Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Сколотнева Светлана Александровна. Правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава пограничных органов федеральной службы безопасности : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 : М., 2005 191 c. РГБ ОД, 61:05-12/1760


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА
ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
БЕЗОПАСНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ 15

1.1. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ взгляды НА ПРОБЛЕМУ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ 16

1.2. Становление и развитие системы обеспечения санитарно-
эпидемиологического БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОГРАНИЧНЫХ

ОРГАНОВ в РАМКАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО

благополучия населения 40

1.3. Государственное управление в сфере обеспечения санитарно-
эпидемиологического БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПОГРАНИЧНЫХ
ОРГАНОВ 66

ГЛАВА II. ПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА
ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
БЕЗОПАСНОСТИ
93

  1. Совершенствование санитарного законодательства как способ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава пограничных органов федеральной службы безопасности 94

  2. особенности государственного санитарного надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава пограничных органов федеральной службы безопасности 112

  3. обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава как одна из форм обеспечения оперативно-служебной деятельности пограничных органов

федеральной службы безопасности 129

2.4. Ответственность за нарушения законодательства в сфере
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного
состава пограничных органов федеральной службы безопасности 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163

БИБЛИОГРАФИЯ 170

ПРИЛОЖЕНИЯ 189



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является важной социальной функцией современного государства. Социальная природа человека предполагает, что важнейшие проявления жизни людей, групп населения и сообществ, их здоровье и «нездоровье» являются проблемами социальными. Негативные факторы оказывают свое воздействие через социальную природу человека, его ближайшее и более широкое окружение. В условиях растущего давления человеческого фактора на окружающую природную среду действующая система обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не всегда дает возможность оперативно реагировать на обострение санитарно-эпидемиологической обстановки, а главное — недостаточно способствует профилактике нарушений санитарного законодательства, не нацелена на предотвращение действий, ухудшающих санитарно-эпидемиологическую обстановку.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе в районах выполнения оперативно-служебных задач пограничными органами федеральной службы безопасности;

неэффективностью системы государственных органов, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и организационных способов их деятельности;

- недостатками существующей системы правовых методов обеспечения
. санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- изменением системы угроз национальной безопасности, совер
шенствованием системы защиты и охраны государственной границы
Российской Федерации.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка в настоящее время остается напряженной, она характеризуется негативными изменениями качества ок-

4 ружающей среды и показателей здоровья населения, когда наблюдаются новые закономерности в распространенности и характере патологии человека, иначе протекают демографические процессы, увеличивается рост онкологических заболеваний и т.д.

Состояние государственного управления в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения можно охарактеризовать как не соответствующее потребностям сегодняшнего дня. Это проявляется в том, что, с одной стороны, сама существующая система государственных органов, призванных решать задачи управления санитарным благополучием, оказалась во многом неспособной решить современные проблемы. С другой стороны, используемые в процессе государственного управления формы и методы либо устарели и должны быть заменены новыми, либо требуют совершенствования.

Практически такое же положение дел сложилось и в иных сферах общественной жизни. Эти обстоятельства вызвали к жизни потребность в глубокой административной реформе, изменении самой сути государственного управления.

Важной вехой в осуществлении административной реформы явился Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»1, в соответствии с которым в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

В свете проводимой административной реформы актуальной представляется задача развития организационных методов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, призванных избавить государство от излишних функций и четко разграничить оставшиеся функции между федеральными, региональными и местными властями. При этом каждый орган или учреждение федеральной исполнительной власти должен иметь свой абсолютно четкий и понятный правовой статус, зависящий от характера и объема выполняемых функций и полномочий.

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 20 мая 2004 г., от 15 марта 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. -№11.- Ст. 945.

Теория и практика деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия человека свидетельствуют о том, что формы деятельности государства следует совершенствовать в направлении повышения качества мониторинга санитарно-эпидемиологической ситуации территорий, процесса проведения контрольно-проверочных мероприятий, введения в нашей стране международных медико-санитарных правил, единых для Европейского союза в целом ветеринарных сертификатов на поставляемую в Россию животноводческую продукцию и т.п.

Большие организационные проблемы в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава1 стоят и перед пограничными органами федеральной службы безопасности. Проведение необходимых преобразований здесь затрудняется инерцией системы, поскольку военная организация традиционно складывалась как централизованная, авторитарная система с иерархическими линейными связями. Кроме того, негативно действуют факторы субъективного характера: проблемы восприятия преобразований, имеются конфликт интересов и конкуренция лиц, реализующих преобразования и т.д. В результате нередко используются исключительно бюрократические методы при формировании нового органа, его функции четко не определяются, а штат укомплектовывается теми сотрудниками, которые никак не проявили себя на прежних должностях и по прежнему месту службы.

Среди недостатков существующей системы правовых методов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения следует, прежде всего, выделить неполноту и некоторую противоречивость санитарного законодательства, как федерального, так и субъектов Российской Федерации. Ныне существующая система законодательства не всегда дает возможность оперативно реагировать на обострение санитарно-эпидемиологической ситуации, мало способствует профилактике санитарных правонарушений, не нацелена на предотвращение действий, ухудшающих санитарно-эпидемиологическую обстанов-

1 Под личным составом понимаются военнослужащие срочной и контрактной службы пограничных органов федеральной службы безопасности, но в целях настоящего исследования, в отличие от существующего определения, термин «личный состав» будет включать и гражданский персонал, работающий в данной силовой структуре. - Прим. авт.

ку. Это обуславливает придание требованиям экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности граждан более высокого правового статуса, актуализирует задачу совершенствования правовых методов ее обеспечения.

Складывающаяся социально-политическая обстановка в стране, новые внешнеполитические и международно-правовые реалии значительно усложнили и сделали крайне динамичными процессы в пограничной сфере. Их особенностью в современных условиях является наличие широкого диапазона угроз безопасности Российской Федерации. Причем претерпел серьезные изменения характер этих угроз. Если угроза военного нападения на Российскую Федерацию признается в настоящее время не актуальной, то экономические, информационные, террористические и иные угрозы приобрели первостепенное значение.

Многие из этих угроз действуют и в пограничной сфере. Вместе с тем существующая система защиты и охраны границы, призванная обеспечить нейтрализацию угроз национальным интересам и безопасности Российской Федерации в названной сфере, является малоэффективной, так как создавалась в условиях существования иных угроз и иных подходов к охране границы.

і»

Поэтому в соответствии с решением Совета Безопасности Российской

Федерации, рассматривавшего в 2003 году проблемы обеспечения погранич
ной безопасности страны, в Российской Федерации осуществляется в на
стоящее время комплекс мер по формированию современной системы защи
ты и охраны государственной границы Российской Федерации. Одним из на
правлений этой работы является и обеспечение санитарно-
эпидемиологического благополучия личного состава пограничных органов
федеральной службы безопасности, которое выступает непременным услови
ем их эффективной оперативно-служебной деятельности. Кроме того, проект
концепции формирования новой системы защиты и охраны государственной
границы Российской Федерации, основываясь на том, что санитарно-
* эпидемиологическая обстановка продолжает оставаться сложной, а проник-

новение и распространение на территории Российской Федерации возбудителей особо опасных болезней людей и животных, вредителей и возбудителей болезней растений, сорняков карантинного значения представляет серьезную

угрозу национальной безопасности, предусматривает усиление санитарной, карантинной и ветеринарной охраны на государственной границе.

Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты среды обитания человека рассматривались в трудах таких ученых, как А.А. Александров, Е.Н. Беляев, А.К. Голиченков, П.С. Дагель, Б.Ю. Дерешко, Э.Н. Жевлаков, М.Н. Копылов, А.А. Кузнецов, Г.И. Куценко, Н.А. Лопашенко, Ю.М. Ляпунов, Г.Г. Онищенко, И.К., В.В. Петров, A.M. Плешаков, В.Ф. Протасов, С.Н. Русин, Г.П. Серов, В.А. Фандеев, М.К. Усманов, И.К. Харичкин, А.С. Шестерюк1 и другие.

В то же время не все теоретические и практические вопросы, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава пограничных органов, получили достаточную систематическую и комплексную разработку и освещение в современной юридической литературе. В результате недостаточной теоретической разработанности проблем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и

См.: Александров А.А. Санитарно-эпидемиологический контроль. - М.,1998; Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового регулирования: Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1992; Дагель П.С, Бушуева Т.А. Административная и уголовная ответственность при занятии незаконным рыбным промыслом // Методология и методика прикладных исследований. - Иркутск, 1982; Дерешко Б.Ю. Правовое обеспечение экологически безопасной деятельности войск (применительно к внутренним войскам МВД РФ): Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002; Жевлаков Э.Н. Уголовно-правовая охрана окружающей природной среды в РФ. Часть 1. - М., 2002; Копылов М.Н. Экологическая проблема и совершенствование функций современного государства // Правоведение. — 1995. — № 7; Кузнецов А.А. Организационные аспекты совершенствования медицинского обеспечения служеб-но-боевой деятельности пограничных войск в условиях локальных войн и вооруженных конфликтов: Дис. ... канд. мед. наук. - Иваново, 2002; Лопашенко Н.А. Экологические преступления. - М., 2002; Ляпунов Ю.М. Преступление и проступок по делам о нарушениях законов об охране природы // Социалистическая законность. — 1974. - № 3; Проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Ч. 1. Научно-методические аспекты оценки санитарно-эпидемиологической ситуации / Онищенко Г.Г., Куценко Г.И., Беляев Е.Н. и др. - М., 2000; Петров В.В. Экологическое право России. - М., 1997; Плешаков A.M. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями (теоретический и прикладной аспекты): Дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 1994; Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России. - М., 1999; Русин С.Н. Конспект лекций по курсу экологическое право. - М., 2000; Серов Г.П. Правовое регулирование экологической безопасности при осуществлении промышленной и иных видов деятельности. - М., 1999; Усманов М.К. Советское законодательство в борьбе с инфекционными болезнями и правовое положение эпидемиолога. - Ташкент, 1982; Фандеев В.А., Баранов А.А. Чем угрожает сибирская язва. - М.,2001; Харичкин И.К. Экологические проблемы воинской деятельности в современных условиях (социально-политический анализ): Дис. ... канд. филос. наук. - М., 1992; Шестерюк А.С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. - СПб., 2000.

8 личного состава пограничных органов снижается эффективность правоприменительной практики в данной сфере.

Рассматривая проблемы эффективности государственного управления санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, автор опирался на труды таких ведущих ученых-юристов в этой области, как А.А. Агеев, А.А. Александров, Г.В. Атаманчук, Д.П. Зеркин, В.Г. Игнатов, А.В. Копылова, С.Н. Русин, Ю.А. Тихомиров1 и другие. Вместе с тем специальных исследований, посвященных анализу государственного управления в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и месту в нем такого специального субъекта, как ФСБ России, до настоящего времени не проводилось.

Острота и актуальность рассматриваемой проблемы при ее недостаточной теоретической разработанности и предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель работы состоит в том, чтобы на основе теоретического анализа действующего военного и санитарного законодательства, юридической практики, практики осуществления оперативно-служебной деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности раскрыть содержание правовых основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и определить основные направления совершенствования организационно-правовых форм обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава пограничных органов федеральной службы безопасности.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

- проанализировать научно-методологические взгляды на проблему обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; установить

1 См.: Агеев А.А. Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1998; Александров А.А. Указ. соч. - С. 9; Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М., 1997. - С. 38; Зеркин А.В., Игнатов В.Г. Основы теории управления. - Ростов-н/Д, 2000. - С. 49; Копылова А.В. Государственное управление в системе исполнительных органов Российской Федерации. - Орел, 1999. - С. 8; Русин С.Н. Экологические функции Федеральной пограничной службы: Учеб. пособие. - М., 1998. - С. 33; Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. - М., 1998.- С. 45.

соотношение санитарного и иных отраслей законодательства, экологической и

санитарно-эпидемиологической безопасности;

- исследовать историю становления и развития системы обеспечения са
нитарно-эпидемиологического благополучия личного состава пограничных ор
ганов как элемента системы обеспечения санитарно - эпидемиологического бла
гополучия населения;

- охарактеризовать управление в сфере обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия личного состава как одну из функций По
граничной службы ФСБ России;

- охарактеризовать военно-правовые способы обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения и личного состава пограничных
органов федеральной службы безопасности, в частности, путем совершенство
вание военного и санитарного законодательства; осуществления государствен
ного санитарного надзора, в том числе в Вооруженных Силах и иных военных
формированиях и органах, где законом предусмотрена военная служба; привле
чения к ответственности за нарушения санитарного законодательства1;

- разработать определение санитарного правонарушения в сфере обеспе
чения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного со
става пограничных органов.

Объект исследования. Объектом настоящего диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава пограничных органов федеральной службы безопасности как неотъемлемой части обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Предмет исследования составили правовые способы обеспечения сани
тарно-эпидемиологического благополучия личного состава пограничных орга
нов федеральной службы безопасности.
* Методология и методика исследования. Методическую основу настоя-

щего исследования составил диалектический метод познания. Методологиче-

1 Данная отрасль в настоящее время развивается в Российской Федерации (далее в работе этот вопрос будет рассматриваться). - Прим. авт.

10 скую основу исследования составил комплекс частных научных методов исследования, таких, как анализа, исторический, системно-структурный, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический.

Положения и выводы диссертационного исследования основываются на Конституции Российской Федерации, экологическом, санитарном и военном законодательстве, теоретических основах экологического и военного права и анализе практической деятельности пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава.

Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые проведено системное комплексное научное исследование теоретических и практических аспектов правового обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава как самостоятельной функции пограничных органов федеральной службы безопасности.

В работе сформулированы обладающие научной новизной теоретические положения в области государственного управления и законодательного регулирования в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и личного состава пограничных органов федеральной службы безопасности. В процессе исследования уточнено содержание правовых средств и методов, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Предложены организационно-правовые меры по повышению эффективности деятельности государственных органов и органов военного управления в этой сфере. В работе прослежена история развития системы органов государственной власти и законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, исследованы роль и место государственного управления в этой области общественной жизни, содержатся предложения по совершенствованию санитарного законодательства и государственного санитарно-эпидемиологического надзора, в том числе - в пограничных органах федеральной службы безопасности.

Кроме того, научная новизна исследования определяется положениями, выносимыми на защиту.

Основные выводы и положения диссертационного исследования, обладающие научной новизной, выносимые на защиту:

1. Авторский вывод о том, что обеспечение санитарно-эпидемиологического
благополучия личного состава является самостоятельной функцией пограничных
органов федеральной службы безопасности, осуществляемой в рамках военно-
служебных отношений и обеспеченной нормами военного, экологического и ад
министративного права. Она реализуется путем проведения комплекса мероприя
тий, направленных на охрану жизни и здоровья личного состава, и является одной
из форм обеспечения оперативно-служебной деятельности, поскольку:

обеспечивает поддержание высокой боевой и мобилизационной готовности соединений, частей и подразделений пограничных органов;

осуществляется в процессе управленческой деятельности соответствующих должностных лиц пограничных органов;

создает необходимые условия для эффективного применения пограничных органов в сфере охраны государственной границы, водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

является составной частью любых планирующих документов по охране государственной границы, водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации;

основывается на требованиях федерального законодательства, ведомственных правовых актов, в том числе боевых уставов, иных актов, регламентирующих оперативно-служебную деятельность.

2. Авторское понятие государственного управления в сфере обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия личного состава пограничных
органов федеральной службы безопасности, которое представляет собой опо
средованное правом практическое, организующее и регулирующее целенаправ-

12 ленное воздействие государства в целом и уполномоченных на то федеральных

органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в пределах установленной для них компетенции) органов федеральной службы безопасности на общество, юридические и физические лица в целях достижения такого состояния здоровья личного состава и окружающей среды, при котором минимально вредное воздействие факторов среды обитания на человека, обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности и эффективное выполнение оперативно-служебных задач пограничных органов федеральной службы безопасности.

3. Авторское определение правового понятия «санитарно-
эпидемиологическая безопасность».

С точки зрения права санитарно-эпидемиологическая безопасность может рассматриваться как субъективное и объективное явление. С объективной стороны санитарно-эпидемиологическая безопасность представляет собой совокупность норм права, обеспечивающую состояние защищенности жизни и здоровья человека от угроз, связанных с негативным воздействием окружающей среды, хозяйственной, военной и иной деятельности. С субъективной стороны санитарно-эпидемиологическая безопасность представляет собой правомочия субъектов безопасности на защищенность их жизни и здоровья от угроз, связанных с негативным воздействием окружающей среды, хозяйственной, военной и иной деятельности.

4. Авторское предложение о введении в научный оборот понятия санитар
ное законодательство, которое представляет собой совокупность законодатель
ных и иных нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в
сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в
частности, санитарно-эпидемиологической безопасности и являющихся частью
отношений в сфере обеспечения экологической безопасности человека. При
этом санитарное законодательство предлагается рассматривать в качестве со
ставной части экологического законодательства.

5. Авторское определение санитарного правонарушения, как деяния,
запрещенного законодательством Российской Федерации в сфере санитарно-

13 эпидемиологического благополучия населения, независимо от того, был ли в результате этого деяния причинен материальный ущерб или вред здоровью человека. Специфика санитарного правонарушения, посягающего на санитарно-эпидемиологическое благополучие личного состава пограничных органов, заключается в том, что:

  1. оно является одновременно и нарушением определенных норм военной службы, решения оперативно-служебных задач;

  2. чаще всего связано с экологическим правонарушением;

  3. диспозиции статей, устанавливающих объективную сторону санитарных правонарушений, присущ бланкетный характер с обширным перечнем относящихся законов и подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих санитарные нормы и правила.

Характерным для правонарушений, совершаемых военнослужащими, является то, что санитарное правонарушение это еще и нарушение определенных норм военной службы, решения оперативно-служебных задач.

Специфические черты юридической ответственности за санитарные пра-вонарушения следующие:

а) она является составной частью экологической ответственности;

б) диспозиции статей, предусматривающих юридическую ответственность за
нарушение санитарных норм и правил, присущ бланкетный характер с обширным
перечнем относящихся законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в ре
зультате исследования разработан ряд теоретических положений, применение
которых позволит повысить эффективность деятельности пограничных органов
федеральной службы безопасности по обеспечению санитарно-
эпидемиологического благополучия личного состава. Сформулированные в
диссертации теоретические положения могут быть использованы в целях даль-
* нейшего изучения актуальных проблем осуществления государственного сани-

тарно-эпидемиологического надзора и контроля.

Практическая значимость исследования также состоит в том, что содержащиеся в ней методические и методологические положения доведены до

14 уровня практических рекомендаций и могут быть в дальнейшем использованы при разработке целенаправленных и конкретных мер по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и контроля в пограничных органах федеральной службы безопасности. Кроме того, автором сформулированы конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты: федеральные законы «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1 и «Об охране окружающей среды»2, Положение о Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре общеправовых дисциплин Московского пограничного института Федеральной службы безопасности Российской Федерации, обсуждена на заседании кафедры и рекомендована к защите. В процессе проведения исследования его отдельные положения использовались при преподавании курса «Экологическое право» в МПИ ФСБ России, при подготовке курсантами и слушателями института тем дипломных работ.

Положения и выводы диссертации использовались в процессе законодательной работы договорно-правовым отделом Пограничной службы ФСБ России, а также Медицинским отделом Пограничной службы ФСБ России и Пограничным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФСБ России.

Основные результаты диссертации были отражены в трех научных статьях общим объемом 1,8 п.л.

Структура диссертации. Структура работы обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии, приложений.

1 См.: Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. от 30 декабря 2001., от 10 января,
30 июня 2003 г., от 22 августа 2004 г., от 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Россий
ской Федерации. - 1999. - № 14. - Ст. 1650.

2 См.: Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей сре
ды» (с изм. от 22 августа, 20 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2002. - № 2. - Ст. 133.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций