Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Хорхоруни Арег Хоренович. Взаимодействие органов дознания и предварительного следствия при расследовании преступлений в Вооруженных Силах Республики Армения : Дис. ... канд. юрид. наук : 20.02.03 : Москва, 2004 198 c. РГБ ОД, 61:05-12/764


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

Введение 4-14

ГЛАВА 1. Органы предварительного следствия и дознания в Вооруженных Силах Республики Армения

1. Становление и развитие органов предварительного следствия в

Вооруженных Силах Республики Армения, их задачи 15-33

2. Становление и развитие органов дознания в Вооруженных Силах
Республики Армения, их задачи 34-58

ГЛАВА 2. Взаимодействие органов дознания и предварительного следствия на различных этапах расследования преступлений в Вооруженных Силах Республики Армения

1. Понятие, формы, принципы и правовые основы взаимодействия органов дознания и предварительного следствия в Вооруженных

Силах Республики Армения 59-82

2. Взаимодействие военных органов дознания и предварительного

следствия на стадии возбуждения уголовного дела 83-99

3. Взаимодействие следователей военной прокуратуры с
оперативными сотрудниками военной полиции МО РА на начальном
и последующих этапах расследования 100-123

ГЛАВА 3. Особенности взаимодействия органов дознания и предварительного следствия при расследовании преступлений, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в воинских частях Российской Федерации, дислоцирующихся на территории Республики Армения

1, Международно-правовые нормы, регламентирующие вопросы
взаимодействия органов дознания и предварительного следствия
Республики Армения и Российской Федерации 124-143

2. Особенности взаимодействия органов предварительного следствия
и дознания Российской Федерации и Республики Армения, при
расследовании преступлений, совершенных военнослужащими,
проходящими военную службу в воинских частях Российской
Федерации, дислоцирующихся на территории Республики
Армения 144-157

Заключение 158-166

Список использованной литературы 167-179

Приложение 1 180-194

Приложение П 195-198



Введение диссертации:

Актуальность темы исследования

В процессе становления Вооруженных Сил постсоветских государств значительную роль сыграли общественно-политические процессы, происходящие во всех сферах жизни. В некоторых странах СНГ существующие военные конфликты обусловили процесс развития Вооруженных Сил и страны в целом. Так, например, на территории Республики Армения (далее - РА) до формирования Вооруженных Сил действовали малочисленные вооруженные формирования, укомплектованные бойцами добровольческих отрядов. 4 декабря 1991 года законом "О составе и структуре правительства РА" наряду с другими министерствами было образовано Министерство обороны РА (далее МО РА), а 28 января 1992 года Указом Президента РА создаются Вооруженные Силы с Главным штабом ВС РА.

Принятие в 1995 году новой Конституции Республикой Армения повлекло за собой существенные изменения в уголовном, уголовно-процессуальном, а также в военном законодательствах. Новый Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армения установил обязательное производство следствия по всем уголовным делам, а дознание стало первоначальным этапом расследования.

Реформы в правовой и военной сфере, смена нормативно-правовой
базы не могли не сказаться на деятельности правоохранительных органов,
что и повлияло на снижении раскрываемости преступлений. В настоящее
время проблема раскрываемости преступлений стала особенно актуальной.
Снижение раскрываемости преступлений обусловлено рядом причин:
недостаточной укомплектованностью национальными кадрами

следственного аппарата и сотрудниками органов дознания; слабой профессиональной подготовкой кадров; низкой эффективностью взаимодействия между ними при расследовании преступлений.

Борьба с преступностью является одним из направлений укрепления законности и дисциплины в Вооруженных Силах Республики Армения. В качестве органов дознания в Вооруженных Силах Республики Армения (далее - ВС РА) выступает командир часта, наделенный необходимыми процессуальными полномочиями. Более эффективному осуществлению функций дознания способствует наличие у командира воинской части значительных полномочий в области дисциплинарной практики и военно-административной деятельности. В то же время в системе военной юстиции Республики Армения ныне действует специализированный орган дознания, военная полиция.

Приказом Министра обороны Республики Армения от 5 мая 1992 г. была создана военная полиция, как орган дознания в Вооруженных Силах Республики Армения. Некоторые подразделения военной полиции, сотрудники которых наделены правом производства дознания, осуществляют и оперативно-розыскную деятельность как средство реализации возложенной на них обязанности по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений. Спецификой военной полиции, как органа дознания в Вооруженных Силах Республики Армения, как раз и является то обстоятельство, что ее подразделения в своей деятельности сочетают как процессуальные функции - производство дознания» так и непроцессуальные - осуществление оперативно-розыскной деятельности.

На современном этапе борьба с преступностью в Вооруженных Силах Республики Армения требует не только максимального использования всех сил правоохранительных органов, но и четкой организации, обеспечивающей высокую их эффективность, координацию усилий всех служб и подразделений различных правоохранительных органов, когда каждый действует с максимальной отдачей в рамках предоставленных полномочий, и возможности одного органа сочетаются с возможностями других органов и дополняются ими. Это комплексное объединение усилий реализуется путем

взаимодействия правоохранительных органов, в первую очередь органов предварительного следствия и дознания.

Тщательный анализ организации деятельности по предупреждению, раскрытию, расследованию преступлений и розыску лиц, их совершивших, свидетельствует о пока еще неудовлетворительном состоянии взаимодействия органов предварительного следствия и дознания в Вооруженных Силах Республики Армения.

Многие аспекты взаимодействия названных субъектов так и не нашли своего разрешения. Так, до сих пор в законодательстве Республики Армения не урегулирована самая распространенная форма взаимодействия -следственно-оперативная группа. Нет четкого представления и порядка в формировании следственно-оперативных групп, не определен правовой статус представителей военной полиции в этой форме взаимодействия, не достаточно исследованы другие формы взаимодействия следователя военной прокуратуры и органов дознания в Вооруженных Силах Республики Армения.

Для снижения уровня преступности в Вооруженных Силах Республики Армения и повышения раскрываемости преступлений требуется принятие комплекса мер: в особенности, совершенствование уголовно-процессуального законодательства; максимальное объединение усилий органов дознания и предварительного следствия; выработка новых методов и способов борьбы с преступностью; повышение эффективности воспитательной работы в частях. Также необходимо наладить строгий контроль за исполнением соответствующих законов, изданием необходимых указов и конечно, ускорить реформу следственного аппарата, прокуратуры, суда, с тем, чтобы их положение, права и ответственность соответствовали задачам, которые они призваны решать.

Необходимость тщательного анализа и обобщения опыта деятельности органов дознания и предварительного следствия, повышение эффективности их взаимодействия, а также нормативно-правовая регламентация

7 взаимодействия органов дознания и предварительного следствия в Вооруженных Силах Республики Армения обуславливают актуальность и научно-практическое значение диссертационного исследования.

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования

Уголовно-процессуальным аспектам взаимодействия органов дознания и предварительного следствия посвятили свои научные исследования А.Н. Балашов, Ф.Ю. Бердичевский, СВ. Бородин, А.Н. Васильев, В.И. Власов, Б.А. Галкин, Н.Н. Гапанович, А.М. Герасимов, ИМ Гуткин, А.М. Донцов, Л.М, Карнеева, А,М Ларин, И-И. Мартинович, И.В. Михайлов, В.И. Попов, А.Р. Ратинов, ИЗ. Слинько, B.C. Статкус, М.С. Строгович, Ф.Н. Фаткуллин, М.А. Чельцов, А А Чувилев Н.П. Яблоков и другие ученые-процессуалисты.

Отдельные вопросы взаимодействия органов предварительного следствия и дознания в Вооруженных Силах исследовались в работах ученых, в частности В.Н. Абрамина, В.Н. Антипова, Н,М. Балашова, А.И. Берзина, Г,В. Дроздова, А.И. Зиновкина, В.И. Киреева, Р.Н. Климова, А.С. Кобликова, И.М. Кузнецова, СВ. Маликова, И.И. Мельникова, В.В. Романова и других ученых.

Значительный вклад ученых-процессуалистов посвящен разработке процессуальных вопросов взаимодействия органов предварительного следствия и дознания, но, тем не менее, нельзя считать теоретическую разработку этих вопросов исчерпанной.

В настоящий момент вопросы взаимодействия органов дознания и предварительного следствия при расследовании преступлений, совершенных в Вооруженных Силах Республики Армения не рассмотрены и требуют научного исследования.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в сфере взаимодействия органов дознания и предварительного следствия в ходе раскрытия и расследования преступлений в Вооруженных Силах Республики Армения, а также правовые и практические проблемы, возникающие при совместной организации предварительного расследования.

Предметом исследования являются нормы военного, уголовного, уголовно-процессуального законодательства Республики Армения, а также международно-правовые нормы, регламентирующие деятельность органов дознания и предварительного следствия и их взаимодействие.

Цели и задачи исследования

Целью исследования является изучение и обобщение законодательства, практики взаимодействия органов дознания и предварительного следствия, разработка процессуальных проблем избранной темы, выработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию организации взаимодействия органов дознания и предварительного следствия в Вооруженных Силах Республики Армения, а также, по совершенствованию правовых норм, регулирующих данную сферу отношений.

Из данных целей вытекают следующие задачи:

Проанализировать действующее законодательство Республики Армения и имеющиеся научные источники, регулирующие взаимоотношения органов дознания и предварительного следствия в Вооруженных Силах.

Исследовать задачи и содержание деятельности органов дознания и предварительного следствия в Вооруженных Силах Республики Армения.

Определить понятие взаимодействия органов предварительного следствия и дознания.

Раскрыть сущность принципов, на основе которых должно осуществляться взаимодействие органов дознания и предварительного следствия.

Исследовать процессуальные и непроцессуальные формы взаимодействия на различных этапах расследования преступлений, из которых обосновать наиболее эффективные способы и на их основе выработать научно-практические рекомендации.

Выявить особенности взаимодействия органов предварительного следствия и дознания Республики Армения и Российской Федерации.

Методологическая основа исследования

Основой методологического исследования явились общефилософские и общенаучные методы познания, в частности диалектико-материалистический и формально-логический методы познания. При работе с нормативными актами, научными материалами и статистическими данными используются статистический, сравнительно-правовой и логико-юридический методы исследования, а также метод структурного анализа.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили данные, полученные автором путем изучения более 150 научных трудов и различных литературных источников, более 170 документов современного периода, около 80 архивных документов, а также анализа содержания, методики и организационных аспектов взаимодействия органов предварительного следствия и дознания при расследовании преступлений в Вооруженных Силах Республики Армения.

Научная новина и теоретическая значимость исследования

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые предпринята попытка исследования деятельности нового для Вооруженных Сил Республики Армения органа дознания - военной полиции МО РА, и организации взаимодействия органов предварительного следствия с военной

10 полицией при расследовании преступлений в Вооруженных Силах Республики Армения. На основе проведенного анализа в работе обосновывается необходимость более детальной регламентации в уголовно-процессуальном законодательстве Республики Армения вопросов взаимодействия органов дознания и предварительного следствия.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении научных познаний и конкретизации деятельности органов дознания и предварительного следствия по расследованию преступлений в Вооруженных Силах Республики Армения.

Результаты диссертационного исследования позволяют выдвинуть и обосновать следующие существенные выводы и предложения, направленные на совершенствование взаимодействия органов дознания и предварительного следствия в Вооруженных Силах Республики Армения:

Повышение эффективности и качества деятельности органов предварительного расследования в борьбе с преступностью» может быть успешно решено лишь объединенными, согласованными усилиями следственных подразделений, иных правоохранительных органов. Отличительной особенностью взаимодействия является то, что согласованная деятельность субъектов взаимодействия должна приводить к достижению задач качественно более высокого уровня в сравнении с простым суммированием их индивидуальных возможностей.

Комплексное использование сил и средств при взаимодействии создает условия для существенного ускорения процессов обмена информацией между участниками, использование вспомогательных возможностей оперативно-розыскных и иных служб, стимулирует функциональную специализацию участников взаимодействия, обеспечивает взаимный контроль элементов системы, создает условия для возможного резервирования сил и средств в решении задач взаимодействия.

Положення, выносимые на защиту

В целях повышения эффективности взаимодействия органов дознания и предварительного следствия при расследовании преступлений в Вооруженных Силах Республики Армения на защиту выносятся следующие положения:

  1. Авторское определение понятия взаимодействия следователя и органов дознания, как основанную на законах, ведомственных и межведомственных нормативных актах согласованную по месту, времени и целям совместную деятельность следователя и органов дознания по выполнению задач уголовного судопроизводства, обеспечивающую достижение качественно более высокого уровня предварительного расследования по сравнению с простым суммированием индивидуальных возможностей участников взаимодействия.

  2. Требуется законодательное регулирование организации й деятельности военной полиции МО РА в качестве органа дознания в Вооруженных Силах Республики Армения, так как, созданная приказом Министра обороны Республики Армения от 5 мая 1992 г. военная полиция, как орган дознания в Вооруженных Силах РА, действует на основании подзаконных правовых актов.

  3. Внести дополнения в ст. 57 УПК РА, в частности: "Право органов дознания давать органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, обязательные для исполнения письменные поручения в связи с проверкой сообщений о преступлениях и расследованием уголовных дел"; "По делам, направленным прокурору или следователю, по которым не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан продолжать производство оперативно-розыскных мер для его установления, и об их результатах систематически уведомлять лиц, в производстве которых находится уголовное дело*'.

  4. Для приведения ст. 474 УПК РА в соответствие с международным договором - "Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по

12 гражданским, семенным и уголовным делам", подписанной в Минске 22 января 1993 - необходимо ее дополнять следующим пунктом: "В случаях, не терпящих отлагательства, суд, прокурор, следователь или орган дознания может обратиться непосредственно к соответствующему территориальному органу иностранного государства, если это предусмотрено международным договором РА".

5. Особенности взаимодействия следователей военной прокуратуры
Российской Федерации, находящейся на российской военной базе,
дислоцирующейся на территории РА с полицией Республики Армения:

в большинстве случаев совместно с органами расследования РФ и РА осуществляется розыск лица, совершившего преступление по "горячим следам";

полиция РА оказывает помощь в розыске лиц, совершивших преступление, подпадающее под юрисдикцию РФ;

совместная деятельность подчиняется принципу двойной криминальности;

национальный надзор и процессуальный контроль государства, на территории которого производятся действия;

при производстве полицией РА по запросу Российской стороны процессуальных, оперативно-розыскных, следственных и иных действий, следователь РФ лишь принимает участие в их производстве;

многоуровневая нормативно-правовая регламентация совместной деятельности,

6, Определение основных задач, принципов взаимодействия, порядка
организации следственно-оперативных групп, взаимодействия при
рассмотрении сообщений о преступлении, при работе на месте
происшествия, на стадиях возбуждения уголовного дела и расследования
преступлений, а также контроль и оценка результатов деятельности
представлены в предложенном диссертантом проекте Инструкции «Об
организации взаимодействия следователей военной прокуратуры и

13 сотрудников военной полиции МО РА при расследовании и раскрытии преступлений».

Практическая значимость исследования

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в работе рассмотрены сущность н задачи органов дознания и предварительного следствия в Вооруженных Силах Республики Армения, понятие, формы, принципы и правовые основы взаимодействия органов дознания и предварительного следствия, их взаимодействие на различных этапах расследования уголовных дел, а также международно-правовая регламентация и особенности взаимодействия органов дознания и предварительного следствия Российской Федерации и Республики Армения, а также ряд других вопросов, которые ставит перед собой практика применения законов, регулирующих взаимодействие органов дознания и предварительного следствия.

По результатам диссертационного исследования могут быть внесены изменения в законодательство Республики Армения, выработаны методические рекомендации для сотрудников органов дознания и предварительного следствия при расследовании преступлений в Вооруженных Силах Республики Армения. Кроме того, на основе рассмотрения теоретических положений и анализа практики, сделаны выводы, которые могут быть использованы в учебном процессе при подготовке военных юристов в учебных заведениях Республики Армения, а также внедрение основных принципов взаимодействия в учебный процесс, при подготовке командного состава.

На основе проведенного диссертационного исследования автор разработал проект новой Инструкции "Об организации взаимодействия следователей военной прокуратуры и сотрудников военной полиции МО РА при расследовании и раскрытии преступлений".

14 Апробация результатов исследования

Диссертация подготовлена на кафедре уголовного процесса Военного университета, где проводилось ее обсуждение в целом и отдельных проблем.

Основные положения и выводы, полученные диссертантом в ходе проведенного исследования, докладывались на заседаниях кафедры, обсуждались на сборах работников военной полиции МО РА и военной прокуратуры РА. Некоторые положения диссертации апробированы при проведении учебных занятий с курсантами Военного университета МО РФ. Основные теоретические положения диссертации изложены в 3 научных публикациях.

Структура диссертационного исследования

Основной текст диссертационного исследования изложен на 166 листах машинописного текста. Работа состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций