Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций Электронная библиотека российских диссертаций
Каталог

Обратная связь

Я ищу:

Содержимое электронного каталога российских диссертаций

Диссертационная работа:

Смирнова Елена Юрьевна. Развитие моторной сферы детей дошкольного возраста с нарушением речевой функции средствами коррекционно-развивающей физической культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Москва, 2005 165 с. РГБ ОД, 61:05-13/1722


Для получения доступа к работе, заполните представленную ниже форму:


*Имя Отчество:
*email



Содержание диссертации:

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8

1.1. Физическое состояние дошкольников с нарушением речевой функции 8

1.2. Взаимосвязь развития тонкой моторики и высших психических функций 18

1.3. Основные направления физической культуры дошкольников 27

ГЛАВА 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 39

2.1. Цель и задачи исследования 39

2.2. Методы исследования 39

2.3. Организация исследования 50

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 52

3.1. Физическое развитие и функциональное состояние дошкольников 53

3.2. Физическая подготовленность дошкольников 57

3.3. Сравнительная характеристика дошкольников с нарушением речи и с нормой речевой функции 60

ГЛАВА 4. КОРРЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 65

4.1. Структура коррекционно-развивающей физической культуры 66

4.2. Средства коррекционно-развивающей физической культуры 78

4.3. Эффективность применения коррекционно-развивающей физической культуры 90

ГЛАВА 5. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 105

ВЫВОДЫ 111

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЩШ 113

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 125

ПРИЛОЖЕНИЕ 142 



Введение диссертации:

Актуальность. В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. Заметно возросло количество коррекционных групп и классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций (8; 99; 100).

Вопрос коррекции речевых нарушений у дошкольников встает с каждым годом все острее. Это связано и с ухудшением экологического состояния природы, качества продуктов питания, и другими причинами. Наибольший процент детей, составляющий логопедические группы, имеет общее недоразвитие речи с синдромом стертой дизартрии, или, иначе говоря, нарушение иннервации речевых органов (73; 117).

С точки зрения физиологии многие нарушения речи представляют собой и нарушение моторики. Оно может быть вызвано подражанием неправильному двигательному образу, поражением двигательных центров или проводящих путей, функциональной недостаточностью нервной системы или психическим торможением (19).

Неспособность к нормальной речевой деятельности является функциональным нарушением тонкой моторики. Кроме того, наблюдаются и нарушения грубой моторики. Задержка общего развития и нарушения грубой моторики проявляются как в речевом, так и в моторном развитии (83; 113; 116).

При этом ряд авторов (8; 72; 115; 165) утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить желаемые результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. Результаты не достигаются в полном объеме, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психофизических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов.

Проблемы поиска эффективных здоровьесберегающих и коррекционных технологий остаются актуальными и для дошкольного учреждения, и для муниципального и регионального управления образованием (65; 183; 157).

Попытки внедрять различные модели оздоровительных, коррекционно-развивающих программ, новые формы занятий, предлагаемых различными авторами без учета возможностей дошкольного образовательного учреждения и знания контингента занимающихся, не приводят к желаемым результатам.

Ритмическая гимнастика (РГ) является доступной и универсальной формой эффективного физического воспитания и направленной коррекции моторной функции детей (149; 185).

В этой связи разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной функции средствами ритмической гимнастики дошкольников с нарушением речи является актуальной научной задачей, требующей своего решения.

Научная гипотеза. При постановке исследования предполагалось, что разработка коррекционно-развивающей методики физического воспитания на основе применения средств ритмической гимнастики позволит оптимизировать психофизическое состояние воспитанников детского образовательного учреждения компенсирующего вида и расширит арсенал средств коррекционно-развивающей физической культуры.

Объект исследования. Педагогический процесс коррекционного-развивающего физического воспитания детей с нарушением речи.

Предмет исследования. Содержание и направленность физкультурных занятий дошкольников с нарушением речи.

Научная новизна. Впервые разработана и научно обоснована рациональная методика применения средств ритмической гимнастики для коррекции моторной функции в системе физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.

Выявлены особенности физического и психомоторного развития детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста.

Предложены комплексы упражнений для коррекционно-развивающих занятий музыкально-двигательной направленности в физическом воспитании дошкольников с нарушением речи.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы:

в практике работы педагогов муниципального детского образовательного учреждения компенсирующего вида и дошкольных образовательных учреждениях обычного типа при планировании физкультурных занятий;

в преподавании курсов теории и методики физического воспитания дошкольников;

в ходе подготовки и повышения квалификации физкультурных и музыкальных работников детских специальных образовательных учреждений.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Методика комплексного коррекционно-развивающего физического воспитания для дошкольников с нарушением речи на основе музыкально-двигательных ритмических средств является педагогически Целесообразной и эффективной.

2. Интеграция трех компонентов воздействия: движения, гимнастического образа и музыки, позволяет наиболее эффективно развивать физические качества и психомоторные функции дошкольников с нарушением речи. Применение серийно-поточного метода позволяет повысить моторную плотность занятий, интенсивность физической нагрузки.

3. Наиболее эффективными и доступными средствами коррекции и развития координационных способностей и мелкой моторики являются упражнения с предметами, танцевально-ритмические композиции, специальные упражнения, стимулирующие мышечный тонус, музыкально-ритмические игры.

Структура и объем работы: работа состоит из введения, пяти глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Основная часть диссертации изложена на 165 страницах машинописного текста, иллюстрирована 8 рисунками и 17 таблицами. Список литературы содержит 202 источника, из них 10 зарубежных авторов.

Реклама


2006-20011 © Каталог российских диссертаций