Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Снегова Елена Сергеевна. Ориентация школьников старших классов на профессию учителя физической культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Москва, 2005 202 с. РГБ ОД, 61:06-13/1112


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА І.ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 9

1.1.Роль профессиональной ориентации в самоопределении

школьников 9

1.2.Формы проведения профориентационной работы и факторы, влияющие

на профессиональное самоопределение учащихся 22

І.З.Ценностно-мотивационная сфера личности, интерес к занятиям и потребность в самосовершенствовании - как путь ориентации школьников на

профессионально-педагогическую деятельность 26

1.4. Психологические особенности старших школьников 32

1.5.Личностная характеристика специалиста и особенности

профессиональной деятельности 37

Резюме 42

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДО

ВАНИЯ 44

2.1. Цель, задачи исследования 44

2.2. Методы исследования 44

2.3. Организация исследования 52

ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОФЕС

СИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ, СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА И

СТАРШЕКЛАССНИКОВ 55

3.1. Изучение факторов, влияющих на эффективность педагогической

деятельности учителей физической культуры 55

3.2. Особенности проявления потребностно-мотивационной сферы студентов физкультурного ВУЗа к профессиональной деятельности учителя 64

3.3. Исследование педагогической позиции учителей физической культуры и студентов как системы отношений к педагогической деятельности 68

3.4. Изучение когнитивной сферы учащихся старших классов в

профессиональном самоопределении 76

Резюме 85

ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТА-ЦИОННОГО КУРСА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И

СПОРТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ 87

ГЛАВА V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КУРСА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ

КЛАССОВ 98

5.1.Изучение компонентов профессионального самоопределения у

старшеклассников 98

5.2.Динамика физической подготовленности школьников 107

5.3.Влияние экспериментальной программы на профессиональную

готовность 111

5.4. Анализ теоретической подготовленности старшеклассников к

педагогической деятельности 115

5.5. Влияние профориентационных игровых упражнений на сферу

профессиональных предпочтений и профессиональную мотивацию

учащихся 118

5.6. Сравнительный анализ профессиональной заинтересованности учителей

физической культуры, студентов и старшеклассников 126

Резюме 129

ВЫВОДЫ 131

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 134

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 136

ПРИЛОЖЕНИЯ 155

АКТЫ ВНЕДРЕНИЯ 201 



Введение диссертации:

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения качества подготовки специалистов, где существенную роль играет отбор из числа абитуриентов, имеющих правильное представление о своей будущей профессии. Именно это призвана реализовать профессиональная ориентация. Современный мир может гармонично развиваться только при наличии гибкой системы образования, которая способна не только предвидеть и успешно решать возникающие задачи, но и является формирующим элементом всей гаммы духовных и культурных ценностей, направленных на самосохранение и воспроизводство, качественное улучшение всей социальной структуры общества.

Потребность современного рынка труда в широко образованных специалистах, мобильных к изменению характера труда, освоению новых технологий, вызывает необходимость создания новой системы допрофессиональной и профессиональной подготовки молодёжи, основанной на принципах интеграции знаний гуманистической и профессиональной направленности [3,7,28,97,98,133,136,137,139,148,149,165,184,185].

Реформы, которые в настоящее время проводятся в различных областях науки и практики, полностью затрагивают и образование. При реализации принципа соответствия уровня знаний и умений школьников требованиям современной жизни в условиях демократического общества, необходим резкий прирост степени преподавания всех предметов, для обеспечения более высокого уровня подготовленности школьников к переходу к новым требованиям, как высшего образования, так и реальной практической деятельности [39,81,103,159,164,179]. Проводимая Госкомвузом России реформа высшей школы обусловлена необходимостью реконструкции системы образовании в соответствии с экономическими и политическими изменениями в жизни общества. Система довузовской подготовки является важной составной частью процесса непрерывного физкультурного образования, обеспечивая необходимую связь между этапом

формирования контингента абитуриентов вуза физкультурно-спортивного профиля и этапом непосредственной подготовки специалистов в ВУЗе [41,170,178]. Профориентация молодежи является не только и не столько проблемой педагогической, сколько общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов недостаточно. В настоящее время общество предъявляет высокие требования к личности и деятельности учителя, и поэтому происходит несоответствие между практической

неподготовленностью учителя к деятельности и личностью самого педагога [9,21,33,50, 62,80,88,102,154].

В настоящее время в высших учебных заведениях обучается значительная часть студентов, имеющих недостаточное представление о будущей специальности. Необходимо осуществлять подготовку будущего специалиста, способного работать в информационном поле в качестве тренера-методиста, умеющего организовать конкурентоспособный процесс конкретной физкультурно-спортивной деятельности в современных социально-экономических условиях [5,30,68,123,137,152,185,198,].

Актуальность исследуемой проблемы в плане профессиональной подготовки определяется тем, что её изучение будет способствовать более целенаправленному проведению ориентации школьников на пороге их профессионального самоопределения, так как только при своевременном и правильном выборе будущего пути эффективность деятельности станет намного выше.

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения учащихся старшего школьного возраста.

Предмет исследования: социально-педагогические аспекты

формирования мотивационных установок учащихся старших классов к профессии учителя физической культуры.

Научная гипотеза: процесс становления профессионального самоопределения старших школьников окажется успешным при реализации следующих социально-педагогических условий:

расширение теоретической грамотности, образованности и осведомлённости старшеклассников, их профессиональной готовности и профессиональной заинтересованности;

выявление содержательных потребностно-мотивационных характеристик школьников к профессии учителя физической культуры;

разработка программно-содержательного обеспечения процесса физического воспитания, обеспечивающего планомерное становление совокупности мотивов и потребностей на профессиональную деятельность учителя физической культуры;

- разработка общей направленности процесса физического воспитания и самоопределения на становление личностных характеристик, отражающих готовность к профессиональной деятельности учителя физической культуры.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в углублении системы теоретических и практических представлений о профессии учителя физической культуры:

- анкетно-методический материал позволяет целенаправленно определить комплекс компонентов профессиональной ориентации (мотивация, предпочтения, готовность и т.д.);

- методика проведения профориентационных игровых упражнений позволяет добиться доброжелательной, непринуждённой атмосферы; активизирования деятельности учащихся; моделирования элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения и т.д.;

-лекционный курс позволяет повысить уровень теоретической осведомлённости, образованности и грамотности учащихся в сфере физической культуры и спорта;

-программно-содержательное обеспечение профориентационного курса целесообразно проводить на довузовском этапе образования в контексте уроков физической культуры или специальным курсом дополнительной подготовки в период самоопределения учащихся.

Научная новизна определяется следующими положениями:

- исследованы особенности профессионального самоопределения учителей физической культуры, студентов физкультурного ВУЗа и старшеклассников; -изучены компоненты профессионального самоопределения старшеклассников;

- разработана программа профориентационного курса для учащихся старших классов.

Практическая значимость работы заключается в том, что впервые: разработано программно-содержательное обеспечение профориентационного курса для учащихся старших классов;

- выявлены показатели повышения осознанности выбора профессиональной деятельности;

разработаны: методика проведения профориентационных игровых упражнений, анкета «Арсенал теоретических знаний» и анкета «Проблема профессионального самоопределения» для учащихся старших классов.

Основные положения, выносимые на защиту: 1 Заинтересованность, определяющаяся стажем педагогической работы; удовлетворённость жизнедеятельностью в образовательном учреждении; барьеры педагогической деятельности являются факторами, которые влияют на эффективность деятельности учителей физической культуры.

Профессиональная мотивация и интерес к профессии характеризуют потребностно-мотивационную сферу студентов.

Педагогическая позиция учителей и студентов рассматривается как система отношений к педагогической деятельности.

Уровень когнитивной сферы старшеклассников определяет правильность профессионального самоопределения.

Компоненты профессионального самоопределения старшеклассников обуславливают осознанность выбора профессионального будущего и зависят от физической подготовленности.

Программа профориентационного курса для учащихся старших классов позволяет эффективно воздействовать на профессиональное самоопределение школьников.

Структура и объём диссертации: Диссертация изложена на 202 листах и состоит из введения; 5 глав; выводов; практических рекомендаций; списка используемой литературы, включающего 201 источник, в том числе 14 зарубежных; 13 рисунков; 22 таблиц; 17 приложений и 2 актов внедрения.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций