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях с учетом техногенных, природных, экологических аспектов и террористической опасности.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о том, что эффективное государственное управление обеспечением безопасности населения и защиты критически важных объектов Московской области при чрезвычайных ситуациях полагает наличие научно-обоснованной государственной региональной политики в данной сфере государственной деятельности, которая должна составлять основу такого управления.

Целью работы является научное обоснование концептуальных положений государственной региональной политики, направленной на приведение существующей системы обеспечения безопасности населения и критически важных объектов Московской области при чрезвычайных ситуациях в соответствие с новыми условиями и новыми требованиями к ее функционированию. При разработке таких положений в диссертации учитывались сущест-

вующие проблемы в различных сферах обеспечения национальной безопасности страны, закономерности современного развития государственного управления в основных сферах жизнедеятельности Московской области и условия перехода России на путь устойчивого социально-экономического развития.

В ходе достижения цели исследования автор ставил перед собой следующие исследовательские задачи:

осуществление анализа основных научных подходов к проблеме обеспечения безопасности субъекта Российской Федерации в основных сферах жизнедеятельности;

исследование многофакторных, приобретших комплексный характер угроз безопасности Московской области в природной, техногенной, экологической и иных сферах и определение целей и задач государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов Московской области при чрезвычайных ситуациях и террористических актах;

исследование состояния государственного управления в основных сферах жизнедеятельности Московской области в интересах обоснования Концепции организации государственного регионального управления вопросами обеспечения безопасности области (основанной на новых комплексных подходах к формированию эффективной системы обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов Московской области в условиях обострения как угроз техногенного и природного характера, так и террористических проявлений);

определение степени применимости зарубежного опыта для условий субъекта Российской Федерации на основе сравнительного анализа отечественной и зарубежной практики организации деятельности в сфере обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов при чрезвычайных ситуациях в мирное и военное время и в условиях проведения террористических актов;

- обоснование предложений и рекомендаций по политическим и органи зационным вопросам совершенствования регионального управления в області обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объекто Московской области исходя из комплекса угроз по их источникам и факторам в основных сферах жизнедеятельности характерных для региона.

Методологической основой диссертационного исследования служит системный, сравнительный и ретроспективный подходы к политическим явлениям, а также собственно политологический метод познания, включая политический мониторинг и прогноз.

Теоретическая основа диссертации. Работа базируется на современном исследовательском материале, монографиях и трудах, диссертационных исследованиях, научных статьях отечественных и зарубежных ученых, материалах научных семинаров, симпозиумов и конференций, в той или иной степени имеющих отношение к решению задач, поставленных в диссертационном исследовании.

В рамках диссертации важное место уделяется анализу нормативно-правовых документов: Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Московской области, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительства Московской области, регулирующих деятельность по защите населения и территорий при возникновении аварий и катастроф, террористических актов и вооруженных конфликтов и т.п.

Научная новизна исследований определяется следующим:

во-первых, обоснована Концепция организации государственного управления вопросами обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов субъекта Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и террористических актах. При ее разработке автором использованы новые подходы:

рассмотрение системы защиты населения и критически важных объектов

при чрезвычайных ситуациях как составной части системы обеспечения региональной безопасности страны, а также исходя из устойчивого и сбалансированного развития региона, которое позволяет задействовать экономические рычаги, стимулирующие выполнение комплекса мероприятий защитного характера, практически реализовывать мероприятия направленные на обеспечение региональной безопасности;

учет особенностей функционирования государственной механизма управления субъектом Российской Федерации в условиях, проводимой в стране административной реформы и новых подходов к организации управления в сферах государственной деятельности, отнесенных к совместному ведению федерального центра и субъектов Российской Федерации;

учет современных взглядов и новых требований по вопросам национальной безопасности и обороны страны.

во-вторых, новизна диссертации состоит в том, что в работе содержится системное исследование организационных, правовых, экономических, политических проблем формирования эффективной региональной системы обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов субъекта Российской Федерации. Важным и новым является то, что в диссертации исследовались во взаимосвязи теоретические вопросы и проблемы практической реализации государственной региональной политики в рассматриваемой области;

в-третьих, проведенное в диссертации научное осмысление проблем состояния государственного управления в субъекте Российской Федерации в основных сферах жизнедеятельности явилось основой для выработки рекомендации по совершенствованию государственного управления в области защиты населения и критически важных объектов Московской области при чрезвычайных ситуациях, а также для обоснования новых подходов к разграничению полномочий между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в рассматриваемой области;

в-четвертых, в работе сформулированы и обоснованы предложения и рекомендации по некоторым политическим и организационным вопросам совершенствования регионального управления в области обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов Московской области при чрезвычайных ситуациях и террористических актах.

На защиту выносятся следующие основные научные результаты: 1. Концепция организации государственного управления обеспечением безопасности населения и защиты критически важных объектов субъекта Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и террористических актах в условиях, проводимой в стране административной реформы, содержащая новые подходы к организации управления в сферах государственной деятельности, отнесенных к совместному ведению федерального центра и субъектов Российской Федерации.

  1. Теоретические обобщения по анализу и оценке состояния государственного управления в субъекте Российской Федерации в основных сферах жизнедеятельности и, разработанные на их основе рекомендации по совершенствованию государственного управления в области защиты населения и критически важных объектов Московской области при чрезвычайных ситуаций, а также новые подходы к разграничению полномочий между федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления в рассматриваемой области.

  2. Предложения и рекомендации по некоторым политическим и организационным вопросам совершенствования регионального управления в области обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов Московской области при чрезвычайных ситуациях.

Практическую значимость результатов исследования представляют научно-методические основы формирования региональной политики в области обеспечения безопасности населения и защиты критически важных объектов Московской области при угрозах и воздействиях природного, техногенно-

го, экологического, военного характера, а также выводы из оценки зарубежного опыта, которые в совокупности-составляют теоретическую базу для решения практических задач организации деятельности в системе обеспечения комплексной безопасности региона.

Результаты исследования могут представлять интерес для разработки учебных программ и тематических планов, учебно-методических материалов, специальных курсов по вопросам защиты населения от чрезвычайных и иных кризисных ситуаций, а также может использоваться и в других дисциплинах, изучаемых в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Основные положения и выводы диссертации, предложения и рекомендации автора также имеют важное значение для реализации и корректировки региональной политики в области обеспечения безопасности населения и территорий при чрезвычайных ситуациях, для законотворческой работы по совершенствованию деятельности Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях (МОСЧС).

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на научных конференциях, состоявшихся в последние годы:

на VII Всероссийской научно-практической конференции (Ростов на Дону, 2002 г.);

на X международной научной конференции "Проблемы управления безопасностью сложных систем" (Москва, 2002);

на IX Всероссийской научно-практической конференции «Региональные риски чрезвычайных ситуаций и управление природной и техногенной безопасностью муниципальных образований» (Москва, 2004 г.);

- на Всероссийском форуме «Стратегия обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации в современном мире» (Москва, 2004 г.).

Основные результаты диссертационного исследования также отражены в публикациях автора.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций